Меню

Диагностика тормозной системы автомобиля ваз

2.14 Диагностика неисправностей тормозной системы

Диагностика неисправностей тормозной системы

Чрезмерно туго выжимается педаль тормоза

Установлены тормозные колодки (дисковые тормозные механизмы), либо фрикционные накладки башмаков (барабанные тормозные механизмы) не того типа. Проверьте, произведите замену.

Нарушена проходимость тормозной линии, идущей от главного тормозного цилиндра (ГТЦ). Проверьте линии, устраните причину блокировки, либо произведите замену.

Заклинена ось тормозной педали. Выполните необходимый ремонт, либо замените осевые болт и втулки.

Заклинен поршень колесного цилиндра/суппорта. Выполните капитальный ремонт цилиндра/суппорта.

Нарушено функционирование вакуумного усилителя тормозов. Проверьте исправность усилителя (см. Главу Тормозная система).

Имеет место “прихватывание” тормозов

Нарушена проходимость штуцеров ГТЦ. Проверьте, прочистите ГТЦ и резервуар тормозной жидкости.

Заклинен поршень колесного цилиндра/суппорта. Выполните необходимый ремонт.

Заклинен трос привода стояночного тормоза. Замените трос.

Сломаны, либо вытянуты стяжные пружины башмаков барабанного тормозного механизма. Замените дефектные пружины.

Нарушена регулировка толкателей вакуумного усилителя/ГТЦ. Проверьте, произведите необходимые корректировки.

Для выявления признаков прихватывания тормозов поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки. Поочередно вращая колеса вручную, проверьте не прихвачены ли тормоза. Если все колеса вращаются свободно, попросите помощника выжать и отпустить педаль ножного тормоза. Удостоверьтесь, что тормозные механизмы “отпускают” колеса без задержки. Нарушение проходимости штуцера ГТЦ вызывает одновременное прихватывание двух колес, тормозные механизмы которых включены в соответствующий конкретный гидравлический контур. Отпустите вентиль прокачки на одном из прихваченных колес, удостоверившись, что причиной прихватывания является повышение давления в контуре.
Заклинивание приводного троса стояночного тормоза обычно ведет к прихватыванию заднего карданного вала. Для проверки поддомкратьте задок автомобиля и установите его на подпорки, отсоедините приводной трос от исполнительного рычага, — задний карданный вал должен начать вращаться свободно.

Имеют место шумы, издаваемые тормозными механизмами

Торможение сопровождается визгом. Заполирован материал фрикционных накладок. Снимите подозреваемые колодки/башмаки (см. сопроводительную иллюстрацию) и удалите полировку с их поверхности при помощи наждачной бумаги.
Торможение сопровождается скрежетом. Изношен материал фрикционных накладок. Проверьте состояние колодок/башмаков и дисков/барабанов подозреваемых тормозных механизмов. Замените изношенные колодки/башмаки, отдайте в проточку испорченный диск/барабан (см. сопроводительную иллюстрацию).

Визг тормозов в большинстве случаев вызывается заполировыванием до блеска поверхностей фрикционных накладок тормозных колодок, однако не следует упускать из виду и такие возможные причины как использование колодок неподходящего типа, а также утрата антивизговых пружин или противоскрипных накладок.
Если имеет место износ фрикционных накладок колодок/башмаков до металла подложки, замене подлежат все четыре колодки/башмака, даже если на противоположном колесе они находятся в исправном состоянии.
При сильном исцарапывании тормозного диска/барабана его следует проточить либо заменить для восстановления эффективности торможения.

Имеет место низкая “мягкость” хода тормозной педали

Вышел из строя автоматический регулятор тормозных механизмов задних колес. Произведите необходимый ремонт, либо замените регулятор.

Упал уровень тормозной жидкости. Проверьте систему на наличие признаков утечек, — внимательно осмотрите все штуцерные соединения (см. сопроводительную иллюстрацию). Выполните необходимый ремонт, восстановите уровень жидкости и прокачайте гидравлическую систему.

В гидравлическую систему попал воздух. Прокачайте систему.

