Печка дует холодным или еле теплым воздухом: причины неисправности
Многие автовладельцы в процессе эксплуатации машины сталкиваются с проблемами в работе печки. Такие поломки могут быть обнаружены как летом, когда прекращается поступление в салон свежего воздуха с улицы, так и зимой, когда печка перестает нагревать машину в холод. Причин подобных неисправностей может быть несколько, отдельные поломки вполне по силам устранить самостоятельно, не обращаясь в специализированный сервис, тем самым сэкономив на ремонте автомобиля.
Основные признаки неисправностей
К основным признакам неисправностей печки можно отнести следующее:
1. Даже при прогретом моторе из воздуховодов дует холодный воздух.
2. Существенно снижается эффективность нагрева.
3. При включении печки доносятся хрустящие звуки.
Если автовладелец заметил эти или другие признаки неисправности печки, необходимо либо обращаться в сервис, либо самостоятельно выполнять диагностику и ремонт автомобиля.
Причины неисправности
Если из печки дует холодный воздух или же существенно ухудшилась эффективность нагрева воздуха, причинами таких поломок могут быть как неисправности системы охлаждения силового агрегата, так и неполадки самой печки. В первую очередь нужно проверить как работает система охлаждения двигателя. Помните, что такие неисправности могут привести к серьезным поломкам мотора, вплоть до необходимости капитального восстановления двигателя.
Следует проверить уровень антифриза в бачке расширения. В том случае, если в антифризе присутствуют хлопья, а охлаждающая жидкость потеряла свой внешний вид, то её нужно срочно заменить. Так же не лишним будет осмотреть патрубки радиатора на предмет появления протечек, которые часто возникают в местах соединения радиатора и патрубков. Слабым местом в системе охлаждения является термостат, это механический клапан, который направляет антифриз по большому или малому контуру в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.
Ещё одна типичная неисправность – это помпа системы охлаждения, на которую в процессе эксплуатации приходится повышенная нагрузка. Если установлено, что причиной проблем с системой охлаждения является помпа, то ее следует заменить. Определить такие неисправности помпы системы охлаждения можно по быстрому нагреву двигателя, при этом печка, установленная на максимум, будет дуть холодным или едва теплым воздухом.
Промывка радиатора печки
Часто причиной проблем в работе печки является загрязнённый радиатор отопителя, который можно самостоятельно демонтировать и выполнить его промывку. Для начала можно попробовать промыть систему, не снимая радиатор с помощью готовых специальных очищающих составов. Не забывайте, что такая чистка должна выполняться не только изнутри, но и снаружи. Часто именно наличие таких загрязнений на радиаторе не позволяет ему эффективно нагревать воздух, поступающий в салон автомобиля.
Ремонт вентилятора отопителя
Ещё одна типичная причина поломки печки в автомобиле — это выход из строя вентилятора отопителя. Обычно такие поломки проявляются не только в существенном снижении эффективности нагрева воздуха, параллельно могут появляться лязгающие звуки и скрипы, что свидетельствует о наличии проблем с подшипником вентилятора.
Сложность такого ремонта объясняется тем, что часто требуется для замены вентилятора разбирать торпедо, а эта сложная и трудоемкая работа, которая под силу лишь специалисту, хорошо знающему особенности конструкции конкретного автомобиля. Впрочем, если автовладелец знает, где находится вентилятор отопителя, при желании можно самостоятельно разобрать центральную панель и торпедо, заменив вышедшие из строя детали.
Диагностика автомобильной печки или подготовка к зиме
Ожидается суровая зима. По крайней мере, такое заявление официально было зафиксировано со слов работников Гидрометцентра России. Придется покупать не только новую шубу жене, но и готовить автомобиль к холодам. Система отопления или просто автомобильная печка станет темой нашей статьи. Мы узнаем, как ее проверить на норму и как грамотно и регулярно проводить профилактические работы.
Воздух из сопел должен должен выходить без препятствий
Не стоит говорить о том, что именно печка в ответе за температуру в салоне автомобиля. Конечно же, имеет значение и теплоизоляция, и другие нюансы, но печка в системе – главный дирижер.
Потоки воздуха
Проверку печки желательно начинать с контроля потоков воздуха. Другими словами, надо проверить, как проходит воздух из сопел. Потоки воздуха должны соответствовать нормам по силе и направлению.
Воздух из сопел должен идти так, чтобы мы ощущали его в районе колен. Таким образом, можно проверить и направление потоков. Если они дуют выше или в сторону, то это уже неправильно.
Среди частых неисправностей выделяют отказ привода заслонок, а также снижение производительности моторчика. Могут износиться его подшипники или щетки.
