Меню

Диагностика двигателя когда нужно делать

Компьютерная диагностика автомобиля. Для чего?

Практически каждый автолюбитель сталкивался с ситуацией, когда на приборной панели загорался «CHECK ENGINE». Появившееся предупреждение свидетельствует о том, что в работе двигателя и его систем появилась неисправность. Самостоятельно, без специального оборудования, разобраться с причиной загорания индикатора «CHECK ENGINE» невозможно. Для этого потребуется провести соответствующую компьютерную диагностику двигателя машины.

Какие данные можно получить посредством диагностики

Все современные автомобили оснащаются единой электронной системой контроля и управления работой двигателя (ЭСУД). Рабочие параметры этой системы контролируются электронным блоком управления автомобиля (ЭБУ).

Контроль и анализ параметров ЭСУД позволяет специалистам быстро и точно определять неисправности в системах мотора автомобиля. Диагностика выполняется посредством специальных компьютеризированных сканеров, которые позволяют получать разные данные о работе двигателя. Результаты сканирования сравниваются с параметрами, рекомендуемыми заводом-производителем. В случае отклонения от номинальных значений можно делать выводы о поломке в том или ином узле, неправильной работе какой-либо из систем машины. Часто случается так, что поломка в одной системе приводит к некорректной работе другой, поэтому компьютерная диагностика – это сложный процесс, требующий определенных навыков и умений.

Используя специальный сканер, механик может получить информацию о работе:

  • электронного блока управления;
  • топливной системы;
  • системы охлаждения;
  • системы зажигания;
  • газораспределительного механизма;
  • системы рециркуляции выхлопных газов.

Процесс сканирования выполняется в несколько этапов, по завершению каждого из которых формируется отчет об ошибках. Их расшифровка позволяет получить информацию о том, какой узел или система работают некорректно и требуют ремонта, замены или настройки.

Наличие на автомобиле ЭСУД и ЭБУ позволяет непрерывно контролировать работу всех систем, записывая в память электронного блока выявляемые ошибки. Данные о неисправностях хранятся в энергонезависимой памяти ЭБУ в виде специальных кодов, которые впоследствии считываются сканером. Чтобы предупредить водителя о возможной поломке на приборном щитке есть «CHECK ENGINE». При его срабатывании следует как можно раньше провести компьютерную диагностику и устранить причины появляющегося предупреждения. Своевременно выполненная диагностика автомобиля позволит предупредить более серьезную его поломку и избежать дорогостоящего ремонта.

Диагностика состояния двигателя своими силами и в сервисном центре

Определить техническое состояние мотора автомобиля можно несколькими способами. Они отличаются между собой точностью, требуемыми ресурсами и финансовыми затратами.

Самым простым способом является визуальный осмотр мотора на предмет выявления видимых повреждений его корпуса, патрубков и деталей, работающих вместе с ним в паре. Таким методом можно выявить утечку масла, охлаждающей жидкости, неправильный отвод отработанных газов, нестабильную работу мотора. Этот способ не требует финансовых затрат, но он малоточен. Только опытный водитель может на слух и при визуальном осмотре определить неполадки в моторе.

Еще один, малозатратный в финансовом плане, способ диагностики двигателя подразумевает использование специальных приборов и устройств, посредством которых можно определить рабочие характеристики мотора. Точность получаемых данных зависит от опыта и квалификации мастера. Несмотря на то, что стоимость такой диагностики невысокая, на нее уходит достаточно много времени.

Третий способ проверки работоспособности двигателя заключается в использовании специальных сканеров, подключаемых к соответствующему разъему автомобиля. С его помощью считываются коды ошибок, указывающие на неполадки в системах мотора. Коды представляют собой набор специальных символов, которые выводятся на экран диагностического оборудования. Их расшифровка позволяет получить информацию, по которой, с высокой точностью, можно определить характер и место поломки.

Для чего и когда нужна диагностика

Основной задачей компьютерной диагностики является поиск причин и мест неисправностей, а также оптимальных решений по их быстрому устранению. Диагностические процедуры направлены на то, чтобы в максимально быстрые сроки вернуть прежнюю работоспособность автомобилю.

