Бензопила Штиль (Stihl) — обзор, устройство, Неисправности – причины и способы устранения
Устройство бензопилы ШтильОсобенности выбора топлива Рекомендации:Масло для бензопилыПроизводитель рекомендует применять минеральные масла Stihl HP и…
Бензиновые пилы Штиль по праву зарекомендовали себя как надежные, качественные и долговечные инструменты. Миллионы людей по всему миру, занимающиеся пилкой древесины, отдают им предпочтение.
Устройство бензопилы Штиль
Основные части и механизмы
- топливная система. Состоит из бака для бензомаслянной смеси, фильтра топлива и гибкого шланга, который подводит смесь к карбюратору. Объем бака в зависимости от модели – до 0,7 литров. Этого достаточно для 30-35 минут работы;
- карбюратор. Насыщает топливо воздухом, создавая мелкодисперсную смесь. Благодаря винтам регулировки можно настроить максимальные, минимальные и холостые обороты;
- система зажигания. Используется электронное зажигание, обеспечивающее поджиг в любых условиях;
- двигатель. Применяются двухтактный двигатель с единственным цилиндром. В ряде моделей установлен модернизированный двигатель с технологией 2-MIX, которая предотвращает смешивание поступающей топливной смеси и отработанных газов. В результате на 20 % меньше расходуется топлива, уменьшаются вредные выбросы;
- механизм сцепления. Фрикционные сегменты конструкции при определенных оборотах в минуту под действием центробежной силы сцепляются и начинают вращать барабан механизма с ведущей звездочкой. Ее лучи сцепляются с зацепами цепи и приводят ее в движение. При затруднении вращения, например, попадании металлического предмета, фрикционы расцепляются с барабаном, вращение цепи прекращается. Двигатель продолжает работать без перегрузки;
- шина. Деталь, направляющая движение цепи. От выбора шины зависит качество распила, износ двигателя. Нельзя использовать шину большей рекомендованной производителем длины;
- пильная цепь. Состоит из:
— режущих звеньев с заточенными кромками;
— ведущих звеньев, обеспечивающих зацеп с ведущей звездочкой и движение по канавке шины;
— соединительных элементов, объединяющих все части в одну заклепками.
- система смазки цепного механизма. Уменьшает износ и улучшает скольжение, предотвращает излишний нагрев шины;
- стартер. Запускает двигатель, прокручивая тросовым механизмом коленчатый вал. Происходит воспламенение воздушно-топливной смеси от искры свечи, и двигатель запускается.
- элементы управления:
- Комбинированный рычаг. Для переключения режимов работы.
- Стопор рычага газа. Дополнительная защита. При отпускании задней рукоятки вращение ведущей звездочки прекращается.
- Рычаг газа. При нажимании увеличиваются обороты двигателя.
Особенности выбора топлива
Особенность двухтактного карбюраторного двигателя – отсутствие системы смазывания движущихся элементов. Ее роль выполняет топливо: смесь бензина и масла. Поэтому при использовании чистого бензина бензопила выйдет из строя.
В руководствах по эксплуатации агрегатов Штиль предписывается использовать бензин с октановым числом не менее 90. В условиях России лучшее решение — марка АИ-92. Использовать топливо с большими показателями рискованно. Часто высокооктановый бензин получают, добавляя присадки, которые приводят к неисправностям двигателя пилы. Также исключается бензин с долей содержания этанола больше 10%.
Для получения топливной смеси бензин смешивают с маслом в соотношении 1 к 50: на 1 литр бензина 20 мл масла.
Рекомендации:
- для приготовления использовать чистую емкость;
- готовую смесь израсходовать в течение месяца;
- не подвергать готовую смесь воздействию низких и высоких температур;
- не допускать воздействия прямых солнечных лучей при хранении в прозрачной таре;
- перед заправкой смесь тщательно встряхнуть.
Масло для бензопилы
Масло в пилах Штиль применяется:
- В топливной смеси.
Должно соответствовать следующим критериям:
- хорошо растворяться в бензине, не включать в себя примеси, которые при сгорании засоряют карбюраторную систему;
- обеспечивать защиту частей и механизмов двигателя от коррозии и износа, обладать высокими покрывными и смазывающими характеристиками.
