Рабочие тела и их свойства
В поршневых двигателях внутреннего сгорания рабочее тело состоит из окислителя, топлива и продуктов его сгорания. Окислителем для большинства двигателей служит атмосферный воздух, содержащий 21 % (по объему) кислорода и 79 % инертных газов, в основном азота. При реализации цикла рабочее тело претерпевает физические и химические изменения. В зависимости от типа двигателя, в период впуска в цилиндр поступает либо воздух, либо горючая смесь, состоящая из газообразного или жидкого топлива и воздуха. Воздух или горючую смесь, поступающие в цилиндр и остающиеся в нем к моменту начала сжатия, называют свежим зарядом. В процессе сжатия в цилиндре находится смесь свежего заряда с остаточными газами, которая называется рабочей. В процессе расширения и выпуска рабочим телом являются продукты сгорания топлива.
При расчете рабочего цикла двигателя необходимо знать низшую теплоту сгорания топлива, которая зависит от композиционного состава топлива и количественного соотношения элементов, составляющих его горючую часть. Подвод теплоты к рабочему телу в действительном цикле осуществляется в результате сгорания топлива непосредственно в цилиндре двигателя, что предъявляет определенные требования к физическим и химическим свойствам топлива, которые приведены в таблице 2.1.
Характеристики жидких топлив для двигателей внутреннего сгорания
Топливо | Элементарный состав (средний) 1 кг топлива, кг | Молекулярная масса, mT, Кг/кмоль | Низшая теплота сгорания, hu, MДж/кг | ||
С | Н | Т | |||
Автомобильные бензины Дизельное | 0.855 0.870 | 0.145 0.126 | – 0.004 | 110–120 180–200 | 42.5 |
Сгорание топлива в цилиндрах двигателя протекает согласно следующим реакциям:
;
.
Количество кислорода, необходимое для полного сгорания топлива, можно подсчитать следующим образом:
Для топлива, имеющего состав по весу:
весовое количество кислорода, необходимое для полного сгорания 1 кг топлива, составит:
,или
или, исчисляя в кмоль,
.
При расчете состав сухого атмосферного воздуха принимают равным: в % по весу О – 23, N – 77, а в % по объему О – 21, N – 79.
Тогда теоретически необходимое количество сухого атмосферного воздуха для полного сгорания 1 кг жидкого топлива может быть определено по следующим формулам:
В весовом выражении
В молярном выражении
.
Связь между l и L имеет вид:
.
Сгорание топлива в двигателе обычно происходит при некотором недостатке или некотором избытке воздуха по сравнению с теоретически необходимым количеством.
Отношение количества воздуха L (l) в горючей смеси к количеству воздуха L (l), которое необходимо для полного сгорания топлива, называется коэффициентом избытка воздуха:
При работе двигателя состав горючей смееи изменяется. Горючую смесь принято называть нормальной, если α = 1, бедной, если α > 1 и богатой, если α называется коэффициентом остаточных газов:
.
Подставив выражение в выражение для Ма, получим:
.
Процесс сгорания сопровождается тепловыми потерями. Часть тепла в процессе сгорания передается в охлаждающую среду через стенки цилиндра. Часть топлива проникает в картер через неплотности поршневых колец. Из-за недостатка времени и несовершенства смесеобразования часть топлива не успевает сгореть и догорает во время расширения. В то же время под влиянием высоких температур происходит расщепление молекул Н2О и CO2 продуктов сгорания, расщеплению сопутствует поглощение тепла.
Коэффициентом использования тепла называется часть теплотворной способности топлива, которая действительно используется для повышения энергии газов при сгорании:
,
где: hu – низшая теплотворная способность топлива;
Δ Q – потери тепла в процессе сгорания.
Коэффициент использования тепла всегда меньше единицы. Он тем выше, чем совершеннее смесеобразование, выше скорость распространения пламени, короче промежуток времени, затрачиваемый на сгорание.
Коэффициент использования тепла, в зависимости от режима работы двигателя, изменяется в карбюраторных двигателях в пределах 0.85–0.95, в дизельных от 0.7 до 0.9.
При полном сгорании жидкого топлива, когда α≥ 1, образуются следующие основные продукты сгорания: CO2 и Н2О – продукты полного сгорания углерода и водорода, содержащихся в топливе, N2 – азот воздуха и O2 – свободный кислород воздуха.
Суммарное количество продуктов сгорания 1 кг топлива равно:
.
Подставив в правую часть уравнения значения слагаемых:
В процессе сгорания происходит увеличение количества кмоль газов.
.
Это увеличение зависит от состава топлива и коэффициента избытка воздуха.
