Рабочая программа по диагностирования автомобиля
ГККП «Высший технический колледж, город Кокшетау»
при управлении образования Акмолинской области
по учебной работе _ _________А. Магавина
по дисциплине Организация диагностирования автомобильного транспорта
для специальности 1201000 «Техническое обслуживание, ремонт и
эксплуатация автомобильного транспорта»
Программа дисциплины составлена преподавателем специальных дисциплин для специальности 1201000 «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта
Разработал преподаватель _____________З. Аяпбергенов
Рассмотрена на заседании учебно-методического объединения автомобильных дисциплин
Председатель ______________ Н.Асылбекова
Программа рассмотрена и одобрена методическим Советом ВТК-К
Председатель ______________ Г. Калиева
3. Содержание дисциплины…………………………….. …………………6
4.Требования к уровню подготовки ………..………………………………….7
5. Литература и средства обучения……………………………………………..8
Изучение студентами курса « Организация диагностирования автомобильного транспорта» необходимого для получения ими знаний в области эффективного использования знаний в о рганизации диагностирования автомобильного транспорта и для ознакомления с нормативно-технической документацией в сфере обеспечения диагностирования автомобильного транспорта и ее организации .
В системе подготовки учащихся для специальности 1201000 «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта» изучаемая дисциплина является одной из основных дисциплин в подготовке специалистов данного профиля.
Целью изучения дисциплины « Организация диагностирования автомобильного транспорта» является приобретение студентами знаний по основным методам диагностирования технического состояния основных узлов, агрегатов и электронных систем современного автомобиля.
Объем знаний, приобретенных в процессе изучения данной дисциплины, должен быть достаточным для применения их в практической деятельности по изучаемой специальности.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
— основные диагностические параметры агрегатов и систем автомобиля;
— основные методы контроля технического состояния автомобиля;
— принципы организации систем диагностики современного автомобиля.
Студент должен уметь:
— давать общую характеристику технического состояния автомобиля;
— оценивать основные параметры автомобиля;
— анализировать различие в устройствах и принципах работы различных систем;
— уметь найти неисправности отдельных систем и агрегатов автомобиля;
— осваивать новую конструкцию транспортных средств по технической документации;
— уметь пользоваться средствами технической диагностирования.
Для полного освоения дисциплины « Организация диагностирования автомобильного транспорта» необходимо знание студентами следующих дисциплин: Автомобиль: основы конструкции; Основы физики; Химия; Электротехника; Гидравлика; Теплотехника.
Овладение полученными по изучаемой дисциплине знаниями позволит молодым инженерам в их практической деятельности быстрее и плодотворно влиться в трудовой цикл предприятия.
2. Тематический план.
Наименование разделов и тем
Тема 1. Диагностирование кривошипного механизма и газораспределительного механизма
Тема 2. Диагностирование системы охлаждения и смазки
Тема 3. Диагностирование системы питания
Тема 4. Диагностирование электрооборудования автомобиля
Тема 5. Диагностирование двигателя
Тема 6. Стенды проведения диагностирования
Тема 7. Диагностирование углов установки колес
Тема 8. Диагностирование рулевого управления
Тема 9. Диагностирование тормозной системы
Тема 10. Диагностирование тягово-экономических показателей
Тема 11. Стационарные стенды для диагностирования
Тема 12. Диагностирование ходовой ч асти автомобиля
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНЫМ И ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ специальности/профессии 23.01.03 «Автомеханик» ОП.05 «Диагностика электронных систем автомобиля»
ГАПОУ РС(Я) «Якутский автодорожный техникум»
К ЛАБОРАТОРНЫМ И ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
специальности/профессии 23.01.03 «Автомеханик»
ОП.05 «Диагностика электронных систем автомобиля»
Рассмотрено на заседании ЦМК Утверждаю
___________________________ зам.директора по УПР
Протокол № ___ от___________ ___________________
Председатель ЦМК ___________________
Принято на заседании МС
Протокол №___от ___________
лабораторных/практических работ по ОП.05 «Диагностика электронных систем автомобиля»
Для профессии (специальности) 23.01.03 «Автомеханик»
для обучающихся 2 курса
на 2018-2019 учебный(е) год(а)
Составил преподаватель ________________/ Заболоцкий П.П ./
Настоящие методические указания по дисциплине ОП.05 «Диагностика электронных систем автомобиля» 23.01.03 «Автомеханик» составлены в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения.
Практические занятия предназначены для обучающихся специальностей/профессий 23.01.03 «Автомеханик», изучающих дисциплину ОП.05 «Диагностика электронных систем автомобиля»
Практические задания направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и
профессиональных практических умений, они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки по
освоению ОП.05 «Диагностика электронных систем автомобиля»
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Выполненная работа должна быть представлена в отдельной тетради для практических/лабораторных работ.
