Виды и параметры колесных дисков
Колесный диск является одним из составляющих элементов колеса автомобиля. Он служит основой для крепления шины, а также для передачи на нее крутящего момента от приводных валов. В зависимости от технологии и применяемого материала различают несколько видов дисков колес, каждый из которых имеет как преимущества, так и недостатки. А параметры колесных дисков, такие как: их диаметр, ширина и прочие показатели определяют выбор в пользу того или иного варианта.
Назначение и конструкция колесных дисков
Колесные диски помимо того, что улучшают внешний вид колеса, также являются необходимым элементом для движения автомобиля по дороге. Непосредственно на них одевается сама шина. А диск с надетой на него шиной представляет собой автомобильное колесо, закрепленное на ступице.
Шина на диске фиксируется за счет кольцевого выступа. Борт шины располагается на полке, отличающейся тремя размерностями: стандартной, плоской и расширенной. Посадка шины, как правило, происходит на внешнюю полку. Полка плавно переходит в борт, имеющий различную форму профиля.
Главным назначением диска колес является обеспечение правильной посадки шины и ее эффективной работы во время движения. Именно поэтому основными требованиями, предъявляемыми к диску, являются прочность и жесткость. Также диск должен иметь относительно небольшую массу и геометрические параметры, заданные производителем. Это связано с тем, что колеса, как неподрессоренная масса, оказывают влияние на динамику движения автомобиля и на его управляемость.
Виды колесных дисков
В зависимости от материала изготовления и технологии производства существует следующая классификация колесных дисков:
Штампованные или стальные диски
Считаются самыми простыми и доступными. Конструктивно они представляют собой сваренные друг с другом стальные штампованные детали.
Плюсы этого типа:
- Приемлемая цена.
- Относительно высокая прочность.
- Возможность восстановления даже в случае сильного удара.
К минусам можно отнести:
- Непритязательный дизайн.
- Большая масса.
- Невысокая стойкость к коррозии.
Литые диски
Литые диски (иногда их еще называют легкосплавными) изготавливаются из алюминиевых или магниевых сплавов. Эти диски обладают высокой прочностью и хорошей балансировкой. Кроме того, они отличаются красивым внешним видом. Если в стальном диске сам диск соединен с ободом сваркой, то легкосплавный диск – это единое изделие.
Литой диск на автомобиле
К общим преимуществам легкосплавных дисков относятся:
- Высокая точность изготовления.
- Различные варианты дизайна дисков.
- Легкость.
- Хорошо отводят тепло от тормозных механизмов.
Среди недостатков литого диска можно отметить его относительную хрупкость. Такой диск имеет зернистую внутреннюю структуру металла, которая плохо сопротивляется ударам. В процессе движения по неровностям накапливаются микротрещины, в результате которых диск рано или поздно может расколоться. Как вариант – увеличение толщины стенок, что приведет к увеличению веса. Также его дорого и трудно восстанавливать.
Кроме того, этот тип диска нуждается в защите поверхности. В противном случае литье потеряет свой товарный вид.
Кованые диски
Дальнейшее совершенствование литых дисков привело к появлению кованых дисков или “ковки”. Производится этот тип штамповкой алюминиевых сплавов с добавлением магния и титана и последующей механической обработкой. Это обеспечивает волокнистую структуру диска, состоящую из нескольких слоев. В результате изделие отличается высокой прочностью, низкой массой и устойчивостью к ударным нагрузкам.
Главный минус “ковки” – высокая цена.
Комбинированные или составные диски
Этот тип дисков сочетает в себе прочность “ковки” и дизайн “литья”. В основе изделия литая конструкция с коваными ободьями, прикрученными болтами. Высокая стоимость дисков перекрывает множество их достоинств.
Параметры колесных дисков
Колесные диски характеризуются следующими параметрами:
- шириной обода (расстоянием между полками);
- диаметром дисков;
- вылетом диска;
- количеством отверстий для крепления и диаметром их расположения;
- диаметром центрального отверстия диска.
Ширина обода
Ширина обода должна быть на 25-30% меньше ширины профиля шины. Эксплуатация слишком широких (равно как и слишком узких) дисков нежелательна. За счет нарушения проектного профиля шины ухудшаются ездовые характеристики автомобиля.
Допустимое отклонение от нормы в расстоянии между полками составляет 0,5-1,0 дюйм для дисков диаметром до 14 дюймов и 1-1,5 дюйма – для дисков диаметром более 15 дюймов.
Диаметр диска
Монтажный диаметр диска или размер посадочного обода колесного диска под шину измеряется по уровню полок. Существует размерный ряд дисков диаметром от 10 до 22 дюймов. Наибольшее распространение получили средние его показатели: от 13 до 16 дюймов.
