Между КамАЗом и «скамейкой»: рабочий тест-драйв Mercedes-Benz Axor 1829 с краном
Почему-то многие уверены, что самый удачный первый шаг в автоперевозках – это покупка грузовика с краном-манипулятором (КМУ). Вроде как универсальная машина: можно и биотуалеты возить на городские праздники, и вагончики-бытовки строителям таскать, и миллионы заработанных денег в мелких купюрах в кузов тоже погрузить можно. Что ж, допустим. Но так ли легко работать на грузовике с КМУ? Давайте на денёк устроимся водителем в транспортную компанию и посмотрим, что из этого получится.
Бодрый старичок
К сожалению (или счастью), я не настолько сумасшедший, чтобы бросить непыльную работу и окончательно пересесть за руль грузовика. Поэтому рабочий день проведу вторым водителем, а основным останется Денис, который уже два года работает на этой машине. Кстати, а что за машину нам дали? Дали нам старый-добрый Mercedes-Benz Axor 2007 года выпуска. А теперь отвлечёмся на небольшое лирическое отступление.
Есть у меня один знакомый, который рассказывал, как набирал на работу водителей. Ездить надо было на тягаче с полуприцепом. В первый рейс с первым кандидатом он пошёл вместе, ехали из Питера в Москву.
Ехал новенький водитель неплохо: вовремя разгонялся и тормозил, почти не трогал педаль тормоза, замедляясь с помощью ретардера, адекватно оценивал обстановку вокруг машины, а прежде чем тронуться задним ходом под полуприцеп, даже «крикнул» сигналом. Мол, осторожно, еду назад. В общем, делал то, что ему положено. Через какое-то время мой знакомый попросил остановиться на перекур. Остановились, вышли, достали сигареты. Покурили, стоя у кабины, потрещали «за жизнь», сели и поехали дальше. На работу нового водителя не взяли. Почему?
Работодатель объяснил своё решение просто: кандидат не воспользовался паузой на перекур для того, чтобы осмотреть машину во время остановки, проехав первые сто километров. Он должен был не стоять у кабины, а обойти машину вокруг и окинуть её хозяйским оком: проверить гайки колёс, посмотреть, не течёт ли что-нибудь из машины… А он этого не сделал. И моему знакомому этого хватило, чтобы искать другого водителя. Тем более, что водителей сейчас намного больше, чем работы.
Для чего я рассказал эту историю, полную феодального самодурства и капиталистического оскала? Чтобы объяснить, почему я первым делом обошёл пару раз наш грузовик вокруг. «Не на такого напали!» — говорил мой вид. Опыт не пропьёшь.
Что сразу удивило – это пробег. Хоть убейте, но я не поверю, что у 12-летнего Аксора, да ещё и ввезённого из Германии, может быть пробег 270 тысяч километров. И если снаружи машины выглядит бодрячком, а в технической части есть только один небольшой недостаток (о нём скажу ниже), то в кабине возраст и пробег чувствуются. Что поделать: для коммерческой техники такая ситуация очень характерна.
Итак, две оси, привод 4х4. Наша машина – это второе поколение Аксоров, вышедшее в 2006 году. В мерседесовской грузовой «табели о рангах» Axor занимает место между Atego и флагманским Actros, причём в этом поколении он получил моторы как раз от Atego. Вот и у нас стоит мотор OM 906 LA от версии x29. Объём рядной дизельной «шестёрки» – 6,37 л, мощность – 286 л.с. при 2 200 об/мин, максимальный момент – 1 120 Нм при 1 200-1 600 об/мин. Но все это не так интересно, как кабина этого Аксора.
Узнаёте? Да, мы её видели на КамАЗе-5490. Или, например, на КамАЗе-6580. И это не случайно, потому что именно старая кабина Аксора в своё время стала новой кабиной КамАЗа. Правда, сейчас уже времена изменились, у КамАЗа появилась кабина следующего поколения К5 (её взяли у Actros пятого поколения), но начало немецко-татарских кабинных отношений можно отсчитывать от этого Аксора (другие отношения, моторно-коробочные, начались раньше).