Компьютерная диагностика обязательно проводится для:

  • выяснения причин, по которым произошло загорание, на приборной панели, индикатора «CHECK ENGINE»;
  • оценки технического состояния мотора автомобиля с пробегом, перед его покупкой;
  • определения рабочих параметров двигателя, его состояния, потребности проведения ремонтных или профилактических работ.

Чтобы правильно выполнить компьютерную диагностику механик должен знать следующее:

  • принципы работы сканера и используемого с ним специализированного софта;
  • где расположен диагностический разъем автомобиля определенной марки;
  • как расшифровать коды ошибок, выдаваемых сканером;
  • работать с информационными базами и быстро искать нужную информацию в сети интернет.

Как и где провести компьютерную диагностику

Диагностику работы мотора можно выполнить несколькими способами:

  • обратиться в специализированный автоцентр, который оснащен соответствующими сканерами и программным обеспечением для работы с определенной маркой машины;
  • заказать выездную диагностику своего автомобиля;
  • выполнить диагностику самостоятельно, используя приобретенный или арендованный сканер.
Читайте также:  Замена рама автомобиль гибдд регистрация кузов отказ

Первый способ предусматривает посещение автосервиса, в котором опытные механики выполнят все требуемые процедуры. Преимуществом этого варианта является то, что в сервисе есть все необходимое диагностическое оборудование для максимально полной проверки систем автомобиля. При выявлении неисправностей и незагруженности механиков ремонт может быть выполнен сразу после завершения диагностических процедур.

Выездная диагностика может потребоваться в тех случаях, если автомобиль не может собственным ходом добраться до автосервиса. Этот способ самый затратный, поскольку предусматривает оплату не только самих диагностических процедур, а и выезд мастера к месту расположения машины. Выбирая этот способ, есть риск того, что мобильное оборудование не позволит полностью проверить автомобиль и его, все-таки, придется транспортировать в автосервис. Поэтому, лучше изначально заказать эвакуатор и доставить автомобиль в ремонтную мастерскую. Поскольку машина не может самостоятельно двигаться, даже после полноценной выездной диагностики, ее все равно придется транспортировать для последующего ремонта – лучше это сделать изначально.

Чтобы самостоятельно провести диагностику мотора машины потребуется специальный сканер, ноутбук, планшет или смартфон с операционной системой Windows или Андроид/IOS. Адаптер можно приобрести или арендовать на время – стоимость этого оборудования достаточно высокая. Для тех, кто хочет самостоятельно проверять свою машину лучше купить диагностический разъем OBD2 и установить соответствующее программное обеспечение на свой планшет или смартфон.

Преимуществом этого способа является то, что выполнять диагностику можно в любое время. Имея свой сканер, можно выявить причины так называемых «плавающих ошибок», которые появляются периодически. Недостатком самостоятельной диагностики является ограничение функциональности используемых программ и имеющегося в распоряжении диагностического оборудования, а также небольшой опыт того, кто впервые взялся за компьютерную диагностику сложных систем автомобильного мотора.

Признаки того, что нужна диагностика

Компьютерная диагностика автомобиля не входит в перечень обязательных регламентных процедур. Ее выполняют в тех случаях, когда:

  • на приборном щитке загорелся индикатор «CHECK ENGINE»;
  • произошли заметные изменения в работе мотора;
  • планируется путешествие на длинные дистанции (диагностика делается в профилактических целях);
  • при покупке подержанной машины;
  • в качестве профилактических мер при систематических проверках технического состояния автомобиля.

Сколько длится диагностика?

Используемый диагностический сканер выполняет глубокую проверку всех систем двигателя и спряженных с ним узлов. Эта проверка включает:

  • анализ качества топливно-воздушной смеси, подаваемой в цилиндры мотора;
  • проверку все узлов топливной системы;
  • замер рабочих параметров двигателя;
  • проверку работоспособности системы смазки;
  • диагностику газораспределительного механизма, прочее.