Вылет диска
Вылет диска или его выступ представляет собой расстояние от вертикальной оси симметрии диска до привалочной плоскости контакта со ступицей колеса.
Вылет диска может быть нулевым и положительным, когда ступица диска выступает наружу относительно оси симметрии диска. В случае, при котором ступица утоплена относительно середины диска, вылет будет отрицательным.
Величина вылета выражается в миллиметрах и обозначается как ET. При положительном вылете максимальное значение ET составляет 30 мм. В случае с отрицательным вылетом критическая величина ET составит также 30 мм, но с отрицательным знаком.
Данный показатель должен соответствовать указаниям производителя автомобиля. В противном случае управляемость автомобиля может измениться в худшую сторону, а также может снизиться ресурс элементов подвески и трансмиссии (приводных валов, ступицы и т.д.). Это происходит, поскольку изменение вылета влечет за собой изменение плеча действия сил и моментов, приложенных к колесу во время движения. Также в зависимости от вылета может изменяться плечо обкатки, что негативно сказывается при торможении.
Диаметр расположения отверстий для крепления и их количество
Этот показатель имеет обозначение PCD. Первая цифра в показателе указывает на диаметр расположения отверстий, а вторая – на их количество.
Стандартными значениями диаметра считаются от 98 до 140 мм, а количество отверстий колеблется в пределах от 4 до 6.
Очень трудно на глаз определить соответствие размера диска и ступицы. А установка диска неверного диаметра может привести к перекосу колеса, что приведет к его «биению».
Диаметр центрального отверстия диска
Диаметр центрального или посадочного отверстия диска колеблется от 50 до 70 мм. Точность подбора диска в соответствии со ступицей является очень важной. Но это относится к штатным колесам автомобиля. Производители запчастей часто изготавливают отверстие чуть большего диаметра, а в комплекте с диском предлагают набор переходных колец. В этом случае колеса будут центрироваться по PCD.
Расшифровка маркировки дисков
Маркировка дисков характеризует его размерность. Наносится она, как правило, на внутреннюю часть ступицы литого диска. Представим обозначение каждого из показателей следующим примером: 5.0×16″ 4×113 ET28 d58.4, где
- 5,0 – ширина диска в дюймах;
- 16″ – диаметр диска в дюймах;
- 4×113 – количество отверстий крепления и их диаметр;
- ET28 – вылет диска;
- d58.4 – диаметр центрального отверстия.
Заключение
При выборе колесных дисков необходимо учитывать как их технические характеристики (такие, как: диаметр, ширина диска и прочие показатели), так и качество и происхождение самих дисков. В остальном покупка зависит от предпочтений автолюбителя и его готовности, приобретая диски, расстаться с той или иной суммой.
Размерность колесных дисков
Время на чтение: 8 минут
Владельцы автомобилей по всему миру нередко сталкиваются с проблемой замены колёсных дисков на них. Происходит это в силу вынужденных причин — при их деформации, поломке, износе, либо по желанию самого автовладельца, из-за слишком непрезентабельного внешнего вида, маленькой размерности и на прочих основаниях. Так, рынок автомобильных аксессуаров всегда готов предложить своим клиентам широкий ассортимент изделий и товар на любой вкус и кошелёк.
Что такое штатный размер дисков
Штатный размер дисков — это характеристика колёс, которые ставятся автомобильным концерном на заводе в соответствии с требованиями технологии, классом транспортного средства, а также проведённым прочностным расчётам со стороны инженерного персонала предприятия.
Магазин колёсных дисков
Сходя с конвейера, автомобиль приобретает следующие базовые параметры колёсных дисков:
- Форма закраины обода, предназначенной для надёжной фиксации покрышки. Этот параметр для легковых автомобилей, вне зависимости от модели и модификации, как правило, выражается в буквенном обозначении J или JJ.
- Ширина обода изделия, от которого зависит конечная размерность покрышки. Она выражается в дюймах с шагом 0,5 единиц. Как правило, стандартные марки авто имеют диапазон этой размерности от 4 до 12 дюймов, что соответствует резине от 145 до 345 мм.
- Самый важный параметр — это радиальность изделия, которая определяется как величина диаметра обода без учёта кромок и составляет от 12 до 24 дюймов, соответственно, записывается как R12, R13, …, R22, R23, R24. От этого важного параметра зависит радиальность шины, которая должна быть аналогичной этой величине, а также её профиль в зависимости от размера колёсной арки и технических требований заводского производителя. Так, на R16 для Toyota Land Cruiser 200 можно поставить резину с высотой профиля 90 мм. Та же радиальность, но для ВАЗ 2110, влечёт за собой лишь низкопрофильные покрышки с размерностью 35-40 мм.