Результат выполнения практических заданий оценивается (например) – зачет/незачет.
Критериями оценки служат: умения и знания. Контроль и оценка
Оценка освоения дисциплины предусматривает использование
— накопительной системы оценивания и проведение зачета/ДЗ/экзамен
С учётом вышеизложенного в данных методических указаниях приведено 5 практических занятий.
Каждое практическое занятие содержит цель, методическое руководство к выполнению, перечень оснащения работы, содержание
работы, дополнительное задание развивающего характера, контрольные вопросы, форму предъявления отчета, критерии оценки.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Подготовка к лабораторным/практическим работам заключатся в самостоятельном изучении теории по рекомендуемой литературе, предусмотренной рабочей программой. Выполнение заданий производится индивидуально в часы, предусмотренные расписанием занятий в соответствии с методическими указаниями к практическим работам. Лабораторную/практическую работу каждый студент выполняет индивидуально с учетом рекомендаций по оформлению, выполняется в отдельной тетради, сдается преподавателю по окончанию занятия или в начале следующего занятия (можно
установить срок сдачи работы). Защита проводится путем индивидуальной беседы или выполнения зачетного задания. Практическая работа считается выполненной (зачет), если она соответствует критериям, указанным в пояснительной записке данной Рекомендации (другие критерии, которые можно указать в пояснительной записке: правильно, аккуратно оформлено и студент при защите показал качественные знания и умения). Если студент имеет пропуски практических занятий по уважительной или неуважительной причине, то выполняет их во время консультаций отведенных группе по данной дисциплине.
ОПИСАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА СТУДЕНТА ДЛЯ
ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
(предусмотрено рабочей программой п.4 Условия …)
Рабочее место носит комплексный характер и используется для проведения всех работ по данной дисциплине, МДК(например):
ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ/ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
1. Практические/лабораторные работы проводятся под наблюдением преподавателя. К выполнению практических/лабораторных работ обучающиеся допускаются только после прослушивания инструктажа по технике безопасности и противопожарным мерам. После инструктажа каждый обучающийся расписывается в журнале
2. Строго выполнять правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе в кабинете.
3. Все практические работы проводятся за компьютерными столами учебного кабинета. Студентам не разрешается без уважительной причины отлучаться из кабинета до полного окончания практических/лабораторных работ.
4. На рабочем месте должны находиться только необходимые для работы оборудование и материалы. Класть сумки необходимо на специально отведенный для этого стол.
5. Бережно обращаться оргтехникой. Входить в кабинет разрешается только после звонка на урок, спокойно, не торопясь, не задевая столы.
6. Занимать места в кабинете необходимо согласно «Схеме посадочных мест», начиная с первых парт.
7. Обучающийся отвечает за состояние рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.
8. Соблюдение всех вышеперечисленных рекомендаций по организации учебного процесса с использованием компьютеров и технических средств обучения должно способствовать сохранению оптимального уровня работоспособности и функционального состояния организма, на протяжении всех учебных занятий в техникуме и полной безопасности для их жизни и здоровья.
Перед началом работы:
Проверить порядок на рабочем месте;
Отрегулировать положение монитора так, чтобы расстояние от глаз до экрана составляло не менее 50 см.(если работа за ПК)
Во время работы:
1. Во время работы соблюдать правильную осанку (вертикально прямая спина, плечи опущены и расслаблены, ноги на полу не скрещены, стоят на подставке для ног, локти, запястья и кисти рук на одном уровне).
2. Непрерывное занятие студента за компьютером не должно превышать 30 минут. По истечении данного времени необходим перерыв длительностью 5 минут для снятия напряжения глаз. Для снятия усталости мышц используйте комплекс упражнений по профилактике зрительного утомления, упражнения для рук и плечевого пояса, для туловища и ног (если работа за ПК).
3. При плохом самочувствии, появлении головной боли, головокружении и др. прекратить работу и сообщить об этом преподавателю.
4. Обо всех неисправностях немедленно сообщать преподавателю.
По окончании работы:
1. Собрать методические указания к практическим/лабораторным работам и сдать их преподавателю.
2. Выключить ПК после разрешения преподавателя.
3. Навести порядок на рабочем месте.
При работе в кабинете строго запрещается:
1. Находиться в верхней одежде и грязной обуви.
2. Принимать пищу на рабочем месте и в компьютерном кабинете.
3. Удалять и перемещать чужие файлы;
4. Приносить и запускать свое программное обеспечение (программы).
5. Работать на ПК грязными или мокрыми руками.
6. Прикасаться пальцами к мониторам, стучать по ним.
7. Включать и выключать компьютер без разрешения преподавателя.
8. Класть диски, книги, тетради на составляющие компьютера.
9. Подключать к компьютеру свои устройства (сот. телефоны, плееры).
