Меню

Диагностика советских автомобилей как

Диагностика советских автомобилей как

    Вы здесь:
  1. Главная
  2. Полезная информация
  3. Как диагностика автомобиля проводилась раньше?

Основная масса автомобилей в нашей стране, это современные иномарки, которые отличаются высоким комфортом, могут подсказать дорогу, посоветуют, как нужно вести машину и даже сообщат о проблемах в собственных системах. Диагностика автомобиля такого класса сводится к подключению специального разъема к компьютеру, который скажет, где и что вышло из строя или дало сбой. Но как быть, если в автосервис приехал раритетный автомобиль со стажем эксплуатации равным половине века. Как проводится диагностика автомобиля, у которого просто нет компьютера, да и разъема диагностического нет. Неужели такие экземпляры вынуждены оставаться без точного диагноза и продолжать работать до тех пор, пока двигатель не откажется работать или на ходу не отвалится колесо. Конечно же, все обстоит не так уж и плохо, и раньше диагностика автомобиля тоже существовала, только базировалась она на принципиально иных понятиях.

Если сейчас в основу диагностирования положен компьютер, то раньше искать неисправность приходилось, опираясь на богатый опыт мастера и подручные приспособления. Владельцы стареньких ВАЗовских «шестерок» помнят, как в автомастерских при помощи фонендоскопа слушали качество работы каждого цилиндра, или как при помощи самодельного манометра измеряли рабочее давление в цилиндре. Сейчас диагностика автомобиля этой же направленности полностью отдана специальным датчикам, которые в режиме реального времени передают данные компьютеру. В актив «древних» диагностических методов можно отправить измерение зазоров линейкой или щупом, проверку целостности деталей на глаз и многое другое. Такая диагностика автомобиля не отличалась большой точностью, однако помогала заблаговременно выявлять неисправности в большинстве случаев.

Диагностика автомобиля и ее эволюция!

Развитие методов диагностики напрямую связаны с развитием автомобилей, как только начали появляться первые зародыши компьютеров, отрасль выявления неполадок сразу на это отреагировала. На первоначальной стадии бортовые компьютеры давали очень скудную информацию, и диагностика автомобиля носила приблизительный характер. Так, первые компьютеры на основе минимального набора датчиков могли сообщить о наличии неисправности в системе зажигания, причем эта информация была зашифрована, и не каждый ее мог прочитать. Какая это была неисправность и, где именно система умалчивала, однако и эти данные существенно сужали круг поиска и ускоряли ручное диагностирование.

С течением времени техника усложнялась, автомобильные процессоры становились быстрее и способнее, а постоянно прибавляющиеся датчики раскрывали все новые и новые возможности. Помимо возможностей бортовых компьютеров диагностика автомобиля обзавелась массой других вспомогательных инструментов, которые в совокупности смогли вырисовывать максимально точную картину состояния сложного механизма.

Сейчас на рынок выводятся экземпляры автомобилей, которые в состоянии диагностировать не только свое состояние, но и рассказать о проблемах со здоровьем у водителя. Однако столь высокие технологии никоим образом не умаляют роль человека в системе диагностирования и ремонта автомобиля. Каким бы совершенным не был диагностический пульт, за ним все равно должен стоять человек со своей уникальной способностью к мышлению, рассуждению и логическому умозаключению. Если Вам нужна качественная диагностика автомобиля мы будем рады провести любые манипуляции и выяснить истинное состояние предоставленного объекта.

Как пройти техосмотр ретроавтомобилю в 2021 году

С 1 марта 2020 года вступил в силу новый Государственный стандарт Р 58686-2019. Он изменил порядок прохождения технического осмотра раритетными и классическими автомобилями. Этот ГОСТ внедрил в российское законодательство новый термин «раритетное транспортное средство». Какие изменения предполагает новый ГОСТ и правда ли, что автомобили старше 30 теперь будут под запретом для эксплуатации в РФ?

