Общее описание электронной системы управления двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536.
Общее описание электронной системы управления двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536.
ВНИМАНИЕ! ЛЮБЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В РАБОТУ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИЛИ ЭЛЕКТРОПРОВОДКИ СОПРЯЖЕНЫ С ОПАСНОСТЬЮ И МОГУТ ПРИВЕСТИ К ТРАВМАМ (ВПЛОТЬ ДО СМЕРТЕЛЬНЫХ) И/ИЛИ К ПОВРЕЖДЕНИЯМ ДВИГАТЕЛЯ. ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ С ЭСУД НЕОБХОДИМО ОТКЛЮЧИТЬ ЭЛЕКТРОПИТАНИЕ. ДЛЯ ЭТОГО ПОВЕРНУТЬ КЛЮЧ В ВЫКЛЮЧАТЕЛЕ ПРИБОРОВ И СТАРТЕРА В ПОЛОЖЕНИЕ «0» И ОТКЛЮЧИТЬ «МАССУ», НАЖАВ КНОПКУ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕМ АКБ НЕ РАНЕЕ, ЧЕМ ЧЕРЕЗ 30 СЕКУНД ПОСЛЕ ОСТАНОВКИ ДВИГАТЕЛЯ.
Электронная система управления двигателем (ЭСУД или EDC – Electronic Diesel Control) позволяет точно и дифференцированно регулировать параметры процесса впрыскивания топлива, что обеспечивает выполнение многочисленных требований, которые ставятся перед современными двигателями.
Снижение расхода топлива и содержания вредных веществ (NOx – оксиды азота, СО – окись углерода, СН – углеводороды, твердых частиц) в отработавших газах с одновременным повышением мощностных и экономических показателей двигателя являются главными задачами, стоящими перед разработчиками двигателей. Кроме того, большое влияние на развитие современных двигателей оказывают возросшие требования к уровню комфорта современных транспортных средств (ТС). Ограничения по уровню шума работы двигателя также постоянно ужесточаются.
В результате возросли требования к системам управления двигателем и впрыска топлива в области:
- высоких давлений впрыскивания;
- формирования процесса впрыскивания;
- предварительного и, при необходимости, дополнительного впрыскивания;
- регулирования количества впрыскиваемого топлива, давления наддувочного воздуха и момента начала впрыска в зависимости от условий работы двигателя;
- подачи дополнительного количества топлива при пуске двигателя в зависимости от температуры окружающего воздуха;
- регулирования частоты вращения коленчатого вала при работе двигателя на холостом ходу независимо от нагрузки;
- регулирования рециркуляции отработавших газов;
- регулирования скорости движения ТС;
- высокой точности регулирования момента начала впрыскивания и количества впрыскиваемого топлива на протяжении всего срока службы двигателя.
ЭСУД способна обеспечить выполнение всех вышеупомянутых требований, благодаря применению микропроцессоров.
ЭСУД может обрабатывать в реальном времени большое количество параметров. Она может быть частью всей бортовой электронной системы ТС. Комплексная электронная система, благодаря развитию электроники, размещается в миниатюрном блоке управления.
В отличие от механических систем регулирования, где водитель, нажимая педаль акселератора, непосредственно задает цикловую подачу, в ЭСУД задается величина крутящего момента, при этом в ЭБУ передается положение педали акселератора. Запрошенная водителем величина крутящего момента корректируется, исходя из текущего режима работы двигателя и показаний датчиков системы. В калибровочных таблицах программного обеспечения ЭБУ заложены характеристики впрыска, такие как начало подачи топлива, ее величина, давление и различные корректирующие факторы (температурный режим и текущие ограничения) для каждой порции топлива (пилотная или предварительное впрыскивание, основная и поствпрыск или дополнительное впрыскивание).
Электронная система двигателя может интегрироваться в единую бортовую сеть управления автомобилем, что позволяет, например, снижать крутящий момент двигателя при переключении передач в автоматической коробке или изменять его при пробуксовке колес, отключать устройство блокировки движения и т.д. Она соответствует всем требованиям протоколов диагностики OBD (On-Board Diagnostic– система бортовой диагностики) и EOBD
(Европейский протокол OBD для получения информации о неисправностях двигателя, связанных с отработавшими газами).
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ ЭСУД.
Электронная система управления двигателем состоит из трех блоков:
- Датчики и задающие устройства 2, 4регистрируют условия эксплуатации (например, частоту вращения коленчатого вала) и задаваемые величины (например, датчик положения педали акселератора). Они преобразуют физические величины в электрические сигналы. Информация о работе систем двигателя передается на электронный блок управления – это входные сигналы.
