Зачем нужна диагностика автомобиля?
Регулярная диагностика автомобиля может обнаружить проблемы с вашим автомобилем до того, как они потребуют дорогостоящего ремонта, или, что еще хуже, оставят вас застрявшим на обочине дороги после поломки. И хотя многие люди думают, что диагностика необходима только тогда, когда загорается индикатор неисправности системы двигателя (check engine), есть много преимуществ в проактивном подходе к техническому обслуживанию автомобиля.
Компьютерная диагностика автомобиля
Из всех технологических достижений в автомобильной отрасли за последние десятилетия одним из наиболее выгодных как для потребителей, так и для автотехников стала компьютеризация компонентов автомобиля. Используя специализированное программное обеспечение, диагностические инструменты автомобиля быстро и точно указывают на проблемные зоны в двигателе или в других местах, благодаря встроенным процессорам, микрочипам и датчикам.
Какие системы можно проверить (протестировать)?
Диагностические тесты могут выявить проблемы в двигателе автомобиля, трансмиссии, выхлопной системе, тормозах и других основных компонентах, а также проблемы с производительностью топливной системы, подачи воздуха и охлаждающей жидкости, катушек зажигания и дроссельной заслонки.
Однако распространенное заблуждение относительно диагностических тестов автомобилей заключается в том, что технические специалисты могут использовать инструменты только для считывания кодов неисправностей, чтобы определить точную проблему, вызвавшую контрольную лампочку двигателя. На самом деле код ошибки сообщает механикам, какие параметры двигателя или другого компонента находятся вне рабочего диапазона, но он не детализирует причину проблем. Вот тут-то и пригодится старый добрый человеческий мозг, поскольку специалист использует опыт и знания для диагностики основной проблемы.
Преимущества диагностики автомобиля
До появления диагностических тестов по уходу выявление проблем было трудоемким и дорогостоящим делом, особенно учитывая, что автовладельцы доставляли свои автомобили к механикам только после поломки или другой серьезной неисправности. Теперь компьютеризированные компоненты автомобиля могут обнаружить проблемы задолго до того, как они вызовут поломку. Диагностические инструменты также могут проверить компьютерную систему автомобиля на наличие уведомлений производителя и сохраненной информации об истории автомобиля, давая техникам полную картину для выполнения наилучшего возможного ремонта.
Как часто проверять автомобиль?
Вам не нужно ждать, пока включится индикация неисправности той или иной системы в автомобиле, чтобы ехать на диагностику автомобиля. Если вы слышите или чувствуете что автомобиль ведёт себя не так как было раньше, механики могут использовать диагностическое тестирование, чтобы выявить проблему. Тем не менее, многие специалисты рекомендуют проводить диагностику автомобиля не менне одного раза в год, что позволит выявить незначительные проблемы, которые не могут быть замечены или услышаны.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА АВТОМОБИЛЯ: КАК И ДЛЯ ЧЕГО ПРОВОДИТСЯ?
Добрый день, сегодня мы узнаем, что называется компьютерной диагностикой автомобиля, для чего и когда она проводится, а также какое оборудование применяется для этого процесса. Кроме того, расскажем про то, как правильно необходимо проводить автодиагностику при помощи специального оборудования и можно ли проводить эти действия самостоятельно, не прибегая к услугам профессиональных станций технического обслуживания транспортных средств. В заключении мы поговорим о самых распространенных видах или операциях компьютерной диагностики автомобилей, а также как часто нужно делать эту процедуру по проверке систем машины на выявление ошибок и возможных сбоев.
Большинство современных автомобилей просто напичканы всевозможными датчиками и устройствами различных систем транспортного средства, таких как двигатель, топливная система, система отработанных газов, подвеска и прочие. Из-за появления таких устройств в машинах, появилась востребованность в компьютерной диагностике, которая способна достаточно быстро и эффективно определить основные неполадки, а также сбои в той или иной системе автомобиля.