Для карбюраторных ДВС
Для дизельных ДВС
Отношение количества кмоль продуктов сгорания М2 к количеству кмоль смеси до сгорания М1 называется коэффициентом молекулярного изменения.
В зависимости от того, учитывается ли при вычислении коэффициента молекулярного изменения количество остаточных газов или нет, различают коэффициент молекулярного изменения горючей смеси
и коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси.
или
.
Следовательно, у карбюраторных и дизельных двигателей коэффициент молекулярного изменения всегда больше единицы.
Увеличение количества кмолей газов при сгорании, оцениваемое коэффициентом молекулярного изменения, вызывает увеличение полезной работы при расширении продуктов сгорания в цилиндре, что повышает мощность двигателя. Следовательно, чем выше коэффициент молекулярного изменения, тем больше мощность, развиваемая двигателем.
Средняя мольная изохорная теплоемкость заряда в конце сжатия для карбюраторных и дизельных двигателях может быть определена по следующей формуле:
кДж/кмоль ·К.
Средняя молекулярная теплоемкость продуктов сгорания определяется по формуле (кДж/кмоль К):
процесс сгорания при V = const
;
процесс сгорания при p = const
.
Рабочее тело и параметры его состояния
Рабочее тело в теплотехнике и термодинамике — это условное несменяемое материальное тело, расширяющееся при подводе к нему теплоты и сжимающееся при охлаждении и выполняющее работу по перемещению рабочего органа тепловой машины. В теоретических разработках рабочее тело обычно обладает свойствами идеального газа.
Рабочее тело тепловых двигателей — это продукты сгорания углеводородного топлива (бензина, дизельного топлива и др.), или водяной пар, имеющие высокие термодинамические параметры (начальные: температура, давление, скорость и т. д.).
Рабочее тело в ракетостроении — это отбрасываемое от ракеты с целью получения импульса тяги вещество. Например, в электрическом ракетном двигателе рабочим телом является ионизированное расходуемое вещество (например, ксенон).
Рабочее тело в лазерной технике — это оптический элемент лазера, в котором происходит формирование когерентного электромагнитного излучения.
Всякая тепловая машина приводится к движение вследствие происходящего в ней изменения состояния вещества, называемого рабочим телом или рабочим агентом.
Термодинамическая система — это совокупность тел, находящихся в тепловом и механическом взаимодействии друг с другом и окружающей средой.
Рабочее тело определяет тип и назначение тепловой машины. Так у паровой машины рабочим телом является водяной пар, у поршневых двигателей внутреннего сгорания и газотурбинных двигателей — продукты сгорания топлива, у компрессоров холодильных машин рабочим агентом является пар аммиака, фреона и т. д. Для расчета термодинамического анализа работы тепловой машины необходимо знать термодинамические свойства рабочего тела.
Наиболее эффективными рабочими телами для тепловых машин являются газы и пары, обладающие наибольшим коэффициентом объемного расширения.
В технической термодинамике в качестве рабочего тела принимается идеальный газ — условное газообразное вещество, силами взаимодействия между молекулами которого пренебрегают.
В реальных же газах учитываются силы притяжения между молекулами, а молекулы имеют объем. Если реальные газы сильно разряжены, их свойства близки к свойствам идеального газа.
В качестве идеальных газов могут рассматривать такие газы, как азот, гелий, водород.
В общем случае для теплотехнических расчетов вполне допустимо распространение свойств идеального газа на все рассматриваемые газы. Это позволяет упростить математические выражения законов термодинамики.
Очевидно, что одно и то же вещество при различных условиях может находиться в различных состояниях.
Для того чтобы определить конкретные физические условия, при которых рассматривается данное вещество и тем самым однозначно определить его состояние, вводятся параметры состояния вещества.
Параметры состояния газа — это величины, характеризующие данное состояние газа.
К параметрам состояния газа относятся:
- абсолютная температура
- абсолютное давление
- удельный объем
- внутренняя энергия
- энтропия
- энтальпия
- и др.
Абсолютная температура, абсолютное давление и удельный объем являются основными параметрами газообразного вещества.
Рабочее тело и его свойства
Рабочим телом называется вещество, при помощи которого осуществляется действительный рабочий цикл двигателя. Для двигателей внутреннего сгорания рабочее тело состоит из атмосферного воздуха, топлива и продуктов его сгорания.
Теплота, необходимая для осуществления рабочего цикла поршневого двигателя внутреннего сгорания, выделяется при химических реакциях сгорания топлива непосредственно в цилиндре двигателя.
Физико-химические свойства топлив, применяемых в автомобильных двигателях, должны отвечать определенным требованиям, зависящим от типа двигателя, особенностей его конструкции, параметров рабочего процесса и условий эксплуатации. Состав топлива и его параметры в соответствии с заданием принимаются по таблицам 2.1 и 2.2.
