Статьи
ДВИГАТЕЛЬ 245 И ЕГО СИСТЕМЫ
На автомобилях ЗИЛ-5301 и его модификациях установлен дизель мод. Д-245.12* производства ПО «Минский моторный завод» (г. Минск, Республика Беларусь), который является автомобильной модификацией дизеля Д-245.
Дизель Д-245.12 имеет ряд конструктивных отличий от дизеля Д-245, связанных как с обеспечением необходимых мощностных параметров, надежности, так и компоновочными решениями подкапотного пространства автомобиля. Устройство дизеля показано на рис. 3-1 и 3-2.
Техническая характеристика дизеля Д-245.12
Тип дизеля
Способ смесеобразования
Число цилиндров Расположение цилиндров Порядок работы цилиндров Диаметр цилиндра, мм Ход поршня, мм Рабочий объем цилиндров, л Направление вращения коленчатого вала по ГОСТ 22836-77 Степень сжатия (расчетная) Номинальная мощность по ГОСТ 14846-81, кВт (л.с):
— брутто
— нетто
Номинальная частота вращения, мин -1
Максимальный крутящий момент брутто по ГОСТ 14846-81, Нм,’ не менее
Частота вращения при максимальном значении крутящего момента, МИН» 1
Минимальная устойчивая частота вращения на холостом ходу, мин -1 , не более
Удельный расход топлива по внешней скоростной характеристике г/к Вт-ч:
— минимальный
— при номинальной мощности брутто
Часовой расход топлива при номинальной мощности брутто, кг/ч Часовой расход топлива при минимальной устойчивой частоте вращения холостого хода, кг/ч, не более Номинальный установочный угол опережения впрыска топлива, град, до ВМТ
Общий расход масла (с учетом замены) в процентах к расходу топлива, не более
Четырехтактный дизель с турбонаддувом Непосредственный впрыск топлива 4
Рядное, вертикальное 1-3-4-2 ПО 125 4,75
правое 15,1
* С 1999 г. на автомобили устанавливается дизель Д-245. 12С, являющийся исполнением дизеля Д-245.12 и соответствует требованиям Правил ЕЭК ООН № 49-02А ( EVRO — I ) по токсичности отработавших газов.
** Для дизеля Д-245.12С установочный угол 1Г±Г.
Расход масла на угар по ГОСТ 18509-88 в процентах к расходу , топлива, не более 0,5
Давление масла в главной масляной магистрали на номинальном режиме работы дизеля, МПа 0,25. 0,35
Масса — дизеля, незаправленного горюче-смазочными материалами и охлаждающей жидкостью в комплектации по ГОСТ 14846-81 для мощности нетто ( с компрессором, шестеренным насосом и сцеплением), кг 500
Габаритные размеры, мм:
— длина 1011,5
— ширина 702,0
— высота 1080,5
ПРЕДРЕМОНТНАЯ ДИАГНОСТИКА ДИЗЕЛЯ И СРЕДСТВА ДИАГНОСТИКИ
Диагностические параметры дизеля
Предремонтная диагностика дизеля позволяет определить необходимость ремонта узлов и агрегатов дизеля и тем самым сократить объем ремонтных работ.
Капитальный ремонт дизеля определяется в первую очередь износом цилиндров, а общий — необходимостью замены поршней и поршневых колец (иногда только поршневых колец). Одновременно с ремонтом цилиндров ремонтируется коленчатый вал и заменяются другие детали кривошипно-шатунного механизма.
Признаками необходимости ремонта дизеля являются увеличенный расход масла на доливки, дымление (прорыв газов в картер), резко увеличенный расход топлива, резкое снижение мощности дизеля и затрудненный пуск зимой.
Диагностические параметры дизеля Д-245.12, определяющие необходимость ремонта, приведены ниже.