Что регулирует новый ГОСТ

С 1 марта 2020 года действует ГОСТ Р 58686-2019 «Транспортные средства раритетные и классические. Историко-техническая экспертиза. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки» (Rarity and classical vehicles. Historical-technical expertise. Safety requirements for roadworthiness and methods of inspection). Он разработан и утвержден Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Необходимость внедрения нового ГОСТа была обусловлена тем, что сегодня действующие технические регламенты не распространяются на авто старше 30 лет. Оценить историческую ценность таких машин сегодня не представляется возможным. По новому ГОСТу такие автомобили оцениваются по позиции их соответствия оригиналу.

Новый ГОСТ регулирует следующие важнейшие положения:

  1. Приняты требования к техническому состоянию ретроавтомобилей, которые позволили бы им принять участие в дорожном движении, и способы их проверки. В частности, здесь содержатся требования к тормозам, шинам, колесам и фарам, а также к пожарной безопасности транспортного средства (ТС).
  2. Оценка транспортных средств будет происходить по балльной системе.
  3. Экспертизу смогут проводить аккредитованные эксперты.
  4. Введены понятия раритетных и классических транспортных средств.

Автомобиль может подтвердить свою оригинальность, чтобы стать полноправным участником дорожного движения.

Означает ли новый ГОСТ то, что автомобили старше 30 лет запретят?

Нет, данный документ запретов не предусматривает. Владельцам не нужно оформлять свидетельство о безопасности конструкции ТС для использования и распоряжения авто. Но если авто не соответствует параметрам безопасности, до движения его не допустят.

Что такое раритетное автотранспортное средство

ГОСТ ввел изменения в автотранспортное законодательство и утвердил термин «раритетное транспортное средство» (РТС). Под этим термином понимается транспортное средство старше 30 лет с категориями L, M1, О1 или О2, а также транспортные средства M2, M3, N, О3 или О4, не предназначенные для коммерческих пассажирских и грузоперевозок, если с даты выпуска прошло 50 лет и более. Данное транспортное средство должно быть оснащено оригинальным двигателем, кузовом и рамой (при наличии), либо такие комплектующие должны быть сохранены или отреставрированы до оригинального состояния.

Под сферу регулирования нового ГОСТа попадают следующие транспортные средства старше 30 лет:

  • мопеды;
  • мотоциклы с коляской;
  • трициклы;
  • мотороллеры;
  • квадроциклы;
  • легковые авто и прицепы с массой до 3 тонн.
Читайте также:  Передняя часть кузова легковых автомобилей

Также он распространяется на следующие средства старше 50 лет и с массой более 3,5 тонн:

  • автобусы;
  • троллейбусы;
  • пассажирские ТС и шасси;
  • грузовые авто и шасси;
  • прицепы.

Что такое классическое транспортное средство

Под классическим транспортным средством по новому ГОСТу понимают раритетное транспортное средство, а также ТС с категориями О, М2, М3 или N. Оно должно соответствовать следующим критериям:

  1. Не предназначено для коммерческих перевозок людей и грузов.
  2. С даты его выпуска прошло от 30 лет.
  3. По результатам историко-технической экспертизы оно признано соответствующим требованиям стандарта к классическим ТС, или средство имеет действующий паспорт КТС.

ГОСТ предполагает для классических ТС три возрастные группы:

  • I — произведенные до 1946 года;
  • II — с 1946 года по 1969 год;
  • III — выпущенные с 1970 года.

Как будет проводиться экспертиза ТС

Эксперт, который проводит исследование, должен быть аккредитован в качестве технического эксперта в области раритетных транспортных средств федерацией «Автомобильного спорта». Аккредитация происходит, согласно ФЗ от 2007 года №329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Порядок прохождения историко-технической экспертизы будет следующим:

  1. Лицо подает заявление на прохождение экспертизы с приложением документов на автомобиль, автобус, мотоцикл и пр.
  2. Проводится экспертиза, подразумевающая комплексное органолептическое и инструментальное аналитическое обследование конструктивных параметров, технических и возрастных характеристик ТС. По ГОСТу при обследовании учитывается большое число критериев: состояние ТС, двигателя, его внешнее состояние, экстерьер и интерьер и пр. Осмотр проводится без разборки.
  3. По результатам обследования делается экспертное заключение и заполняется идентификационная карта.
  4. Если автомобиль набрал менее 100 штрафных баллов, то ему выдается паспорт классического авто.
  5. Если автомобиль набрал более 100 баллов, то можно устранить недостатки и пройти экспертизу вновь.