Уже в то время Мерседес ставил систему BlueTec, о чём говорит шильда на левой стороне кабины. А значит, тут есть очень многими «любимая» мочевина SCR. И вот как раз она у нас не работает. Вот это и есть тот единственный небольшой технический недостаток машины, о котором я говорил выше. Мотор в аварийный режим при этом не уходит (видимо, тогда с этим было не так строго, как сейчас), поэтому бак AdBlue уже несколько лет пуст, как контрабас Билли Новика. Не экологично, зато экономично.
Этими же словами можно описать всю философию заслуженного Аксора. Никаких сложных или лишних устройств, всё просто и практично. И если на новых Аксорах можно встретить роботизированную коробку Mercedes PowerShift, то у нас стоит самая простенькая девятиступенчатая механика G 131-9 с гидравлико-пневматическим переключением и однодисковым сцеплением.
За кабиной, как я и анонсировал в начале, у нас стоит крано-манипуляторная установка. Честно говоря, поклонники КМУ во многом правы: у неё есть много преимуществ, которые делают её достаточно востребованной даже сегодня, когда рынок автомобильных грузоперевозок уже близок к коме. Сильные стороны КМУ очевидны: для погрузки и разгрузки не нужен отдельный кран. Более того, на КМУ можно работать и вместо крана. Да, у неё из-за сочленённой стрелы и отсутствия противовесов несколько ниже грузоподъёмность, но в очень многих ситуациях манипулятор вполне способен заменить кран и со своими задачами вполне справляется.
Да, чуть не забыл о важнейшей характеристике грузовика: наша полная масса – 18 тонн. В принципе, это предел для Аксоров с колёсной формулой 4х2 и 4х4, а вот трёхосные Аксоры 6х4 и 6х2 могут похвастаться полной массой в 26 тонн.
Дела семейные
Пора бы уже выяснить, куда мы отправимся сегодня работать. Скажет это нам наш непосредственный начальник – Андрей Викторович. При этом скажет бесплатно, а не как некоторые…
А некоторые начальники (особенно в крупных предприятиях) раздают работу за небольшие взяточки. Берут всем: деньгами, алкоголем, «борзыми щенками». Хочешь получить работу – плати. Не хочешь платить – сиди на базе, но это сидение не оплачивается. Конечно, в небольших компаниях такое тоже бывает, но в нашем случае всё благополучно: заказы справедливо делят между всеми водителями и машинами, взятки совать бесполезно, да и без зарплаты сидеть не приходится – работа есть почти всегда.
Про Андрея Викторовича тут говорят как про строгого отца: в обиду не даст, но и ремнём от него получить тоже можно. Нам он даёт только путевой лист. В принципе, бумажная волокита на этом обычно тут и заканчивается. Если надо возить груз, документами на него почти всегда занимается грузоотправитель, так что водитель получает уже готовые товарно-транспортные накладные на месте загрузки. А мы выдвигаемся пустыми на одно из предприятий города.
Вдоль по Питеру
Залезть в кабину Аксора несложно: в проёме дверей стоит пара удобных вертикальных поручней. Вот только нижняя ступенька, которая стоит на кронштейне ниже пола кабины, со стороны водителя отвалилась. Время, к моей великой печали, беспощадно даже к Мерседесу. Поэтому если на пассажирское место я влетел аки горный козлик на каменный валун, но на водительское попал не сразу.
Ехать до места нам не слишком далеко – километров 12. Но помучиться с непривычки пришлось. Мне нечасто выпадает возможность поездить на грузовой машине по городу, обычно тест-драйвы коммерческого транспорта устраивают на закрытых полигонах. Наверное, поэтому сначала я испытал нервный шок от некоторых водителей легковых автомобилей. Например, большинство не знает, что такое слепая зона грузовика, и упорно туда лезет. Многие не понимают, что не надо соваться под грузовик, поворачивающий направо, или пытаться проскочить справа от него, прижавшись к его колесу. Лезут, пытаются… А потом задумчиво чешут репу: «Да как так-то?». Всё-таки не зря на многих американских траках уже очень давно внизу пассажирской двери ставят маленькое окошко: в него таких деятелей иногда видно.
