ГАЗ-4301: технические характеристики
Дизельный «ГАЗон-Deutz»
Один из самых первых в нашей стране серийных дизельных среднетоннажных грузовиков – ГАЗ-4301, имел очень долгий, многолетний путь к конвейеру и очень короткую историю серийного производства. Те 28 158 автомобилей данной марки, которые были, в общей сложности, произведены на Горьковском автозаводе, конечно, являются «каплей в море», имея в виду масштабы нашей страны. Но модель это, безусловно, интересная, хотя бы потому, что это был начальный шаг отечественной автомобильной отрасли в правильном направлении – от бензиновых грузовиков к дизельным.
Об истории модели
Разработка модели грузовика ГАЗ-4301 стартовала на Горьковском автомобильном заводе ещё в начале 80-х годов. В 1982-1983 годах опытная партия этих машин прошла серьёзные испытания. Поскольку такие грузовики предназначались в основном для сельского хозяйства, первые испытания производились в подмосковных колхозах. Затем был организован тестовый автопробег на девять тысяч километров – из Горького на Куйбышев, за тем до Аральска, Ташкента, с финишем в горах Памира.
Испытания прошли успешно, но до серийного производства дизельный ГАЗ-4301 добрался только в 1992-м году. В стране с плановой экономикой и абсолютным господством государства во всех сферах хозяйства острой необходимости в переходе на дизельные машины не было, хотя и признавалось, что его нужно обеспечить. Бензин был ещё дёшев, заказами на бензиновые грузовики автозаводы были обеспечены стабильно.
Параллельно с постановкой на конвейер ГАЗ-4301 организован выпуск самосвала-«сельхозника» на его шасси – под маркой ГАЗ-САЗ-4509. Этот сельскохозяйственный самосвал-зерновоз предназначался для работы в составе 8,6-тонного самосвального автопоезда ГАЗ-6008 (вместе с прицепом ГКБ-8536). В целом, перспективы у грузовика ГАЗ-4301 в сельском хозяйстве советского образца были бы хорошие. Однако, после развала СССР в стране не стало и сельского хозяйства, во всяком случае, в его прежнем виде. Оно было полностью разрушено.
Заметка 1984 года про прототип дизельного самосвала-«сельхозника» ГАЗ-4301, выставленный на ВДНХ.
Поскольку архаичной была сама концепция грузовика, созданного на базе ГАЗ-3307, а экономические условия в стране коренным образом изменились (нет государственный дотаций, нет спроса на такие машины), новый дизельный грузовик уже к 1995 году был снят с производства.
Отличительные черты ГАЗ-4301
Кабина и грузовая платформа у ГАЗ-4301 являются идентичными базовой модели – ГАЗ-3307. Но видимые различия имеются. Внешними отличительной чертами ГАЗ-4301 является высоко выведенная труба забора воздуха; рама, которая на этом ГАЗоне мощнее и шире, чем у бензинового «собрата»; а также колёса с иными вентиляционными отверстиями, которые подходят только на эту модель.
Двигатель ГАЗ-4301
Грузовики ГАЗ-4301 комплектовались шестицилиндровыми 125-сильными дизельными двигателями воздушного охлаждения ГАЗ-542.10. Это был первый дизель, разработанный специалистами Горьковского автозавода. Для внедрения его в производство они воспользовались лицензионными технологиями немецкой фирмы «Дойтц».
Цилиндры данного мотора легкосъёмные, с наружным оребрением. Уплотнение масляной полости на стыке цилиндр-картер осуществляется медной прокладкой. Головки цилиндров – отдельные на каждый цилиндр, с наружным и внутренним оребрением для обеспечения охлаждения проходящим воздухом, со вставными чугунными сёдлами и направляющими втулками клапанов, с V-образно расположенными клапанами.
На поршнях располагаются три компрессионных и одно маслосъёмное кольца. Шатуны – с косым разъёмом нижней головки. Шатун окончательно обрабатывается вместе с крышкой, поэтому крышки шатунов не являются взаимозаменяемыми. Коленчатый вал – семиопорный, со съёмными противовесами.
На двигателе установлен верхнеклапанный механизм газораспределения, с нижним расположением распределительного вала. Распредвалздесь семиопорный, на заднем конце которого располагается распределительная шестерня. С её помощью, через шестерни коленчатого вала, осуществляется привод вала распределительного.
Топливный насос высокого давления (ТНВД) – рядный, с механическим двухрежимным центробежным регулятором. Топливный насос низкого давления – поршневого типа. Топливноподкачивающий насос – плунжерный, с ручной подкачкой топлива.
В двигателе ГАЗ-542.10 использованы форсунки закрытого типа, давление начала подъёма иглы составляет 22 МПа (220 кгс/см2).
Система охлаждения – воздушная, с шестерёнчатым приводом вентилятора через регулируемую гидромуфту.
Для топливной системы предусмотрено два фильтра: грубой очистки (фильтр-отстойник с сетчатым элементом) и тонкой очистки (со сменными бумажными фильтрующими элементами). Воздушный фильтр двигателя установлен со сменным элементом и сигнализатором предельной заполненности.
Для облегчения пуска двигателя в морозное время предусмотрено электофакельное устройство (ЭФУ) и воздушный дизельный пусковой подогреватель.
Технические характеристики дизельного двигателя ГАЗ-542.10:
- Мощность, при 2800 об/мин – 82 кВт или 125 лошадиных сил.
- Максимальный крутящий момент, при 1600-1800 об/мин. – 37 Н.м.
- Максимальная частота вращения двигателя на холостом ходу – 3040 об/мин.
- Минимальная частота вращения двигателя на холостом ходу – 575-625 об/мин.
- Диаметр цилиндра – 105 мм, ход поршня – 120 мм.
- Степень сжатия – 18.
- Порядок работы цилиндров: 1-5-3-6-2-4.
Контрольный расход горючего при замере в летнее время на обкатанном автомобиле с полной загрузкой, движущемся по ровной дороге с твёрдым покрытием со скоростью 60 км/ч, составляет 15 литров дизтоплива на 100 километров.
Трансмиссия
В составе трансмиссии грузовика ГАЗ-4301 – однодисковое сцепление сухого трения, с диафрагментарной пружиной и гидравлическим приводом. А также механическая пяти-ступенчатая коробка переключения передач, трёхходовая, с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой и задней. Синхронизаторов на данной КПП два, инерционного типа.
Передаточные числа: I — 6,286; II — 3,391; III — 2,133; IV — 1,351; V — 1,0; заднего хода — 5,429.
Карданная передача – двумя валами открытого типа с промежуточной опорой; три карданных шарнира на игольчатых подшипниках. Главная передача – коническая, гипоидного типа. Передаточное число – 5,857. Дифференциал – конический, шестеренчатый, с принудительной блокировкой. Управление механизмом блокировки – дистанционное, пневматическим краном.
Рулевое и тормозное управление
Конструкция рулевого управления представляет собой глобоидальный червяк с трехгребневым роликом на шарикоподшипнике. Передаточное число – 21,3 (среднее). Рулевую систему автомобиля ГАЗ-4301 дополняет гидравлический усилитель, совершенно не лишний для автомашины подобного класса.
Грузовик оснащается современной двухконтурной системой тормозов (рабочих, запасных и стояночного). Барабанные тормозные механизмы, смонтированные на каждом колесе, имеют по два автономных привода для работы с ними. Двухконтурные тормоза данного грузовика оснащены пневматическими усилителями, с гидравлическим приводом.
Бензовоз-топливозаправщик ГАЗ-4301 1994 года выпуска.
Тормозные барабаны каждого колеса – цельные, чугунные, литые. Передние барабаны сцентрованы и смонтированы на кромках ступиц, а задние барабаны – на кромках полуосей. Для облегчения контроля они производятся съёмными. Кроме этого, тормозная система грузовика ГАЗ-4301 оборудована устройством автоматического регулирования величины зазора в рабочей паре «колодка-барабан». Роль стояночных тормозов возложена на тормозные механизмы задних колёс, которые оборудованы механическим приводом.
Ходовая часть, подвеска
На ГАЗ-4301 использована передняя подвеска на двух продольных полуэллиптических рессорах, с дополнительным резиновым буфером сжатия. Схема задней подвески – на двух продольных полуэллиптических рессорах с дополнительными металлическими рессорами-амортизаторами. Амортизаторы на передней оси установлены гидравлические, телескопические, двустороннего действия.
Для увеличения энергоёмкости рессор и ограничения их прогиба на лонжероне рамы в районе передней оси установлены резиновые рессоры сжатия. На нижней полке лонжеронов задней рамы, над заднем мостом, также установлены резиновые буферы, ограничивающие степень прогиба рессор.
