Дополнительные топливные фильтры для дизельных двигателей
У Вас современный дизельный автомобиль с системой впрыска Common Rail (сокращённо CDi)? Рекомендуем обратить внимание на конструкцию системы фильтрации топлива Вашего автомобиля.
Топливная аппаратура CDi работает на давлениях от 250 кг/см² на холостых оборотах до 2000 кг/см² в нагрузочных режимах , тогда как традиционная топливная аппаратура работает на давлениях 115–310 кг/см².
Изготовленные детали CDi точнее, и зазоры между прецизионными деталями не превышают 2 микрон, поэтому и требования к фильтрации топлива на порядок выше.
До появления CDi-аппаратуры в топливных фильтрах использовалась бумага с плотностью фильтрования абразива 25мкм. Для традиционной механической аппаратуры этого вполне достаточно. При использовании этой бумаги в фильтрах для CDi, частички абразива размером до 25мкм, пролетающие сквозь бумагу, оставляют свой след в виде царапин, задиров и кавитаций, приводящих к негерметичностям, подклиниваниям. Итог: ухудшенный запуск двигателя, неравномерная работа форсунок, выливающаяся в жёсткую работу, стуки, и в некоторых случаях — прогар поршней.
Серьёзные фирмы-производители фильтров изобрели специальную двухслойную бумагу: первый слой задерживает крупные частички (свыше 30мкм), второй слой задерживает абразив размером свыше 2мкм. Большинство производителей автомобилей используют в оригинальных топливных фильтрах именно эту бумагу. На фильтре автомобиля Ford Transit стоит отметка, для какой именно аппаратуры предназначен данный фильтр (и горе тому, кто от незнания установил на двигатель TDCI фильтр DI).
Но есть производители, которые не используют в фильтрах бумагу 2мкм (вследствие этого приходится ремонтировать топливную аппаратуру).
Мы внимательно изучили конструкцию систем фильтрации на разных автомобилях и сделали заключение, что практически нет ни одного автомобиля, приспособленного к достойной фильтрации , не говоря уже о контроле качества топлива и степени загрязнения фильтрующего элемента.
При наличии 2-микронного фильтра в Вашем автомобиле следует помнить, что у него слишком низкий размер фильтровального элемента, нет отстойника и слива отстоя грязи и он установлен на двигателе (вибрация фильтра исключает нормальное грязеотделение — Mersedes Sprinter, Vito CDi).
Фильтр на Fiat Ducato 3.0 CDi 2007 г.в.
Фильтр на Mercedes Sprinter 2007 г. в.
В этом случае вода не отстаивается и превращается в эмульсию, проходя спокойно через фильтр в топливную аппаратуру, абразив же во всём дисперсионно-фракционном составе, попадая на плотную бумагу с небольшой фильтроёмкостью, заволакивает его и уже после 5 тыс. км пробега создаёт приличное сопротивление на наполнение топливного насоса, естественно, с вытекающими последствиями. Если же фильтр стоит на кузове с отстойником, то бумага фильтровального элемента в лучшем случае 20мкм (Fiat Ducato 3.0 CDi).
Абразив, прошедший в топливную систему, убивает в первую очередь клапан управления давлением, вторые на очереди — форсунки, до насоса дело не доходит (хотя бывают и такие случаи), так как достаточно выхода из строя первых двух деталей для того, чтобы полностью парализовать работу топливной аппаратуры.
Правильная же система фильтрации состоит из двух фильтров:
- грубой очистки (удерживающий воду и грязь свыше 25мкм);
- финальный фильтр 2мкм (удерживающий только частички от 25-2мкм).
Разлетевшийся клапан ТНВД
Износ шарика мультипликатора
Изношенное седло мультипликатора
Это же седло без микроскопа
Выеденное седло мультипликатора форсунки (под микроскопом)
Грязь на сеточке клапана
Вы справедливо зададите вопрос: «Так как же быть»? Мы предлагаем Вам установить дополнительный фильтр, который предотвратит быстрое забивание фильтров и проникновение абразива в топливную систему. А вот какой фильтр и на какой автомобиль, это нужно смотреть по конструкции. Для этого Вам необходимо подъехать к нам и проконсультироваться со специалистом.