Денис говорит, что у него есть шестое чувство, которое ему подсказывает, не залез ли очередной «изи райдер» под его машину. У меня такого чувства не было, а вот неожиданно обширный даже для меня набор матерных эмоций проскакивал часто.
Другие товарищи очень хотели вклиниться в пустое пространство перед грузовиком, которое по идее должно обеспечивать нам дистанцию до впереди идущего автомобиля. Желательно – на светофоре, чтобы влезть в этот промежуток и резко нажать на тормоз перед многотонником. Одним словом, поездка по городу в очередной раз принесла мне разочарование в людях. А вот в Мерседесах – нет.
Когда я спросил, что думает Денис про свою машину, он сразу ответил: «Не, ну, это не КамАЗ, конечно!» Потом подумал и добавил: «. но и не “скамейка”, правда». Под «скамейкой» он имел в виду свою предыдущую машину – Сканию, которая надолго запомнилась ему комфортом.
Тут соглашусь хотя бы в одном: в Аксоре абсолютно некуда деть руки. Даже подлокотник на водительской двери не самый удобный, а справа его нет совсем. Рулевая колонка регулируется только по наклону, и этого тоже недостаточно. Обидно, потому что в остальном с эргономикой тут всё в порядке: водительское кресло на пневматической подвеске, удобное расположение приборов и рычага КПП, хороший обзор (на счастье идиотов, лезущих под колёса).
Денис ничего не сказал про педаль сцепления, к которой он, видимо, привык. А вот я привыкал к ней долго. Между ней и педалями газа и тормоза стоит рулевая колонка, и эту педаль зачем-то спрятали очень далеко за колонкой. Поначалу я даже боялся убрать с неё ногу: вдруг потом не найду её быстро? Но ездить с ногой на педали сцепления неправильно, поэтому пришлось идти на риск. Раза с третьего или четвёртого я привык сразу совать ногу далеко за колонку, и педаль сцепления в этом случае находилась сразу.
Малотоннажные автоманипуляторы
На рынке грузовой автотехники особое место занимают малотоннажные грузовики с манипуляторами на базе автомобилей из Японии и Кореи. Они зарекомендовали себя в качестве надежных и экономичных автомобилей. Важным преимуществом в сравнении с европейскими конкурентами, является их низкая стоимость.
В этом обзоре мы сравним между собой 4 автомобиля из Восточной Азии, приведем примеры построенных нами автомобиле на базе Hino 300 Series, Isuzu NPR 75, Hyundai HD78, Fuso Canter
Hino 300 Series
Серия 300 – малотоннажная серия грузовых автомобилей компании Hino Motors Ltd. (A Toyota Group Company). Шасси полностью производятся в Японии. Автомобили HINO-300 адаптированы к российским условиям эксплуатации: улучшена теплоизоляция кабины, предусмотрен подогрев топливных фильтров и многое другое.
Автомобиль выпускается в 3-х базовых модификациях, длина колесной базы 3430, 3870 и 4200 мм.
Все модели грузовых автомобилей Хино серии 300 оборудуются 4-цилиндровым дизельным двигателем объемом 4 литра (Евро IV) и мощностью 150 л.с. с турбокомпрессором изменяемой геометрии и 6-ступенчатой трансмиссией.
Манипуляторы на базе Hino 300 Series
Hino 300 с PM 6022
Hino 300 с гидравлическим манипулятором PM 6022 (Италия). Грузоподъемность манипулятора составляет до 2,7 тонн. Гидроманипуляторы PM — бюджетное решение для постройки крана-манипулятора.
Узнать цену на Hino 300 с PM 6022
Вы можете по тел.: +7 (495) 780 11 78
Вы также можете воспользоваться функцией Заказать звонок
Hino 300 с Unic UR-V 373
Hino 300 с манипулятором UNIC URV-373 с максимальным грузовым моментом 8,2 тм. Грузоподъемность шасси — 4,8 тонн, КМУ — до 3,03 тонн. Шасси обладает грузоподъемностью до 4,8 тонн.