Колёса на ГАЗ-4301 установлены дисковые, с двухкомпонентным ободом, с разрезным бортовым кольцом. Шины – пневматические, радиальные, размера 8,25 R20, нормы слойности – НС-12. рекомендуемое давление в шинах составляет: передних колёс – 370 кПа, или 3,8 кгс/см2; задних колёс – 540 кПа, или 5,5 кгс/см2.
Технические характеристики в цифрах
- Габаритные размеры: длина – 6,42 м; ширина – 2,38 м; высота – 2,42 м (по кабине), 2,87 м (по тенту).
- Колёсная база – 3,7 м.
- Колея передних колёс – 1,7 м; колея задних колёс (между серединами двойных скатов) – 1,71 м.
- Минимальный дорожный просвет (с максимальной загрузкой) – 245 мм.
- Углы свеса с полной нагрузкой: передний – 36 градусов; задний (по буксирному крюку) – 31 градус.
- Минимальный радиус поворота, по оси следа переднего внешнего колеса – 8 м.
- Максимальный подъём, преодолеваемый автомобилем с полной загрузкой – 25 градусов.
- Грузоподъёмность: бортового – 5 тонн; с тентом – 4,85 тонны.
- Габаритные размеры грузовой платформы – длина 3490 мм, ширина 2170 мм; высота бортов 510 мм.
- Масса снаряжённого автомобиля – бортового – 3,9 тонны; с тентом – 4,050 тонны.
- Полная масса машины – 9,05 тонн.
- Распределение нагрузки: на переднюю ось – 2,35 тонны; на заднюю ось – 6,7 тонн.
- Допустимая масса буксируемого прицепа – 7 тонн.
Кабина ГАЗ-4301
На автомобиле установлена двухдверная и двухместная цельнометаллическая кабина, оснащённая местами для крепления ремней безопасности. Отопитель кабины – с двумя включёнными в систему смазки двигателя радиаторами. Независимый отопитель – воздушный, двухрежимный, работающий на дизельном топливе.
Сиденья у водителя и пассажира раздельные, в отличие от общего «дивана», которыми оснащались ГАЗ-52 и ГАЗ-53. Водительское кресло снабжено подвеской, которая состоит из цилиндрической пружины и гидравлического амортизатора.
Для обеспечения удобной посадки водителя любой комплекции. Изменение продольного положения сиденья обеспечивается салазками, которые имеют восемь фиксированных положений. Общий ход салазок составляет 136 мм.
Подушка сиденья имеет три фиксированных положения, которые обеспечивают уровень её наклона в 4, 7 и 10 градусов к горизонтали. Изменение угла наклона спинки сиденья обеспечивается шарнирным механизмом, который бесступенчато изменяет степень наклона данной спинки. Пассажирское сиденье в кабине ГАЗ-4301 выполнено откидным, с целью облегчения свободного доступа к независимому отопителю.
Отзывы владельцев ГАЗ-4301
В целом, отзывы владельцев ГАЗ-4301 об этих автомобилях – положительные. Грузовик выносливый, неприхотливый, обладающий большой грузоподъёмностью. «Рабочая лошадка», которая «возит всё, что угодно, и куда угодно». Подвеска мягкая, работающая эффективно. Реальный расход дизтоплива, по свидетельству владельцев, составляет 19-22 литра на 100 км пути в городском цикле и 16-17 литров на 100 км – при движении по трассе.
Двигатель ГАЗ-542.10 характеризуется многими владельцами как достаточно надёжный, долговечный и тяговитый: «На пробег в более 1,5 млн км, был всего один ремонт двигателя, и два ремонта топливной системы»; «Как-то ехал гружёный, и спокойно тянул за собой гружёный ЗИЛ. Рабочая температура двигателя – до 170 градусов, но выше 120 градусов не греется никогда. Свой рабочий ресурс до «капиталки» он выхаживает без проблем, меняются только кольца и вкладыши. И – никаких проблем с системой охлаждения, поскольку оно воздушное.
Но повезло не всем. Есть также отзывы о том, что данные двигатели «долго не ходят», а также имеют чрезвычайно неприятную «болезнь»: у них лопается коленвал, причём так «удачно», что делает дыру в блоке. Любой же ремонт данного двигателя, уже только потому, что он относится к категории «автоэкзотики», становится серьёзной проблемой. Запчастей на него днём с огнём не найти, и стоят они очень дорого.
Очень бережного отношения к себе требуют синхронизаторы, которые установлены на КПП данной машины. Сама коробка передач работает чётко и надёжно, скорости включаются мягко. Положительных отзывов заслуживает и работа тормозной системы (тормоза на ГАЗ-4301 – пневмогидравлические, как на ПАЗике). Гидроусилитель руля стоит как на ГАЗ-66, хороший, но при сильных морозах (порядка -30 градусов) может работать не всегда. Металл, из которого изготовлена кабина грузовика, не отличается высоким качеством – после 5-7 лет начинает ржаветь и гнить безостановочно.
В целом, многие владельцы называют ГАЗ-4301 «вечной машиной» – поскольку её «никогда и никому не продашь». «В 1995 году я покупал новый ГАЗ-4301 за 5000 долларов… Вот бы сейчас такие цены на новую технику!»
Стоимость б/у грузовика ГАЗ-4301
Действительно, несмотря на слабую распространённость денной модели, объявлений о продаже такого грузовика на вторичном авторынке немало. Особенно много ГАЗ-4301 почему-то продаётся на Украине. В России цена на дизельный ГАЗ-4301 1992-1995 годов выпуска варьируется от 75 до 250 тысяч рублей; на Украине – от 2 до 12-ти (!) тысяч долларов.
Дизельный грузовой автомобиль газ-4301
Двигатель 542 для ГАЗ-4301
ГАЗ-4301 — среднетонажный грузовой заднеприводный автомобиль отечественного производства с дизельным двигателем 542. Автомобиль имеет просторную современную двухместную кабину, оборудованную эффективной системой вентиляции и отопления. От предшественников отличается применением дизельного двигателя с возможностью постоянной работы в составе автопоезда.
Серийное производство грузовика ГАЗ-4301 было запущено в 1992 году. Автомобиль выпускался с 6-цилиндровым дизелем воздушного охлаждения ГАЗ-542 мощностью 125 л.с.
, который являлся лицензионной копией двигателя Deutz (лицензия была куплена на целое семейство дизелей разной мощности). ГАЗ-542 — это первый дизель собственного производства Горьковского автомобильного завода.
ГАЗ-4301 производился до 1994 года. Всего с конвейера сошло 28158 грузовиков семейства ГАЗ-4301.
Кроме двигателя особенностями обладают и другие узлы и механизмы автомобиля: передняя ось, коробка передач, задний мост с опционной блокировкой дифференциала, подвеска, рама, карданная передача.
Еще одним отличием от автомобилей предыдущей 53 серии является двухконтурная тормозная система с гидроприводом и двумя пневматическими усилителями.
Хорошую устойчивость автомобилю обеспечили низко расположенный центр тяжести, широкая колея передних и задних колес.
На повышение потребительских качеств в ГАЗ-4301 направлены: эффективная система отопления и вентиляции, электрофакельное устройство для облегчения пуска двигателя, устройство обдува и обмыва полупанорамного ветрового стекла, регулируемое подрессоренное водительское сиденье, рулевое управление с гидроусилителем.
Есть и внешние отличия ГАЗ-4301 от ГАЗ-3307, но они несущественные.
Это оригинальные колесные диски с четырьмя маленькими отверстиями между вентиляционными окнами (такие колеса нельзя поставить на автомобили других моделей, так как у ГАЗ-4301 диск центрируется на ступице не конусной частью колесных гаек и футорок, а центральным отверстием) и два главных тормозных цилиндра с пневмоусилителями (две маленькие «летающие тарелки»), которые расположены слева на раме за кабиной перед топливным баком.
Несмотря на то, что автомобиль снят с производства почти 20 лет назад, он до сих пор пользуется спросом и составляет конкуренцию импортной технике. В-первую очередь это объясняется тем, что цены на запчасти ГАЗ-4301 на порядок ниже, чем на зарубежные аналоги этого класса.
Автомобиль обладает надежностью и высокой проходимостью и легко справляется с бездорожьем, морозами и прочими трудностями, возникающими при эксплуатации на территории России. Однако есть и минусы. Самым важным из них является проблема найти необходимую деталь.