Эффективная мощность (брутто) на коленчатом валу, кВт менее. 73
Удельный расход топлива, г/кВт.ч, более. 272
Давление масла в главной масляной магистрали дизеля, прогретого до температуры 75. 95° С, МПа, менее:
на режиме частоты вращения 2400 мин -1 (при невозможности дальнейшей регулировки сливного клапана) 0,13 на режиме минимальной частоты вращения холостого хода 0,06 Расход масла на угар, % от расхода топлива, более 1 Минимальная устойчивая частота вращения коленчатого вала, мин -1 , более 900 Установившаяся температура охлаждающей жидкости, °С, более 100 Прогиб ремня вентилятора при усилии 40 Н между шкивами генератора и коленчатого вала, мм, более 20
Наибольшее влияние на рабочие характеристики дизеля оказывает техническое состояние его деталей и систем и прежде всего износ деталей цилиндро-поршневой группы — гильз цилиндров, поршневых колец и поршней. Неисправность этих деталей также определяет необходимость ремонта дизеля.
Диагностические параметры позволяют определить техническое состояние отдельных его механизмов, систем и сборочных единиц, но не дают возможности оценить в целом состояние дизеля. Поэтому на практике надо использовать одновременно несколько методов и параметров или выбирать наиболее подходящие для данного случая.
При измерении затрат энергии на преодоление сил трения в механизмах определяется техническое состояние подшипников коленчатого и
распределительного валов, поршневых колец и механизма газораспределения.
Анализ шума и вибрации, возникающих при работе механизмов, дает возможность диагностировать все подвижные сопряжения, в которых возникают ударные нагрузки. Этим методом можно диагностировать состояние кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов.
Проверка герметичности систем и сопряжений основана на измерении утечки газов или жидкостей. Результат измерения утечки газов из над-поршневого пространства дает представление о техническом состоянии деталей цилиндро-поршневой группы, о герметичности клапанов газораспределительного механизма, о целостности прокладки головки цилиндров.
Рис. 3-2. Поперечный разрез дизеля:
I — маслоналивная горловина; 2 — колпак; 3 — коромысло; 4 — электрофакельное устройство (ЭФУ); 5 — бачок ЭФУ 6 — патру бок- 7- Фотсунка- 8 -клапан; 9 — топливная трубка высокого давления; 10 — топливный насос высокого давления (ТНВД), 11 -топлХмкачиваюШЙ насос; 12 — задний лист; 13 — блок цилиндров; 14 — масляный картер; 15 — коленчатый вал; 6 -гасппедеГгел
вГ 17-шатун; 18- толкатель; 19 — гильза блока цилиндров; 20 — центробежный масляный фильтр; 21 — поршень 2-выпасной коллектор; 23 — головка цилиндров; 24 — крышка головки цилиндров; 25 — турбокомпрессор
ДИЗЕЛЬ И ЕГО СИСТЕМЫ
По герметичности системы охлаждения можно оценить работу клапанов пробки расширительного бачка, плотность соединений системы в целом.
Расход масла на угар в результате увеличенных зазоров в деталях цилиндро-поршневой группы является одним из лучших показателей износа дизеля, но имеет и недостатки. Главный недостаток этого способа заключается в том, что для определения угара масла требуется совершить пробег автомобиля не менее 50 км на эталонном участке дороги с определенной скоростью движения и нагрузкой, для чего потребуется около 3 ч.
Методика измерения сгоревшего масла в дизеле с обеспечением нужной точности сложна и трудно осуществима в обычных условиях. Использование же данных об угаре масла по доливкам в картер за определенный период не даст конкретных данных об износе дизеля и может служить лишь как дополнительный параметр без количественного выражения степени износа цилиндро-поршневой группы.
Расход масла на угар зависит от скоростного и нагрузочного режимов дизеля, сорта масла, степени его разжижения топливом, от состояния системы вентиляции картера, температуры деталей дизеля и целого ряда других причин, не связанных с износом дизеля. Масло может вытекать через неплотности уплотнительных манжет и прокладок, а также при повышенном давлении газов в картере дизеля. При давлении в картере 0,0010. 0,0012 МПа возможна течь масла через уплотнения заднего коренного подшипника коленчатого вала.