Заочно ознакомиться с установкой дополнительного фильтра можно, посмотрев галерею фотографий, где изображены установленные нами фильтры на распространённых автомобилях.
Когда приобретаете финальный 2мкм фильтр, обращайте внимание на производителя и требуйте от продавца, чтобы подбор фильтра производился не по весу, подсоединительной резьбе и цвету, а по каталогу: чётко на Вашу модель двигателя.
Очень часто на Iveco CDi устанавливают подходящий по размеру TФ с Opel Kаdett. Продавцы уверяют, что он не хуже, да и ещё дешевле гривен на 100 (но на второй тысяче пробега вылетает из строя клапан управления давлением, стоимостью 1450 грн!)
Некоторые фирмы в корпус 2-микронного фильтра вставляют 30мкм бумагу, а бывает и вообще не далеко ушедшую от туалетной. Таким фирмам доверять не стоит (в силу дипломатических и юридических понятий не можем перечислить данных производителей). Мы можем порекомендовать Вам фильтры следующих производителей, которые мы сами и устанавливаем: MANN, CHAMPION, MAHLE, BOSCH, PURFLUX, FRAM, DELPHI, KNECHT. Чтобы вообще не рисковать, приобретайте оригинальные фильтры — не промахнётесь (если это не подделка). На Ваш вопрос: «а когда же менять фильтры?» , отвечаю: «когда забьются» . Для контроля состояния загрязнения топливного фильтра рекомендуем установить индикатор загрязнения топливного фильтра, и фильтры будете менять по мере загрязнения: 2 тыс. или 20 тыс. км — всё зависит от чистоты заливаемой солярки. Если же такой возможности нет, то меняйте оба фильтра через 10 тыс. км — и будете спать спокойно!
Если Вас интересуют вопросы, пишите — мы постараемся ответить интересной статейкой.
Зачем дизелю топливный фильтр?
Современные дизельные двигатели — сложные и точные механические системы, нарушить работу которых способны мельчайшие посторонние частицы. На страже благополучия мотора стоят фильтры очистки дизельного топлива. Внешне похожие, они кардинально отличаются от бензиновых «братьев».
Устройство и принцип работы фильтров очистки дизельного топлива
Прежде чем дизельное топливо будет использовано по назначению, его очищают от загрязнений и воды. Это необходимо, так как в форсунки и цилиндры топливо поступает под большим давлением. Посторонняя пыль в этом случае превращается в абразив, быстро выводя из строя детали. Грязное топливо — основная причина преждевременных отказов дизельных моторов. В их системах питания обычно установлены два топливных элемента: грубой и тонкой очистки. Решения с одной или тремя ступенями фильтрации встречаются реже. Разделение функций между фильтрами тонкой и грубой очистки не догма. Например, удаление воды из топлива может быть возложено как на первый, так и на второй или на оба сразу. Все зависит от конструкторского решения.
Грязное топливо — основная причина преждевременных отказов насоса, форсунок, поршней и цилиндров дизельных моторов
Фильтр грубой очистки топлива (ФГОТ) удерживает крупные посторонние частицы диаметром примерно 100–300 мкм. Более мелкие фракции останавливает фильтр тонкой очистки (ФТОТ). Размер улавливаемой пыли зависит от требований, предъявляемых к топливу мотором. Так, двигателям самой прогрессивной системы Common Rail, форсунки которых работают под давлением до 2,5 тыс. атмосфер, необходимо самое чистое топливо. Допустимый размер посторонних частиц для них не крупнее 3–5 мкм. Обычные дизельные моторы с плунжерными топливными насосами высокого давления (ТНВД) менее «капризны», так как рабочее давление топлива в них значительно ниже. Место ФГОТ в системе питания — до предварительного насоса, подающего топливо в нагнетатель (топливный насос высокого давления). ФТОТ размещают перед ТНВД.