И эту проблему с каждым годом все больше и больше ощущают владельцы дизеля ГАЗ-4301.
Но спешим Вас обрадовать. Чтобы решить указанную проблему, Вам достаточно позвонить нам или приехать за нужной запчастью в наш магазин. Наш магазин предлагает большой ассортимент запчастей для автомобиля ГАЗ-4301. У нас Вы можете приобрести не только мелкие детали, но и узлы, агрегаты в сборе и детали для двигателя ГАЗ-542. В продаже имеются новые запчасти и запчасти б/у.
Качество, надежность и соответствие нормам и стандартам, установленным на территории РФ, а также приемлемые цены — это основные причины, по которым владелец дизеля 542 обратившись к нам один раз, становится постоянным и любимым нашим клиентом.
Грузовой автомобиль ГАЗ-4301
Проектирование среднетонажного заднеприводного самосвала ГАЗ-4301 началось в 90-х годах. Первые опытные экземпляры выпустили уже в 1982-м. Ровно через год эти автомобили успешно пошли тестовый пробег общим расстоянием более 9000 км.
Опытно-производственная партия была изготовлена в 1984 году. А в 1992-м грузовик пошел в серию. «>Его собирали по лицензии немецкого завода Deutz. Выпуск продолжался до 1994 г.
За этот период времени завод собрал и поставил порядка 28 000 автомобилей. От опытных прототипов новый ГАЗ-4301 отличался некоторыми особенностями конструкции.
Так, инженеры применили дизельный двигатель, а также подготовили эти модели для работы в составе автопоезда.
Двигатель
На этой модели в качестве мотора применили дизельный двигатель ГАЗ-542 с мощностью в 125 лошадиных сил. В ГАЗ-4301 двигатель имел воздушное охлаждение. Этот агрегат был полным аналогом немецкого мотора и изготавливался на отечественных заводах по лицензии.
«>
Это самый первый и один-единственный дизельный агрегат, который сумели полностью изготовить на мощностях завода. Он показал себя как неприхотливый, с наличием тяги, выносливый и рациональный.
Питание
Топливная система, которая питает мотор дизельным топливом, представлена в виде двух насосов. Одни из них — это низкокомпрессионный поршневой инжектор, а второй — выскоокмперссионный, механический с возможностью регулировки. Он работает в двух режимах.
«>Помпа для подкачки топлива представляет собой плунжерную систему, которая представляет возможность качать дизельное топливо в руну. В двигателе для очистки топлива применяется несколько фильтров: для грубой очистки и для тонкой.
«>В качестве первого фильтра инженеры решили использовать сепаратор со специальной сеткой. В целях тонкой очистки используется сменный элемент из бумаги. Фильтрование воздуха является сухим.
Здесь применены сменные фильтры, а также датчик, который показывает уровень засорения. Охлаждение осуществляется при помощи воздуха.
Трансмиссия
По коробке передач эти грузовые автомобили мало чем отличаются от всех остальных. Здесь можно найти однодисковую сухую систему с замкнутым сцеплением. Также в ней можно обнаружить пружинную диафрагму и элементы гидравлики.
Коробка передач полностью механическая, пятиступенчатая, трехходовая, с синхронизаторами на каждой передаче. Первая передача, а также задний ход синхронизатора не имеет. Карданная передача выполнена с использованием двух открытых валов.
Тормоза
ГАЗ-4301 оснастили самой современной на тот момент двухконтурной тормозной системой. Основные механизмы установлены на колесах. Машина оснащена автономными приводами.
Чтобы улучшить работу тормозов, увеличить эффективность и не снизить при этом управляемость, инженерам потребовалось проделать много работы. Так, для всего этого нужно полное соответствие усилия и энергии, прикладываемой к каждому колесу.
«>Если приложить это усилие оптимальным образом, то это обеспечивает своевременную блокировку колес в любых дорожных условиях. Разработчики сумели сделать тормоза так, чтобы при максимальном тормозном усилии система могла предотвратить блокирование колес раньше необходимости.
Особенно это касается передних колес. Благодаря этому удалось улучшить управляемость машиной.
Если автомобиль останавливается более плавно, то в этот момент идет распределение, после которого на передний мост передается около 60% веса конструкции. Задний мост получает около 40% массы на себя. Эффективность передней пары колес нужно было повысить.
Поэтому ГАЗ-4301 (самосвал) оснащали специальной системой из двух контуров с пневматическими усилителями, с разным торможением осей. Конструкция также оснащалась гидравлическим приводом.
Кроме того, рассматриваемое авто в своей конструкции имеет специальный пневмоагрегат для работы на прицепе.
Тормозные барабаны на колесах отлиты из чугуна. Спереди они выставлены в центральной части и смонтированы на кромках ступицы. Задние установлены на полуосях. Чтобы было проще контролировать их состояние, они полностью разборные. Также тормоза оборудованы системой автоматической регулировки зазоров.
В автомобилях ГАЗ-4301 конструкторы внедрили полностью оригинальные детали, которые значительно улучшили потребительские качества агрегата. Так, чтобы мотор хорошо запускался, применили электрофакельный механизм, в кабине для водителя кресло оснащено рессорами и регулировками, исправно работают отопление и вентиляция.
Устройство и особенности
Среди характерных черт конструкции можно выделить уникальные колесные диски.
Они имеют (кроме четырех окон для вентиляции) дополнительные отверстия. Эти колеса не подойдут к другим грузовикам.
Лишь эти дисковые обода центрируются не коническими деталями крепежа, а отверстием в центральной части.
Используемые шины – радиальные, с пневматической системой. Унификация механизмов и основных узлов позволяет снизить их стоимость, что значительно упрощает уход, ремонт. ГАЗ-4301 не требует частого планового технического обслуживания.
Самосвал на базе этой модели оснащен кабиной на два пассажира. Она выполнена из стали, оборудована ремнями безопасности. Слева можно увидеть длинную трубу воздухозабора.
В качестве опций комфорта выделяют масляное отопление. Оно оснащено двумя радиаторами, которые запитываются от смазочной системы. Также существует вентилятор, который может в двух режимах функционировать на дизельном топливе.
«>Места водителя и пассажиров раздельные. Детали кабины выполнены из стали, капот – аллигаторовый, а решетка радиатора может отбрасываться.
Рулевое управление выполнено в виде глобоидального червяка и шарикового подшипника. Рулевая система также оснащена ГУР. Это значительно упрощает управление автомобилем. Благодаря данному факту эти грузовые автомобили заслужили себе отличные отзывы.
Основа машины – это прочная, долговечная рама. Подвеска спереди представлена парой фронтальных пружин, а также комплексом сжатия. Подвеска сзади оснащена также рессорами.
Этот автомобиль стал новым уровнем в работе завода. Однако почему-то машина имела слабый показатель спроса. Это можно объяснить плохим качеством авто. Кроме того, многих отпугивала слабая проходимость.
Заключение
Хоть эти грузовики больше не производят, но до сих пор активно используют. Машина отлично конкурирует с грузовиками зарубежного производства. При необходимости на ГАЗ-4301 запчасти продаются в полном объеме.
История появления ГАЗ-4301
После первой доработки ГАЗ-4301 с дизельным двигателем были отправлены для глобальных испытаний в автоколонны и в крупные колхозы. В таком темпе грузовики испытывались и дорабатывались более 10 лет.
В результате первые серийные версии ГАЗ-4301 появились только в 1993 году. Сразу после появления грузовики стали конкурировать с лидером рынка того времени – ГАЗ-53.
Преимущества новой модели были очевидны:
- Наличие нового дизельного двигателя, который превосходил бензиновые моторы по мощности и экономичности. Данный двигатель был турбированный, что значительно увеличивало его мощность;
- Благодаря использованию нового мотора, ГАЗ-4301 можно было использовать в качестве автопоезда;
- Новая ходовая часть;
- Новая коробка передач. КПП ГАЗ-4301 отличалась надёжностью и высоким рабочим ресурсом;
- Наличие качественного гидроусилителя руля.
Общие сведения об автомобиле ГАЗ-4301
ГАЗ-4301 был передовой моделью для своего времени. Благодаря тому, что машина дорабатывалась в течение 10 лет, в её конструкцию инженеры успели внедрить все новшества тех лет. В схеме технических характеристик ГАЗ-4301 были внедрены следующие дополнения:
- Электрофакел. Данное устройство применялось специально для упрощения запуска дизельного двигателя;
- Было установлено амортизационное кресло водителя. Это смогло решить проблему с недостатком комфорта для водителя при поездке в дальние рейсы;
- Вентиляционная система новой конструкции;
- Отопительная система нового образца, которая прекрасно справлялась со своей задачей;
- Эффективная система обдува лобового стекла.
