Проверка форсунок бензинового двигателя
Диагностика форсунок бензинового двигателя или его дизельного аналога — необходимая процедура при подозрении на наличие неисправностей в авто. При инжекторном движке форсунки являются компонентами, которые ответственны за впрыск топливной смеси в распыленном виде в камеру сгорания. Кроме этого, бензин или дизель впрыскивается под определенным давлением. В связи с тем, что представленные элементы постоянно работают с топливом, часто случаются сбои в его подаче, связанные с засорами. В таких случаях их нужно снимать и проводить чистку. Удалять нагар и загрязнения рекомендуется также и во всей топливной системе для улучшения ее работоспособности.
«Симптомы» проблем с инжектором и форсунками
Каждый автолюбитель знает, что двигатель автомобиля является очень сложным агрегатом, в работе составляющих его элементов важна максимальная точность и корректность. Диагностировать проблему, особенно в современных и очень технологичных силовых агрегатах, очень сложно. Например, в случае с тяжелым запуском двигателя или повышении расхода можно сразу подумать на неисправность форсунок, а на самом деле нужна всего лишь замена свечей зажигания.
Проверка форсунок на стенде
Очень важно точно определить причину и область, в которой случилась неполадка.
О проблемах с форсунками могут свидетельствовать такие факторы:
- рывки при передвижении в автомобиле;
- отсутствие нормальной динамики разгона;
- троение и повышенная вибрация в силовом агрегате при разгоне или переключении передач, торможении;
- повышенный расход топлива;
- появление дыма темного цвета из выхлопной трубы.
Внешний вид
При появлении первых признаков нужно начать с проверки форсунок силового агрегата. В противном случае, если вовремя не предпринять необходимых действий, может случиться крупная поломка или аварийная ситуация, когда при повышенной нагрузке на мотор он может отказать.
Процесс проверки топливных форсунок
Как проводится проверка
Любая проверка топливных форсунок инжекторных двигателей может проводиться в домашних условиях. Состоит она из двух частей — электрической и гидравлической.
Электрическая
Это несложная процедура, не занимает много времени и сил. Проводится зачастую первой. В конкретном случае проверяется параметр сопротивления обмотки. В специализированной документации к транспортному средству обычно указывается величина представленного параметра.
Для диагностики понадобится специальный прибор — мультиметр. Кроме этого, может пригодиться набор отверток. Пошаговая инструкция проверки форсунок:
- Отключить провод «минус» от аккумуляторной батареи.
- Снять колодку питания модуля инжектирования.
- Вращая ручку, установить на электрическом устройстве режим измерения импеданса.
- Подставить щупы к контактам и замерять значение искомого параметра.
Гидравлическая
Когда первая часть завершена, и требуемое значение находится в нормальном диапазоне, тогда можно переходить ко второй части — гидравлической. Она более сложная и состоит из выяснения вопроса, работает ли форсуночный модуль по назначению, то есть, насколько нормально он впрыскивает топливную смесь. В этом случае требуется диагностировать кондиционную форму факела распыления бензина.
Здесь так же нужно пройти два этапа этой одной процедуры: на первом проводится общий осмотр распылителей и клапанов, на втором следует провести проверку качества работы каждого устройства отдельно.
Все этапы можно провести, только сняв топливную рампу вместе с форсунками.
С чего следует начинать проверку:
- Для начала подсоединить к устройству трубки для подачи топлива и колодки питания.
- Установить под каждой деталью стакан с делениями для замера.
- Провернув стартер мотора, посмотреть «на глаз» работу распылителей.
Все факелы распылителей должны функционировать идентично. При визуальном различии в работе следует очистить инжектор. Для этого подойдут различные вспомогательные средства. Процедуру можно провести вручную. Однако перед чисткой рекомендуется протестировать герметичность. В этом случае форсунки отсоединяются от проводов и заводится автомобиль. Деталь, которая протекает, требует замены в любом случае.
Когда одно из диагностируемых устройств при тесте не впрыскивает топливо, его рекомендуется проверить отдельно. Это второй этап гидравлического тестирования. Далее следует провести проверку электрической проводки при помощи метода обхода. Для этого нужно:
- Снять клеммы для инжекторов.
- Один распылитель подключить к аккумулятору.
- Завести машину и проверить, как функционирует выбранное устройство.