При диагностировании также используется такой параметр как давление газов в картере дизеля, измеряемое пьезографом. Этот способ определения технического состояния цилиндро-поршневой группы дизеля основывается на измерении утечки газов из надпоршневого пространства. Чем больше газов в единицу времени прорывается в картер дизеля, тем выше в нем давление, так как выходу газов в окружающую среду препятствует уплотнитель картера и система, соединяющая картер с окружающей средой через фильтр вентиляции, который может осмоляться и засоряться.
В настоящее время пока не удалось выявить количественную зависимость давления газов в картере от технического состояния дизеля, но для ориентировочной оценки технического состояния цилиндро-поршневой группы этот метод вполне пригоден. Таким образом, одним из признаков неисправности дизеля является повышенные выбросы картерных газов из дизеля.
Кривошипно-шатунный механизм и механизм газораспределения
Кривошипно-шатунный механизм
Определение стуков в дизеле. Наиболее простой и доступный способ диагностирования со-
стояния кривошипно-шатунного механизма заключается в определении стуков в дизеле с помощью стетоскопа. Работы проводятся на прогретом дизеле при температуре охлаждающей жидкости 75. 80″ С.
Усиление звука в стетоскопе происходит при колебании мембраны или специально встроенным транзисторным усилителем, который имеется в стетоскопе «Экранас» мод. КИ-1154.
При проверке подшипников коленчатого вала стержень прислоняется к боковой стенке блока цилиндров дизеля в месте расположения коренных подшипников или^ на уровне шатунных подшипников при положении поршня в ВМТ. Стуки прослушиваются на прогретом дизеле при резком изменении частоты вращения коленчатого вала.
Стук коренных подшипников коленчатого вала сильный, звук глухой, низкого тона, прослушивается при быстром изменении частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу, что достигается резким увеличением или уменьшением подачи топлива, а также под нагрузкой. Стук появляется при зазоре 0,1. 0,2 мм. При больших зазорах в подшипниках стук слышен даже при постоянной частоте вращения коленчатого вала. При отключении одной форсунки характер стуков почти не изменяется.
Стук шатунных подшипников коленчатого вала сильный, звук более резкий, чем у коренных подшипников, прослушивается при резком изменении частоты вращения коленчатого вала или под нагрузкой. При отключенной форсунке в цилиндре, в нижней головке шатуна которого имеет место повышенный зазор, стук уменьшается или вообще пропадает. Таким образом можно определить увеличенный зазор в конкретном шатунном подшипнике.
Стуки в сопряжении поршневой палец — шатун (появляются при зазоре 0,1 мм) имеют звонкие металлические звуки, которые слышны при резком изменении частоты вращения коленчатого вала. При отключении форсунки стуки в этом цилиндре исчезают. Похожие стуки могут возникать также при малом угле опережения впрыска топлива. При установке нормального угла эти стуки исчезают. Этого не происходит при увеличенном зазоре поршневого пальца в верхней головке шатуна или в бобышках поршня. Эти стуки также исчезают при снижении нагрузки на дизель.
Стук поршней о цилиндр, появляющийся при зазоре 0,3. 0,4 мм, имеет глухой, щелкающий звук, который прослушивается на непрогретом дизеле при резком уменьшении частоты вращения коленчатого вала и при малой частоте вращения.
Механизм газораспределения
У механизма газораспределения проверяют только стуки в клапанах. Стуки в клапанах механизма газораспределения слышны при любой час-
тоте вращения коленчатого вала (особенно при малой) под колпаком крышки головки цилиндров. Сильный стук в прогретом дизеле свидетельствует об увеличенных зазорах между стержнем клапана и коромыслом. Стук сломанной клапанной пружины слышен при любой частоте вращения коленчатого вала и не меняется по звучанию.
Шум шестерен распределительного механизма прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала в зоне крышки шестерен. Высокий уровень шума свидетельствует об износе шестерен.
Определение суммарного зазора в верхней и нижней головках шатуна с помощью компрессорно-вакуумной установки типа КИ 13907. Установка КИ-13907 (рис. 3-3), созданная ГОСНИТИ, используется для измерения зазоров в кривошип-но-шатунном механизме приборами КИ-11140 и КИ-13933М.