Благодаря тщательности и целого десятилетия доработок, ГАЗ-4301 и его модификации отличались надёжностью, что неоднократно подтверждалось водителями, некоторые из которых до сих пор эксплуатируют эти грузовики.
Самой большой проблемой на сегодняшний день является отсутствие в продаже оригинальных запчастей, которые в силу особенностей первого горьковского дизельного грузовика не подходят от других моделей ГАЗ.
Единственным спасением становятся разборки, хотя найти даже бывшие в употреблении запчасти на ГАЗ-4301 с каждым годом становится всё сложнее.
Двигатель ГАЗ-4301 и его особенности
В грузовиках ГАЗ-4301 впервые был использован дизельный двигатель. Так как отечественная промышленность никогда не делала подобных дизелей для среднетоннажных автомобилей, было решено приобрести лицензию у Deutz.
Сам двигатель, который получил индекс ГАЗ-542, был разработан австрийской компанией Steyr.
Новый дизельный двигатель отличался экономичностью, а поршневая система ГАЗ-4301 могла выхаживать вдвое больше до капитального ремонта, чем поршневая бензиновых двигателей ГАЗ.
Двигатель ГАЗ-542 имеет два топливных насоса. Один из них — поршневой низкокомпрессорный. Его задачей является поддержание низкого давления в системе. Второй насос – высококомпрессионный. Его задачей является сжатие высокого уровня. Кроме того, в топливной системе имеется и ручная помпа, с помощью которой водитель может осуществлять подкачку топлива.
Особенности КПП и тормозной системы ГАЗ-4301
Коробка передач для нового грузовика была подвергнута значительной модернизации, в результате чего она получилась более надёжной и ресурсной.
Кроме того, удалось избавиться от громкого шума, который был непременным атрибутом всех газоновских КПП при переключении передач. Механическая коробка передач была пятиступенчатая.
Все передачи, кроме первой и задней, были синхронизированы. Сцепление у грузовика было однодисковое, сухого типа.
Тормоза ГАЗ-4301 имеют двухконтурную систему. На колёсах имеются независимые друг от друга приводы. Благодаря этому торможение может быть эффективно произведено даже в случае выхода одного привода из строя.
В случае плавного торможения, 60 процентов тормозного усилия распределяется на передние колёса, а 40 процентов на задние. Тормозные барабаны каждого из колёс съёмные.
Это позволяет устранять дефекты тормозной системы или осуществлять замену тормозов в полевых условиях, при минимальном наличии инструментов.
Рулевая система и подвеска ГАЗ-4301
Дизельные грузовики Горьковского автомобильного завода получили эффективные гидроусилители руля. Благодаря этому удалось не только облегчить процесс поворота колёс, но и уменьшить передаточное число рулевого механизма.
Теперь для совершения поворота не стоит так сильно крутить рулевое колесо. Также удалось добиться маневренности в узких переулках. В механизме поворота рулевого колеса имеется червячная передача и гребневое колесо на подшипнике.
Это позволило снизить удары на руль при движении по ухабистой дороге.
Почему грузовик ГАЗ-4301 был снят с производства?
Несмотря на то, что первый серийный дизельный грузовик Горьковского автомобильного завода был надёжным и достаточно высокотехнологичным, его производство было свёрнуто в 1995 году. Этому способствовало несколько причин:
- Хотя первый дизельный двигатель от ГАЗ был достаточно экономичный и мощный, в стране практически отсутствовали мастера, которые разбирались в дизельном оборудовании. ГАЗ-4301, двигатель которого было невозможно отремонтировать в условиях колхозов, после поломок был обречён на длительный простой;
- Недостаточная проходимость автомобиля была обусловлена особенностями его конструкции. Дизельный мотор был слишком тяжёлым, что давало высокую нагрузку на переднюю ось. Это в свою очередь приводило к тому, что машина легко застревала на мягких почвах и в грязи;
- Глобальный кризис начала 1990-х годов привел к падению спроса на грузовые автомобили;
- Прекращение государственного финансирования завода привело к тому, что завод просто не мог больше выпускать дизельные двигатели.
Несмотря на то, что последние грузовики ГАЗ-4301 сошли с производственной линии в 1995 году, они до сих пор эксплуатируются в России и СНГ. Главной проблемой при выборе этого грузовика становится отсутствие запасных частей.
Грузовой автомобиль ГАЗ-4301
ГАЗ-4301: технические характеристики, описание двигателя, особенности конструкции
ГАЗ-4301: описание и технические характеристики грузовика
Впервые ГАЗ-4301 вышел как испытательная модель в 1982 году. Конструировали его главные инженеры Горьковского автомобильного завода Бутусов и Просвирин.
Это был первый советский дизельный грузовик, разработка которого началась после постановления ЦК КПСС.
Испытания новой модели проходили в различных условиях – на посевных и уборочных мероприятиях, на длительном пробеге в 9 000 км от Горького до Памира. И с января 1993 года стартовало производство серийной модели ГАЗ-4301.
Кроме установки дизельного двигателя, новая машина отличается от старого ГАЗа-53 еще и возможностью использовать ее как автопоезд.
Новый турбодизель позволил соревноваться с конкурентами на рынке грузоперевозок.
Аналогичная модель ГАЗ-3307 отличается только 4-цилиндровым дизелем и уменьшенной мощностью в сравнении с 6-цилиндровым.
Особенности двигателя
Дизельный двигатель ГАЗ-542 не являлся собственной разработкой инженеров завода, а производился по лицензии, купленной у Deutz. Таким образом, впервые на ГАЗе начали выпускаться двигатели на дизельном топливе.
Двигатель на ГАЗе-4301 имеет хорошие технические характеристики и развивает 125 «лошадей» мощности. Расходует автомобиль 16 литров дизельного топлива на 100 км.
Система питания двигателя топливом нагнетает давление двух уровней: низкого и высокого.
Насос поршневого инжекторного типа применяется для поддержания низкого уровня давления, а механический центробежный насос с регулировкой и двумя режимами работы обеспечивает компрессию высокого уровня.
Предусмотрен и ручной режим подкачки дизеля в некоторых ситуациях. Для более продолжительной работы мотора применена усиленная система очистки топлива: первичная и вторичная.
В первом случае происходит грубая очистка с помощью сепаратора с сеточными элементами. Фильтровальные компоненты из бумаги обеспечивают глубокую очистку.
А тут узнаем, какими особенностями кроме новой кабины обладает «Урал-6464».
Отличительной чертой ГАЗа-4301 является высоко выведенная труба забора воздуха. В начале трубы стоят фильтрационные сменные элементы.
Система снабжена датчиком загрязненности. Охлаждение двигателя осуществлено с помощью гидромуфты и шестереночной передачи на вентилятор.
Дизельный мотор выгодней бензинового, особенно на длительных перевозках. Но есть некоторые правила эксплуатации, которые позволят продлить срок службы автомобиля и, в частности, мотора.
Рассмотрим некоторые практические советы:
- регулярная замена масла с частотой, указанной в инструкции по эксплуатации (каждые 15 тыс. км);
- очистка масляной центрифуги с определенной периодичностью (каждые 30 тыс. км);
- внимательно следить за температурой нагрева двигателя и при серьезных нагрузках открывать путь маслу через специальный масляный радиатор;
- желательно чистить сетку маслоприемника и шлифовать шестерни масляного насоса каждые 50 тыс. км;
- очень важно содержать двигатель в чистоте по причине оснащения воздушным охлаждением, так как загрязнения препятствуют требуемой теплопередаче;
- нельзя сразу глушить машину после работы. т. к. турбина в процессе использования сильно нагревается. Поэтому нужно дать двигателю немного поработать на холостом ходу;
- через каждые 25-30 тыс. км необходимо промывать масляную систему .
Механическая коробка передач имеет 5 ступеней передаточных соотношений с синхронизацией каждой, кроме задней и первой.
Сцепление с пружинной диафрагмой имеет сухой тип трения и гидравлику для управления.
Задние колеса приводятся в движение при помощи карданной передачи, два вала которой открыты и закрепляются на трех подшипниковых шарнирах.
Тормозная система и шасси
Система торможения автомобиля выполнена с высоким процентом надежности всех узлов. Существует два отдельных привода, способных управлять двухконтурными тормозными узлами в каждом колесе.
Длина тормозного пути автомобиля весьма зависит от распределения нагрузки на каждое колесо. Очень важно, чтобы не произошло преждевременного блокирования одной из пар колес.