Если тестируемое изделие нормально впрыскивает бензин, то искать неполадку стоит в кабелях. Если устройство не работает вовсе, как и в ходе первого теста, то его нужно заменить.
Методы диагностики
Есть несколько методов диагностики форсунок. Специалисты способны проверить работу устройств «на слух». В этом случае заводится мотор и при помощи нажатий на педаль газа прослушивается и просматривается впрыск. Это наименее точный метод диагностики, позволяет вычислить только совсем неработающую деталь.
Рампа
Более распространенным методом считают проверку на рампе. Нужно снять форсунки вместе с рейкой. Для этого понадобится помощник, который во время проведения работ будет осуществлять все необходимые манипуляции с подачей газа. Когда рампа снята и зафиксирована вместе с форсунками, нужно приготовить стаканы для измерений. После этого:
-
- Подсоединить контакты рампы и форсунок.
- Установить «минусовую» клемму на аккумулятор.
- Установить рампу таким образом, чтобы стаканчики стояли непосредственно перед каждым впрыскивателем.
- Подключить трубки к рампе для подачи топлива.
- Перед тем как завести автомобиль, проверить, чтобы все крепления были надежно затянуты.
- Включить зажигание и прокрутить мотор стартером.
- Проверить эффективность функционирования инжектора. Каждый из стаканчиков должен заполняться одинаково.
- Обслуживание потребуется той форсунке, стаканчик под которой заполняется неравномерно с остальными. Ее следует прочистить.
Если заглушили мотор, а в один из стаканчиков продолжает поступать топливо, требуется заменить форсунку в связи с потерей герметичности соединения.
Кроме этого, существуют специальные стенды в автомастерских. Это приспособление, которое позволяет провести максимально точное и правильное измерение работы всех форсунок. Обычно это электронные приборы с измерительными датчиками, которые могут определить малейшие отклонения впрыска от заводских оригинальных показателей.
Проверка подачи питания
Простой алгоритм действий:
- Включить зажигание, после чего повернуть ключ во второе положение (ON). Питание начнет поступать к элементам двигателя. Не запускать силовой агрегат.
- Настроить цифровой вольтметр на измерение постоянного тока. Если он не имеет автонастройки, установить минимальный диапазон.
- Подключить «минусовой» контакт прибора с «землей». Кузов автомобиля заземлен, поэтому можно найти любой неокрашенный элемент кузова под капотом.
- Подключить «плюсовой» контакт прибора с клеммой жгута проводов форсунки. Жгут имеет две клеммы, в которые вставляются зубцы разъема форсунок. Одна из них заземлена и должна показывать 0 В, вторая должна иметь показания в районе 12 В.
- Провести идентичную процедуру для всех форсунок, не трогая при этом заземление.
Рекомендуется использовать вольтметры или осциллографы, которые имеют зажимы типа «аллигатор» на контактах. Это позволит не держать постоянно провод, освободит руки и предоставит возможность корректно подсоединить «плюсовой» контакт прибора.
Если в результате измерений показатели намного ниже 12 В, значит сопротивление в проводе.
Подобные методы диагностики позволят отыскать неисправность топливных форсунок, однако только в случае проблем с электрической частью.
Проверка и очистка без снятия с двигателя
Наиболее распространенной проблемой в случае с элементами впрыскивания является их засорение. Очистить их можно несколькими способами:
- ручной или механический;
- ультразвуковой;
- применение специализированных химических составов.
Кроме этого, распространение получили всевозможные присадки для прочистки форсунок. Они заливаются в бак вместе с топливом. Зачастую их применения достаточно для довольно качественной очистки всей системы впрыска. Плюс ко всему опытными мастерами рекомендуется раскручивать силовой агрегат до высоких оборотов с разной периодичностью, а также разгоняться на ровной дороге до 130 км/ч. Проезжая таким образом около 15 или 20 км, можно запустить процесс автоматической очистки.
Однако в таких случаях можно избавиться только от небольших засоров и загрязнений. Для тщательной прочистки всей системы поможет более действенный метод чистки, например, ультразвуковой.
Регламентированный период прочистки системы подачи топлива составляет в среднем каждые 30 или 40 тыс. км пробега.
Проверять форсунки нужно регулярно. Для этого не стоит ждать появления каких-либо признаков их некорректной работы, действовать нужно заранее. Тем более, как описано выше, сложного в этом ничего нет.