Таблица 2.1 – Зависимость октанового числа бензина от степени сжатия автомобильного двигателя
Степень сжатия | 6,5…7,5 | 7,6…8,5 | 8,5…10,0 | 10,0…12,00 |
Марка бензина по ГОСТ 2084-77 | А-72 | А-76 | АИ-91 АИ-93 АИ-95 | — |
Марка бензина по ГОСТ Р 51105-97 | — | Нормаль-80 | Регуляр-91 Регуляр-92 Преиум-95 | Супер-98 |
Марка бензина по ГОСТ Р 51866-2002 | — | — | Регуляр Евро-92 Премиум Евро-95 | Супер Евро-98 |
Таблица 2.2 — Ассортимент марок дизельного топлива
Показатель | Нормы для марок | |
ГОСТ 305-82 | ГОСТ Р 52368-2005 | |
Л | З | ДТ ЕВРО |
Цетановое число, не менее |
Принимается элементарный состав топлива по таблице 2.3
Таблица 2.3 – Химический состав автомобильных топлив
Топливо | Содержание в 1 кг | Молекулярная масса mТ, г/моль | ||
Углерода С | Водорода Н | Кислорода О | ||
Бензин | 0,855 | 0,145 | – | 110…120 |
Дизельное топливо | 0,870 | 0,126 | 0,004 | 180…200 |
Выбранный состав топлива отвечает условию
.
При тепловом расчёте ДВС пользуются значением низшей теплоты сгорания топлива, под которой понимается количество теплоты, выделяемое при полном сгорании топлива без учета теплоты конденсации водяных паров. Низшая теплота сгорания Нuв кДж/кг определяется по формуле Д.И. Менделеева
где S и W – массовые доли серы и влаги в топливе.
В расчетах принимается S = 0, W = 0.
2.1.2 Горючая смесь
Для приготовления горючей смеси используется топливо и воздух. В двигателях с искровым зажиганием горючая смесь, приготовленная из мелко-распыленного топлива и воздуха в карбюраторе, поступает в цилиндр в процессе впуска. В дизеле топливовоздушная смесь образуется в камере сгорания за время впрыска топлива в конце процесса сжатия и в течение процесса сгорания.
Для полного сгорания топлива необходимо определенное количество воздуха, которое называется теоретически необходимым, и определяется по элементарному составу топлива в кг возд/кг топл.
или в кмоль возд/кг топл
В зависимости от условий работы двигателя на каждую единицу топлива приходится количество воздуха, большее или меньшее теоретически необходимого. Отношение действительного количества воздуха, участвующего в сгорании 1 кг топлива, к теоретически необходимому количеству воздуха называется коэффициентом избытка воздуха.
Действительное количество воздуха L в кмоль возд/кг топл определяется по формуле
где α — коэффициент избытка воздуха.
Значение коэффициента α зависит от типа смесеобразования, условий воспламенения и сгорания топлива, а также от режима работы двигателя.
Для различных двигателей при номинальной мощности принимаются следующие значения α:
— карбюраторные двигатели 0,85…0,98;
— дизельные двигатели 1,3…1,7;
— дизели с наддувом 1,5…2,0.
Уменьшение коэффициента избытка воздуха двигателей до возможных пределов уменьшает размеры цилиндра и, следовательно, повышает литровую мощность дизеля, но одновременно с этим значительно возрастает теплонапряжённость двигателя, особенно деталей поршневой группы, увеличивается дымность отработавших газов.
Количество горючей смеси М1в кмоль гор.см/кг топл определяется по формуле
где mТ – молекулярная масса паров топлива, г/моль.
Величина mТ выбирается по таблице 2.3.
2.1.3 Продукты сгорания
Количество продуктов сгорания для карбюраторных двигателей определяется по формуле (2.7), а для двигателей с воспламенением от сжатия по формуле (2.13).
При неполном сгорании топлива (при α 1,0) продукты сгорания состоят из углекислого газа СО2, водяного пара Н2О, избыточного кислорода О2и азота N2.
Общее количество продуктов полного сгорания М2 в кмоль пр.сг/кг топл определяется по формуле
Количество отдельных составляющих продуктов сгорания в кмоль пр.сг/кг топл определяются по следующим формулам:
,
,
,
.
Для жидкого топлива количество молей продуктов сгорания всегда больше, чем количество молей горючей смеси. Это происходит вследствие химических реакций распада молекул топлива при сгорании и образования новых молекул.
Изменение количества молей рабочего тела при сгорании в ∆М в кмоль /кг топл определяется по формуле
Относительное изменение количества молей при сгорании горючей смеси характеризуется химическим коэффициентом молекулярного изменения горючей смеси , который определяется по формуле