Рис. 3-3. Схема подключения компрессорно- вакуумной установки КИ-13907 к дизелю:
1 — наконечник или устройство КИ-11140; 2, 4 и 5 — соответственно распределительный, нагнетательный и всасывающий трубопроводы; 3 — распределительный кран; 6 — вакуумметр; 7 — вентиль; 8 — вакуумный баллон; 9 и 11— краны; 10 — компрессор; 12 и 15 — регуляторы соответственно давле ния и вакуумный; 13 — предохранительный клапан; 14 — воздушный баллон под давлением; 15— регулятор
Установка КИ-13907 с прибором КИ-11140 позволяет измерять суммарный зазор в верхней и нижней головках шатуна при неработающем дизеле без снятия поддона картера. Принцип измерения зазоров в указанных сопряжениях основан на измерении перемещения поршня индикаторным устройством при попеременном создании в над-поршневом пространстве давления и вакуума. При движении поршня вверх (к ВМТ) поршневой палец прижат к нижней части верхней головки шатуна, а кривошип (шатунная шейка) — к верхней части нижней головки шатуна.
При движении поршня вниз изменяются места касания указанных деталей на противоположные, т. е. в обоих случаях индикатор будет измецилиндре вверх происходит при вакууме в над-поршневом пространстве, а вниз — под давлением воздуха, подаваемого через отверстие форсунки от компрессорно-вакуумной установки.
Компрессорно-вакуумная установка состоит из электродвигателя и двух баллонов, в одном из которых создается вакуум, а в другом — давление. На баллоне 14 размещены масловлагоотделитель с предохранительным клапаном, на вакуумном баллоне 8 — регулятор давления с манометром, кран управления с вакуумметром и воздушным фильтром, редукционный клапан и электрический пускатель. На корпусе вакуумного баллона может быть вентиль со штуцером для подключения прибора КИ-4887-И.
Баллоны соединяются с цилиндрами проверяемого дизеля гибким шлангом через кран управления. Компрессор приводится в действие от электродвигателя и создает давление или вакуум. С помощью устройства КИ-11140 (рис. 3-4) измеряется суммарный зазор в кривошипно-шатунном механизме. Оно имеет корпус 2 с закрепленным на нем индикатором 1 часового типа, пневматический приемник 3, сменный фланец 4 для крепления устройства к головке цилиндров вместо форсунки, уплотнитель 5, направляющую 6, шток 7, жестко соединенный с ножкой индикатора, и стопорный винт 8, предназначенный для фиксации направляющей в пневматическом приемнике.
Рис. 3-4. Прибор КИ-11140 для измерения зазоров в кривошипно-шатунном механизме
1 — индикатор; 2 — корпус; 3 — пневматический приемник; 4 — сменный фланец; 5 — уплотнение; 6 — направляющая; 7 — шток; 8 — стопорный винт
ДИЗЕЛЬ И ЕГО СИСТЕМЫ
Рис. 3-5. Манометрический газорасходомер КИ-4887-И:
а — схема; б — общий вид; 1 и 2 — втулки соответственно неподвижная и подвижная; 3 и 6 — отверстия соответственно дросселирующее и калиброванное; 4 — заслонка; 5 и 22 — трубопроводы соответственно впускной и выпускной; 7 — корпус; 8 — шкала подвижной втулки; 9 — пружина; 10 — выпускной патрубок; 11—дроссель; 12, 13 и 14 — жидкостные манометры; 15 — пробка; 16, 17 и 18 — каналы; 19 — корпус; 20—лимб дросселя; 21 и 23 — шланги соответственно выравнивания давления и отсасывающий; 24 — корпус дросселя; 25 — кронштейн
Для диагностирования сопряжений шатуна в дизеле с помощью установки КИ-13907 и устройства КИ-11140 надо прогреть дизель и после его останова демонтировать все форсунки. Затем установить Поршень первого цилиндра в положение ВМТ и зафиксировать его так, чтобы при поступлении сжатого воздуха в цилиндр коленчатый вал не проворачивался. Коленчатый вал можно зафиксировать включением передачи в коробке передач.