- Электронный блок управления (ЭБУ) 1 обрабатывает сигналы датчиков и задающих устройств по калибровочным таблицам. Он управляет исполнительными механизмами с помощью электрических выходных сигналов. Кроме того, ЭБУ взаимодействует с другими системами автомобиля 5–7, а также участвует в его диагностике 8.
- ЭБУ контролирует все текущие эксплуатационные режимы двигателя. При выходе из допустимых пределов какого-либо из параметров двигателя ЭБУ немедленно дает соответствующее управляющее действие.
- Исполнительные механизмы 3 преобразуют электрические выходные сигналы блока управления в действие механических устройств (например, клапана-дозатора ТНВД, положения заслонки рециркуляции отработавших газов), управляющих впрыском топлива.
ЭСУД обеспечивает самодиагностику работы электронного блока управления, датчиков и некоторых других устройств ТС. ЭСУД постоянно проверяет сигналы всех соединенных с ЭБУ датчиков и исполнительных механизмов по таким параметрам, как выход за границы рабочей области, нарушение контакта, короткие замыкания на «массу» или устойчивость по отношению к другим сигналам.
При обнаружении отклонений параметров работы двигателя от запрограммированных предельных значений загорается лампа «ДИАГНОСТИКА» и/или диагностический код отображается на электронном диагностическом устройстве, устанавливаемых на панели приборов ТС.
ЭСУД при определенных условиях может выполнять следующие действия:
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, ОГРАНИЧЕНИЕ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ и/или ВЕЛИЧИНЫ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ДВИГАТЕЛЯ и ОСТАНОВ ДВИГАТЕЛЯ.
После поворота ключа Выключателя приборов и стартера в положение «I» ЭБУ двигателя производит диагностику ЭСУД. При исправной системе лампа диагностики ЭСУД на приборной панели ТС должна кратковременно загореться (на 1-2 с) и погаснуть.
ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ СИГНАЛЬНАЯ ЛАМПА ГОРИТ И НЕ ГАСНЕТ, ТО В ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ИМЕЕТСЯ НЕИСПРАВНОСТЬ, КОТОРУЮ НЕОБХОДИМО УСТРАНИТЬ.
Коды неисправностей могут быть двух видов: активные и неактивные.
Большинство диагностических кодов регистрируются и хранятся в памяти ЭБУ.
Структурная схема электронной системы управления двигателем семейства ЯМЗ-530.
Система бортовой диагностики (БД) двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536.
Система бортовой диагностики (БД) двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536.
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ БОРТОВОЙ ДИАГНОСТИКИ.
Постановление правительства об утверждении технического регламента “О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ” и Правил ЕЭК ООН № 49 пересмотр 5 определяют ключевые требования к экологичности выпускаемых двигателей. В соответствии с этими документами дизельные двигатели должны обеспечивать определенный уровень выбросов вредных веществ с ОГ, соответствующий экологическому классу. Данное требование также распространяется и на двигатели, находящиеся в эксплуатации. Таким образом, для подтверждения соответствия экологическим требованиям в процессе всего срока службы, обязательным является наличие системы бортовой диагностики (БД). Данная система должна обладать следующими основными функциями:
- Диагностика компонентов, нарушение в работе которых приводит к увеличению выбросов вредных веществ.
- Хранение кодов неисправностей.
- Информирование водителя о наличии неисправностей в системе управления двигателем при помощи диагностической лампы (MIL).
- Обеспечение стандартизованного интерфейса для работы с диагностическим оборудованием.
ПЕРЕЧЕНЬ КОМПОНЕНТОВ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛИРУЕМЫХ СИСТЕМОЙ БД.
СИСТЕМЫ И КОМПОНЕНТЫ ДВИГАТЕЛЯ.
- Датчик давления и температуры наддувочного воздуха. Контролирует давление и температуру наддувочного воздуха до смешивания с рециркулируемыми газами.
- Датчик температуры воздуха. Контролирует температуру смеси после смешивания наддувочного воздуха и рециркулируемых газов.
- Датчик давления и температуры масла. Контролирует давление и температуру масла.
- Датчик температуры охлаждающей жидкости. Контролирует температуру охлаждающей жидкости.
- Датчик атмосферного давления. Контролирует атмосферное давление.
- Датчик положения педали акселератора. Контролирует положение педали акселератора.
- Система наддува.
- Охладитель наддувочного воздуха (ОНВ);
- Таймер электронного блока управления двигателем.
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА.
- Датчик давления топлива в рампе. Контролирует давления топлива в контуре высокого давления (в рампе), см. п. 1.4.9.
- Датчик давления и температуры топлива. Контролирует давление и температуру топлива в контуре низкого давления перед фильтром тонкой очистки топлива.
- Датчик частоты вращения коленчатого вала. Контролирует частоту вращения коленчатого вала, синхронизацию с датчиком частоты вращения распределительного вала.