Фильтр грубой очистки дизельного топлива устанавливают до предварительного насоса, тонкой — перед топливной аппаратурой
Устройство фильтров грубой очистки дизельного топлива
Распространённая конструкция ФГОТ представляет собой разборный стакан со сменным фильтрующим элементом.
Распространённая конструкция ФГОТ— разборный стакан со сменным фильтрующим элементом
В фильтре-отстойнике чистящий элемент выполнен в виде сетки. Внутри стакана могут размещаться дополнительные элементы, улучшающие функционирование: отражатель, успокоитель и пр.
В фильтре-отстойнике фильтрующий элемент выполнен в виде сетки
В некоторых автомобилях используются неразборные универсальные прямоточные ФГОТ в прозрачном пластиковом корпусе, внешне похожие на бензиновые. Например, в Mercedes-Benz W124 установлен фильтр WK 31/5.
Прямоточный фильтр грубой очистки дизельного топлива похож на бензиновый
Эксперименты по установке дизельного двигателя на серийный легковой автомобиль в Европе начались в тридцатые годы ХХ века. К примеру, в 1936 году существовала 45-сильная версия Mercedes 260D с детищем Рудольфа Дизеля под капотом.
Олег Полажинец
Устройство фильтров тонкой очистки дизельного топлива
Принципиально они отличаются свойствами фильтрующих элементов и размером удерживаемой пыли. Фильтрующий элемент — главная деталь ФТОТ. Кроме него, фильтр может быть оборудован сепаратором для отделения влаги от топлива, краном для слива накопившейся воды и датчиком её наличия.
Кроме фильтрующего элемента ФТОТ может быть оборудован сепаратором для отделения влаги от топлива, краном для слива накопившейся воды и датчиком её наличия
Конструктивно элементы эти выполняются как неразборными, так и разборными. Во втором случае в качестве сменного элемента используется либо картридж, либо патрон. Картридж — бескорпусной сменный элемент из фильтровальной бумаги или другого мелкопористого материала — устанавливают в корпус из пластика, алюминия или стали. Патрон ФТОТ — тот же картридж, но размещённый внутри собственного корпуса. Некоторые топливные патроны можно использовать и для очистки масла. Топливный фильтр образуют два элемента: патрон и крышка.
Фотогалерея: конструкции фильтров
Видео: устройство фильтра
Выбор
Правильная стратегия выбора топливного фильтра — выполнение рекомендаций производителей автомобиля. Они разработаны с учётом потребностей двигателя. Не стоит экспериментировать, устанавливая неподходящий фильтр лишь по той причине, что он дешёвый.
Некоторые автомобилисты пытаются компенсировать низкое качество очистки частой заменой топливного элемента. Это неправильный подход. Главная задача фильтра — не допустить попадания в топливную аппаратуру и цилиндры посторонних частиц крупнее определённого размера. Тонкость фильтрации — одна из характеристик, которая не изменяется во время эксплуатации. Ни старый, ни новый элемент, который не способен удержать мелкие частицы, не убережёт двигатель от поломки.
Тонкость фильтрации — одна из характеристик фильтра, которая не изменяется во время эксплуатации
Сходные по параметрам фильтры выпускают разные компании. Известные бренды Mann, Knecht (Mahle), Bosch, UFI, Delphi и другие занимают лидирующее положение на рынке, так как производят высококачественную продукцию, которую производители автомобилей устанавливают на новые машины. Для подбора подходящего фильтра используйте онлайн-каталоги. Выбирайте только те модели, в описании которых есть прямая рекомендация для вашего автомобиля.
Фотогалерея: фильтры очистки топлива известных брендов
Видео: обзор топливных фильтров
Регламент замены
Признаки необходимости замены фильтров очистки топлива следующие:
- трудности с остановкой двигателя,
- самопроизвольная остановка мотора,
- заниженная мощность,
- шумная работа двигателя,
- обильный чёрный дым из выхлопной трубы.