Важно! Если передние колеса блокируются, то автомобиль теряет управляемость, а когда задние переходят в режим торможения скольжением, есть велика вероятность заноса. Во избежание этих последствий необходимо правильно распределить момент торможения – одинаково на все четыре колеса.
При таком условии обеспечиваются максимальная безопасность самого процесса и минимальный тормозной путь.
При торможении динамический центр тяжести автомашины перераспределяет нагрузку на оси: примерно 60% – на переднюю и 40% – на заднюю.
Вследствие этого передние колеса настраиваются на более интенсивную блокировку.
Именно для повышения надежности и безопасности конструкторы предусмотрели две тормозные системы с одним гидроприводом и двумя пневмоусилителями.
Грузовик укомплектован тормозными барабанами на 4-х колесах, которые выполняются в литом варианте из чугуна.
В этом механизме предусмотрено устройство для автоматического контроля воздушного промежутка между колодкой и барабаном.
Все четыре барабана легко снимаются, что дает доступ к обслуживанию системы.
Стояночный тормоз обеспечивается ручным приводом с редукторным механизмом, и разжимаются колодки только на задних колесах.
Диски колес являются уникальным элементом этого грузовика и сконструированы именно под него. Они имеют вентиляционные люки, что повышает обдув тормозных барабанов.
Колесные диски центруются отверстием, которое насаживается на край ступицы, в отличие от распространенной системы конусных гаек.
Диаметр и класс шин определяются серией предназначения, для данного автомобиля это 8,25Р20. Шины этой серии имеют уровень слойности НС12. Давление в передних шинах нормируется показателем 370 кПа, а в задних – 540 кПа.
Ходовая и рулевое управление
Подвеска автомобиля предназначена для объединения кузова и несущей рамы с колесной частью.
Основная ее задача – правильно распределить нагрузки, испытуемые кузовом в процессе езды, и уменьшить негативное влияние от ударов.
Грамотно сконструированная подвеска обеспечивает плавность, комфортность передвижения, улучшает тяговые характеристики и устойчивое расположение грузовика на дороге.
В передней подвеске ГАЗа-4301 использованы полуэллиптические пружины с возможностью регулировки сжатия за счет прорезиненных проставок.
В задней подвеске скомбинированы пружинный и рессорный типы подвешивания. Телескопические амортизаторы справляются со своей задачей и сглаживают все колебания и удары по кузову грузовика.
Рулевая система автомобиля снабжена гидравлическим усилителем. Это обеспечивает легкость поворота рулевого колеса и удобство водителя вместе с меньшей утомляемостью.
Механизм поворота колес снабжен червячной передачей глобоидального типа и трехгребневым колесом, закрепленным на подшипнике.
Эта система позволила изолировать непосредственно рулевое колесо от вибраций и ударов о неровности дорожного покрытия.
Применение усиления гидравлическим способом позволило понизить число оборотов рулевого колеса от левого крайнего положения в правое и наоборот. Это повысило популярность машины для городских грузоперевозок.
Устойчивость автомобиля была повышена за счет доработки многих узлов: низкий центр тяжести, увеличено расстояние между колесными колеями, блокировка заднего дифференциала осуществлена дистанционной пневматической системой, улучшена конструкция КПП.
Кузов и рама
Положительной особенностью автомобиля ГАЗ-4301 является его рамная часть, которую конструкторы постарались сделать предельно качественно и надежно.
Она получилась наиболее устойчивой к перенагрузкам и коррозийному разрушению.
Но все-таки при эксплуатации уже не нового автомобиля стоит прибегнуть к проверке и укреплению заклепочных соединений.
Причины популярности
Конструкторами ГАЗ-4301 было создано множество улучшений и серьезных доработок, которые позволили выпустить очень популярный автомобиль на рынке грузоперевозок.
К дополнительным удобствам можно отнести: простой пуск двигателя с помощью электрофакела, водительское кресло с системой амортизации, эффективные системы проветривания и обогрева.
Добиться более низкой себестоимости производства помогла стандартизация и унификация большинства агрегатов и элементов.
В этом обзоре можно узнать расход топлива и другие технические характеристики автомобиля «Урал-4320».
Горьковский автозавод создал качественную модель ГАЗ-4301, что позволило продуктивно продвинуться вперед производственной сфере.
Но за счет того, что качество двигателя находилось на не очень высоком уровне, а работа его — неудовлетворительной, спрос на рынке был мал, что стало серьезным препятствием для массового производства модели.
Одним из факторов, плохо сказывающихся на востребованности автомобиля, — невысокая проходимость грузовика.
Благодаря установке более увесистого и мощного мотора увеличилась и нагрузка на передние колеса: это часто приводило к тому, что при мягком покрытии ГАЗ-4301 часто застревал.
Еще одним из факторов, повлиявших на снятие с производства ГАЗа-4301, был экономический кризис 90-х годов, вследствие которого сельскохозяйственные предприятия лишились поддержки и финансирования государством.
В результате из-за слабых продаж грузовиков и низкой востребованности значительно были увеличены цены на продукцию.
В конечном итоге это привело к тому, что был прекращен выпуск турбодизеля, и в 1995 году ГАЗ-4301 сняли с производства. Общее количество грузовиков, сошедших с конвейера, – 28 158.
Более детально рассмотреть конструкцию ГАЗ-4301 можно в следующем :
ГАЗ-4301: технические характеристики (топливный насос, двигатель, задний мост, запчасти), фото, отзывы, видео
Восьмидесятые года прошлого столетия были для Горьковского автомобильного завода знаменательными. Ведь именно тогда был выпущен первый дизельный самосвал этой марки ГАЗ-4301, который заслуживает отдельного внимания.
Технические характеристики
ГАЗ-4301 имеет такие показатели:
- полная масса автомобиля составляет 8 тонн;
- допустимые нагрузки на оси: передняя – 3 тонны, задняя – 5;
- обладает грузоподъемностью в 4,5 тонны;
- снаряженный автомобиль имеет массу 3,5 тонны;
- сцепление является однодисковым, постоянно замкнутое, есть функция сухого трения, имеет диафрагменную пружину;
- на 5-ти ступенчатой, механической коробке передач пять скоростей;
- подвеска рессорная;
- ходовая часть состоит из дисковых, имеющих двухкомпонентный обод и разрезное бортовое кольцо, колес и пневматических, радиальных шин;
- в двухместной, двудверной кабине есть места для крепления ремней безопасности. Она отапливаема;
- авто уснащено гидравлическим насосом.
Для переоборудования грузовых автомобилей нужны специальные разрешения ГИБДД. С информацией и перечнем документов можно ознакомится в статье, перейдя по ссылке.
Движущая сила
Грузовик ГАЗ-4301 оборудован дизельным четырехтактным двигателем модели 542.10. Под капотом этого «зверя» 125 л.с. Блок состоит из шести цилиндров. Они расположены в ряд и работают в порядке 1-5-3-6-2-4.
Благодаря наличию воздушной системы охлаждения, машина не требует радиатора и охлаждающей жидкости. «Сердце» авто является лицензионной копией немецкого производителя «Deutz».
На заводе ГАЗ – это был единственный, изготовленный лично дизельный мотор.
Насос и задний мост
Топливный насос у ГАЗ-4301 двух видов. Первый – с низкокомпрессионным поршневым инжектором, чтоб непосредственно подавать горючее, а второй – с высококомпрессионным механическим центробежным регулируемым двухрежимным инжектором рядного типа. Есть возможность подкачивать дизтопливо вручную.
Чтобы грузовик стал более устойчив, были заменены и усовершенствованы некоторые узлы и агрегаты. Так, например, инженеры обновили коробку передач, на заднем мосту у ГАЗ-4301 появилось дистанционное управление блокировкой дифференциала с помощью пневматического крана. Передний мост был так же улучшен.
Запчасти
Запчасти на ГАЗ-4301 найти совсем не составит труда, так как в свое время было выпущено достаточное количество автомобилей данной модели.
Купить комплектующие и запасные части для двигателя, кузова, трансмиссии, ходовой, электрооборудования и другого можно как в интернете, так и автомагазинах. Часто их продают частники, на автобазарах, б/у.
Отзывы
ГАЗ-4301 экономичный, не требует частого ремонта, неплохо проявляет себя, как буксировщик.
Ходовые свойства хорошие, как для старенькой модели.
К недостаткам можно отнести быстрый приход в неисправность тормозной системы и компрессора.
Заключение
Из вышесказанного можно сделать вывод, что модель достойная, имеет больше плюсов, чем минусов. Может прослужить верным помощником и «рабочей лошадкой» многие годы.