Слушаем шум
Продолжить диагностику печки рекомендуется теперь уже на слух. Надо будет отключить автомагнитолу, если она включена, заглушить мотор и внимательно вслушаться – не наблюдается ли лишних звуков при работе печки. Дело в том, что нередко с улицы в обогреватель попадает различный мусор: сухие листья и прочие вещи. Они забивают систему, и надо будет все прочистить.
Если слышится визг или скрип, то возможно дело в подшипниках электродвигателя, которые нужно будет либо смазать, либо заменить на новые. В крайнем случае можно установить новый моторчик. Что касается звука переключения заслонок, то он бывает негромким и опытный водитель всегда его отличает от неестественного шума.
Указатель температуры ОЖ
Внимание нужно уделить и приборам. Так, в течение дня нужно тщательно проследить за указателем температуры ОЖ. В норме этот показатель не должен превышать красную зону после прогрева двигателя. Подниматься стрелка может при долгом буксовании или во время длительной стоянки в пробках, но речь идет о незначительном возрастании температуры. Кроме того, после возвращения в нормальный режим работы автомобиля стрелка стабилизируется. Если же заметны явные колебания стрелки, то это уже сигнал о воздушных пробках, которые образовались в системе охлаждения. Вдобавок это может свидетельствовать о неисправности помпы или привода водяного насоса, что априори связано с недостаточной эффективностью печки, которая зимой уже не способна согреть.
Замена охлаждающей жидкости
Подготовка к зимнему времени подразумевает и слив летней жидкости. Частенько водители в жаркое время года заливают в систему простую воду. Зимой ее обязательно нужно заменить на ОЖ или же, если имеется возможность, довести плотность воды до приемлемой величины с помощью концентрата, не дающего жидкости замерзнуть.
Подготовка к зимнему времени подразумевает и слив летней жидкости
Что касается ОЖ, например, антифриза, то и он имеет свой срок эксплуатации. Уже после 3–5 лет работы эту жидкость надо будет заменить на новую. К тому же в процессе слива ОЖ рекомендуется обратить внимание на работу крана, который предусмотрен в некоторых авто для этих целей.
Салонный фильтр
Продолжаем диагностику. Обращаем внимание на работу фильтра салонного воздуха. Он чаще других забивается мусором. Именно этот фильтр нужно покупать только от качественного производителя, чтобы он долго прослужил. В противном случае уже через определенное время он засорится, а это приведет к хроническому запотеванию стекол или же их замерзанию зимой. Различить неисправность «салонного» фильтра можно и по запаху. Если в салоне ощущается неприятный запах, то это априори свидетельствует об этом.
Радиатор отопителя
Если температура выходящего из сопла воздуха не слишком высокая, даже несмотря на работу печки на полной мощности, это свидетельствует о неисправности. Может быть опять же забит радиатор отопителя, который нужно будет промыть либо заменить на новый.
Радиатор отопителя нужно промыть или заменить на новый
Кондиционер
В автомобилях, оснащенных кондиционером, нужно будет и его рассматривать, как причину неэффективной работы печки. Дело в том, что для кондиционера предусмотрен радиатор-конденсатор, нижняя часть которого стоит прямо перед радиатором отопителя. Эта самая нижняя часть конденсатора подвергается частому воздействию реагентов и других составляющих, таких как куски льда или куски обледенелого снега. Чтобы эта часть системы кондиционера не замерзала или не загрязнялась, приходится закрывать ее на зиму специальным экраном, можно даже сделанным самостоятельно.
С приходом весны или во время потепления надо обязательно этот экран снимать, чтобы не испортить сам кондиционер.
Что касается самого кондиционера, то и зимой его нужно периодически активировать, чтобы в нем не загустело масло.
Герметичность соединений
Наконец, нужно будет проверить в процессе диагностики все навесное оборудование на герметичность. Касается это, в первую очередь, шлангов и патрубков системы охлаждения, следы потеков или потения на которых уже априори могут свидетельствовать о проблеме. В этом случае они пропускают, и чтобы не искать долго место пропуска, надо заменить их вместе с хомутами на новые.
Заключение
На этом все. Вышеприведенные способы – это комбинация, которую нужно проводить обязательно перед наступлением зимы. Хороший водитель – это человек, который не только любит ездить, но и следить за своей машиной.
Качественно налаженная печка в автомобиле – это гарантия комфорта езды в зимнее время. Вы и ваши пассажиры будете надежно защищены от холода. И даже в любую невыносимую стужу вы можете отправляться в путешествие на любые расстояния. Поэтому знать, как проверить печку, очень важно.