- Также на заводе назначается требуемый для конкретной марки диапазон вылетов колеса, то есть параметр ЕТ, или величина в проекции от места фиксации диска к ступице до его привалочной плоскости с внутренней стороны. Так, чем больше величина ЕТ, тем глубже колесо будет сидеть под колёсной аркой и наоборот. Эта размерность дисков может быть отрицательной, и в таком случае диск будет немного выступать за габариты кузова. Средний диапазон этого параметра составляет от -25 мм до +50 мм.
- Если предыдущие параметры допускают небольшой разброс в размерностях колеса, то такие показатели, как сверловка и разболтовка, как правило, должны быть едины, в противном случае колесо просто не встанет на ступицу.
Ширина обода диска и посадочный габарит
- Сверловка колеса — это размер центрального отверстия диска, при помощи которого он садится на ось. Составляет, как правило, от 50 до 120 мм, в зависимости от модели, бренда и класса транспортного средства.
- Разболтовка диска — это параметр, при котором определяется количество шпилек на ступице и их длина. Предназначены для крепления колеса. Для малолитражных авто шпильки делаются с параметрами 4×98, 4×100, то есть диск фиксируется на 4 анкера длиной по 98 или 100 мм каждый. В случае с авто бизнес-, премиум-класса или внедорожниками, количество крепежей возрастает до 5 или 10 штук, а длина их может увеличиваться до 150 мм.
Как определить размер литых дисков и штамповки на автомобиль
Конечно, каждый оригинальный диск на авто замаркирован, и при детальном его осмотре можно увидеть строку со всеми перечисленными выше геометрическими параметрами. Если же по каким-то причинам, например, в случае износа, данная величина не читается, то колесо всегда можно вымерить и самостоятельно вывести его маркировку. Делается это следующим образом:
- Чтобы определить ширину изделия, нужно просто замерить линейкой или рулеткой его обод в миллиметрах, а затем полученный результат разделить на 25,4 мм, чтобы перевести его в дюймы.
- Аналогичным способом определяется радиальность изделия, только здесь замеру подлежит диаметр. Многие ошибочно полагают, что величина со значком R обозначает радиус дисков, однако это в корне неверно и измерять нужно именно наибольшее расстояние между двумя точками на ободе колеса. В данном случае для точности измерений необходимо проследить, чтобы измерительный инструмент прошёл строго через центр диска, потому что в противном случае автолюбитель сможет замерить лишь хорду, и показатель радиальности диска будут неверным. Полученный результат нужно разделить на те же 25,4 см, чтобы получить величину параметра в дюймах. Следует заметить, что при измерении вполне может быть погрешность в +/-5 мм, так как радиальность может быть выражена только в целом числе.
- Самое сложное — это померить вылет колеса, то есть определить параметр ЕТ. Чтобы это сделать, необходимо колесо положить плашмя, установить на него деревянную рейку, равную по длине диаметру металлической части, а потом измерить расстояние в миллиметрах до привалочной плоскости диска. Затем колесо переворачивается на 180 градусов, и процедура повторяется ещё раз, но для обратной стороны изделия. Полученные результаты нужно подставить в формулу ЕТ = (X + Y)/2, где Х — это первый замер, Y — второй, а ЕТ — искомый показатель вылета, все единицы здесь указываются в миллиметрах.