ГАЗ-4301: 430100, технические характеристики, дизель, отзывы владельцев, двигатель, КПП, грузоподъемность, самосвал
Среднетоннажный грузовой автомобиль ГАЗ-4301 появился в производственной программе завода в 1984 году.
Машина отличалась от предыдущих моделей применением дизельного двигателя, разработанного специалистами Горьковского автозавода на основе агрегата Steyr.
Из-за трудностей с освоением серийный выпуск грузовика начался только в 1993 году, а уже спустя несколько лет сборку свернули.
Устройство и характеристики
Автомобиль создан для работы на дорогах с твердым покрытием, а также грунтовых проселках с уплотненной поверхностью. Техника поставлялась в нескольких комплектациях, отличавшихся наличием предпускового подогревателя и конструкцией бортовой платформы. Завод отгружал специальное шасси, предназначенное для изготовления сельскохозяйственных самосвалов с 3-сторонней разгрузкой.
Габариты ГАЗ-4301 и технические характеристики:
- длина — 6420 мм;
- ширина (без зеркал заднего вида) — 2380 мм;
- высота (с тентом) — 2870 мм;
- вес снаряженного (без установки тента) — 3900 кг;
- грузоподъемность — 5000 кг;
- скорость по горизонтальному участку шоссе с грузом — 85 км/ч;
- преодолеваемый подъем — 25%;
- радиус разворота (по оси внешнего колеса) — 8,0 м.
Описание параметров цельнометаллической грузовой платформы с 3 откидными бортами:
- длина — 3490 мм;
- ширина — 2170 мм;
- высота борта — 510 мм.
На грузовике использовалось улучшенное крепление колесных дисков к ступицам, включавшее в себя бесфуторочные гайки. Топливный бак оригинальной формы, с расположением горловины по центру. На боковине расположен выключатель аккумуляторных батарей. Рулевой механизм оснащен гидравлическим усилителем, в кабине установлено 2 раздельных сидения.
Двигатель
Двигатель ГАЗ-4301 построен на основе рядного 6-цилиндрового блока с объемом 6,23 л. Мотор производился заводом ГАЗ, имеет обозначение 542-10.
Агрегат работает по 4-тактному циклу, турбокомпрессор конструкцией не предусмотрен. Дизель развивает мощность 125 л.с. при степени сжатия 16.
Преимуществом мотора является увеличенный до 37 кгс*м крутящий момент, который достигался при 1600-1800 об/мин.
В состав системы охлаждения входил осевой вентилятор и направляющие дефлекторы. Внешняя поверхность цилиндров имеет ребра, улучшающие теплообмен. Каждый цилиндр выполнен в виде отдельной быстросъемной детали с индивидуальной головкой, установленной на картере через медное кольцо.
Для привода вентилятора используются шестерни газораспределительного механизма, регулировка частоты вращения осуществляется гидравлической муфтой. Для подачи горючего используется рядный плунжерный насос с регулятором оборотов. Часть топливной аппаратуры расположена за левой подножкой.
Коробка передач
На грузовиках применили 5-ступенчатую механическую КПП, оснащенную синхронизаторами на всех скоростях переднего хода кроме 1. Высшая передача являлась прямой.
Версия шасси ГАЗ-4301 для самосвалов, которые производились Саранским заводом, оснащалась коробкой передач с редуктором отбора мощности. Узел использовался для монтажа шестеренного насоса, который обеспечивал давление в гидравлической системе надстройки.
Отзывы владельцев и цены
Стоимость грузовиков модели 4301 на вторичном рынке не превышает 200 тыс. рублей. Большинство машин оснащено дизельными моторами ММЗ от сельскохозяйственной техники, поскольку выпуск оригинальных запчастей прекратился в конце 90-х годов.
Дмитрий, Владимирская область
Работал несколько лет на бортовом грузовике 4301. Машина оснащена дизельным двигателем, который обеспечивал уверенный разгон с полной нагрузкой. Топливная аппаратура требовала регулярного обслуживания.
Слабым местом оказался компрессор пневматической системы, который ремонтировали каждые 3-4 месяца.
На грузовике стоял задний мост с блокировкой дифференциала, которая помогала преодолевать раскисшие грунтовые дороги.
Александр, Ленинградская область
В середине 2000-х годов работал на фургоне, построенном на базе шасси 4301. Машина имела небольшой расход топлива (не выше 16-17 л на 100 км пути), перевозила до 5 т груза. Несколько раз пришлось перебирать задний мост, который не выдерживал нагрузок при буксовании. Большим минусом было отсутствие запасных частей к двигателю.
ГАЗ-4301: отечественный ГАЗончик. Технические характеристики газ 4301 дизель
ГлавнаяГазТехнические характеристики газ 4301 дизель
Восьмидесятые года прошлого столетия были для Горьковского автомобильного завода знаменательными. Ведь именно тогда был выпущен первый дизельный самосвал этой марки ГАЗ-4301, который заслуживает отдельного внимания.
ГАЗ 66: технические характеристики (тюнинг, расход топлива, компрессор, тормозная система), цена, видео, фото.
Схему электрооборудования Газ 3307 цветную смотрите в статье.
Технические характеристики
ГАЗ-4301 имеет такие показатели:
- полная масса автомобиля составляет 8 тонн;
- допустимые нагрузки на оси: передняя – 3 тонны, задняя – 5;
- обладает грузоподъемностью в 4,5 тонны;
- снаряженный автомобиль имеет массу 3,5 тонны;
- сцепление является однодисковым, постоянно замкнутое, есть функция сухого трения, имеет диафрагменную пружину;
- на 5-ти ступенчатой, механической коробке передач пять скоростей;
- подвеска рессорная;
- ходовая часть состоит из дисковых, имеющих двухкомпонентный обод и разрезное бортовое кольцо, колес и пневматических, радиальных шин;
- в двухместной, двудверной кабине есть места для крепления ремней безопасности. Она отапливаема;
- авто уснащено гидравлическим насосом.
Для переоборудования грузовых автомобилей нужны специальные разрешения ГИБДД. С информацией и перечнем документов можно ознакомится в статье, перейдя по ссылке.
Движущая сила
Грузовик ГАЗ-4301 оборудован дизельным четырехтактным двигателем модели 542.10. Под капотом этого «зверя» 125 л.с. Блок состоит из шести цилиндров. Они расположены в ряд и работают в порядке 1-5-3-6-2-4.
Благодаря наличию воздушной системы охлаждения, машина не требует радиатора и охлаждающей жидкости. «Сердце» авто является лицензионной копией немецкого производителя «Deutz».
На заводе ГАЗ – это был единственный, изготовленный лично дизельный мотор.
Насос и задний мост
Топливный насос у ГАЗ-4301 двух видов. Первый – с низкокомпрессионным поршневым инжектором, чтоб непосредственно подавать горючее, а второй – с высококомпрессионным механическим центробежным регулируемым двухрежимным инжектором рядного типа. Есть возможность подкачивать дизтопливо вручную.
Чтобы грузовик стал более устойчив, были заменены и усовершенствованы некоторые узлы и агрегаты. Так, например, инженеры обновили коробку передач, на заднем мосту у ГАЗ-4301 появилось дистанционное управление блокировкой дифференциала с помощью пневматического крана. Передний мост был так же улучшен.
Запчасти
Запчасти на ГАЗ-4301 найти совсем не составит труда, так как в свое время было выпущено достаточное количество автомобилей данной модели.
Купить комплектующие и запасные части для двигателя, кузова, трансмиссии, ходовой, электрооборудования и другого можно как в интернете, так и автомагазинах. Часто их продают частники, на автобазарах, б/у.
ГАЗ 53: технические характеристики (коробка передач, рулевое управление, схема электрооборудования), видео, фото, модификации модели, история создания и отзывы.
Технические характеристики КамАЗа 43114 здесь.
О МАЗе 500 читайте в этой статье.
Отзывы
ГАЗ-4301 экономичный, не требует частого ремонта, неплохо проявляет себя, как буксировщик.
Ходовые свойства хорошие, как для старенькой модели.
К недостаткам можно отнести быстрый приход в неисправность тормозной системы и компрессора.
Заключение
Из вышесказанного можно сделать вывод, что модель достойная, имеет больше плюсов, чем минусов. Может прослужить верным помощником и «рабочей лошадкой» многие годы.