Как проверить форсунку инжектора
Калькулятор расчета производительности форсунки
Калькулятор расчета производительности форсунки онлайн
Вопрос как проверить форсунки, может периодически возникать как у владельцев инжекторных автомобилей, так и машин с дизельным двигателем. Для диагностики форсунок специалисты используют различные методы и инструменты. В большинстве случаев, простейшая проверка форсунок выполнима своими руками. Как проверить работу форсунок, что для этого нужно сделать, и какие инструменты вам понадобятся далее вы и узнаете.
Признаки поломки форсунок
Задача форсунки — подача топлива в камеру сгорания. Поэтому основная неисправность, которая может с ней возникнуть — засорение или полный выход ее из строя. К признакам неисправной работы форсунок относятся следующие факторы:
- неустойчивая работа двигателя на холостом ходу;
- значительный рост потребления топлива;
- проблемы с запуском двигателя, особенно “на холодную”;
- в некоторых случаях может появиться значительное количество черного дыма из выхлопной трубы (в случае, если в камеру сгорания попадает много топлива через протекающую форсунку), а иногда так же сопровождается и периодическими звонкими хлопками из глушителя;
- потеря динамических качеств автомобиля, выражающаяся в том, что машина плохо разгоняется, ей не хватает мощности, чувствуются рывки во время езды даже по ровной поверхности, в том числе при сбросе газа и при изменении значения нагрузки на двигатель.
Эти признаки конечно могут указывать и на другие проблемы силового агрегата автомобиля, однако все же при их возникновении советуем вам проверить форсунки и при необходимости отремонтировать или заменить их.
Причины неисправности инжекторных форсунок
Современные топливные форсунки в бензиновых двигателях бывают двух типов — электромагнитные и механические. Первая представляет собой электромагнитный клапан, который управляется системой ЭБУ автомобиля. При подаче соответствующих сигналов клапан открывается на определенный угол, регулируя количество подаваемого топлива в цилиндр. Вторая лишь подает топливо в канал. В ее конструкции имеется игла со ступенькой. Когда давления достаточно, топливо преодолевает сопротивление пружины, и игла поднимается. Соответственно, распылитель открывается и топливо подается в камеру. В настоящее время широкую популярность приобрели электромагнитные форсунки, как более технологичные. Поэтому далее будем рассматривать проверку и чистку на их примере.
Неисправностей электромагнитной форсунки может быть всего несколько:
- отсутствие сигнала от ЭБУ;
- неисправность или полный выход из строя обмотки;
- засорение выпускного отверстия форсунки.
Как показывает практика, именно последний вариант является наиболее частой причиной полного или частичного выхода форсунки из строя.
Как проверить топливные форсунки на инжекторном двигателе
Существует несколько методов того, как проверить работоспособность форсунки. Перечислим их по порядку с подробным указанием алгоритма действий.
Проверка с помощью замера сопротивления
Проверить форсунки, не снимая их можно с помощью мультиметра. Для начала уточните, какие форсунки установлены на вашем автомобиле — высокого или низкого импеданса (электрического сопротивления). Эти данные будут необходимы для выполнения точной диагностики. Для того, чтобы проверить форсунки тестером, не снимая их с двигателя, необходимо придерживаться такого плана:
Замер сопротивления обмотки форсунки
- снять высоковольтные провода с форсунок;
- установить мультиметр в режим замера сопротивления изоляции (омметра) в пределах от 0 до 200 Ом (в зависимости от технических параметров прибора верхний предел может отличаться, главное, чтобы омметр мог показывать значение сопротивления в несколько десятков Ом);
- выключите зажигание и снимите “минусовую” клемму с аккумулятора;
- отключите электрический разъем на диагностируемой форсунке (как правило, для этого отщелкивают крепежный зажим, расположенный на корпусе колодки);
- подсоедините измерительные щупы тестера к выводам форсунки и произведите замеры.
Форсунки высокого импеданса имеют сопротивления изоляции в пределах 11. 17 Ом, а низкого — 2. 5 Ом.
Если значение измеренного сопротивления изоляции значительно отличается от указанного, это говорит о том, что форсунка неисправна. Соответственно, форсунку необходимо демонтировать и выполнить детальную диагностику.