Требования к автомобилям

Если транспортное средство набрало менее 100 штрафных баллов, то оно признается классическим, и в его отношении применят новый ГОСТ. При отклонении от оригинала баллы снимаются, при соответствии – начисляются. Если владелец авто набрал 120 штрафных баллов, то при устранении крупного замечания на 25-30 баллов он пройдет экспертизу. После прохождения такой экспертизы и получения менее 100 баллов авто может стать полноправным участником дорожного движения.

Важное значение при определении требований принадлежит разделу 7 указанного ГОСТа «Технические требования к классическим транспортным средствам для допуска к движению по дорогам общего пользования и методы проверки»: в нем указываются требования к тормозам в автомобиле, рулевому управлению, колесам, светотехнике и пр.

Статус классического транспортного средства для авто, набравшего менее 100 штрафных баллов, выдается на срок до 5 лет.

Что дает прохождение техосмотра

Ретроавтомобилям, признанным классикой, предоставят особые номера, они смогут рассчитывать на освобождение от транспортного налога и смогут пройти техосмотр по старым правилам. Кроме паспорта, ретромашина получит особую отметку в электронном ПТС и спецномера с литерой «К».

В Российской автомобильной федерации (РАФ) полагают, что в дальнейшем им удастся получить льготы для ретроавто: такие автомобили, по их мнению, будут покидать свои места стоянки весьма редко (например, для участия в ретропарадах), что сделает вред от таких транспортных средств для экологии и дорожного покрытия минимальным.

Таким образом, в ГОСТе Р 58686-2019 отмечены требования безопасности для раритетных авто, которые нужны для того, чтобы сделать их полноправными участниками движения на дорогах. ГОСТ распространяется на легковые автомобили, мотоциклы и прицепы от 30 лет. Новый документ не вводит запреты для передвижения по дорогам старых машин в возрасте от 30 лет, автобусы, прицепы, грузовые автомобили – от 50 лет. Автомобиль признается классическим, если в ходе экспертизы набирает менее 100 баллов, но у автовладельца есть возможность его доработать. Прохождение экспертизы по новому ГОСТУ пока решается добровольно. Оно может стать основанием для участия в дорожном движении без дополнительных разрешений. Экспертизу будут проводить аккредитованные специалисты.

Советы специалиста: Как делать диагностику автомобилей

Все производители автомобилей заботятся об улучшении их качества. Ярким примером этого могут служить автомобили, выпускаемые Авто-ВАЗом, который начал производство продукции со сниженной нормой токсичности Евро-3. На новых автомашинах устанавливается блок управления Январь 7.2 и Бош М7.9.7, регулирующие впрыск. Следует отметить, что на ранее выпускаемых моделях управления впрыском устанавливались 51 контактные разъемы для подсоединения жгута проводов, то в последней серии используются уже 81 контактные разъемы. Так же добавлены новые датчики и протоколы работы. Все эти новшества требуют в свою очередь обновления оборудования для диагностики автомобилей, а так усовершенствования методики ее проведения.

В современных автомобилях устанавливаются блоки управления современного поколения, которые позволяют определить уровень токсичности, усилить контроль за работой стартера и неровности дороги, а так же предложить новые виды сервисного обслуживания. Новое оборудование позволяет определить атмосферное давление, осуществить контроль усилителя руля, имеется возможность воспользоваться переключателем таблицы маркировок и подключить два кислородных датчика. Тут так же имеется драйверная диагностика форсунок, изменен внешний вид и внутреннее строение блоков, и разъем для подключения ЭБУ к проводке. Для нового блока Январь 7.2 НПП «НТС» выпускается специальный программатор ЭБУ ПБ-4М. Для диагностики этих узлов разработана новая колодка OBD-2.

Контроль за работой стартера

Новое поколение ЭБУ контролирует работу стартера и автоматически отключает его после того, как завелся двигатель. Этот метод защиты контролирует дополнительное реле, управление которым производится методом подключения его к 81 контактной колодке. После запуска двигателя ЭБУ разрывает электрическую цепь управления стартером, что предупреждает выведение из строя дорогостоящего узла при непредвиденном заклинивании замка зажигания.