Больше информации на сайте
Дизельный грузовой автомобиль ГАЗ-4301
Создание ГАЗ-4301 самосвал началось в начале 90х годов прошлого столетия. Первые опытные образцы автомобиля появились в 1982 году. Их отправили на практические испытания, в ходе которых техника прошла более 9 тысяч километров по всем видам дорог при всевозможных погодных условиях. Так же машину испытали во время посевных и уборочных работ.
Развитие данной модели шло медленно. В 84-м году конструкторы подготовили первую промышленную партию, но до серийного выпуска дело дошло только в 1992 году.
Сборка осуществлялась по лицензии немецкой компании в течение двух лет. За это время из стен Горьковского автомобильного завода вышло чуть более 28 тысяч экземпляров.
От первых опытных образов серийная версия отличалась рядом конструкционных решений.
Устройство
Технические характеристики ГАЗ-4301:
- Объём мотора — 6,23 л;
- Мощность — 125 л.с при 2,8 тысячах оборотах;
- Ход поршня — 120 мм.
Двигатель
Автомобиль оснащали силовой установкой ГАЗ-542, которая развивала до 125 лошадиных сил. Она имела шесть цилиндров и дополнялась воздушной охладительной системой. Мотор собирали по лицензии немецкого предприятия.
4301 дизель — первый и последний агрегат этой категории, который собирался инженерами на горьковском предприятии. Потребители характеризовали его как ходкий с высоким запасом рабочего ресурса и ремонтопригодностью.
Топливная система выполняла несколько задач: питала силовую установку, хранила и очищала дизельное топливо. Она состояла из двух насосных механизмов:
- Поршневой инжектор с низкой компрессией;
- Двухрежимный рядный инжектор с высокой компрессией и регулировкой.
За подкачививание топлива отвечала специальная помпа, которая позволяла делать это водителю вручную. Систему очищения реализовали на высоком уровне.
Она состояла из двух топливных фильтров (грубого и тонкого) и приспособления для избавления воздуха от пыли и грязи. К последнему прилагался датчик, информирующий шофёра о степени загрязнённости.
Шестерённый вентилятор осуществлял воздушное охлаждение двигателя.
Трансмиссия и КПП
Газ 4301: технические характеристики
ГАЗ 4301 выпустили в виде экспериментальной модели (1982 г.) благодаря инженерам – разработчикам Горьковского автозавода. Причиной его появления стало следующее: ЦК КПСС постановило разработать дизельные грузовики и запустить их в производство.
После представления первых образцов они были отправлены на доработку. Далее он прошел основательную проверку на больших трассах, посеве, уборке урожая, прежде чем была запущена в производство серийная модель ГАЗ 4301 (1993 г.).
До 1992 года была выпущена небольшая партия грузовиков, которая эксплуатировалась только в крупных колхозах.
Эта машина стала конкурентоспособной в сфере грузоперевозок.
Её преимущества по сравнению с ГАЗ 53 – новый турбодизель, использование в качестве автопоезда, новые кабина, ходовая часть, усилитель руля. Грузоподъёмность ГАЗ 4301 – 4,5 тонн.
Максимальная нагрузка на передние оси составляет 3 тонны, на задние – 5 тонн. Технические характеристики ГАЗ 4301 требуют особого внимания. Фото ГАЗ 4301:
Мотор: устройство и особенности
От ранее выпущенных моделей ГАЗ 4301 радикально отличался тем, что впервые использован новый мощный двигатель – дизель. Был установлен двигатель ГАЗ 542 с шестью цилиндрами. Мощность его составляла 125 литров в секунду.
Его появление было связано с купленной у Deutz лицензией. Сам же двигатель ГАЗ 542 разработала австрийская компания Steyr. Он стал пионером в производстве на советском заводе двигателей на дизтопливе.
Расход дизтоплива автомобиля составляет всего 16 литров на сто километров.
Двигатель оснащен двумя насосами. Они подают дизтопливо:
- первый – низкокомпрессионый поршневой инжектор для топлива – поддерживает низкое давление;
- второй – высококомпрессионный механический центробежный регулируемый двухрежимный инжектор рядного типа – обусловливает сжатие высокого уровня.
При возникновении ситуации достаточно длительного функционирования мотора предусмотрено несколько видов системы очистки топлива:
- Третья система связана с сухим воздушным фильтрованием. Оно возможно благодаря фильтрационным компонентам, которые можно менять, и датчику загрязнённости. Охлаждение мотора обеспечивают гидромуфта, шестирёночная вентиляторная передача.
- Вторичный – тонкий, или глубокий, вид очистки. Обеспечивается она бумажными фильтровальными компонентами.
- Первичный – грубый вид очистки. Здесь используется фильтрующий сепаратор. Он оснащен сеточными компонентами.
Коробка передач и тормозная система
Коробка передач была переделана инженерами с целью повышения качества машины. В результате повысился запас рабочего ресурса и снизился шум. Он возникал, когда переключали скорости. Коробка передач является механической, пятиступенчатой. Каждая передача синхронизирована. Исключения составили первая и задняя.
Составляющие коробки передач:
- однодисковое замкнутое сцепление. Тип трения, характерный для него, – сухой;
- пружинная диафрагма;
- гидравлическая установка.
В тормозной системе есть два контура. Колеса оснащены встроенными узлами с двумя индифферентными приводами, которые не зависимы друг от друга.
Тормозное действие рассредоточивается на все колеса, в ситуации плавного торможения – в соотношении приблизительно 60 на 40. Из них 60% приходится на передние колёса, а 40% – на задние.
ГАЗ 4301 дизель также оснащен отдельной тормозной системой. Для прицепа предусмотрена пневматическая установка.
На каждом из колес есть съемный тормозной барабан. Это облегчает обслуживание автомобиля. Если нужно устранить какие-либо дефекты или полностью заменить цельные барабаны, можно прибегнуть к подручным средствам, снять и заменить их в обычных условиях. Тормозные барабаны представляют собой износостойкие и высокопрочные чугунные изделия.
На задних колесах – тормозные узлы с механическим приводом. Они являются стояночным тормозом. На колесных дисках имеются специальные вентиляционные люки, что обеспечивает хорошее обдувание барабанов.
Система управления и подвеска автомобиля
В рулевую систему данной серийной модели автомобиля входит гидравлический усилитель, улучшающий вождение. Он значительно облегчает усилия при выполнении поворота и снижает передаточное число рулевого механизма. В результате его применения отпала необходимость интенсивного поворота руля при необходимости.
Это явилось большим достоинством автомобиля при движении в узком, ограниченном пространстве. Поворот стал энергетически менее затратным, а водитель – меньше уставать. В механизм поворота колес входит червячная передача глобоидального типа и 3-х-гребневое колесо на подшипнике.
Это позволяет сгладить удары на руль при движении по неровной, ухабистой дороге, легче управлять грузовым автомобилем в сложной ситуации (пробило шину, камни и булыжники на дороге).
Подвеска автомобиля объединяет кузов, несущую раму и колёсную часть. Её предназначение состоит в равномерном распределении нагрузки во время движения и снижения отрицательного воздействия ударов. Если подвеска сделана правильно, то движение будет плавным, а грузовик – устойчивым в период езды.
В ГАЗ 4301 дизель используется подвеска двух видов:
- Передняя подвеска. Она состоит из двух фронтальных пружин (вид полуэллипс) и резиновых пластин (комплект сжатия). Её цель – снижение нагрузки и оптимальное распределение её на опорные части во время езды.
- Задняя подвеска. Сюда входят две пружины и рессоры. Её назначение – сгладить и снизить удары по кузову. Это обусловливают гидравлические амортизаторы, прикрепленные к раме и осевым опорам.
Благодаря усовершенствованию разных узлов автомобиль стал более устойчивым. Что было доработано? Во-первых, улучшили конструкцию коробки передач, понизили центр тяжести, увеличили ширину колесной колеи, добавили дистанционную пневматическую систему.
Общая информация
Технические характеристики ГАЗ 4301 отличаются своими индивидуальными особенностями, такими как нестандартные детали, элементы, направленные на повышение качества эксплуатации грузовика. Это:
- электрофакел. Он необходим, чтобы упростить запуск дизеля;
- амортизационное кресло. Обеспечивает комфорт, смягчение водителю в процессе езды;
- продуманная специально сконструированная вентиляционная система;
- новая отопительная система;
- оптимальное устройство обдувки переднего стекла.
Параллельно с ГАЗ 4301 на его шасси активно производилась другая модель – ГАЗ 4509 (1992 г.). Направленность этого сельскохозяйственного автомобиля-самосвала – работа в составе 8,6-тонного самосвального автопоезда ГАЗ-6008. Технические характеристики ГАЗ 4509: грузоподъёмность – 4,25 тонны, двигатель дизель, расход топлива – 15,4 литра на 100 км, максимальная скорость – 85км/ч.