Ждать, пока проявятся перечисленные симптомы опасно. Дизельный двигатель не терпит невнимательного отношения. Промедление с заменой топливных фильтров уменьшает ресурс мотора и провоцирует преждевременный выход из строя. Чтобы избежать неприятностей, меняйте фильтры не реже, чем рекомендует руководство по эксплуатации автомобиля.
Бельгийский импортёр Волг уже в 1960 году начал устанавливать на «двадцать первые» несколько разновидностей атмосферных дизелей, разумеется, иностранного производства. Правда, машина при этом «переставала ехать», но в Западной Европе уже 50 лет назад экономия была куда важнее динамики.
Олег Полажинец
Производители постоянно совершенствуют топливные фильтры дизельных двигателей. Расчётный ресурс современных сменных фильтрующих элементов достигает 90 тыс. км пробега. Практические рекомендации изготовителей автомобилей значительно скромнее, что объясняется, вероятно, двумя факторами. Во-первых, на срок эксплуатации очень сильно влияет низкое качество топлива. В фильтрах нет индикаторов засорённости, поэтому проверить состояние фильтрующих элементов без разборки невозможно, и лучше перестраховаться, чем нанести двигателю значительный урон. Во-вторых, фирменный сервис приносит значительную прибыль, от которой правообладатели брендов не спешат отказываться.
Единых рекомендаций по замене фильтров для всех дизельных автомобилей не существует. Обычно они составляют 25–40 тыс. км пробега. Очиститель грубый, если он есть, и в руководстве автомобиля нет особой рекомендации, меняют вместе с основным элементом тонкой очистки.
Приведённые цифры лишь обобщённые данные, не предназначенные для практического использования. Загляните в «букварь» своей машины. Не исключено, что её производитель считает целесообразным менять фильтры чаще. Например, для дизельных автомобилей Renault Duster в 2015 году установлен ресурс фильтра 20 тыс. км пробега, до этой даты он составлял всего 10 тыс. км.
Низкокачественное топливо значительно уменьшает срок службы фильтра. Чтобы нанести вред двигателю, иногда бывает достаточно одной заправки. Заметив что-то неладное после посещения АЗС, слейте подозрительное топливо и заполните бак заведомо качественным. Как можно быстрее замените топливный фильтр, даже если признаки нестабильной работы исчезли.
Подогрев фильтра очистки двигателя на дизельном топливе
Особенность зимней эксплуатации дизельного топлива — кристаллизация находящихся в нём парафинов. Из-за низкой температуры парафины выпадают в осадок, забивая топливный фильтр и топливопроводы. Зимнее топливо устойчиво в большей степени, чем летнее, но и оно может застыть.
Из-за низкой температуры парафины выпадают в осадок, забивая топливный фильтр и топливопроводы
Некоторые автомобилисты, стремясь сохранить текучесть, добавляют в солярку присадки, керосин и даже бензин. Недостаток этого метода в снижении смазывающих свойств топлива, что негативно влияет на ТНВД и форсунки.
Правильный метод борьбы с кристаллизацией парафинов — подогрев топливного элемента. В некоторых автомобилях он реализован конструктивно, например, в Renault Duster.
В некоторых автомобилях подогрев реализован конструктивно, например в Renault Duster
Оборудовать подогревом любой автомобиль можно, установив фильтр с обогревом взамен штатного или в дополнение ему.
Оборудовать подогревом любой автомобиль можно, установив фильтр с обогревом взамен штатного или в дополнение ему
Самостоятельно и с минимальными затратами проблему решают установкой на имеющийся фильтр электрического бандажного подогревателя.
С минимальными затратами проблему подогрева решают установкой на имеющийся фильтр электрического бандажного подогревателя
Видео: обогреватель топливного фильтра своими руками
Надёжный топливный фильтр — обязательное условие длительной эксплуатации дизельного двигателя. Сэкономить на фильтре невозможно. Ремонт мотора обойдётся дороже.