Контроль неровности дорог

На автомашинах, производимых по стандарту Евро-2 и Евро-3, производится диагностика пропуска зажигания, которая позволяет отключать слабо функционирующие цилиндры методом блокирования подачи топлива. Эти свойства позволяют экономить ресурсы катализатора и датчика подачи кислорода, так как неиспользованная в цилиндрах смесь перекачивается в катализатор, где происходит ее сгорание. Такие моменты приводят к спеканию катализатора и отравлению датчика кислорода. Диагностика пропуска зажигания производится методом измерения постоянства вращения коленчатого вала, которое возникает при проблемах сгорания топлива в цилиндрах.

Читайте также:  Особенности буксировки автомобиля с автоматической коробкой передач

Получая информацию об угловом положении коленчатого вала, ЭБУ вычисляет проблемные цилиндры, в которые перекрывает подачу топлива и подает об этом световой сигнал на приборную панель. В стандарте Евро-3 эту систему дополняют датчики неровности дороги. Если неровности достигают определенного уровня, то происходит отключение системы пропусков зажигания. Такие устройства устанавливаются на автомобилях марки «Нива», «Калина» и «Шевроле-Нива».

На системных блоках Январь 7,2 и Бош М 7.9.7 установлена память двух таблиц калибровок, таких как «летняя» и «зимняя». Их переключение производится при помощи 57 вывода. Если произвести его замыкание на «массу», то включается одна таблица, если переключение не производить, то работает другая таблица, при этом ее внутренний резистор оптимизирует напряжение на выводе до логического значения.

Отечественный автомобиль «Калина» имеет усовершенствованный катализатор, который получил название «катколлектор». Он устанавливается на блоке двигателя, сокращая время достижения рабочей температуры, а так же снижает риск возгорания сухой травы под днищем машины. Так же монтируются 2 датчика кислорода: один до катализатора, другой – после него.

Эти датчики имеют отличия, так как один из них производится по старому образцу. Новый датчик меньше по размеру и прогревается значительно быстрее старого. Его монтируют на автомашинах, где устанавливается ЭБУ Январь 7.2 или Бош М7.9.7. Эти два датчика не могут быть взаимозаменены, так как при установке датчика старого образца вместо нового, ЭБУ покажет ошибки в работе датчика кислорода методом светового сигнала лампочки на приборной панели.

Автолюбители, не вникающие в тонкости функции датчиков кислорода, зачастую не понимают причины сигнала лампочки неисправности. При обращении на станции СТО и внимательном осмотре всего оборудования выявляется, что сигнал неисправности срабатывает именно из-за того, что установлен датчик кислорода старого образца, который, к тому же, увеличивает расход топлива. После замены старого датчика на новый, вся система начинает нормально функционировать.

Топливная автосистема новых машин так же подверглась некоторым изменениям. В ней устанавливаются облегченные рампы форсунок, регуляторы давления топлива совмещены с бензонасосом, установленным в топливном баке. Эти изменения позволили повысить в системах уровень давления до 3,8 кгс, тем самым изменив в форсунках программу управления. В автомобиле «Калина» изменена система адсорбции паров топлива при помощи небольшого клапана, через который проходит трубка, отводящая из бака пары. Они проходят через клапан и выводятся в поддросельное пространство.

Сама система зажигания не претерпела изменений, но в ней устанавливаются модули зажигания нового образца. Значительное изменение претерпела система зажигания, работающая на двигателях объемом 1.6, которые имеют шестнадцать клапанов. На каждый цилиндр тут устанавливается отдельная катушка, что в значительной мере облегчает диагностику и снижает стоимость регулирования системы зажигания.

Современные модули значительно меньше старых моделей и не могут из заменить, так как к старым модулям подводится четыре провода, а к новым – три: один отвечает за питание модуля зажигания, а два за управление. Следует отметить, что новые модули часто выходят из строя без явной причины. Но основанием отказа системы может быть пробой свечи по изолятору или обрыв проводов. Эти отказы можно выявить при помощи ДТС-6 и разрядника. Новый модуль зажигания позволяет регулировать частоту искрообразования и время теста.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)

Современная автопромышленность наладила производство датчика, контролирующего расход воздуха, предназначенного для двигателя объемом в 1,6 литра. Он имеет некоторые отличия от старого образца, которые видны даже визуально. В отличие от старого датчика, расположенного в патрубке, на новом имеется наклейка в виде кружка зеленого цвета. Его форма так же подверглась изменению: в районе измерительного элемента появился скос вниз, в то время как на старом образце он имеет прямую полукруглую форму.