Ремонт автомобильных печек – на что обратить внимание
Описание и особенности ремонта автомобильных печек: как работает устройство, причины неисправностей. Видео о быстром прогревании салона автомобиля.
Исправная печка должна обогреть салон за 15 минут. Если после запуска двигателя прошло четверть часа, а в автомобиле всё равно холодно, значит, отопительный прибор требует ремонта. С большой вероятностью можно предположить, что о его неполадках многие автолюбители узнают, лишь когда похолодает на улице. Мёрзнуть в машине не очень-то охота, а ехать надо. Что делать в такой ситуации?
Как работает автопечка
Не секрет, что двигатель автомобиля в ходе своей работы прилично нагревается. Происходит это в основном по двум причинам: трение поршней о поверхность цилиндров, а также сгорание топлива.
И если мотор не охлаждать, то его поршневая группа просто-напросто заклинится, и агрегат выйдет из строя. Поэтому практически любой современный автомобиль оснащается сложной системой, противодействующей перегреву силовой установки. Такой комплекс обычно включает в себя термостат, а также различные трубки и патрубки.
В систему охлаждения входит и находящийся под капотом радиатор, но, как правило, у автомобиля он не единственный. По крайней мере, ещё один можно найти в салоне, под приборной панелью. Этот теплообменник нагревается за счёт разогретого двигателем антифриза и таким образом осуществляет обогрев машины.
Для повышения эффективности такого радиатора к нему добавляют вентилятор, способный работать в нескольких режимах. Он осуществляет обдув греющих элементов, тем самым направляя в салон автомобиля тёплые воздушные массы. Комфорт обеспечен! Однако, бывает и по-другому:
- автомобильная печка греет слабо;
- печка дует холодным ветром;
- из печки поступает то горячий, то холодный воздух;
- обогреватель вообще не включается.
Печка не греет – причины
Если возникли неполадки в системе отопления, то в первую очередь следует найти тому причину. Конечно, для профессионального ремонта автомобиль нужно будет отвезти в автосервис, но кое-что можно сделать и самому.
Прежде всего – изучить показания датчика антифриза. Пониженный уровень охладителя либо вообще его отсутствие вполне могут быть причинами низкой температуры в салоне автомобиля. Признаком недостачи жидкости также является доносящийся из печки запах горелого.
При такой неполадке охладитель порой убегает через протечки в системе, не добираясь до печки или заходя туда в недостаточном объёме. В результате обогреватель остаётся холодным, равно как и выдуваемый из него ветер.
В принципе, нехватка антифриза – неполадка довольно редкая, характерная преимущественно для старых машин, не оснащённых датчиком охлаждающей жидкости. Порой для ремонта такой неисправности достаточно добавить недостающее количество охладителя. С протечками чуть сложнее: в этом случае потребуется восстанавливать герметичность системы.
Разгерметизация
Если первичный осмотр печки не позволил выявить неисправность, тогда следует более детально исследовать состояние системы охлаждения двигателя. Если она герметична, то находящийся там антифриз закипит при температуре 130 градусов, а при наличии в этом комплексе пробоин теплоносителю будет достаточно 108.
Кроме того, попадание в систему воздуха вследствие разгерметизации или при заливке теплоносителя может стать одной из причин неполадок в работе печки автомобиля. Потому после добавления антифриза желательно немного подождать, пока основная масса пузырьков выйдет наружу.
Вообще, выведение пузырьков – дело весьма щепетильное, поскольку жидкость протекает по довольно тонким трубкам. Проводить подобный ремонт желательно в автосервисе. А вот непосредственно к разгерметизации системы могут привести образовавшиеся на блоке цилиндров трещины либо сколы.
Пробой прокладки ГБЦ
Находящийся в двигателе блок цилиндров и относящаяся к нему головка соединяются через специальную прокладку. Обычно такие изделия изготавливаются из листового металла небольшой толщины или из армированного паронита. В последнем случае на отверстия под камеры сгорания добавляется металлическая окантовка.
Кроме того, из-за нехватки антифриза, зачастую сопровождающейся образованием воздушных пробок, печка перестаёт должным образом отапливать салон. Подвергается опасности и двигатель. Потому в случае повреждения прокладку головки блока цилиндров следует заменить, и желательно побыстрее.
Заклинило термостат
Пока двигатель не разогрелся, клапан термостата должен быть закрыт, но если это устройство заклинило в открытом положении, то антифриз будет курсировать по большому кругу, то есть заходя в основной радиатор, находящийся под капотом. Во время длительной поездки признаком такой неисправности служит ситуация, когда печка нормально греет на 1-3 передачи, но перестаёт отдавать тепло на 4-5.