Важно знать, что напряжение на форсунки от ЭБУ подается в импульсном, а не постоянном виде. Поэтому рекомендуется не только замерять сопротивление омметром, но и снимать осциллограмму импульсной передачи напряжения с помощью осциллографа, так вы сможете увидеть какое пиковое напряжение она принимает. Тестер вам покажет лишь усредненные значения.
Как проверить питание на форсунках
Проверка подачи питания на топливную рампу ВАЗ 2110-2112
Проверку наличия питания на рампу рассмотрим на примере автомобилей ВАЗ 2110, 2111, 2112, как одних из самых популярных. Но сначала напомним, что в колодке с контактами четыре из них подают питание на форсунки, а один (розовый провод с черной полоской) является общей “массой”. Действовать же нужно по следующему алгоритму:
- отсоединить фишку питания;
- на мультиметре выставить верхний предел измеряемого сопротивления в районе 200 Ом (это значение зависит от конкретной модели тестера);
- замерять попарно каждый из четырех контактов от форсунок с общим разъемом.
Значение сопротивления должно находиться в пределах 11,5. 15,5 Ом. Помните, что так вы измерите лишь сопротивление каждой форсунки на рампе.
Можно проверить форсунку просто на вибрации. При работающем двигателе исправная форсунка должна немного вибрировать. Если дрожание нет — значит, она вышла из строя.
Проверка подачи питания от электрической цепи автомобиля проводится достаточно просто, вам всего лишь нужно:
- поочередно от каждой форсунки необходимо отсоединить колодку питающих проводов;
- после этого двумя кусками проводов подключить форсунку напрямую к аккумулятору;
- включить зажигание.
В случае, если форсунка начнет распылять топливо, значит проблемы необходимо искать в проводке.
Как проверить пусковую форсунку
Для начала скажем пару слов про моноинжектор. На сегодняшний день таких агрегатов встречается все меньше, поскольку система является устаревшей. Ее суть заключается в установке лишь одной форсунки — перед дроссельной заслонкой. Их можно встретить на старых моделях иномарок VW, Audi, Skoda, Seat и прочих.
Опишем алгоритм проверки сопротивления форсунки на моноинжекторе:
- проверить попарно контакты с форсунок и сравнить их с данными из мануала (как правило, эти значения должны находиться в пределах 1,2. 1,6 Ом);
- при проверке контакта 1 и 4 необходимо удостовериться в том, что ДТВВ (датчик температуры всасываемого воздуха) работает правильно, для этого также воспользуйтесь данными по сопротивлению из мануала;
- если значение сопротивления выходят за пределы допустимых, необходимо диагностировать форсунку более детально.
Зачастую в старых моноинжекторных двигателях, кроме клапанной форсунки еще используется и так называемая пусковая форсунка, задача которой состоит в том, чтобы при запуске двигателя, особенно в холодную погоду и высоких оборотах двигателя, давать дополнительное количество горючего с тем, чтобы облегчить его пуск. Время ее работы определяется автоматически с помощью ЭБУ (в частности, теплового реле), но как правило, составляет всего несколько секунд, после чего отключается, поскольку двигатель запускается, и в ее дальнейшем использовании нет необходимости.
Ее работа полностью аналогична работе форсунок в инжекторе. В процессе эксплуатации она также частично или полностью может выйти из строя. Явным признаком таких проблем является тот факт, что холодный двигатель запускается и сразу же глохнет. Проверка пусковой форсунки производится по следующему алгоритму:
- подобрать какую-нибудь небольшую мерную емкость (наподобие стакана);
- снять форсунку с двигателя и установить ее в упомянутую емкость;
- один контакт форсунки подключают напрямую к аккумуляторной батарее автомобиля, а другой — к его “массе”;
- к “плюсу” аккумулятора также подсоединяют реле топливного насоса, тем самым вводя его в работу.
Во время работы и проверки насоса форсунки необходимо обращать на угол распыления топлива, а также количество перекачанного объема бензина. Справочные данные вы найдете в справочной информации к той форсунке, которая установлена в вашем автомобиле. В качестве ориентировочного примера можно привести данные о системе K-Jetronic. В данном случае угол распыла составляет 80°, а объем — от 70 до 100 кубических сантиметров топлива в минуту. Естественно, что в других системах эти показатели будут другими.
После того, как вы проверите работу моно форсунки, отсоедините ее и вытрите насухо. В нормальном рабочем состоянии ее корпус является герметичным. А это означает, что из него не должно подтекать топливо. Подождите некоторое время и удостоверьтесь в этом (для этого достаточно 1. 2 минут).