10. Работать на не исправном компьютере.
11. Оставлять вычислительную технику на длительное время без присмотра.
12. Прикасаться к электрическим вилкам, розеткам, проводам, разъемам, задним стенкам системного блока и монитора.
13. Вскрывать корпуса, вынимать и вставлять разъемы, платы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Тема: Компьютерная диагностика автомобилей на базе компьютерного диагностического комплекса Мотор-Тестер МТ 10К
— знакомство обучающихся с устройством, принципами действия, техническими и регулировочными характеристиками;
— диагностирование различных систем, устройств и приборов автомобильного электрического и электронного оборудования.
— выполнять основные сборочно-разборочные операции систем микропроцессорной техники и
Учебная: изучение устройства и принципов действия сервоприводов и систем электрооборудования автомобиля, методов их диагностики, а также тенденций развития электронного и электрического оборудования автомобилей.
Развивающая: развитие индивидуальности обучающихся, личностной и профессиональной самореализации, в профессиональной деятельности.
Воспитательная: формирование общих компетенций обучающихся.
к освоению дисциплины — ОП.05 «Диагностика электронных систем автомобиля» ОПОП по специальности/профессии 23.01.03 «Автомеханик» и овладению профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
ПК 2.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.Вести и оформлять учетно-отчетную и планирующую документацию.
1. Подтверждение факта наличия неисправности
2. Внешний осмотр и проверка узлов,
блоков и систем автомобиля
3. Проверка технического состояния подсистем
4. Работа с сервисной документацией.
Считывание диагностических кодов
5. Просмотр параметров с помощью сканера
6. Локализация неисправности
на уровне подсистемы или цилиндра
8. Проверка после ремонта и стирание кодов
ошибок из памяти ЭБУ
— рекомендуемые информационные источники: литература,
справочники, интернет-ресурсы и др.
— пособия (методические, наглядные, демонстрационные, макеты и т.д.);
— оборудование (сканер, мотор-тестер )
Ход работы (задания):
Дополнительное задание (привести примеры, указать на чертеже, найти короткий (другой) путь решения, разложить в последовательности и т.д.):
Цель: выявить (способность, мыслить логически, эвристический подход к решению неисправности и т.д.)
Контрольные вопросы ( могут быть в конце освоения всех умений по всем ЛПР или индивидуально по каждой работе )
Результат деятельности (отчет, вывод, классификация, таблица, решение, расчет, рецензия и т.д.,).
Защита — (устная или письменная).
Мотор-тестер предназначен для диагностики автомобилей с питанием 12 и 24В. Добавлены функции дизельной диагностики.
Выпускается взамен снятого с производства Мотор-Тестер МТ10К.
Диагностический комплекс Мотор-Тестер МТ10КМ предназначен для проверки технического состояния и поиска неисправностей в автомобильных бензиновых (и в ограниченном объёме дизельных) двигателях внутреннего сгорания при проведении ТО и ремонта автомобилей на станциях техобслуживания, автосервиса, владельцем автомобиля.
Мотор-Тестер МТ10КМ включает полнофункциональный мотор-тестер для бензиновых (и частично дизельных) ДВС, компьютерный сканер для дизельных и бензиновых автомобилей и базу данных.
Мотор-Тестер МТ10КМ работает на основе программного обеспечения МТ10 и поддерживает диагностику режиме сканера автомобилей ВАЗ (в том числе автомобилей Lada Granta), GM-AVTOVAZ, ГАЗ, УАЗ, ИЖ, ЗАЗ, СЕАЗ со всеми существующими ЭСУД, включая системы ABS, SRS (подушка безопасности), климат-контроль, иммобилизатор, электроусилитель руля, ПАЗ, ЗИЛ (Bosch EDC7UC31), МАЗ (Bosch EDC7UC31, Элара 50.3763 Е3), Камаз (Bosch MS6.1), BAW, CHEVROLET, CHERY, CITROEN, DAEWOO, FIAT, FORD, GREAT WALL, HYUNDAI, KIA, MAZDA, NISSAN, OPEL, PEUGEOT, RENAULT, SUZUKI, TOYOTA, BYD, HAFEI, автомобилей группы VAG, автомобилей, поддерживающих диагностику OBD-II.
Коды доступа для работы в режиме сканера приобретаются дополнительно или в составе поставки Мотор Тестер МТ10КМ Плюс.
Комплекс Мотор-Тестер МТ10КМ работает на основе программного обеспечения МТ10 с блоком автомобильной диагностики АМД-4АКМ. В состав Мотор-Тестера МТ10КМ также входит широкий ряд аксессуаров: датчики, клещи, стробоскоп и др., а также диагностические кабели.
Программа МТ10 постоянно развивается, выпускаются новые версии с большими возможностями.