Узнать цену на Hino 300 с Unic UR-V 373
Вы можете по тел.: +7 (495) 780 11 78
Вы также можете воспользоваться функцией Заказать звонок
Hyundai HD78
Автомобиль Hyundai HD78 — единственный из представленной «азиатской четверки» произведен в Корее. Не смотря на это, автомобиль довольно известный, и отлично себя зарекомендовавший в грузоперевозках. Производитель уверяет в неприхотливости к топливу, что актуально для российской глубинки.
Автомобиль выделяется максимальной разрешенной массой — 7500 кг.
Дизельный двигатель D4DD стандарта Euro IV мощностью 140 л.с. позволяет разгонять автомобиль до максимальной скорости 119 км/ч.
Манипуляторы на базе Hyundai HD 78
Hyundai HD 78 с КМУ Soosan SCS333
Автомобиль Hyundai HD 78 с КМУ Soosan SCS333 классического тросового типа. Максимальный грузовой момент КМУ — 8.2. Корейская техника — экономичное решение для бизнеса.
Узнать цену на Hyundai HD 78 с КМУ Soosan SCS333
Вы можете по тел.: +7 (495) 780 11 78
Вы также можете воспользоваться функцией Заказать звонок
Hyundai HD 78 с КМУ Unic UR-V 373
Hyundai HD 78 с манипулятором UNIC URV-373 с максимальным грузовым моментом 8,2 тм. Смонтированная КМУ способна поднимать на минимальном вылете до 3,03 тонн.
Узнать цену на Hyundai HD 78 с КМУ Unic UR-V 373
Вы можете по тел.: +7 (495) 780 11 78
Вы также можете воспользоваться функцией Заказать звонок
Fuso Canter российской сборки
Сборка автомобилей Fuso Canter с 2011 года осуществляется в Набережных челнах в производственных комплексах ОАО «КАМАЗ». Благодаря российской сборке и грузовым характеристикам цена автомобиля кажется очень привлекательной.
Автомобиль имеет полную массу 7,5 тонн, грузоподъемность бортового автомобиля составляет до 4,5 тонн. Дилеры предлагают 4 варианта колесной базы, длиной от 3410 до 4470 мм.
В качестве силовой установки Mitsubishi Fuso используется дизельный двигатель 4М50-7АТ7. Его мощность 150 л.с., крутящий момент, самый высокий среди представленных автомобилей — 471 Нм. Средний расход топлива — 19 литров на 100 км.
Манипуляторы на базе Fuso Canter
Fuso Canter с КМУ UNIC URV-373
FUSO Canter с манипулятором UNIC URV-373 с максимальным грузовым моментом 8,2 тм. Грузоподъемность шасии — 4,8 тонн. КМУ Unic обладает грузоподъемностью до 3 тонн.
Узнать цену на Fuso Canter с КМУ UNIC URV-373
Вы можете по тел.: +7 (495) 780 11 78
Вы также можете воспользоваться функцией Заказать звонок
Fuso Canter с КМУ Palfinger PK8500K
КМУ Palfinger — надежные австрийские гидравлические манипуляторы. Модель PK8500 имеет грузовой момент 7,6 тм. FUSO Canter J — модификация с удлиненной бортовой платформой.
Узнать цену на Fuso Canter с КМУ Palfinger PK8500K
Вы можете по тел.: +7 (495) 780 11 78
Вы также можете воспользоваться функцией Заказать звонок
Fuso Canter с КМУ Kanglim KS 734N
FUSO Canter с манипулятором Kanglim KS734N (Корея). Корейский кран обладает грузоподъемностью до 3 тонн и имеет низкую стоимость. Наша компания является официальным дистрибьютором Kanglim KS734 в РФ.