Проверка форсунки на слух
Опытные автомобилисты способны проверить состояние и работоспособность форсунок, не снимая их с двигателя, в частности, на слух. Для этого используют обычную прямоугольную дощечку или лучше стетоскоп.
Один ее край плотно приложите к проверяемой форсунке, а другой край — к уху. Если форсунка находится в нормальном рабочем состоянии, то вы не услышите от нее никаких посторонних звуков или вибраций, только равномерные щелчки. А вот если не щелкает или звуки не равномерные, а также присутствуют другие вибрации и стуки, это означает, что исследуемая форсунка засорилась. И чем сильнее стуки и шумы — тем степень засора больше.
В целом же можно слушать форсунки и без упомянутой дощечки. Однако для этого необходим соответствующий опыт. Дело в том, что при неисправном узле из блока цилиндров будет доносится приглушенный высокочастотный звук, похожий на писк или свист. Если вы услышали его при работающем двигателе — рекомендуем вам более детально проверить работу форсунки на стенде или рампе.
Проверка форсунки на рампе
Еще один метод проверки форсунок — при снятой топливной рампе (снимается вместе с форсунками, поэтому этот метод можно отнести к такому, который подразумевает снятие форсунок). Для этого рампу снимают вместе с форсунками, а под них устанавливают стаканчики или другие емкости, куда будет попадать топливо. При этом желательно снять “минусовую” клемму от аккумулятора, а жгуты питающих проводов отсоединить. Перед включением схему следует восстановить.
После этого соедините две топливные трубки, а ключом зажмите держащие их штуцеры. Далее необходимо 10. 15 секунд покрутить стартер (но не дольше, поскольку это вредно для него). При этом важно заметить форму “факела”, под которым подается топливо, а также количество бензина в стаканах. При исправных форсунках количество бензина в них должно быть одинаково. Если это не так, то для дальнейшей подробной диагностики ее необходимо снять и проверить на стенде.
Также будет полезно заметить, не подтекает ли бензин из форсунки при заглушенном двигателе. Если это так, то имеет смысл проверить целостность корпуса форсунки, а также степень ее закрытия.
Проверка баланса форсунок
Проверка баланса форсунок
Рассмотрим проверку баланса форсунок на примере автомобилей ВАЗ. Действия выполняются в следующей последовательности:
- отключить бензонасос и завести машину с тем, чтобы убрать избыточное давление топлива в системе (машина должна проработать несколько секунд и заглохнуть);
- подключить манометр к топливной системе;
- подключить обратно бензонасос в систему;
- подключить компьютер с соответствующим программным обеспечением и кабель для снятия и диагностики показаний к компьютеру автомобиля.
Дальнейшие действия проводятся в программном обеспечении, с помощью которого включается и отключается бензонасос, а также форсунки. Алгоритм действия для каждой из них такой:
- включить зажигание;
- проверяем показания на манометре (должно быть порядка 2,8. 3 ат);
- с помощью ПО отключить реле бензонасоса;
- на манометре давление немного упало (приблизительно 2,8 ат);
- посредством ПО включить первую форсунку;
- проверить давление на манометре (в идеале давление не должно значительно упасть);
- вновь с помощью программы включить реле бензонасоса с тем, чтобы восстановить давление до исходных 2,8. 3 ат;
- далее повторить процедуру со всеми форсунками, после чего не забывать восстанавливать давление в системе с помощью бензонасоса.
В идеале все форсунки должны показывать одинаковое значение сброса давления. Если же в какой-то из них сброс происходит с сильно отличающимся значением, это означает, что с форсункой что-то не так, и нужна дополнительная диагностика.
После выполнения описанных процедур не забудьте скинуть полностью давление в системе. Необходимо подключить бензонасос и завести автомобиль, после чего можно отсоединить манометр.
Проверка форсунок на стенде
Стенд для проверки форсунок
Механические характеристики влияют на работу форсунок. А их проверка возможна только на специальном стенде. Как его сделать своими руками вы можете почитать в отдельном материале. В частности, на стенде проверяют:
- количество топлива, проходящее через форсунку;
- давление топлива;
- форму “факела” форсунки.