Производитель рекомендует применять минеральные масла Stihl HP и Stihl HP Super, а также синтетику Stihl HP Ultra.
HP и HP Super обеспечивают работу двигателя при температуре до минус 10 º С. После сгорания оставляют минимум нагара.
Синтетика HP Super нагара на деталях карбюратора после сгорания почти не оставляет. Сохраняет характеристики при температуре до минус 25 ºС. Высокие показатели экологической безопасности: при попадании в почву 80% разлагается в течение 21 дня.
- Для смазки цепного механизма.
Должно обладать хорошей адгезией — сцеплением с металлической поверхностью. При пилении под действием центробежной силы масло с низкими адгезионными характеристиками быстро покинет детали цепи. Трение увеличится, качество пропила упадет, температура шины повысится, и она может прийти в негодность.
Для смазки цепных элементов пил Штиль рекомендовано масло Forestplus этого же производителя. Его компоненты подобраны так, чтобы обеспечить надежную смазку в любых температурных условиях. Оно не подвержено осмолению, то есть выпадению в осадок затвердевших фракций, на протяжении срока годности – 3 лет.
Фирменные масла дороги. Однако их использование гарантирует длительную бездефектную работу агрегата
Порядок действий при запуске
Алгоритм действий при пуске пилы
- Включить ручной тормоз, надавив на защитный щиток рукой до щелчка.
- Нажать на декомпрессионный клапан, если он предусмотрен в модели. Это упростит включения двигателя.
- Нажав клавиши газа и стопор газа на рукоятку одновременно привести рычаг управления режимами в нижнее положение.
- Установить пилу на ровную поверхность.
- Левой рукой взяться за трубчатую рукоятку, правой – за рукоятку стартера. В прорезь задней рукоятку вставить носок ноги и весом тела придавить пилу к поверхности.
- Плавно вытянуть за рукоятку тросик стартера до упора. Затем с силой несколько раз потяните за рукоятку стартера вверх, одновременно упираясь в трубчатую рукоятку.
Запрещается вытягивать трос на всю длину – опасность взрыва!
Обкатка бензопилы
Обкатывают все новые и отремонтированные бензопилы. Особенность двухтактного двигателя — нельзя допускать, чтобы детали и механизмы прирабатывались на холостом ходу. В этом режиме бензомаслянная смесь не успевает полностью сгорать и на стенках цилиндра и карбюратора образуется нагар, двигатель закоксовывается. Этот процесс быстро приводит к поломке агрегата.
Прирабатывание подвижных элементов производится при незначительных нагрузках. Бензопилой во время обкатки необходимо пилить, не прикладывая при этом значительных физических усилий. Рекомендованный режим:
- минута – полторы — пиление с незначительной нагрузкой;
- 10-15 секунд в режиме холостого хода.
Для приработки деталей и выхода двигателя на номинальную мощность необходимо, чтобы было выработано 7-10 полных заправок топлива.
Подвижные элементы пильной гарнитуры также должны приработаться. Перед первым пуском цепь обильно смазывается маслом или на время помещается в емкость с маслом. При установке цепь натягивается так, чтобы она плотно сидела на шине, но могла проворачиваться рукой. Приработка деталей гарнитуры происходит одновременно с обкаткой всего агрегата.
После каждого окончания работы проверяется натяжение цепочки.
При обкатке не следует давать пиле большую нагрузку
Регулировка карбюратора
Со временем возникают проблемы в работе карбюраторной системы: бензопила Stihl глохнет, долго запускается, выхлоп темнеет и т.д. В таких случаях необходима настройка карбюратора. В ходе ее устанавливаются максимальные, минимальные и холостые обороты в соответствии с техническими данными, указанными в руководстве по эксплуатации. Для точности необходимо использовать тахометр.
- Произвести техническое обслуживание: чистку или замену фильтра воздуха, очищение карбюраторной системы и двигателя, проверку натяжения цепи, проверку свечи.
- Включить пилу на 5 минут на холостых оборотах. Остановить.