Узнать цену на Fuso Canter с Fuso Canter с КМУ Kanglim KS 734N
Вы можете по тел.: +7 (495) 780 11 78
Вы также можете воспользоваться функцией Заказать звонок
Isuzu NPR 75
Шасси ISUZU NPR75 – полноразмерное легкое шасси в линейке автомобилей ISUZU нового поколения 700Р. Компактный ISUZU NPR75 удобен как для маневрирования в плотном городском потоке с частыми парковками и погрузками-разгрузками, так и для пригородных перевозок. Японские автомобили от Isuzu традиционно обладают высоким качеством.
Как и у всех представленных автомобилей, кабина Isuzu NRP 75 откидывается вперед, позволяя проводить техническое облуживание и ремонт силового агрегата максимально удобно. Двигатель 4HK1 стандарта Euro IV развивает мощность 150 л.с.
Доступные модификации NPR75L-K, NPR75L-L, NPR75L-M, длина колесной базы соответственно составляет 3815, 4175, 4475 мм.
Манипуляторы на базе Isuzu NPR 75
ISUZU NPR75 с КМУ Unic UR-V 294
ISUZU NPR75 с манипулятором UNIC URV-294 способен поднимать груз до 3,03 тонны. Максимальный вылет стрелы составляет 8,9 м. На максимальном вылете кран поднимает 330 кг.
Узнать цену на ISUZU NPR75 с КМУ Unic UR-V 294
Вы можете по тел.: +7 (495) 780 11 78
Вы также можете воспользоваться функцией Заказать звонок
ISUZU NPR75 с КМУ Unic UR-V 343
ISUZU NPR75 с манипулятором UNIC URV-373 с максимальным грузовым моментом 8,2 тм. Грузоподъемность шасси составляет 4,9 тонн. Смонтированная КМУ способна поднимать до 3,03 тонн
Узнать цену на ISUZU NPR75 с КМУ Unic UR-V 343
Вы можете по тел.: +7 (495) 780 11 78
Вы также можете воспользоваться функцией Заказать звонок
Сводная таблица основных характеристик
Fuso Canter | Isuzu NPR 75 | Hino 300 | Hyundai HD 78 | |
Габаритные размеры и масса | ||||
Колесная база, мм | 3410 3870 4170 4470 | 3815 4175 4475 | 3430 3870 4200 | 2780 3375 3375 3375 |
Длина, мм | 5975 6655 7130 7565 | 6690 7325 7870 | 6120 6675 7220 | 5275 6175 6175 6175 |
Ширина, мм | 2132 | 2115 | 1995 | 2200 |
Высота, мм | 2250 | 2265 | 2220 | 2355 |
Снаряженная масса, кг | 2625 2645 2670 2690 | 2665 2725 2780 | 2550 2480 2495 | 2750 2820 3025 3080 |
Максимальная масса, кг | 7500 | 7500 | 7500 | 7500 |
Двигатель и трансмиссия | ||||
Модель двигателя | 4M50-7AT7 | ISUZU 4HK1 | N04C-TS (Евро-3) | D4DD |
Тип топлива | Дизель | Дизель | Дизель | Дизель |
Рабочий объем, см 3 | 4899 | 5193 | 3907 | |
Мощность | 150 л.с. | 150 л.с. | 136 л.с. | 140 л.с. |
Крутящий момент | 471 Нм / 1600 об.мин | 404 Нм | 392 Нм / 1600 об.мин. | 380 Нм |
Трансмиссия | 6МКПП | 6МКПП | 5МКПП | 5МКПП |
Исполнение | ||||
Кабина | Откидная | Откидная | Откидная | Откидная |
Количество мест | 3 | 3 | 3 | 3 |
Расход топлива | 19 | 19 | 16,8 | 17 |
Диаметр колес. дюйм | 16 | 17,5 | 17,5 | 16 |
В заключении
Все представленные в обзоре автомобили одинаково хороши. Выбрать лучшим тот или иной автомобиль для постройки крана-манипулятора, пожалуй, не возможно. Выбор зависит от личных предпочтений клиента, от наличия и стоимости автомобилей у дилера. Мы можем установить КМУ и бортовую платформу на ваше шасси. В другом случае мы можем взять на себя покупку базового автомобиля. Обратите внимание, что для крана манипулятора лучше использовать шасси с наибольшей колесной базой.