Если на автомашину с двигателем объемом в 1,6 л. установить датчик, рассчитанный для двигателя в 1,5 л, то развить полную мощность будет невозможно, так как происходит неправильное формирование смеси. Для новых автомобилей предусмотрен контроль температуры поступающего в двигатель воздуха. Температурный датчик расположен вблизи ДМРВ, что в значительной мере облегчает его диагностику и устранение сбоев в температурном режиме всасываемого воздуха.

Известно, что ДМРВ занимает значительное место в системе впрыска топлива. Он определяет количество воздуха, поступающего в работающий двигатель. Если его калибровка нарушается, то происходит сбой в работе устройства, контролирующего деятельность ДМРВ. Калибровка датчика является важным показателем при диагностике работы системы. Причины нарушения калибровки выявляются достаточно просто при помощи компьютерной программы МТ-2 или МТ-4.

При диагностике ДМРВ, его напряжение не должно колебаться ниже или выше значения 0,996. Для автомобиля ВАЗ 2107 с инжекторным двигателем показатель напряжения может достигать 1,6 в. При прогретом двигателе расход воздуха на XX должен показывать значение, равное 7-9 кг. Некачественный ДМРВ при проверке АЦП, как правило, показывает завышенное напряжение.

Датчик фазы (положения распределительного вала)

В настоящее время датчики фазы устанавливаются на все двигатели, имеющие восемь и шестнадцать клапанов. Они также входят в комплектацию инжекторных двигателей на автомобилях моделей ВАЗ 2106-07. Датчики фазы монтируются вблизи распределительного вала, к нему подводятся три провода по принципу «Холла». При возникновении неполадок в работе датчика, ЭБУ переключается на аварийный режим работы: физированный впрыск топлива заменяется на попарнопараллельный, что приводит к изменению режима работы двигателя и перерасходу топлива. Диагностика работы датчика проводится при использовании осциллографической приставки, подключаемой мотор-тестеру МТ-4 или светодиодным пробником. Сбой в работе датчика фазы так же определяется длительностью спрыска. Если период впрыска уменьшился – датчик не выполняет свою функцию.

Читайте также:  Двигатель змз 514 дизель пропало давление масла

Датчик положения коленчатого вала

Основным элементом в системе впрыска топлива является датчик положения коленвала, который устанавливается на отлив крышки масляного насоса между шкивом коленвала. Он имеет вид индукционной катушки с магнитным сердечником. Датчик, контролирующий положение коленчатого вала, достаточно надежен в эксплуатации, но при его выходе из строя вся система отключается. Во время диагностики его поломки, необходимо внимание обратить на шкив с целью определения наличия и чистоту зубцов. Его загрязнение вызывает «сглаживание» зубцов, и негативно влияет на работу датчика, вызывает искажение сигнала и спровоцировать сбои в работе двигателя.

Датчик положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки имеет вид переменного резистора, передающего на ЭБУ информацию об угловом положении заслонки. Эти данные позволяют системе ЭБУ рассчитывать время и частоту впрыска топлива. Главной причиной поломки датчика является повреждение или сглаживание резистивного слоя, что в значительной мере сказывается на величине напряжения на выходе. В данном случае в работе двигателя наблюдается колебание вращения коленвала, что приводит к появлению сильных рывков во время движения автомобиля. Диагностику работоспособности ДПДЗ желательно проводить при помощи специального прибора ДСТ-6. При обнаружении обрыва или другого повреждения резистивного слоя, прибор подает звуковой сигнал. ДСТ-6 оставляет в памяти количество ошибок в работе датчика контроля положения дроссельной заслонки и места возникновения повреждений.