Для того, чтобы правильно определить ту или иную неполадку или неисправность в системах (узлах) современного транспортного средства, необходимо знать, а также понимать, что такое компьютерная диагностика автомобиля, как и для чего она проводится. Данные вопросы мы и обсудим в нашем рассказе, чтобы получить исчерпывающее представление об автодиагностике автомобиля при помощи специального компьютерного оборудования, а также операциях (видах) этого процесса в отдельности по каждой системе транспортного средства. Кроме того, рассмотрим часто задаваемый вопрос многими автовладельцами: «Чем отличается компьютерная диагностика от традиционной, классической?».
1. Для чего проводится компьютерная диагностика автомобиля?
Компьютерной диагностикой автомобиля называется процесс, при котором осуществляется считывание кодов неисправностей и ошибок с основных узлов транспортного средства, их стирание, а также возможная последующая коррекция. Для того, чтобы осуществить данный процесс используется специальное дилерское или аналогичное оборудование в виде сканеров. К таким системам относятся мультифункциональные авто стенды, портативные сканеры, ридеры и системы ОЕМ (оригинальный производитель оборудования). Справочно отметим, что почти все современное диагностирующее оборудование, а также программное обеспечение, позволяют производить считывание и учет даже небольшого изменения в функционировании систем управления двигателем, трансмиссией, приборной панели и прочих механизмов транспортного средства.
Все данные, которые считываются сканером отображаются на одноканальном мультиметре, как правило, в режиме реального времени. Кроме того, на таком устройстве можно одновременно отслеживать до 5-ти графиков с различными параметрами, причем допускается выбор наиболее удобного вида отображения показателей. Системы диагностики, которые сегодня повсеместно применяются на специализированных станциях технического обслуживания, позволяют производить перекодирование показателей. Перекодирование параметров и показателей осуществляется с целью повышения характеристик, которые относятся к мощности автомобиля. Операция по улучшению таких показателей называется чип-тюнингом транспортного средства.
Благодаря специальному диагностическому оборудованию автомобиля довольно часто осуществляется перенастройка блока управления, для того чтобы оптимизировать его под определенную комплектацию транспортного средства. Такая настройка включает корректировку оборотов холостого хода двигателя, а также регулировку топливной системы. При помощи специальных дополнительных программ, можно перепрограммировать всю авто электронику под интерфейс обновленных моделей данной линейки, которые только что сошли с конвейера производителя. Система такого типа в автоматическом режиме идентифицируют отличия, при этом не требуя выставления вручную первоначальных, а также конечных показателей.
Главной целью проведения компьютерной диагностики транспортного средства все же является установка неисправностей, при появлении того или иного индикатора на панели приборов. Как правило, основной причиной для проведения такой процедуры становится загорание пиктограммы ошибок на соответствующем табло машины, как мы отметили ранее или, когда автовладелец сам замечает некорректность в работе механизмов (узлов, систем) автомобиля. Бывают такие случаи, когда покупатель машины просто хочет удостовериться перед покупкой машины с пробегом , в каком состоянии находится транспортное средство. Справочно отметим, что по рекомендациям большинства специалистов по обслуживанию и ремонту транспортных средств, желательно проводить компьютерную диагностику автомобиля, как минимум 1 раз в год.
2. Как и каким образом проводится компьютерная диагностика?
Компьютерная диагностика автомобиля проводится при помощи подключения через специальные диагностические разъемы разного рода оборудования к бортовым системам транспортного средства. При проведении, так сказать «глубокой» диагностики систем машины, подключают сканер со сложным (профессиональным) программным обеспечением, который способен считывать все транслируемые автомобильные коды с ошибками и неисправностями. После отображения кодов на экране сканера, они расшифровываются при помощи определенных программ, а далее на основе полученной и собранной информации делается заключение о наличии возможных сбоев или неисправностей в той или иной системе машины.
Компьютерная диагностика автомобиля делится на ряд операций :
— Диагностика элементов подвески : данная операция требуется в том случае, когда обнаруживается неравномерный износ шин, появление стуков или посторонних звуков при осуществлении резких маневров, например, поворотов, а также при движении на постоянной скорости, в том числе по неровному дорожному полотну. Кроме того, такой вид диагностики необходим еще в том случае, когда замечен снос передней или задней оси при резком торможении или входе в поворот, а также тогда, когда раньше времени начинает срабатывать тормозной помощник, система АБС. Также немаловажной причиной для проведения такой процедуры является обнаружение увеличенного свободного хода рулевого колеса автомобиля.