- Датчик частоты вращения распределительного вала (датчик фазы). Контролирует частоту вращения распределительного вала, синхронизацию с датчиком частоты вращения коленчатого вала.
- Дозирующее устройство с электромагнитным клапаном. Осуществляет регулирование давления в рампе путем управления производительностью топливного насоса высокого давления.
- Форсунка. Контролируется время активации электромагнитного клапана, цикловая подача.
СИСТЕМА ОГРАНИЧЕНИЯ ОКСИДОВ АЗОТА.
- Клапан заслонки EGR (пропорциональный). Регулирует давление сжатого воздуха в пневмоцилиндре заслонки рециркуляции ОГ.
- Датчик положения заслонки рециркуляции ОГ. Используется системой для контроля потока рециркулируемых газов.
- Радиатор отработавших газов.
- Датчик давления и температуры наддувочного воздуха, установленный на впуске до смешивания с рециркулируемыми газами.
- Датчик температуры воздуха (смеси), установленный на впуске после смешивания с рециркулируемыми газами. Используется для контроля эффективности радиатора отработавших газов.
СИСТЕМА ОГРАНИЧЕНИЯ ВЫБРОСОВ «ТВЕРДЫХ» ЧАСТИЦ.
- Сажевый фильтр.
- Датчик дифференциального давления.
ОПИСАНИЕ ПРИНЦИПОВ РАБОТЫ СИСТЕМЫ БД.
Система БД производит мониторинг систем двигателя, нарушение работы которых приводит к увеличению выбросов вредных веществ с отработавшими газами.
- «Нестираемая». Предусмотрен для ошибок, связанных с превышением уровня NOx. Время хранения кода (неактивной) ошибки составляет 400 суток или 9600 часов работы двигателя, код не может быть удален при помощи диагностического прибора.
- «Стираемая». Для прочих ошибок (перепад давления на сажевом фильтре и ошибки электрического питания датчиков и исполнительных механизмов). Время хранения кода (неактивной) ошибки составляет 40 циклов прогрева или 100 часов.
Основные состояния ошибок при их регистрации ЭБУ:
- – ошибки отсутствуют;
- 1 – ошибки обнаружены и проходят проверку;
- 2 – ошибки подтверждены и сохранены как активные (при этом активируется лампа MIL);
- 3 – ошибки сохранены как неактивные (лампа MIL деактивируется).
Переход из состояния 1 в состояние 2 – если ошибка подтвердилась в течение 3-х запусков или ездовых циклов (в зависимости от ошибки). Переход из состояния 2 в состояние 3 – если неисправность не фиксировалась в течение одного рабочего цикла. Переход из состояния 3 в состояние – согласно классу ошибки (Стираемая/Нестираемая).
Код неисправности сохраняется для каждой зафиксированной и подтвержденной неисправности, при этом активизируется лампа MIL. Код неисправности однозначно определяет проблемную систему, либо компонент двигателя.
Система БД отвечает функциональным требованиям, приведенным в ISO 15031.
КОНТРОЛЬ СИСТЕМЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ОКСИДОВ АЗОТА.
На двигателях экологического уровня Евро-4 производства ОАО «Автодизель» для нейтрализации оксидов азота применяется система рециркуляции отработавших газов (EGR). Для контроля работоспособности системы EGR (соответствие действительного положения заслонки заданному) используется датчик положения заслонки EGR. Контролируемые параметры: отклонение положения заслонки EGR от заданного положения, целостность электрической цепи.
Для контроля эффективности радиатора ОГ применяется датчик температуры воздуха (смеси наддувочного воздуха и рециркулируемых газов). Контролируемый параметр: температура смеси.
Для распознавания ситуаций, связанных с блокировкой потока рециркулируемых газов, используется величина разности температур наддувочного воздуха до и после смешивания с рециркулируемыми газами. Контролируемые параметры: температура наддувочного воздуха (до смешивания с рециркулируемыми газами) и температура смеси (после смешивания).
Система БД контролирует систему EGR на предмет серьезного функционального несрабатывания, которое включает в себя:
- полный демонтаж системы или изменение ее конструкции;
- неисправность клапана заслонки EGR (пропорциональный клапан);
- неисправность датчика положения заслонки EGR;
- неисправность датчика температуры воздуха;
- неисправность датчика давления и температуры наддувочного воздуха;
- недостаточная эффективность радиатора отработавших газов.
Если сбой фиксируется, его код сохраняется с указанием точной причины сбоя. В случае неисправностей, касающихся превышения выбросов оксидов азота, система БД удовлетворяет требованиям регулирующего документа, касающихся нестираемых кодов сбоя и ограничителей крутящего момента.
КОНТРОЛЬ СИСТЕМЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ВРЕДНЫХ ЧАСТИЦ.