Даже при несложных неисправностях процесс диагностирования мотора займет около 30-ти минут. После того, как все ошибки будут считаны, механику придется удостовериться, что вся полученная информация достоверна, а не является причиной некорректной работы электронных датчиков автомобиля. Чтобы исключить возможные неточности пользуются не одним единственным сканером, а специальным мотор-тестером. Это многоканальный осциллограф, который выполняет замер и анализ сигналов, получаемых от бортового компьютера и электронных датчиков разных систем. Расшифровка этих сигналов позволит получить максимально полную картину происходящего с двигателем и его спряженными системами.

В среднем выполнение полного цикла диагностических процедур, даже самыми опытными мастерами, занимает не менее двух часов.

Как сделать диагностику двигателя автомобиля

Статья о том, как осуществить диагностику мотора машины. Принципы, методы и тонкости процесса. В конце статьи — видео о самостоятельной компьютерной диагностике автомобиля.

Когда необходима диагностика двигателя

За работой систем лучше всего следить постоянно — для этого в продаже имеется специальное оборудование. Также машины следует регулярно подвергать профессиональной диагностике в мастерской или, когда достаточно знаний и умений, своими силами.

Срочная проверка мотора необходима, если:

  • двигатель медленно разогревается;
  • в работе системы регулярно случаются сбои;
  • падает мощность;
  • увеличилось потребление горючего;
  • возникают сложности при запуске двигателя;
  • выхлопы имеют черный, белый или сизый цвет;
  • увеличился расход масла;
  • появился запах горелого в выхлопных газах;
  • появились посторонние стуки и шумы.

Диагностировать неполадки можно двумя способами — провести зрительный и слуховой осмотр или компьютерную диагностику. А лучше всего сочетать оба способа.

Что лучше: сделать самому или обратиться в салон

Конечно, профессиональный осмотр и ремонт всегда предпочтительнее, так как специалист справится с поставленными задачами гораздо лучше даже опытного автолюбителя.

Читайте также:  Шумоизоляция двигателя киа спектра

И только небольшой процент мастерских имеют в своем штате настоящих профи, прошедших специальную подготовку, включающую в себя навыки компьютерной проверки автомобиля.

Поэтому следует с особой тщательностью подойти к выбору диагностического центра и, уверившись в его порядочности и профессионализме, регулярно отгонять машину на глубокую проверку всех систем.

А то, что предлагают лжеспециалисты, вполне под силу сделать любому автовладельцу, который имеет более-менее сносное представление о работе двигателя. Для этого достаточно обзавестись тем же оборудованием, которое имеется у любого горе-механика.

4 причины купить диагностическое оборудование

Компьютерная диагностика двигателя самостоятельно

Автопроизводители усиленно пытаются оградить владельца от «лишней» информации, убирая ненужные по их понятиям датчики и приборы. Вроде бы все верно — проверку автомобиля следует проводить в салоне и заплатив определенную сумму. Возможно, где-то такая система и приемлема, но российский автовладелец предпочитает самостоятельно отслеживать работу своей машины. Причины этого самые разные, начиная со старой привычки и заканчивая стесненным материальным положением. Да и нежелание быть обманутым нечистым на руку механиком — тоже убедительный аргумент.

Чтобы провести диагностику самостоятельно, не обязательно иметь набор профессионального оборудования. Достаточно обзавестись функциональным и недорогим устройством специального назначения.

Адаптер

Приспособление, которое имеет универсальный разъем для подключения к ОБД-2 и передающее данные на компьютер, планшет или смартфон. Чтобы система заработала, необходимо лишь подключить адаптер к ОБД-разъему в автомобиле и скачать на мобильное устройство нужную программу.

Адаптер выводит все данные о состоянии двигателя на смартфон (что очень удобно). На экран поступает как основная информация (код программы, номер блока, код ЭБУ и т.д.), так и рабочие параметры, начиная от температуры охлаждающей жидкости и заканчивая показаниями вольтметра, который автопроизводители упразднили, решив что рядовому автомобилисту такие данные ни к чему.