Бывает и наоборот, когда из-за деформаций или низкого качества антифриза термостат не желает открывать большой круг. Печка-то работать будет, но и двигателю тогда грозит перегрев, вследствие чего он даже может выйти из строя. Как правило, единственным выходом из ситуации с поломкой термостата является замена этого устройства.
Засорение радиатора печки
Попадание под кожух радиатора отопления посторонних веществ, таких как грязь, пыль, листва, приводит к засорению этого устройства снаружи. Среди причин такого явления внутри теплообменника можно выделить:
- неправильную пропорцию составляющих охлаждающей жидкости, приводящую к образованию осадка, забивающего патрубки;
- появление накипи на стенках элементов системы охлаждения, что становится результатом добавления туда воды;
- ремонт протечек в печном или основном радиаторе с использованием герметизирующих материалов, что приводит к закупориванию каналов, нарушению циркуляции теплоносителя, и наконец, перебоям с обогревом.
Внутренние загрязнения устраняются промывкой системы охлаждения двигателя, внешние можно вытянуть пылесосом. Возможно, потребуется и замена печного радиатора, как, например, при его серьёзном износе. Вообще, следствием масштабных загрязнений теплообменника могут стать не только капитальный ремонт обогревателя, но и замена в автомобиле отопительного комплекса целиком.
Сломался вентилятор
Одна из банальных причин холода в салоне – неисправность вентилятора отопления. Печка может и «кочегарить», но из-за отсутствия обдува её радиатора большого эффекта от этого не будет. А сама воздуходувка может сбоить по следующим причинам:
- неисправности в электроцепи;
- поломки подшипников;
- проблемы с графитными щётками.
В случае выхода из строя печного вентилятора может потребоваться замена либо его, либо устройства, управляющего его работой. Но прежде стоит обратить внимание на состояние предохранителя. Иногда для того, чтобы тепло пошло в салон, достаточно поменять эту деталь.
Помпа мотора просит ремня
Антифриз по системе охлаждения двигателя перекачивается механическим либо электрическим насосом. Именно он направляет теплоноситель по патрубкам от мотора до радиаторов, обеспечивая тем самым как охлаждение силовой установки, так и обогрев салона.
Конструктивно такая помпа представляет собой крыльчатку, помещённую в стальной цилиндр, через который и проходит охлаждающая жидкость, подгоняемая вращающимися лепестками. А сам насос обычно приводится в движение ремнём, сопряжённым с коленчатым валом. Основными неполадками этой системы, способными повлиять на работу автопечки, являются:
- обрыв ремня коленвала, в результате чего помпа не качает антифриз, и нагревается мотор, а не печка;
- заклинивание насоса из-за дефектов его компонентов;
- износ крыльчатки по причине низкого качества материалов, задействованных в изготовлении помпы.
Если помпа неисправна, то обычно требуется её замена. Об этом же нередко сигнализирует и доносящийся из-под капота специфический свист.
Исправен ли блок управления
Устройство, известное как блок управления печкой, а при установке на новых автомобилях называемое контроллером отопителя, наиболее часто добавляет хлопот владельцам ВАЗов.
Косвенным признаком неполадок, связанных с БУП, является неправильная работа вентилятора при некоторых режимах отопления. А сам блок управления может быть введён в заблуждение неисправным датчиком температуры воздуха в салоне машины.
Что ещё нужно печке
Неправильная работа отопительного агрегата может быть вызвана и другими причинами. Автовладельцам, взявшимся за ремонт печки, также стоит её исследовать на предмет следующих неполадок:
- повреждение либо износ заслонки радиатора;
- загрязнение салонного фильтра;
- неисправность крана отопления.
А вообще, при появлении первых признаков отклонений в работе печки рекомендуется проведение всесторонней диагностики этого устройства.
Заключение
Если температура в верхней части салона машины держится на уровне 16 градусов, а в нижней – плюс 10, при минус 25 на улице, то это значит, что печка вполне себе нормально греет. Случающиеся неполадки в её работе можно попытаться самостоятельно исправить, но такой ремонт по плечу далеко не каждому автолюбителю. Вполне возможно, что в этом случае потребуется вмешательство профессиональных «автопечников».
Ну, а содержание радиаторов в чистоте, замена салонного фильтра по крайней мере раз в год, а также использование качественной охлаждающей жидкости помогут обогревателю служить источником тепла, а не проблем.
Видео о быстром прогревании салона автомобиля:
Описание и особенности ремонта автомобильных печек: как работает устройство, причины неисправностей. Видео о быстром прогревании салона автомобиля.