— Компьютерная диагностика силовой установки : данная процедура осуществляется в том случае, когда появляются признаки перегревания двигателя, увеличение расхода топлива, мотор начинает работать неустойчиво (плавают обороты на холостом ходу) или заводится с трудом. Кроме того, к причинам проведения компьютерной диагностики двигателя также относят случаи, когда двс чувствительно потерял мощность, появились посторонние звуки, вибрация со стороны мотора во время движения или стоянки. Диагностика такого вида позволяет проверить систему впрыска, электроснабжения и уровень компрессии двигателя.
— Компьютерная диагностика автоматической трансмиссии : такая процедура осуществляется тогда, когда перестает включаться одна из скоростей автоматической коробки передач или имеются отчетливые рывки, шумы, пробуксовка при переключении передач, повышен расход топлива, а также замечено подтекание трансмиссионного масла в области поддона. Во время диагностики проводят считывание кодов выявленных ошибок блока управления трансмиссией. Кроме того, проводится анализ полученных показателей датчиков системы трансмиссии, а именно температуры рабочей жидкости, положения дроссельной заслонки и положение селектора коробки передач.
Компьютерная диагностика автомобиля, какого бы вида она не была является эффективным и современным способом для детальной проверки электронных систем транспортного средства с главной целью -обнаружения, а также предупреждения автовладельца о сбоях и неисправностях в том или ином узле машины. Благодаря этой процедуре своевременно удается получить достоверную информацию о текущем состоянии основных и дополнительных блоков управления, систем, а также узлов автомобиля.
В заключении отметим, что если сравнивать компьютерную диагностику транспортного средства с классической (ручной, при помощи подручных устройств), то первый способ является вершиной современных диагностических технологий, так как помогает обнаруживать абсолютно все имеющиеся сбои и неисправности, которые имеются на данный момент в системах (узлах) автомобиля. Кроме того, такая процедура не требуют больших денежных, временных и трудовых затрат.
Компьютерная диагностика авто: когда и зачем?
Компьютерная диагностика автомобиля способна не только провести комплекс необходимых и, зачастую, обязательных операций по контролю состояния электронной и электрической начинок авто, но также и проверку «механики», включая подвеску, двигатель, трансмиссию и так далее. А уж диагностика систем автомобиля — так это и вообще в первую очередь!
Зачем нужна диагностика автомобиля?
Конструктивно современный автомобиль является сегодня крайне сложным сочетанием механики, гидравлики, электрики и, главное, электроники. А без последней — подавляющее большинство систем, агрегатов и узлов автомобиля банально не смогут работать.
Электрическое и электронное оборудование автомобиля включает в себя следующий перечень основных систем, а это:
— система питания, вне зависимости от типа топлива – бензин, дизель, газ, гибрид или «чисто электрический»;
— система зажигания (это и далее касается так называемых традиционных двигателей внутреннего сгорания, ДВС);
— система смазки всех движущихся частей и механизмов авто;
— система охлаждения не только ДВС, но и некоторых других механических узлов, как, например, тормозов, коробок передач и других элементов трансмиссии и ходовой части.
Электронный блок управления (ЭБУ) автомобилем держит под контролем все периферийные электронные блоки управления системами и механизмами:
— системы управления ДВС;
— ЭБУ тормозной системы (в частности, ABS);
— системы удержания автомобиля в пределах полосы движения на скользких покрытиях – ESP, круиз-контроля, системы контроля слепых зон и многих других «электронных помощников» активной системы безопасности автомобиля;
— ЭБУ пассивной системы безопасности автомобиля (датчиков удара в лонжеронах и не только в них, преднатяжителей ремней с пиропатронами, подушек безопасности водителя и пассажиров (SRS), там, где они конструктивно предусмотрены) и тд;
— систему управления блоком комфорта, систем кондиционирования и вентиляции салона;
— управление наружными и внутренними световыми приборами;
— системы защиты авто от несанкционированного доступа (иммобилайзера, сигнализации, GPS или GSM и тп);
— управление так называемым дополнительным заводским и дополнительно инсталлированным оборудованием.