Регулятор холостого хода

Исполнительным механизмом регулирования холостого хода двигателя является специальный регулятор, который расположен на патрубке заслонки. В патрубке предусмотрено калиброванное отверстие, через которое воздух, минуя дроссельную заслонку, поступает в двигатель. Регулируя штоком величину калиброванного отверстия, можно регулировать количество и интенсивность поступления воздуха. Шток, в свою очередь, приводит шаговый двигатель в движение. Он состоит из двух катушек и ротора. В случае обрыва катушек, происходит сбой в регулировании холостого хода. За целостностью и работой катушек следит ЭБУ, которая так же отслеживает весть процесс их замыкания на «массу» или «плюс». В случае нарушения функционирования катушек, ЭБУ посылает команду на сигнальную лампу, оповещающую о неисправности в системе впрыска топлива. Подобный сигнал так же появляется и в случае возникновения замыкания провода питания или управляющих проводов на массу.

Для успешной работы РХХ и продления срока службы необходимо обеспечить его чистоту и своевременную смазку, так как в противном случае появятся проблемы в работе на холостом ходу, связанные с накоплением копоти на конусе. Отложения копоти могут перекрывать рассчитываемый ЭБУ зазор для подкачки воздуха в двигатель, работающий на холостом ходу. В этом случае ЭБУ приходится компенсировать этот недостаток за счет прибавления шагов, в результате чего появляются ошибки в программе, вызывающей неустойчивый ход. Автолюбителю следует учесть, что если его машина прошла более 10 тыс. км, то возникает острая необходимость демонтажа регулятора холостого хода, его полной разборке и тщательной очистки от копоти. В процессе очистки так же необходимо уделить внимание проверке целостности резьбы гайки шагового двигателя.

Истории о автомобилях и ремонте

Существует несколько видов поломок автомобиля, которые на практике встречаются достаточно редко.

Автомобиль: ВАЗ 21074

Система питания: Впрыск.

В автомобиле ВАЗ 21074 могут возникнуть проблемы в системе питания, где более уязвимым местом считается впрыск топлива. Эти проблемы можно определить простым методом. После того, как двигатель запущен и хорошо работает на холостом ходу, следует произвести перегазовку. В данном случае будут наблюдаться небольшие пропуски зажигания. В момент попытки движения загорается сигнал неисправности, двигатель начинает «троить».

Зачастую такое отклонение в работе двигателя сложно устранить путем замены датчиков, свечей высоковольтных проводов, форсунок и даже модуля зажигания. Чтобы уточнить причину такого поведения двигателя необходимо провести компьютерную диагностику, которая может выявить пропуск зажигания в нескольких цилиндрах. После сброса ошибок все цилиндры включатся в работу. Причиной сбоя послужило включение ЭБУ защиты при обнаружении пропуска зажигания, слабоработающие цилиндры были заблокированы методом прекращение подачи топлива.

Однако полностью устранить причину «троения» можно только при замене шкива, который должен иметь зубчик маленького размера. Автомобильный двигатель включает в себя детали, которые должны иметь точные до микрона размеры. Небольшое отклонение может вызвать достаточно серьезные проблемы, которые сложно поддаются диагностике и могут повлечь за собой большие расходы по замене двигателя на новый, а так же спровоцировать аварию. Эти же последствия могут вызвать детали, изготовленные из некачественного металла. Имеющие шероховатости или зазубрины.

Автомобиль: ВАЗ 2110

Система питания: Впрыск Двигатель 16V объём 1.5.

Причиной обращения на станцию технического обслуживания может стать увеличение расхода топлива и постоянное сигнальное оповещение о наличии неисправности в работе двигателя. Неприятная картина может наблюдаться с момента приобретения в автосалоне нового автомобиля. Такое поведение автомашины не является нормой и служит поводом для обращения в автомастерскую. При компьютерной диагностике могут быть выявлены ошибки показателей датчика кислорода, которые свидетельствуют о его переизбытке. Причиной такого поведения датчика может быть заводской брак патрубка на риверсе, в котором «забыли» сделать отверстие. Из-за его отсутствия повышается давление топлива, которое снижается при разряжении. В таком случае устранить причину неисправности и снизить расход топлива поможет замена патрубка на новый или простое действие: просверлить отверстие самостоятельно, после чего датчик подачи кислорода начнет функционировать нормально.

Adblock
detector