Параметры колесных дисков
Серия | Типоразмер шины | Ширина колеса, дюймы | Серия | Типоразмер шины | Ширина колеса, дюймы | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Рекоменд. | Мин. | Макс. | Рекоменд. | Мин. | Макс. | ||||
12 дюймов | 14 дюймов | ||||||||
82 | 125R12 | 3,5 | 3.0 | 4.0 | 82 | 165R14 | 4,5 | 4 | 5,5 |
135R12 | 4.0 | 3,5 | 4,5 | 175R14 | 5 | 4,5 | 6 | ||
145R12 | 4.0 | 3,5 | 5.0 | 185R14 | 5,5 | 4,5 | 6 | ||
155R12 | 4,5 | 4.0 | 5.0 | 80 | 175/80R14 | 5 | 4,5 | 5,5 | |
70 | 145/70R12 | 4,5 | 4.0 | 5.0 | 185/80R14 | 5 | 5 | 6 | |
155/70R12 | 4,5 | 4.0 | 5,5 | 70 | 165/70R14 | 5 | 4,5 | 6 | |
13 дюймов | 175/70R14 | 5 | 5 | 6 | |||||
82 | 145R13 | 4.0 | 3,5 | 5.0 | 185/70R14 | 5,5 | 5 | 6,5 | |
155R13 | 4,5 | 4.0 | 5,5 | 195/70R14 | 6 | 5,5 | 7 | ||
165R13 | 4,5 | 4.0 | 5,5 | 205/70R14 | 6 | 5,5 | 7,5 | ||
175R13 | 5.0 | 4,5 | 6.0 | 65 | 155/65R14 | 4,5 | 4 | 5,5 | |
80 | 135/80R13 | 3,5 | 3,5 | 4,5 | 165/65R14 | 5 | 4,5 | 6 | |
145/80R13 | 4.0 | 3,5 | 5 | 175/65R14 | 5 | 5 | 6 | ||
155/80R13 | 4,5 | 4.0 | 5,5 | 185/65R14 | 5,5 | 5 | 6,5 | ||
165/80R13 | 4,5 | 4.0 | 5,5 | 195/65R14 | 6 | 5,5 | 7 | ||
70 | 135/70R13 | 4.0 | 3,5 | 4,5 | 60 | 165/60R14 | 5 | 4,5 | 6 |
145/70R13 | 4,5 | 4 | 5 | 175/60R14 | 5 | 5 | 6 | ||
155/70R13 | 4,5 | 4.0 | 5,5 | 185/60R14 | 5,5 | 5 | 6,5 | ||
165/70R13 | 5.0 | 4,5 | 6.0 | 195/60R14 | 6 | 5,5 | 7 | ||
175/70R13 | 5.0 | 5.0 | 6.0 | 205/60R14 | 6 | 5,5 | 7,5 | ||
185/70R13 | 5,5 | 5 | 6,5 | 55 | 185/55R14 | 6 | 5 | 6,5 | |
195/70R13 | 6 | 5,2 | 7 | 205/55R14 | 6,5 | 5,5 | 7,5 | ||
65 | 155/65R13 | 4,5 | 4 | 5,5 | 15 дюймов | ||||
165/65R13 | 5 | 4,5 | 6 | 82 | 125R15 | 3,5 | 3 | 4 | |
175/65R13 | 5 | 5 | 6 | 135R15 | 4 | 3,5 | 4,5 | ||
60 | 175/60R13 | 5.0 | 5.0 | 6.0 | 145R15 | 4 | 3,5 | 5 | |
185/60R13 | 5,5 | 5,5 | 6,5 | 155R15 | 4,5 | 4 | 5 | ||
205/60R13 | 6 | 5,5 | 7,5 | 165R15 | 4,5 | 4 | 5,5 | ||
55 | 195/55R13 | 6 | 5,5 | 7 | 185R15 | 5,5 | 4,5 | 6 | |
14 дюймов | 80 | 185/80R15 | 5,5 | 4,5 | 6 | ||||
82 | 145R14 | 4 | 3,5 | 5 | 70 | 175/70R15 | 5 | 5 | 6 |
155R14 | 4,5 | 4 | 5 | 195/70R15 | 6 | 5,5 | 7 |
Серия | Типоразмер шины | Ширина колеса, дюймы | Серия | Типоразмер шины | Ширина колеса, дюймы | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Рекоменд. | Мин. | Макс. | Рекоменд. | Мин. | Макс. | ||||
15 дюймов | 16 дюймов | ||||||||
70 | 235/70R15 | 7 | 6,5 | 8,5 | 40 | 215/40R16 | 7,5 | 7 | 8,5 |
65 | 185/65R15 | 5,5 | 5.0 | 6,5 | 225/40R16 | 8 | 7,5 | 9 | |
195/65R15 | 6 | 5,5 | 7 | 17 дюймов | |||||
205/65R15 | 6 | 5,5 | 7,5 | 55 | 225/55R17 | 7 | 6 | 8 | |
215/65R15 | 6,5 | 6 | 7,5 | 50 | 205/50R17 | 6,5 | 5,5 | 7,5 | |
225/65R15 | 6,5 | 6 | 8 | 215/50R17 | 7 | 6 | 7,5 | ||
60 | 195/60R15 | 6 | 5,5 | 7 | 45 | 215/45R17 | 7 | 7 | 8,5 |
205/60R15 | 6 | 5,5 | 7,5 | 225/45R17 | 7,5 | 7 | 8,5 | ||
215/60R15 | 6,5 | 6 | 8 | 235/45R17 | 8 | 7,5 | 9 | ||
225/60R15 | 6,5 | 6 | 8 | 245/45R17 | 8 | 7,5 | 9 | ||
55 | 185/55R15 | 6 | 5 | 6,5 | 255/45R17 | 8,5 | 8 | 9,5 | |
195/55R15 | 6 | 5,5 | 7 | 40 | 215/40R17 | 7,5 | 7 | 8,5 | |
205/55R15 | 6,5 | 5,5 | 7,5 | 235/40R17 | 8,5 | 8 | 9,5 | ||
225/55R15 | 7 | 6 | 8 | 245/40R17 | 8,5 | 8 | 9,5 | ||