Фактически каждый из этих электронных блоков является своеобразным микрокомпьютером, куда всевозможные датчики, актуаторы и другие исполнительные устройства передают свои данные. Например, только у блока управления двигателем имеется связь с датчиками положения коленчатого и распределительного валов, с расходомером воздуха, с искровым и топливным распределением, с инжекторами, с регуляторами холостого хода и тд, и тп.
Все блоки ЭБУ связаны между собой посредством так называемой CAN-шины, которая производит скоростную передачу данных, что и позволяет осуществлять согласованную и бесперебойную работу всех систем автомобиля. Не только сам «центральный ЭБУ», но и каждый из периферийных, имеют собственные диагностические разъемы, однако последними пользуются только «узкие» специалисты.
С центрального диагностического разъема снимают данные о неисправностях групп элементов; производят общий и оперативный контроль за работой устройств (коррекцию углов опережения зажигания, согласование моментов искрообразования и его продолжительности, время и продолжительность впрыска и тд); стирают накопившиеся ошибки и даже перепрограммируют отдельные системы и их управляющие блоки.
Исходя из всего выше написанного, следует сказать, что к компьютерной диагностике своего авто следует (ВСЕГДА) относиться с полным вниманием и серьезностью.
Типы диагностических устройств
Что такое интерфейс и из чего он складывается? Это диагностический разъем, далее – кабели для присоединения диагностического прибора к системам автомобиля, само диагностическое устройство, плюс система команд согласования бортового компьютера с диагностическим оборудованием (протоколы обмена).
Для диагностики автомобилей применяется полноценные компьютеры (как правило, сегодня это ноутбук), а также планшеты и даже… смартфоны (современный телефон — это также персональный компьютер, который способен проводить диагностику автомобиля).
Поиск и устранение неисправностей производится путем анализа кода ошибок, которые собираются и накапливаются в бортовом компьютере автомобиля.
Существует несколько видов такого рода специальных приборов:
1. Дилерские сканеры.
Как правило, они работают с конкретной маркой, а также с некоторыми родственными брендами в пределах группы компаний (например, VW Group, Renault-Nissan Group, PSA Peugeot-Citroen Alliance и так далее). В них применён весьма широкий набор функций не только контроля и диагностики, но и перепрограммирования целой массы различных параметров. Подобным сканерам удается не только выдавать и расшифровывать коды ошибок, но также указывать места их появления, проводить диагностику по самым различным алгоритмам, выдавая даже возможные или вероятностные причины ошибок, а также способы устранения проблем и устранения неисправностей.
2. Мультимарочные сканеры.
Такие умеют работать с довольно широким «парком» автомобилей и марок, что является их основным преимуществом, а из недостатков следует отметить «меньшую глубину» диагностики. Кроме того, не все они умеют перепрограммировать блоки управления, и не многие из них приспособлены к детальной расшифровке кодов ошибок. Некоторые производители используют разные протоколы обмена данными, и порой даже разные конструкции диагностических разъемов. Основной особенностью «мультимарочников» является как раз то, что они поддерживают одновременно несколько протоколов и снабжены иногда целым набором кабелей и переходников-адаптеров.
Но для «серьезной работы» с системами автомобиля, повторяю, — не готовы. Универсальные сканеры в основном распространены в среде специалистов большинства так называемых «серых» дилеров и «многомарочных» (мультибрендовых) сервисных центров.
3. Любительские сканеры и мотор-тестеры.
Эти представляют собой специфический разъем, которые используются для подключения к диагностической колодке бортового компьютера автомобиля, а также специального ПО и/или приложения к телефону (смартфону). Работают они, зачастую, даже по bluetooth-протоколу, просты в обслуживании и использовании. Однако с помощью подобного сканера (и смартфона) можно лишь проверить (а иногда даже сбросить) некоторые несистемные ошибки, а также выполнить некоторые другие сервисные операции. Но для серьезной работы с автомобилем, тем более для изменения параметров работы его систем такой сканер не рассчитан и функционал его крайне ограничен.
Что проверяется при компьютерной диагностике?