Выбирая адаптер, следует обратить внимание, какая программа на телефоне/пк ему требуется и насколько универсален этот аппарат. Многие из них имеют даже каналы АЦП, рассчитанные на профессионалов.

Бортовой компьютер

Современные автомобили оснащены штатными бортовыми компьютерами, которые позиционируются как диагностические. Но в основном это слабое подобие настоящих диагностических БК. Поэтому если хотите знать обо всем, что происходит под капотом, придется обзавестись узконаправленным прибором.

Достоинство БК в том, что с его помощью можно отслеживать параметры и изменения в процессе движения. Устройства разработаны таким образом, чтобы с ними удобно было работать, находясь за рулем.

Выбирая бортовой компьютер для автомобиля с карбюраторным двигателем, следует удостовериться, что он подойдет к авто этого типа. Лучше обратить внимание на продукцию отечественного производства, часто даже разработанные для новых иномарок БК можно устанавливать на карбюраторные автомобили старого образца. Также следует проверить, имеется ли в комплекте инструкция с расшифровкой кодовых сигналов.

Диагностический сканер

Именно с их помощью сомнительные профессионалы чаще всего проводят диагностику автомобилей. Небольшое профессиональное приспособление за среднюю цену скажет владельцу то же самое, что и механик на СТО, а может и больше.

Информация выводится на экран в закодированном виде, но к устройству прилагается инструкция с расшифровкой. Для полной уверенности, следует уточнить это перед покупкой.

Основная масса сканеров предназначается для иномарок нового образца, поэтому следует проверить, подойдет ли та или иная модель к отечественному автомобилю.

Подключение и использование всех перечисленных выше устройств не представляет каких-либо сложностей. Разве что бортовой компьютер желательно устанавливать в сервисном центре, если вы плохо разбираетесь во всех тонкостях.

Визуально-слуховая диагностика двигателей

Прибегнуть к компьютерной диагностике не всегда имеется возможность, а часто этого и не требуется. Заметить неполадку можно прислушавшись к своему железному другу или осмотрев его.

Карбюраторный двигатель

В карбюраторных моторах топливо подается с помощью всасывания через карбюратор, а не впрыскивания, как в инжекторных.

Основные неполадки карбюраторных моторов:

Автомобиль не заводится

Причины:

  • севший аккумулятор;
  • неисправность стартера.
    И в том и в другом случае коленчатый вал не будет работать.
    Если же он вращается, то причиной «мертвого» двигателя может послужить:
  • отсутствие искры;
  • сбои в процессе подачи топлива в карбюратор (причина, скорее всего, в неисправности бензонасоса);
  • чрезмерная подача горючего, в результате чего свечи зажигания оказались залиты.
Читайте также:  Схема электронного зажигания двигателя ваз

Повышенный расход масла

Причины:

  • износились уплотнители (сальники коленвала, прокладка клапана, сальник распределительного вала) в результате чего происходит утечка масла;
  • вентиляция картера засорена, поэтому в двигательной системе образуется повышенное давление, которое способствует вытеснению масла сквозь прокладки;
  • поршневые кольца закоксовались либо просели после чрезмерной нагрузки, что также приводит к повышению давления и выдавливанию масляной смеси;
  • износились поршневые кольца;
  • износились цилиндры и/или кольца; в этом случае потребуется капитальный ремонт двигательной системы.

Неудовлетворительная работа двигателя

Основные причины:

  • неравномерная работа бензонасоса;
  • размер зазора между контактами прерывателя не соответствует предъявляемым требованиям, например, в результате износа;
  • засор жиклера;
  • отказали свечи зажигания;
  • возникли неполадки в функционировании высоковольтных проводов;
  • в карбюратор попадает посторонний воздух;
  • проблемы в работе электромагнитного клапана.

Выхлопные газы черного цвета

Причиной является поломка карбюратора или чрезмерно обогащенное топливо.