Установить в отверстие форсунки устройство КИ-11140 с индикатором, предварительно ослабив стопорный винт и приподняв направляющую с индикатором и штоком вверх. Затем опустить направляющую до упора штока в днище поршня (с натягом) и зафиксировать ее стопорным винтом.
Присоединить распределительный шланг ком-прессорно-вакуумной установки КИ-13907 к штуцеру пневматического приемника. Включить ком-прессорно-вакуумную установку и установить давление и вакуум в ее баллонах соответственно 0,06. 0,10 МПа и 0,06. 0,07 МПа.
Соединить вакуумный баллон 8 (см. рис. 3-3) с надпоршневым пространством и зафиксировать показание индикатора. Суммарный допустимый зазор головок шатунов не должен превышать 0,25. 0,30 мм. Если суммарный зазор хотя бы у одного шатуна превышает допустимое значение, необходимо выполнить ремонт дизеля.
Определение технического состояния сопряжений кривошипно-шатунного механизма с помощью устройства типа КИ-13933М
Устройство состоит из направляющей, механизма подачи струны, индикатора, наконечника и струны. Работа устройства основана на оценке состояния сопряжений кривошипно-шатунного механизма по разнице высот ВМТ при пусковой и максимальной частотах вращения коленчатого вала.
Устройство КИ-13933М устанавливается в проверяемом цилиндре на место форсунки. При пусковой частоте вращения коленчатого вала с помощью механизма подачи струны плавно опускают струну до соприкосновения с поршнем и устанавливают, нулевое положение индикатора, затем отводят струну вверх. Установив максимальную частоту вращения вала дизеля, опускают струну до соприкосновения с поршнем и осуществляют отсчет. Устройство КИ-13933М, кроме измерения суммарного зазора в шатунных подшипниках дизеля, позволяет проверять зазор между поршнем и гильзой цилиндра.
Цилиндропоршневая группа и клапаны механизма газораспределения
Диагностирование цилиндропоршневой группы и клапанов газораспределительного механизма
Манометрический газорасходомер КИ-4887-И (рис. 3-5), присоединенный к полости картера дизеля, измеряет количество прорывающихся в
картер газов при работе дизеля в нагрузочном режиме и при давлении воздуха окружающей среды в картере.
Давление окружающей среды в картере создается в результате присоединения прибора к вакуумной установке или к выпускной трубе (глушителю) работающего дизеля, который диагностируется. Путем изменения проходного сечения крана выравнивателя устанавливают нужное давление и измеряют количество прорывающихся в картер дизеля газов.
Дросселирующее отверстие 3 (рис. 3-5, а) образовывается двумя втулками 1 и 2 соответственно подвижной и неподвижной. Втулка 2 имеет шкалу 8 и может быть повернута относительно неподвижной втулки.
Плотное соединение этих втулок обеспечивается предварительной совместной притиркой их по конусным поверхностям и постоянным прижатием их друг к другу распорной пружиной 9. На половине окружности конусной части обеих втулок сделаны поперечные щели, позволяющие плавно изменять площадь дросселирующих отверстий при повороте подвижной втулки.
Количество газов, проходящих через прибор в минуту, определяется по шкале, которая нанесена на подвижной втулке. Цифра, определяющая количество газов, устанавливается против риски на корпусе прибора. Шкала прибора тарируется при перепаде давления в дросселирующем отверстии, равном 150 Па.
Перепад давления в 150 Па устанавливается при изменении площади дросселирующего от верстия и контролируется изменением уровня жидкости в крайнем правом и среднем каналах, в последнем уровень должен быть выше. При этом уровень жидкости в крайних каналах прибора должен быть одинаков, что достигается поворачиванием заслонки крана выравнивателя давления.
Пределы измерения расхода газа прибором КИ-4887-И при открытом дросселирующем отверстии 2. 120 л/мин с погрешностью до 3%. Если расход газа превышает 120 л/мин, что бывает у изношенных дизелей, то дросселирующее отверстие может быть увеличено на 40. 45 л/мин. Это достигается полным открытием отверстия 6 при повороте заслонки 4 с помощью отвертки. Действительная пропускная способность отверстия 6 для каждого прибора указывается на наружной поверхности подвижной втулки. На концах впускного и отсасывающего шлангов имеются резиновые конусные насадки.