Единственное, что на сегодня их смущает, что в силу оригинальности деталей запасные части для ремонта найти очень трудно. Может спасти только разборка автомобиля, где можно подобрать нужные запчасти, бывшие в употреблении.
Причины снятия с производства
Несмотря на популярность, ГАЗ 4301 дизель был снят с производства. Каковы причины?
- Недостаточно высокие уровень качества двигателя и проходимость автомобиля → небольшой спрос на рынке.
- Тяжелый мотор → увеличенная нагрузка на передние колеса → недостаточно высокая проходимость, застревание на мягкой поверхности.
- Кризис девяностых: отсутствие необходимого финансирования и помощи со стороны государства → низкие продажи и востребованность таких машин → повышение цен на них → прекращение выпуска турбодизеля.
Грузовик ГАЗ 4301 дизель до сих пор используется в сельском хозяйстве и является любимцем водителей. Он по сей день конкурентоспособен при выборе между отечественным и зарубежным производством грузовых автомобилей.
Грузовой автомобиль ГАЗ-4301 с дизельным двигателем
Описание бортового автомобиля ГАЗ-4301 Грузовой автомобиль ГАЗ-4301 — среднетонажный заднеприводный грузовик отечественного производства с дизельным двигателем ГАЗ-542/544. Автомобиль имеет просторную современную двухместную кабину, оборудованную эффективной системой вентиляции и отопления.
От предшественников отличается применением дизельного двигателя с возможностью постоянной работы в составе автопоезда. Серийное производство автомобиля ГАЗ-4301 было запущено в 1992 году. Грузовик выпускался с 6-цилиндровым дизелем воздушного охлаждения ГАЗ-542 мощностью 125 л.с.
, который являлся лицензионной копией двигателя Deutz (лицензия была куплена на целое семейство дизелей разной мощности). ГАЗ-542 — это первый дизель собственного производства Горьковского автозавода.
Кроме дизельного двигателя особенностями обладают и другие узлы и механизмы автомобиля ГАЗ-4301: передняя ось, коробка передач, задний мост с опционной блокировкой дифференциала, подвеска, рама, карданная передача.
Еще одним отличием от автомобилей ГАЗ-53 является двухконтурная тормозная система с гидроприводом и двумя пневматическими усилителями. Хорошую устойчивость автомобилю обеспечили низко расположенный центр тяжести, широкая колея передних и задних колес.
На повышение потребительских качеств в грузового автомобиля ГАЗ-4301 направлены эффективная система отопления и вентиляции, электрофакельное устройство для облегчения пуска двигателя, устройство обдува и обмыва полупанорамного ветрового стекла, регулируемое подрессоренное водительское сиденье, рулевое управление с гидроусилителем.
Между грузовыми автомобилями ГАЗ-4301 и ГАЗ-3307 есть различия, но они не играют большой роли.
Например, это оригинальные колесные диски с четырьмя маленькими отверстиями между вентиляционными окнами (такие колеса нельзя поставить на автомобили других моделей, так как у ГАЗ-4301 диск центрируется на ступице не конусной частью колесных гаек и футорок, а центральным отверстием) и два главных тормозных цилиндра с пневмоусилителями, которые расположены слева на раме за кабиной перед топливным баком.
Технические характеристики грузового автомобиля ГАЗ-4301
Двигатель ГАЗ-542
Модель — ГАЗ-542 Тип — Дизельный, четырехтактный (с воздушным охлаждением) Число цилиндров — 6 Порядок работы цилиндров — 1-5-3-6-2-4 Направление вращения коленчатого вала — Правое Диаметр цилиндра и ход поршня, мм — 105х120 Рабочий объем, л — 6.
23 Степень сжатия — 18 Номинальная мощность двигателя при 2800 об/мин, кВт (л.с.
) — 92 (125) Максимальный крутящий момент при 1600-1800 об/мин, Н·м (кгс·м) — 37 (37) Максимальная частота вращения на холостом ходу, не более, об/мин — 3040 Минимальная частота вращения холостого хода, об/мин — 575–625 Система вентиляции — Закрытая Топливный насос высокого давления (ТНВД) ГАЗ-542 — Рядный, с механическим двухрежимным центробежным регулятором Топливный насос низкого давления — Поршневого типа Топливоподкачивающий насос — Плунжерного типа для ручной подкачки топлива Форсунки — закрытого типа, давление начала подъема иглы 17,16 МПа (175 кгс/см2)
Топливные фильтры ГАЗ-542:
грубой очистки — Фильтр-отстойник с сетчатым фильтрующим элементом тонкой очистки — С бумажными сменными фильтрующими элементами Воздушный фильтр — Сухого типа, со сменным фильтрующим элементом и сигнализатором предельной засоренности Система охлаждения дизеля ГАЗ-542 — Воздушная с шестеренчатым приводом вентилятора через регулируемую гидромуфту Средство облегчения пуска — Электрофакельное устройство (ЭФУ) Пусковой подогреватель дизеля ГАЗ-542— Воздушный дизельный
Трансмиссия ГАЗ-4301
Сцепление ГАЗ-4301 — Однодисковое, сухого трения, постоянно замкнутое, с диафрагменной пружиной. Привод сцепления — гидравлический Коробка передач ГАЗ-4301 — Механическая, пятиступенчатая, трехходовая, с синхронизаторами на 2, 3, 4 и 5 передачах Передаточные числа: I — 6,286; II — 3,391; III — 2,133; IV — 1,351; V — 1,0; з.х.
— 5,429 Карданная передача — Двумя валами открытого типа с промежуточной опорой, три карданных шарнира на игольчатых подшипниках Главная передача — Коническая, гипоидного типа.
Передаточное число 5,857 Дифференциал — Конический, шестеренчатый с принудительной блокировкой Управление механизмом блокировки — Дистанционное, пневматическим краном
Ходовая часть ГАЗ-4301
Колеса — Дисковые, с двухкомпонентным ободом, с разрезным бортовым кольцом Шины — Пневматические, радиальные, размером 8,25Р20, норма слойности — НС12
Давление в шинах, кПа (кгс/см2):
— передних колес — 370 (3,8) — задних колес — 540 (5,5) Схождение колес, мм — 0–3 Передняя подвеска — На двух продольных полуэллиптических рессорах с дополни тельной резиновой рессорой сжатия Задняя подвеска — На двух продольных полуэллиптических рессорах с дополни тельными рессорами Амортизаторы — Гидравлические, телескопические, двустороннего действия, установлены на передней оси
Рулевое управление ГАЗ-4301
Рулевой механизм — Глобоидный червяк с трехгребневым роликом на шариковом подшипнике. Передаточное число — 21,3 (среднее) Усилитель руля — Гидравлический
Тормоза ГАЗ-4301
Рабочая тормозная система — Двухконтурная, с раздельным торможением осей, с пневмогидравлическим приводом и двумя пневматическими усилителями, с барабанными тормозными механизмами на всех колесах, имеет двухпроводный пневмовывод для управления тормозами прицепа. Запасная тормозная система — Каждый контур рабочей тормозной системы Стояночная тормозная система — Функцию стояночной тормозной системы выполняют тормозные механизмы задних колес, имеющие механический привод
Электрооборудование ГАЗ-4301
Тип — Однопроводная, отрицательные выводы источников тока соединены с корпусом автомобиля Номинальное напряжение, В — 24 Генератор — 5101.
3701 переменного тока со встроенным выпрямителем и регулятором напряжения Аккумуляторные батареи — Две 6СТ-110А емкостью каждая 110 А·ч Стартер — 3002.3708 Фары — Две ФГ122-ВВ1 Передние фонари — ПФ130АБ Задние фонари — 35.3716 Выключатель приборов и стартера — 2101.
3704000-10 с противоугонным устройством Стеклоочиститель — 201.5205010 Стеклоомыватель — 1112.5208000-03
Кабина ГАЗ-4301
Кабина — Двухместная, двухдверная, металлическая, оснащена местами крепления ремней безопасности Отопитель кабины — Масляный, с двумя радиаторами, включенными в систему смазки двигателя Независимый отопитель — Воздушный, двухрежимный, работает на дизельном топливе Сиденья — Раздельные — водителя и пассажира Оперение — Металлическое с капотом аллигаторного типа и откидывающейся решеткой облицовки
Специальное оборудование ГАЗ-4301
Коробка отбора мощности — Механическая, односкоростная
Каталоги запасных частей и сборочных деталей