На двигателях экологического уровня Евро-4 производства ОАО «Автодизель» для нейтрализации «твердых» частиц применяется сажевый фильтр. Для контроля работоспособности сажевого фильтра используется датчик дифференциального давления. Контролируемый параметр: перепад давления на сажевом фильтре.
Система БД контролирует систему ограничения выбросов «твердых» частиц на предмет серьезного функционального несрабатывания, что, в свою очередь, включает:
- удаление сажевого фильтра;
- засорение отложениями золы сажевого фильтра;
- неисправность датчика дифференциального давления.
КОНТРОЛЬ СИСТЕМЫ ТОПЛИВОПОДАЧИ.
Система БД контролирует электронные компоненты на предмет обрыва электрических цепей, оценивает работоспособность отдельных компонентов и систему топливоподачи в целом.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАСЧЕТНОГО МЕТОДА (АЛГОРИТМА) ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫБРОСОВ ОКСИДОВ АЗОТА.
Контроль выбросов NOx с отработавшими газами двигателя осуществляется косвенным путем посредством мониторинга компонентов системы EGR. В случае положительного отклонения регулируемого параметра (положение штока заслонки) от заданного значения свыше установленного предела, диагностируется ошибка, связанная с превышением выбросов NOx.
Снижение эффективности радиатора отработавших газов и/или ОНВ также приводит к увеличению выбросов NOx с ОГ, поэтому программный мониторинг, реализованный в программном обеспечении ЭБУ, включает слежение за температурой наддувочного воздуха. При превышении предельного значения температуры (соответствующего величине вредных выбросов NOx с ОГ больше порогового значения, указанного в требованиях к системе БД), диагностируется ошибка.
Прочие неисправности, приводящие к блокировке потока рециркулируемых газов, определяются путем контроля перепада температур между датчиками наддувочного воздуха до и после смешивания с рециркулируемыми газами.
Уровень выбросов, соответствующий определенной неисправности, соотносится с выбросами оксидов азота по испытательному циклу (ESC) с целью определения момента превышения порогового значения удельных выбросов для системы БД.
ОГРАНИЧИТЕЛЬ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА.
Система БД активирует ограничитель крутящего момента немедленно после выявления следующих неисправностей:
- любая неисправность, которая приводит к превышению оксидов азота более 5 г/кВт·ч при измерении по циклу ESC;
- любая неисправность любого компонента, используемого для обеспечения работоспособности системы контроля оксидов азота (например, система EGR).
Система БД должна вводить в действие ограничитель момента, если любая неисправность любого компонента, используемого для проверки системы контроля оксидов азота, сохраняется в течение 50 часов.
Если система БД определила необходимость ввода в действие ограничителя крутящего момента, последний должен быть задействован, когда скорость ТС равна нулю.
Ограничитель крутящего момента должен быть отключен, когда условий его активации больше не существует и двигатель работает на холостом ходу.
ОПИСАНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ВНЕШНЕЙ СКОРОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ.
Если ограничитель крутящего момента введен в действие, то крутящий момент двигателя не должен превышать следующих величин (в соответствии с текстом Правил ЕЭК ООН № 49 рев. 5:
- 60% от максимального крутящего момента двигателя для транспортных средств категорий N3 > 16 тонн, M1 > 7,5 тонн, M3/III и M3/B > 7,5 тонн [1] ;
- 75% от максимального крутящего момента двигателя для транспортных средств категорий N1, N2, N3 ≤ 16 тонн, 3,5 [1] Категории ТС:
- M – ТС, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров;
- N – ТС, используемые для перевозки грузов – автомобили грузовые и их шасси.
Цифра, 16 тонн, указывает технически допустимую максимальную массу ТС.
Ограничителем крутящего момента не оснащаются двигатели или транспортные средства, предназначенные для использования вооруженными силами, аварийноспасательными службами, противопожарными службами и службами скорой медицинской помощи. Отключение функции ограничения мощности производится только изготовителем двигателя или ТС, причем для целей надлежащей идентификации в рамках семейства двигателей предусматривается особый тип двигателя.
ЛАМПА СИГНАЛИЗАЦИИ НЕИСПРАВНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ БД.
Лампа сигнализации неисправностей (MIL – Malfunction Indicator Lamp) устанавливается производителем ТС на приборную панель. Лампа MIL информирует водителя о неисправности того или иного компонента.
ДАТЧИКИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ СИСТЕМЫ БД.
Для контроля выбросов вредных веществ в ОГ на двигатели семейства ЯМЗ-530 с системой БД дополнительно устанавливаются два датчика: датчик температуры воздуха и датчик дифференциального давления. Последний датчик измеряет перепад давления сажевого фильтра и может быть закреплен как на двигателе (место согласовывается с производителем ТС), так и на шасси ТС (в этом случае он прикладывается к двигателю).