Для диагностирования цилиндропоршневой группы прибором типа КИ-4887-И надо выполнить следующее.
1. Отсоединить систему вентиляции картера дизеля и закрыть колпачками или пробками отверстия клапанной крышки и масломерного щупа так, чтобы картерные газы могли выходить только через маслоналивную горловину.
2. Подсоединить отсасывающий шланг прибора КИ-4887-И к вакуум-насосу установки КИ-13907 или выпускному тракту дизеля.
3. Пустить дизель, прогреть его и с помощью стенда КИ-8930 создать режим работы, соответствующий полной нагрузке.
4. Открыть полностью дросселирующее отверстие поворотом подвижной втулки и дроссель выпускного патрубка поворотом заслонки прибора КИ-4887-И.
5. Определить расход картерных газов. Для этого вставить конусный наконечник впускного трубопровода прибора в отверстие маслоналивной горловины и измерить расход картерных газов с отсосом. При этом, удерживая прибор в вертикальном положении, поворотом заслонки установить одинаковый уровень жидкости в левом и правом каналах. Затем, вращая рукой подвижную втулку и наблюдая за уровнем жидкости в среднем и правом каналах, перекрыть дросселирующее отверстие до установления перепада давления 150 Па. Возможное изменение уровней жидкости в среднем и левом каналах устраняется поворотом заслонки. По делениям, нанесенным над жидкостными столбиками прибора, строго проследить за тем, чтобы в момент измерения уровень жидкости в среднем столбике был на 15 мм выше уровня жидкости в правом столбике, а уровни жидкости в левом и правом столбиках были одинаковыми. По шкале подвижной втулки определить расход картерных газов. Измерениянеобходимо проводить три раза, выполняя операции пп. 3, 4 и 5.
6. Присоединить систему вентиляции картера дизеля.
7. Измерить количество газов, выходящих из картера, повторяя операции 4 и 5.
8. Определить количество газов, отводимых через систему вентиляции картера дизеля по разности значений (операции 5 и 7).
9. Остановить дизель.
10. Определить состояние цилиндро-поршневой группы и системы вентиляции картера дизеля.
11. Отсоединить систему вентиляции картера дизеля И закрыть отверстие пробкой.
12. Измерить количество газов, выходящих из картера, при работе дизеля на трех цилиндрах, выполнив операции, указанные в пп. 3-5.
13. Остановить дизель. Присоединить систему вентиляции картера дизеля.
14. Отсоединить прибор КИ-4887-И от дизеля.
15. Вычесть из среднего значения измерений, выполненных на п. 5, среднее значение измерений п. 12.
16. Определить состояние цилиндропоршневой группы неработающего цилиндра.
Прибор типа К-272 (рис. 3-6) предназначен для диагностирования технического состояния
Рис. 3’6. Прибор К-272:
1 — муфта для подвода сжатого воздуха; 2 — блок питания (редуктор давления с фильтром тонкой очистки); 3 — воздухопроводы; 4 — указатель; 5 — быстросъемная муфта; 6 — упор; 7 — штуцер; 8 — контрольный дроссель; 9 — универсальный составной штуцер
методом измерения утечки воздуха, вводимого в цилиндр через отверстие форсунки при неработающем дизеле. Диагностирование цилиндро-поршневой группы выполняется с большей точностью и меньшей трудоемкостью, а масса его и габаритные размеры в шесть раз меньше.