Выхлопы синеватого оттенка

Наиболее вероятная причина — наличие масла в камере сгорания. Чтобы определить, есть ли утечка масла, необходимо снять и осмотреть свечи. Если маслянистых подтеков не наблюдается, значит проблема в изношенности колпачков от клапана.

Стуки при повышенных нагрузках мотора (при разгоне, форсаже и т.д.)

Такое явление — признак детонирующего, то есть взрывающегося, а не сгорающего, топлива. Причиной является заправка низкокачественным горючим и обильный нагар в камере сгорания.

Инжекторный двигатель

В отличие от карбюраторного, в инжекторном двигателе подача топлива осуществляется путем впрыска под давлением (отсюда и второе название двигателя — впрысковой). Такой способ подачи горючего увеличивает производительность автомобиля и способствует снижению расхода топлива.

Рывки в процессе езды, неравномерная работа мотора, выхлопные газы черного цвета

Отклонения говорят о неисправности датчика расхода воздуха.

Автомобиль не заводится

Причины:

  • поломка одного или нескольких элементов системы впрыска;
  • неисправность датчиков;
  • повреждение изоляционного слоя на изолированных элементах системы;
  • расшатавшиеся места соединения штекеров, минусовых проводов и пр.;
  • неверно расположенные жгуты.

Двигатель работает неравномерно

Часто случается, что автомобиль вроде и заводится, но работа его оставляют желать лучшего — постоянные перебои, двигатель глохнет, машина не заводится с первой попытки.

Причины:

  • неисправен топливный насос;
  • загрязнен воздушный фильтр;
  • неисправны или загрязнены форсунки инжектора.

Также следует проверить показания температурного датчика и датчика коленвала на предмет отклонений выводимых данных от нормы.

Дизельный двигатель

В отличие от бензинового, дизель не так подвержен поломкам и износу. Чаще всего из строя выходят второстепенные детали, а при бережной аккуратной эксплуатации мотор дизельного типа прослужит долгие годы без каких-либо серьезных поломок.

Диагностику достаточно проводить 1-2 раза в год, желательно во время подготовки машины к зимнему и летнему сезонам. Глубокий анализ лучше доверить специалистам, но основные неполадки можно обнаружить и самостоятельно.

Процесс проверки дизеля, как и бензиновых моторов, можно условно разделить на два этапа: анализ шумов и выхлопных газов.

Проверка на наличие посторонних шумов

Чтобы добиться наиболее точных результатов, следует максимально оградить себя от естественных звуков двигательной системы. Для этого необходимо сделать три вещи:

  1. Выжать сцепление. Таким образом нейтрализуются шумы, идущие от коробки передач.
  2. Учесть шумы, идущие от колебания подвески, системы впуска и картера.
  3. Убрать генераторный ремень, исключив тем самым шумовое сопровождение водонасоса и самого генератора.

После этого можно прислушаться к работе двигателя:

  1. Низкие стуки на высоких оборотах. Основной причиной является чрезмерная амортизация цилиндро-поршневого отдела, либо шеек коленчатого вала.
  2. Звонкие постукивания вверху двигателя. Проблема кроется в механизме клапана — возможна поломка, амортизация или его неправильно отрегулировали.
  3. Металлический шумящий звук во время увеличения/снижения оборотов. Причиной является плохое натяжение ГРМ-ремня.

Проверка выхлопных газов

  1. Черный дым с запахом горелого. Причина: попадание масляной смеси в камеру сгорания и, как следствие, увеличивающийся расход масла.
  2. Чрезмерное выделение выхлопов при увеличении оборотов. Причина: износ/дефект маслоотражательных колпачков.
  3. Дым «валит» из трубы постоянно. Причина: изношенность деталей цилиндро-поршневого отсека.

Воспользоваться ли услугами специалиста, провести диагностику самостоятельно или сочетать эти два варианта, каждый решает сам. Важно лишь то, что следить за состоянием автомобиля следует регулярно, проверяя работу двигателя и отслеживая все отклонения, чтобы иметь возможность вовремя отреагировать на неполадку.

Видео о самостоятельной компьютерной диагностике автомобиля:

Adblock
detector