Наиболее популярным в этой группе опросов является еще и такой: а можно ли провести компьютерную диагностику самостоятельно своими силами?
Ответ: провести диагностику — можно, но скорректировать работу какой-либо из систем автомобиля — нельзя.
А потому, что любительские, в том числе полупрофессиональные и некоторые мультимарочные сканеры, способны лишь «обозначить проблему», найти ошибки, расшифровать их коды и «довести до сведения». Максимум, на что способно такое диагностическое оборудование, так это «вытереть» ошибку из памяти бортового компьютера авто, но не всегда могут указать место неисправности и, главное, не имеют возможности решить саму проблему.
Компьютерная диагностика двигателя — один из важнейших параметров «здорового образа жизни» вашего автомобиля. Если вы посетите специализированный сервисный центр или профильную вашей марке СТО, тогда вероятность высокого качества этой самой компьютерной диагностики вырастет многократно. Ведь даже в универсальных «многомарочных» сервисных центрах работают специалисты, которые сумеют не только, например, определить положение электронной дроссельной заслонки в вашем двигателе, но и получить массу иных параметров. Более того, они способны изменить некоторые параметры для более качественного сгорания топлива, для повышения КПД двигателя и его систем, в конце концов, привести указанные параметры в максимально экономичный (или, наоборот, в максимально производительный) режим.
Когда нужно делать компьютерную диагностику?
Данная (и весьма важная) процедура прописана в Сервисной книжке вашего автомобиля. Для одних марок и моделей посещение сервисного цента регламентировано десятью тысячами километров пробега, для других регламенты прописаны — по 20-тысячному или 50-тысячному «периодам». Все зависит от производителя, марки, модели, а иногда даже — от модификации модели.
Помимо регламента могут возникать ситуации, когда автовладелец начинает слышать непривычные звуки, чувствовать изменения в поведении своего автомобиля. Это также повод обратиться на СТО и лишний раз провести диагностику, ведь профилактика всегда была и есть эффективнее (и дешевле) любого лечения.
Кроме того, производителями предусмотрены несколько сценариев оповещения владельца о «непорядках» в автомобиле. Это – пиктограммы и различные сигнальные лампочки и светодиоды на приборной панели.
Общие правила для водителя при появлении таких сигналов – следующие:
— желтый или оранжевый сигнал на приборке означает появление проблемы, но не призывает к обязательному посещению автосервиса;
— желтый мигающий говорит: «следует посетить СТО при первой же возможности»;
— красный обязывает водителя немедленно прекратить движение и вызывать эвакуатор.
Разные производители (и для различных регионов мира) предусматривают различные алгоритмы и приемы оповещения водителя. У одних это — оранжевая пиктограмма двигателя, у других — загорается надпись «Check engine» и так далее. А всего в современном автопроме применяется почти полторы сотни (!) различных указателей — подробнее о них читайте в Инструкции по эксплуатации вашего автомобиля.
ТОП-5 вопросов о компьютерной диагностике
Если (как выражаются некоторые сервисмены и автовладельцы) «горит чек» или проявилась пиктограмма двигателя (или любая другая), то иногда достаточно остановиться и «перезапустить систему». То есть, следует заглушить двигатель и снова его завести.
Иногда для «сброса» нужно отсоединить и снова присоединить минусовую клемму аккумулятора, пиктограмма или предупреждающий сигнал с приборной панели исчезнет, но сама проблема — вполне вероятно — может остаться.
Проверка авто перед покупкой — также весьма популярная (и нужная) процедура, но в любом случае, даже при малейшей, непонятной вам, ситуации, лучше сразу остановиться и набрать мобильный телефон своего более опытного родственника, приятеля или знакомого сервисмена-механика. Словом, нужно немедленно попытаться выяснить причину.
При систематических и/или периодических появлениях различных пиктограмм и сигналов — немедленно на автосервис. И если вам потребуются профильные специалисты (и причем, как это часто бывает — немедленно и прямо сейчас), тогда воспользуйтесь инструментарием нашего сайта Аutоbооkіng, и мы поможем вам найти нужную СТО в вашем городе или районе. Или — в любом другом месте Украины (или Европы), где у вас вдруг возникла проблема.