В большинстве случаев “мягкость” хода тормозной педали оказывается связанной с попаданием в гидравлическую систему воздуха. Обязательно следует отыскать источник проникновения воздуха и устранить имеющий место дефект (уплотнения или штуцерного соединения). Затем систему следует прокачать.
Дефектные компоненты тормозной системы легко определить по наличию на их поверхности следов утечек тормозной жидкости.При торможении происходит блокировка колес

Имеет место засаливание фрикционных накладок колодок/башмаков вследствие попадания на них масла или тормозной жидкости. Выявите и устраните причину загрязнения, замените колодки/башмаки.

Деформирован тормозной барабан. Проверьте, произведите необходимые замены.

Установлены колодки/накладки башмаков не того типа. Проверьте, произведите замену.

Сломаны или вытянуты стяжные пружины тормозных башмаков. Проверьте, замените дефектные пружины.

Неисправен клапан регулировки давления. Замените клапан.

Снимите все колеса и, оцените степень износа фрикционных накладок и проверьте их на наличие признаков загрязнения маслом. Проверьте состояние стяжных пружин тормозных башмаков, сравнив их свободную длину с таковой для новых пружин.
Признаком деформации тормозного барабана является пульсация тормозной педали при легком торможении.
Если задние колеса постоянно заблокированы, следует проверить исправность регулятора давления.

Имеют место пульсации педали во время торможения

Деформирован тормозной барабан/диск. Проточите дефектный компонент.

Изношены ступичные подшипники передних или задних колес, либо ослаб их преднатяг. Выполните регулировку преднатяга, либо замените дефектные подшипники.

Деформированные тормозные барабаны/диски подлежат проточке. Данную работу следует поручить специалистам мастерской автосервиса, которые также помогут Вам определить целесообразность этой процедуры. Возможно придется приобрести новые компоненты.

Имеет место “увядание” тормозов

Произошло засаливание фрикционных накладок колодок/башмаков вследствие попадания на них масла или тормозной жидкости. Выявите и устраните причину загрязнения, замените колодки/башмаки.

Деформирован тормозной барабан. Проверьте, произведите необходимые замены.

Вышел из строя автоматический регулятор заднего тормозного механизма. Выполните необходимый ремонт регулятора.

Установлены колодки/башмаки не того типа. Произведите замену.

Загрязнена тормозная жидкость. Опорожните гидравлическую систему и залейте свежую тормозную жидкость. Прокачайте тормоза.

В большинстве случаев увядание тормозов происходит вследствие выполнения резких и частых торможений, ведущих к разогреву фрикционных накладок и дисков/барабанов тормозных механизмов. После остужения механизмов торможение должно прийти в норму.

Происходит перегрев тормозных механизмов

Вышел из строя автоматический регулятор тормозного механизма заднего колеса. Выполните необходимый ремонт.

Сломаны или вытянуты стяжные пружины тормозных башмаков. Проверьте, замените дефектные пружины.

Нарушена регулировка толкателей вакуумного усилителя/ГТЦ. Проверьте, произведите необходимые корректировки.

Заклинен поршень колесного цилиндра/суппорта. Выполните необходимый ремонт.

Поврежден или заблокирован шланг/трубка гидравлической тормозной линии (см. сопроводительную иллюстрацию). Устраните причину блокировки, либо замените дефектный шланг/трубку.

Заблокирован штуцер ГТЦ. Проверьте, прочистите цилиндр и резервуар тормозной жидкости.

Слишком резко выполняется торможение. Измените манеру вождения.

Чтобы проверить тормозные механизмы на заклинивание поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки. Поочередно вращайте каждое из колес руками. Если поршень колесного ура/суппорта одного из тормозных механизмов заклинен, имеет смысл проверить и произвести восстановительный ремонт всех цилиндров/суппортов, а также ГТЦ.

Произошел отказ тормозов

Вышел из строя ГТЦ. Снимите цилиндр, выполните его восстановительный ремонт, прокачайте гидравлическую систему.

Упал уровень тормозной жидкости вследствие утечек суппортов/колесных цилиндров. Выполните необходимый ремонт, прокачайте гидравлическую систему.

Уровень жидкости упал вследствие утечек тормозных шлангов/трубок. Замените дефектные компоненты, прокачайте гидравлическую систему.

В гидравлическую систему попал воздух. Выясните и устраните причину, прокачайте систему.

Загрязнена тормозная жидкость. Опорожните систему, залейте свежую жидкость, прокачайте тормоза.

