Диагностинка системы пуска двигателя
Системы пуска (рис. 1) различных моделей автомобилей ВАЗ мало чем отличаются друг от друга, поэтому и порядок поиска неисправностей в них одинаков. Внешне неисправность в системе пуска проявляется в ненормальной работе стартера. Можно выделить пять основных неисправностей.
Стартер не включается — не слышны щелчки срабатывания тягового реле.
Причиной этой неисправности может быть нарушение контактных соединений, обрыв или короткое замыкание в цепях включения стартера, неисправность тягового реле.
Порядок нахождения этой неисправности показан на схеме (рис. 30). Для обнаружения неисправности по этой схеме потребуется только контрольная лампа.
При включении стартера слышны многократные щелчки тягового реле.
Такая неисправность может встречаться в автомобилях, выпущенных после 1983 г. Их стартеры имеют тяговое реле с двумя обмотками: втягивающей и удерживающей. В момент замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается и работает только удерживающая. Если при этом сильно разряжена аккумуляторная батарея, ослаблены контактные соединение в цепи стартера или же в удерживающей обмотке тягового реле возник обрыв или короткое замыкание, то возвратная пружина перемешает якорь реле в обратном направлении. Контакты реле разомкнутся, втягивающая обмотка снова включится и под ее воздействием контакты вновь замкнутся. Процесс повторится.
Схема поиска неисправностей для этого случая приведена на рис. 31. В ходе работы может понадобиться ареометр для проверки заряженности батареи, а при проверке системы пуска автомобилей ВАЗ-2108, «2109» еще и кусок провода для соединения выводов дополнительного реле включения стартера. Если включение стартера будет постоянно сопровождаться многократными щелчками и каждый раз причиной этого явится аккумуляторная батарея, то это значит, что либо она слишком быстро разряжается между поездками, либо в ней есть неисправности. В таком случае тщательно проверьте батарею. Порядок проверки приведен на рис. 32. Для этого необходимо иметь только тестер и аккумуляторный пробник Э107.
Стартер включается, но его якорь либо не вращается, либо вращается медленно.
Причинами ненормальной работы в этом случае могут быть разряженность батареи, нарушение контактов в соединениях, подгорание контактов тягового реле, загрязнение коллектора или изношенность щеток и, наконец, обрыв, межвитковое или короткое замыкание в обмотках стартера.
Найти неисправность поможет схема, приведенная на рис. 33. Приступая к работе, запаситесь куском толстого (12. 14 мм2) провода, мелкой шкуркой и ареометром. Если рассматриваемая неисправность часто повторяется и виной этому каждый раз бывает разряженная батарея, то последнюю тщательно проверьте (см. рис.1).
Стартер включается, якорь его вращается, но маховик двигателя остается неподвижным.
Такая ситуация часто бывает из-за: ослабления крепления стартера к картеру; повреждения зубьев маховика и шестерни привода или появления на них забоин; загрязнения винтовой нарезки якоря; пробуксовки муфты свободного хода привода; поломки рычага, поводкового кольца или буферной пружины привода стартера.
Все эти неисправности выявите по схеме, приведенной на рис.1.
Стартер не выключается после запуска двигателя.
В этом случае маховик вращает муфту свободного хода с высокой частотой, из-за чего муфта перегреется и может заклинить. В результате стартер выйдет из строя. Поэтому при такой неисправности немедленно остановите двигатель. Если же стартер будет продолжать прокручивать коленчатый вал, то отсоедините батарею от «массы». Невыключение стартера после запуска двигателя может быть из-за спекания контактов тягового реле (в автомобилях ВАЗ-2108, «2109», кроме того, и контактов реле включения), неисправности выключателя зажигания или заедания привода на валу якоря.
Неисправность найдите (естественно, после остановки двигателя и отключения стартера) по схеме, приведенной на рис. 35.
Диагностика системы пуска и электроснабжения автомобиля.
Плохо крутит стартер, упало напряжение зарядки и вот уже стартер или генератор снят с двигателя и подвергается разнообразной проверке и переборке. После переборки и не обнаружения неисправности агрегат не без труда устанавливается на место, а утешительного результата нет. Все работает или не работает так же, как до всех манипуляций.
Начинается подтяжка толстых проводов «масса» и иногда это помогает, но ненадолго. Чтобы сэкономить время и деньги, прежде чем что либо разбирать нужно точно установить место неисправности. Им может оказаться как сам агрегат так и провода и места контактов проводов с агрегатами. Хуже всего отловить плавающую неисправность, когда то работает — то не работает.
Пример: на микроавтобусе клемма минусового провода идущего от аккумулятора до кузова расположена под обивкой в месте крепления к кузову была не затянута гайкой и просто болталась на шпильке. В момент включения стартера она то приваривалась, то отгорала. По этой причине неоднократно заменялось втягивающее реле и сам стартер, но неисправность с упорством повторялась до тех пор, пока не было проведено углубленное исследование.
И еще один пример: на одном авто минусовой провод с аккумулятора приходил на головку блока. Все места контактов были проверены, а при включении стартера напряжение на его контактах падало до 8В при напряжении на аккумуляторе 11,9В. Падение было обнаружено между головкой блока и самим блоком цилиндров. На первый взгляд невероятно, но сопротивление между блоком и головкой было 0,01 Ома.
Просадка тока и напряжения зарядки тоже часто происходит по вине плохого контакта между генератором и блоком или между передней и задней крышками генератора.
Начинать углубленную проверку системы запуска двигателя и генераторной установки на автомобиле удобней с измерения напряжения непосредственно на штырях аккумулятора, без нагрузки и под нагрузкой, включением стартера. Это измерение поможет определить состояние самого аккумулятора. При включении нагрузки разница напряжений между клеммами и между штырями, за счет большего переходного сопротивления, может оказаться очень значительной, вплоть до невозможности включения стартера даже при внешней чистоте соединения.
Падение напряжения на клеммах напрямую указывает на плохой контакт между штырями и клеммами. Тонкая пленка, окислов незаметная глазом, делает свое черное дело. Зачищать штыри и клеммы лучше всего металлической щеткой и ершиком.
штырем и клеммой.