Блок питания 2, состоящий из редуктора давления и фильтра тонкой очистки, вынесен из измерительной части прибора. Редуктор давления РДФ-3-2 позволяет расширить диапазон давления воздуха до 0,25. 0,8 МПа. Для повышения чувствительности и точности прибор снабжен
ДИЗЕЛЬ И ЕГО СИСТЕМЫ
Рис. 3-7. Схема приспособления для проверки
клапанов пробки расширительного бачка и герметичности системы охлаждения дизеля:
1 — редуктор; 2 — баллон; 3 — кран; 4 — манометр; 5 — стакан; 6 — рамка; 7 — зажим; 8 и 13 — двухходовые краны; f — регулировочный винт; 10 — индикатор ДСО-2; 11 и 12 клапаны пробки соответственно паровой и воздушный: 14 — винтовой кран
корундовой втулкой. Указатель 4 прибора состоит из дросселя (корундовой втулки с отверстием 1,2 мм, завальцованной во входном штуцере) и манометра. Воздухопроводы 3 изготовлены из гибкой поливинилхлоридной трубки с внутренним диаметром 8 мм и толщиной стенки 2 мм. К пневмотестеру прилагаются принадлежности: штуцер 7 для подсоединения к цилиндру дизеля через отверстие форсунки, сигнализатор для контроля начала такта сжатия в цилиндре дизеля, контрольный дроссель 8.
При диагностировании дизеля измеряют давление сжатого воздуха, подаваемого в цилиндр, в момент, когда положение поршня соответствует моменту впрыска топлива.
Цилиндр предварительно опрессовывают, перемещая поршень к ВМТ и подавая пневмотесте-ром сжатый воздух в надпоршневое пространство. Правильность установки поршня в цилиндре определяют с помощью моментоскопа, установленного на соответствующую секцию ТНВД. Герметичность цилиндро-поршневой группы определяется по падению давления воздуха, подаваемого через дроссель в цилиндр дизеля.
Система смазки
Исправная работа системы смазки и охлаждения дизеля гарантирует его надежную, безотказную, долговечную и экономичную работу.
Давление масла в системе смазки — самый важный параметр, характеризующий состояние элементов системы и качество (вязкость) масла, а также и состояние кривошипно-шатунного механизма.
Диагностирование смазочной системы осуществляется с помощью приспособления КИ-5472 (КИ-4940). Этим приспособлением проверяют давление масла в магистрали и правильность показаний щиткового манометра. Приспособление состоит из эталонного манометра со шкалой 0. 1 МПа, тройника и гибкого маслопровода с наконечником. Приспособление с помощью тройника и маслопровода подключается к масляной магистрали дизеля параллельно щитковому манометру. Давление масла на прогретом дизеле, измеряемое контрольным и щитковым манометрами, должно совпадать, а величина его соответствовать значениям, установленным для соответствующего режима работы дизеля.
Система охлаждения
Проверка герметичности системы охлаждения дизеля и состояния клапанов пробки радиатора
В корпусе индикатора (рис. 3.7) помещен поплавок, с помощью которого фиксируется момент срабатывания клапанов пробки расширительного бачка, отрегулированных на определенное давление. При закрытых кранах 3, 13 создается давление в воздушном баллоне. С помощью редуктора
оно устанавливается на 0,15. 0,16 МПа. Снятую с горловины расширительного бачка пробку закрепляют на стакане 5. При перекрытии крана 8 воздух подается в верхнюю полость стакана. Нижнюю полость стакана соединяют с индикатором 10 с помощью крана 8. Давление, действующее на паровой клапан, фиксируется манометром в момент поднятия поплавка в индикаторе. Затем соединяют индикатор с нижней полостью стакана, а воздух подают из воздушного баллона в верхнюю полость и фиксируют давление, при котором открывается воздушный клапан пробки.
Для проверки герметичности системы охлаждения надо на горловину расширительного бачка вместо пробки установить насадку индикатора, соединенную с краном 3. При закрытых кранах 3 и 13 редуктором создают давление 0,6. 0,7 МПа и открывают кран 3. По секундомеру и манометру следят за изменением давления в системе охлаждения.
Одновременно с проверкой герметичности системы можно проверить на работающем дизеле и состояние прокладки головки цилиндров. Для этой проверки устанавливают минимальную частоту вращения коленчатого вала и наблюдают за показаниями манометра. Колебание стрелки манометра свидетельствует о поступлении газов из цилиндров в систему охлаждения, т. е. о повреждении прокладки или самой головки цилиндров.
Проверка натяжения ремня привода вентилятора и генератора
Проверку проводят с помощью приспособления КИ-8920, которое действует по принципу зависимости линейной величины прогиба ремня от угла прогиба при заданном усилии.