- Затянуть по часовой стрелке винты H и L до упора, без излишних усилий. Затем отвернуть оба на 360º.
- Запустить мотор, выжать рычагом газ и, вращая винт H, довести обороты до максимума, указанного в руководстве.
- Крутить болт LA на холостом ходу до начала вращения ведущей звездочки. Отвернуть болт на 45˚.
- Если мотор останавливается или холостые обороты неустойчивы – вращаем болт L, увеличивая скорость вращения и добиваясь стабильной работы.
- Вращая болта LА, добиться необходимых значений холостого вращения.
Элементы настройки карбюратора. Винт H – установка максимальных оборотов, винт L — установка минимальных оборотов, винт LF – установка оборотов холостого хода
Неисправности – причины и способы устранения
Пила не заводится
Существует несколько основных причин незапуска агрегата:
- Проблемы с подачей топлива.
- Свеча заливается смесью. Причины:
— неправильный запуск холодного агрегата. По инструкции запуск должен начинаться при нижнем положении комбинированного рычага. После первого выхлопа рычаг переводится в положение 1. Если оставить рычаг в нижнем положении и продолжать заводить пилу, свеча зальется.
Как исправить: необходимо просушить свечу и выполнить все пункты запуска еще раз;
— износ мембраны карбюратора.
Что делать: замена мембраны в мастерской.
- Непоступление топлива в карбюратор. Причины:
— засорение обратного клапана топливного бака, сапуна.
Как исправить: прочистить сапун иголкой.
— засорение карбюратора продуктами сгорания. Причины: использование некачественного топлива.
Как исправить: чистка и регулировка карбюраторной системы в мастерской.
— засорение топливного фильтра.
Как исправить: заменить фильтр.
- Засорение воздушного фильтра или глушителя
Причины: использование некачественного топлива. Несвоевременная замена воздушного фильтра.
Как исправить: промывка и механическая чистка глушителя. Замена фильтра.
- Поломка цилиндропоршневой группы
Причины: неправильная эксплуатация, износ.
Как исправить: диагностика и ремонт в мастерской.
Нет искры – порядок действий при ремонте
Необходимо проверить свечу. Если на контактах нагар, очистить его. Проверить величину зазора между контактами. Он должен быть примерно 0,5 мм. Поставить свечу на место и еще раз запустить агрегат. При отсутствии искры, заменить свечу.
Если искра не появилась, проверяется система зажигания. Выявляются повреждения вращающихся деталей, проводов, подшипника маховика. Если повреждения визуально не установлены, причина в неисправности электронного модуля зажигания. Деталь не ремонтируется, а заменяется на аналогичную. Для точной диагностики и устранения поломки лучше обратиться в специализированную мастерскую.
Почему рвет цепь на бензопиле?
Бензопила штиль может рвать по нескольким причинам:
- Использование моделей сторонних производителей. Металл, из которых они произведены, может не выдерживать нагрузок и разрушаться.
- В случае излишнего натяжения цепи может случиться обрыв.
- Износ ведущей звездочки. Производитель рекомендует менять звездочку, если на ней следы износа глубиной более 0,5 мм. При превышении этого значения она теряет конфигурацию и не обеспечивает необходимого сцепления с зацепами, что в итоге приводит к обрыву. Считается, что вторая цепь, поставленная на старую звезду, прослужит на 40% меньше первой, а третья — на 70%.
- Еще одна причина возникает зимой. Перед началом работы у шины и цепочки одинаковая температура. Во время работы металл нагревается и расширяется, но у цепи коэффициент расширения выше, поэтому она начинает провисать. Ее подтягивают. По окончании работы металл охлаждается и сжимается, линейные размеры деталей уменьшаются. Если не ослабить натяжение, возможна деформация соединительных звеньев, что приведет к разрыву цепи.