Проверка тормозной системы автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Периодичность проверки рабочей тормозной системы на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 составляет 15.000 км пробега. Помимо этого проверять тормозную систему необходимо после прокачки тормозов, замене тормозной жидкости, замене элементов тормозной системы, при загорании контрольной лампы, сигнализирующей о недостаточном уровне тормозной жидкости. Для проверки необходима смотровая яма и помощник.

Способы проверки тормозной системы автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Проверка уровня тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра

Уровень должен находиться между метками . Если уровень превышает максимальное значение, снимаем крышку бачка и откачиваем лишнюю жидкость грушей или шприцем. Если ниже минимума, то доливаем новую жидкость до отметки . При установке крышки с поплавком датчика в бачок уровень автоматически поднимется до отметки .

Попутно проверяем работу датчика уровня тормозной жидкости – при включенном зажигании нажимаем сверху на резиновую накладку крышки бачка – если датчик исправен на приборной панели загорится контрольная лампа.

В случае если уровень тормозной жидкости в бачке постоянно падает необходимо загнать автомобиль на яму и визуально осмотреть тормозные трубки и шланги на предмет подтекания жидкости. Можно попросить помощника во время осмотра нажать на педаль тормоза, чтобы создать давление в системе.

— Проверка износа тормозных колодок

Проверку начинаем с передних тормозных механизмов. Поддомкрачиваем автомобиль и снимаем одно из передних колес. При проверке левой стороны, поворачиваем руль до отказа влево, при проверке правой – вправо. Через смотровое отверстие в подвижной (плавающей) скобе суппорта визуально определяем толщину накладок тормозных колодок. Если толщина накладок менее 1,5 мм, хотя бы с одной стороны, то меняем тормозные колодки сразу для правого и левого передних колес.

Определение толщины тормозных колодок через смотровое окно в подвижной скобе суппорта переднего колеса на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099

Дополнительно проверяем подвижность поршней в суппортах. Нажимаем на педаль тормоза, потом отпускаем и пробуем провернуть тормозной диск. Если вращается легко — все в норме, если нет, то необходимо разработать подвижность поршней.

Проверяем износ тормозных колодок задних колес. Проверить можно без снятия колес из ямы. В опорном щите каждого из тормозных механизмов задних колес автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 есть смотровые отверстия закрытые резиновыми заглушками. Извлекаем их. Светим фонариком или лампой в смотровые отверстия.

Смотровое отверстие в опорном щите тормозного механизма заднего колеса автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Если толщина тормозных колодок хотя бы на одном колесе меньше 1,5 мм (размер «А»), то меняем тормозные колодки на обоих колесах.

Определение толщины накладок тормозных колодок задних тормозных механизмов через смотровое отверстие в опорном диске

— Проверка вакуумного усилителя тормозов

При заглушенном двигателе несколько раз нажимаем на педаль тормоза и удерживаем ее в нажатом положении. Запускаем двигатель. Педаль должна «провалиться» так как после пуска срабатывает вакуумный усилитель тормозов. Если «провала» нет, проверяем целостность шланга подведения разрежения к вакуумному усилителю тормозов, герметичность его подсоединения к впускному коллектору и патрубку обратного клапана усилителя. Если шланг исправен и соединен герметично, неисправен вакуумный усилитель и подлежит замене.

— Проверка свободного хода педали тормоза

Свободный ход педали тормоза — это ход педали от ее верхнего положения, до начала срабатывания тормозных механизмов. Он составляет 3-5 мм. Проверяем его так: линейкой или рулеткой измеряем расстояние от нижней части площадки педали тормоза до пола под ней. Нажимаем педаль рукой до момента начала сопротивления нажатию и замечаем на линейке этот момент. Разница между первым измерением и вторым и будет величиной свободного хода педали тормоза. Если ход педали больше или меньше требуемого регулируем его вращением датчика выключения стоп-сигналов в задних фонарях. И снова проверяем.

Измерение свободного хода педали тормоза рулеткой

Примечания и дополнения

— В случае если тормозные колодки извлечены из тормозных механизмов (например, при ремонте) следует измерить их толщину. Если толщина хотя бы одной колодки (основание плюс накладка) менее 6 мм, колодки меняем.

Читайте также:  Блестящий металл защищающий детали автомобиля от коррозии
Adblock
detector