Мотор-Тестер позволяет производить углубленную диагностику систем зажигания (классических, электронных, микропроцессорных) с механическим либо статическим распределением энергии, электронных систем управления двигателем как отечественного, так и импортного производства. Мотор-Тестер является универсальным средством, позволяющим проводить диагностику большинства существующих типов автомобилей с бензиновыми (и частично дизельными) ДВС. Диагностируемые системы:
— определение состояния свечей и свечных проводов (нагары, обрывы, пробои);
— определение режимов работы и неисправностей катушки зажигания (межвитковые замыкания, правильность подключения, пробои).
— диагностика коммутатора и датчика Холла;
— просмотр характеристики работы центробежного регулятора (график зависимости УОЗ от оборотов);
— определение УОЗ (без стробоскопа или с ним).
Система топливоподачи бензиновых двигателей
— электрическая проверка топливных форсунок (межвитковые замыкания обмоток, длительность фазы впрыска);
— проверка работы датчиков (температуры, положения дроссельной заслонки, датчика кислорода, ДМРВ и т. д.);
— проверка исполнит. механизмов (регулятор ХХ и др.);
— состав выхлопных газов (с внешним газоанализатором);
— определение вклада цилиндров путем отключения зажигания.
Система топливоподачи дизельных двигателей
— диагностика состояния ТНВД и форсунок по характеру кривой пульсаций давления в топливных трубках.
— определение углов впрыска (со стробоском или без).
— просмотр характеристики работы центробежного регулятора (график зависимости угла впрыска от оборотов).
— электрич. проверка каналов управления топливными форсунками.
Система предпускового разогрева дизельных двигателей
— диагностика цепей свечей накала или запальной свечи.
— оценка относительной компрессии по цилиндрам в режиме стартерной прокрутки;
-измерение компрессии в динамике и в режиме прокрутки;
— определение правильности установки ремня ГРМ;
— контроль работы клапанов.
Система питания и зарядки
— проверка работы генератора и системы зарядки аккумулятора (вых. напряжение и ток генератора с определением неисправностей выпрямительных диодов, реле-регулятора, зависания щеток и т.д.).
— режим многоканального осциллографа с синхронизациией от любого из каналов или от спец. каналов синхронизации (ДПКВ, ДВМТ, индуктивных клещей в качестве датчика первого цилиндра) или самописца. Отображение до 8 каналов на экране с возможностью записи
— Зачет/ незачет (степень выполнения заданий должна быть
— «5», «4», «3», «2» (степень выполнения заданий должна быть понятна студенту)
— Качественная характеристика: степень формирования умений (на стадии: испытывает затруднения, умеет, владеет, может научить другого и др.).
Для определения критериев можно использовать:
1. Умение использовать рациональные приемы.
2. Полнота, правильность, точность выполнения заданий.
3. Выделение основной мысли при самостоятельном изучении
4. Степень осознания содержательной стороны
5. Словарный запас профессиональных терминов.
6. Умение провести контроль и самоконтроль результатов.
7. Степень самостоятельности выполнения работы.
8. Творческий подход.
9. Использование имеющейся литературы по данному вопросу.
Примечание: курсивом даны рекомендации для написания
Рекомендуемая литература к подготовке обучающихся
1. Туревский И.С. Техническое обслуживание автомобилей. Часть 1,М.: ИД «Форум» — Инфра, 2014.
2. Туревский И.С. Техническое обслуживание автомобилей. Часть 2,М.: ИД «Форум» — Инфра, 2014.
3. Туревский И.С. Техническое обслуживание автомобилей зарубежного производства, М.: ИД «Форум» — Инфра, 2014. 12. Стуканов В.А. Устройство автомобилей. Сборник тестовых заданий. М.: ИД «Форум» — Инфра, 2014.
4. Диагностика и техническое обслуживание машин: учебник/ А. Д. Ананьин (и др.). М.: Академия, 2008.
5. Диагностика и техническое обслуживание машин для сельского хозяйства: учеб. пособие / А. В. Новиков (и др.); под ред. А. В. Новикова. Минск: БГАТУ, 2010.
6. Максименко А. Н. Диагностика строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин: учеб. пособие / А. Н. Максименко, Г. Л. Антипенко, Г. С. Лягушев. СПб.: БХВ-Петербург, 2008.
7. Диагностирование автомобилей. Практикум: учеб. пособие / А. Н. Карташевич (и др.); под ред. А. Н. Карташевича.- Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2011.-208с.
Электронные образовательные ресурсы:
1. «Устройство автомобилей» по профессии «Автомеханик», М.: ИЦ «Академия», 2012.
2. «Устройство автомобилей» по профессии «Автомеханик», М.: ИЦ «Академия», 2013.
3. «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» по профессии «Автомеханик», М.: ИЦ «Академия», 2012.