50 | 195/50R15 | 6 | 5,5 | 7 | 255/40R17 | 9 | 8,5 | 10 | |
205/50R15 | 6,5 | 5,5 | 7,5 | 265/40R17 | 9,5 | 9 | 10,5 | ||
225/50R15 | 7 | 6 | 8 | 275/40R17 | 9,5 | 9 | 11 | ||
45 | 195/45R15 | 6,5 | 6 | 7,5 | 285/40R17 | 10 | 8,5 | 11 | |
16 дюймов | 35 | 245/35R17 | 8,5 | 8 | 9,5 | ||||
65 | 215/65R16 | 6,5 | 5,5 | 7,5 | 265/35R17 | 9,5 | 9 | 10,5 | |
60 | 225/60R16 | 6,5 | 6 | 8 | 335/35R17 | 11,5 | 11 | 13 | |
235/60R16 | 7 | 6,5 | 8,5 | 18 дюймов | |||||
55 | 205/55R16 | 6,5 | 5,5 | 7,5 | 50 | 235/50R18 | 7,5 | 6,5 | 8,5 |
225/55R16 | 7 | 6 | 8 | 45 | 255/45R18 | 8,5 | 8 | 9,5 | |
245/55R16 | 7,5 | 7 | 8,5 | 40 | 225/40R18 | 8 | 7,5 | 9 | |
50 | 205/50R16 | 6,5 | 5,5 | 7,5 | 235/40R18 | 8 | 7,5 | 9 | |
225/50R16 | 7 | 6 | 8 | 245/40R18 | 8,5 | 8 | 9,5 | ||
235/50R16 | 7,5 | 6,5 | 8,5 | 265/40R18 | 9,5 | 9 | 10,5 | ||
255/50R16 | 8 | 7 | 9 | 35 | 285/35R18 | 10 | 9,5 | 11 | |
45 | 195/45R16 | 6,5 | 6 | 7,5 | 295/35R18 | 10,5 | 10 | 11,5 | |
205/45R16 | 7 | 6,5 | 7,5 | 30 | 325/30R18 | 12 | 11 | 13 | |
225/45R16 | 7,5 | 7 | 8,5 | 20 дюймов | |||||
245/45R16 | 8 | 7,5 | 9 | 40 | 245/40R20 | 9 | 8 | 9,5 | |
35 | 275/35R20 | 10 | 9 | 11 |
ВАЗ — Audi | BMW — Ford | Ford — Mercedes-Benz | Mini — Renault | Rover — Volvo |
© (Частично использованы материалы ЗАО «Полезные страницы»)
Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.
Для нарезки наружной резьбы с помощью круглых и прямоугольных плашек необходимо использовать специальное приспособление — плашкодержатель или вороток для плашек. Все о воротках, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и применении этих приспособлений — читайте в статье.
Резьбовой крепеж прост и надежен, однако повреждение болта или шпильки может привести к невозможности его извлечения и замены. Эта проблема решается с помощью специального инструмента — набора экстракторов. Об этих приспособлениях, их типах, конструкции, выборе и применении читайте в данной статье.
Почувствовав дыхание зимы, все автомобилисты задумываются о замены сезонной резины. И очень многие из нас при покупке зимних шин встают перед трудным выбором — «шиповки» или «липучки»? Каждый тип шин имеет свои преимущества и недостатки, и отдать предпочтение чему-то одному бывает очень сложно. В этой статье мы попытаемся сделать этот непростой выбор.
Заливка в бак некачественного дизельного топлива может навредить мотору вплоть до полного его выхода из строя. Минимизировать или исключить негативные последствия заправки низкокачественным дизелем помогает специальная автохимия — присадки в дизтопливо, о которых подробно рассказано в данной статье.
Использование правильного типа шин гарантирует автомобилю устойчивость и управляемость в любой дорожной ситуации. Только шины, используемые по сезону, гарантируют оптимальные сцепные характеристики с дорожным покрытием и минимальный тормозной путь.
На всех механических транспортных средствах помимо основных указателей поворота должны присутствовать вспомогательные огни — боковые повторители поворота. Все о повторителях, их классификации, устройстве, характеристиках и работе, а также о подборе и замене данного типа приборов — читайте в статье.
➤ Adblockdetector