Проверка снятой форсунки на стенде является наиболее точным методом диагностики. С его помощью можно определить степень поврежденности форсунки и целесообразность ремонта.
Как чистить форсунки
Чаще всего проблемой в работе форсунок является их банальная загрязненность. Поэтому, чтобы восстановить их работоспособность и вернуть номинальную производительность форсунки, достаточно произвести чистку. Это можно сделать двумя путями — не вынимая с двигателя (добавив в топливо специальный очиститель) и в снятом состоянии (пропуская чистящее средство по отдельно взятой форсунке или ультразвуком). Для очистки используются следующие методы:
- механический;
- ультразвуковой;
- с помощью химических составов.
В данной статье мы поговорим лишь о некоторых, поскольку зачастую для чистки форсунок необходимо дополнительное профессиональное оборудование. Подробную информацию о самостоятельной чистке вы найдете в другом материале. Здесь же коснемся этих способов вкратце.
Чистка форсунки в домашних условиях
Отдельно взятую форсунку можно чистить с помощью специальных химических составов. Например, тех же присадок, которые добавляются в топливо для очищения системы или так называемый “Очиститель карбюратора”. Действовать в данном случае необходимо по следующему алгоритму:
- заранее подготовить “Очиститель карбюратора” (или его аналог в виде баллончика с разбрызгивателем), контактную кнопку без фиксации замкнутого положения, шприц объемом 5 мл или больше, трубочку для продолжения горлышка шприца с уплотнением, пустую тару, желательно большого объема (5-10 литров), зарядное устройство от мобильного телефона с обрезанным штекером, контактные провода с клеммами;
- далее необходимо вставить испытуемую форсунку в заднюю часть шприца (как можно более плотнее, с резинкой или без нее);
- после этого подключить клеммы через кнопку к зарядному устройству и включить его в розетку;
- вставить трубочку в распылитель средства для очистки, а обратную часть форсунки развернуть в подготовленную пустую тару;
- после этого нажать на распылитель с тем, чтобы некоторое количество вещества попало в форсунку;
- нажать на кнопку контакта, чтобы привести в действие форсунку.
Если форсунка исправна, с ее обратной стороны должно под напором выйти моющее средство. Процедуру продувки необходимо повторить несколько раз для достижения необходимой степени чистоты.
Кроме выше перечисленных методов проверки также можно упомянуть о проверке токсичности газов и дымности, — низкий уровень CO при прогазовке, является признаком плохой работы форсунок. Данный метод практикуется на некоторых СТО, в качестве контроля работы двигателя. Поскольку нужны как определенные знания, так и оборудования, то рассматривать его в качестве одно из вариантов самостоятельной диагностики не будем.
Также нельзя обойти стороной и не уделить внимание проверке форсунок по коррекции топливоподачи и лямбде, но тут такая же ситуация как и токсичностью, потребуется не только диагностическое оборудование, но и уметь разбираться во всех цифрах что будет показывать вам диагностика.
Чистка форсунки не снимая ее
В данном случае чистка может осуществляться несколькими методами:
- С использованием специальных очистительных присадок, которые добавляют к топливу. В их составе содержатся специальные чистящие вещества, которые в щадящем режиме очищают отверстия форсунок.
- Чистка при помощи давления. Для этого необходимо разогнать машину до скорости 110. 130 км/ч, и проехать так 10. 15 км (около 5. 6 минут) на высоких оборотах двигателя. Вследствие высокой нагрузки в форсунках произойдет естественное очищение.
- Холостой ход. Этот метод аналогичен предыдущему. Необходимо на стоящем автомобиле запустить двигатель и поддерживать обороты на уровне 4. 5 тысяч в течение 3. 4 минут. Вследствие этого также произойдет очистка форсунок. Однако предыдущий метод очистки лучше, поскольку нагрузка при его условиях выше.
Выводы
Проблемы в работе форсунок не являются критичной поломкой, однако все же при их возникновении рекомендуем вам не откладывать проверку и устранение неисправности. В большинстве случаев ремонтные работы можно провести самостоятельно с помощью описанных выше методов. Своевременная проверка и диагностика форсунок позволит вам избежать проблем с эксплуатацией машины. Профилактика обойдется вам дешевле, чем ремонтные работы на форсунках или других узлах двигателя. Рекомендуем вам чистить форсунки через каждые 30. 35 тысяч километров пробега вашего авто вне зависимости от их состояния.