Остановка при нажатии на рычаг газа
Возможные причины:
- неотрегулированная или засоренная карбюраторная система – наиболее вероятная причина. Необходимо разобрать и прочистить карбюратор. Затем установить обратно и заново настроить. Выполнение возможно только опытным пользователем, ранее уже выполнявший подобный ремонт. Новичку лучше обратиться к специалисту или сдать агрегат в специализированную мастерскую. Там проведут диагностику, установят причину неисправности и исправят дефект;
- загрязнение воздушного фильтра. В карбюратор попадает меньше воздуха, поэтому горючая смесь не может воспламениться. Редкий случай, так как засорение фильтра сопровождается постепенным уменьшением мощности. Обычно это замечается и фильтр чистится или меняется;
- засорился фильтр топлива и при увеличении газа в карбюратор попадает недостаточное количество смеси. Необходимо заменить фильтр;
- из-за недостаточного поступления бензомаслянной смеси в цилиндропорщневую группу на ее стенках образуются задиры, препятствующие свободному ходу поршня. Исправляется заменой поршня и цилиндра в условиях профессиональной ремонтной мастерской.
Модельный ряд бензопил Штиль
Бензопилы штиль, модельный ряд которых представлен ниже, предназначены для пилки древесины как в быту, так и в лесной промышленности.
STIHL MS 180-14
Достоинства: небольшой вес, компактность, мощность.
Недостатки: быстро засоряется воздушный фильтр, требовательна к маслу, дорогие расходные материалы.
Вывод: отличная модель для бытовых нужд.
STIHL MS 180 C-BE
STIHL MS 180 C-BE
Достоинства: легкий запуск, замена цепи без инструментов, защита от вибрации, удобный тормоз цепи.
Недостатки: большой расход масла для цепного механизма, ненадежный трос стартера, требовательна к топливу, дорогие расходники.
Вывод: хорошая бытовая модель с повышенным уровнем комфорта.
STIHL MS 180-16
Достоинства: небольшой вес, компактность, мощность.
Недостатки: быстро засоряется воздушный фильтр, требовательна к маслу, дорогие расходные материалы.
Вывод: отличная модель для бытовых нужд.
STIHL MS 170
Достоинства: небольшой вес, компактность, качество сборки.
Недостатки: не всегда хватает мощности, быстро засоряется воздушный фильтр, требовательна к маслу, дорогие расходные материалы.
Вывод: хорошая модель начального уровня.
STIHL MS 260
STIHL MS 250
Достоинства: мощность, качество сборки, система STIHL Ematic, на 50% снижающая расход цепного масла, защита от вибрации.
Недостатки: достаточно большой вес, громкий звук во время работы, быстро засоряется воздушный фильтр.
Вывод: хорошая модель полупрофессионального уровня.
STIHL MS 250 C-BE
STIHL MS 250 C-BE
Достоинства: мощность, качественный пластик корпуса, система быстрого натяжения цепи, система быстрого запуска, защита от вибрации.
Недостатки: достаточно большой вес, громкий звук во время работы, быстро засоряется воздушный фильтр.
Вывод: хорошая модель полупрофессионального уровня.
STIHL MS 230
Достоинства: мощность, качественный пластик корпуса, система быстрого запуска, защита от вибрации.
Недостатки: достаточно большой вес, не видно уровней масла и топлива, громкий звук во время работы, быстро засоряется воздушный фильтр.
Вывод: хорошая модель для работы бытового уровня. Может выполнять профессиональную валку деревьев небольшого объема.
STIHL MS 210
Достоинства: небольшой вес, компактность, мощность, подогрев карбюратора, система смазки цепной системы STIHL Ematic.
Недостатки: быстро засоряется воздушный фильтр, требовательна к маслу, дорогие расходные материалы.
Вывод: мощная модель для бытовых нужд.
STIHL MS 880-36
Достоинства: мощность, производительность, надежность.
Недостатки: большой вес, громкий звук – необходимы наушники, цена. быстро засоряется воздушный фильтр, требовательна к маслу, дорогие расходные материалы.
Вывод: мощная модель для бытовых нужд.
STIHL MSE 141 С-Q-14
STIHL MSE 141 С-Q-14
Достоинства: небольшой вес, тонкая цепь, тихий звук, защита от перегрузки, цена.
Недостатки: короткий силовой кабель, медленный отклик на нажатие клавиши увеличения мощности.
Вывод: хорошая бытовая модель для мест, где есть электричество.