Неисправности систем автомобиля
Автомобиль является сложным техническим устройством, в котором взаимодействует множество систем. Несмотря на высокую технологичность и надежность современного автомобиля, периодически происходят поломки транспортного средства. Даже владелец нового автомобиля не застрахован от неисправностей, и гарантийный срок тому свидетельство.
При возникновении неисправности встают два вопроса:
- установление неисправности (диагностика);
- устранение неисправности (ремонт).
Попытаемся ответить на оба вопроса.
Процесс оценки технического состояния автомобиля и определения неисправностей называется диагностикой. От качества проведения диагностики зависит объем ремонтных работ и, следовательно, затраты на его проведение. В зависимости от способа проведения различают следующие виды диагностики:
- диагностика по внешним признакам (косвенная диагностика);
- техническая диагностика (прямая диагностика).
Автолюбитель, наделенный знаниями конструкции автомобиля, в состоянии самостоятельно провести диагностику по внешним признакам. Это вдвойне актуально, если вы находитесь в пути и до ближайшего автосервиса многие километры.
Проведение технической диагностики требует наличия специальных знаний и навыков, а также применения различных приборов. По этой причине техническая диагностика осуществляется, как правило, в специализированных центрах. Разновидностью технической диагностики является компьютерная диагностика. С помощью специального программного обеспечения производится проверка работоспособности электронных компонентов автомобиля.
Опытный водитель производит косвенную диагностику автомобиля постоянно – от момента посадки в автомобиль и до конечной остановки. Это происходит почти автоматически. Во время движения основное внимание уделяется показаниям контрольно-измерительных приборов, а также характеристикам движения: режиму работы двигателя, устойчивости, плавности хода, легкости управления, эффективности торможения. Отклонения от стандартных параметров, как правило, свидетельствует о возникшей неисправности.
При диагностике неисправностей необходимо руководствоваться следующими принципами:
- выявление и учет всех очевидных фактов, другими словами, установление всех внешних признаков неисправности;
- проводение диагностирования от простого к сложному, последовательно исключая возможные неисправности.
Как показывает практика, неисправность системы автомобиля редко возникает неожиданно. Внешние признаки неисправности появляются постепенно. Необходимо помнить, что крупных неисправностей можно избежать, если своевременно диагностировать и устранить мелкие неполадки.
Признаки неисправностей, соответствующие определенным органам чувств человека, можно разделить на следующие виды:
- акустические (слух);
- визуальные (зрение);
- эксплуатационные (обоняние и осязание).
Конкретная неисправность может иметь несколько внешних признаков. Это могут быть как признаки одного вида, так и их комбинация. Например, повреждение в топливной системе сопровождается повышенным расходом топлива, а также запахом бензина в салоне и подтеками под автомобилем.
С другой стороны несколько неисправностей могут иметь схожие внешние признаки. К примеру, повышенный расход топлива свидетельствует о неисправности форсунок, а также неправильной установке угла опережения зажигания, низком давлении в шинах и др.
Самую большую группу составляют акустические признаки неисправностей: всевозможные шумы, стуки, скрипы, гул, скрежет, треск и др. Источники посторонних звуков многочисленны, но основными являются неисправности двигателя, трансмиссии, ходовой части и рулевого управления. В среде автомобилистов есть крылатая поговорка: «Хороший стук всегда наружу вылезет». Многие ее понимают дословно и эксплуатируют автомобиль до конкретной поломки. Вместе с тем, смысл поговорки несколько иной – каждый посторонний звук в автомобиле говорит о зарождающейся неисправности. И чем раньше мы ее установим, тем меньшие последствия будут для автомобиля и, соответственно, для нашего кошелька. Самое главное не промахнуться с диагнозом.
При появлении посторонних звуков в автомобиле водитель должен четко представлять, при каких звуках (читаем — неисправностях) можно продолжать движение, а при каких движение строго запрещено. К примеру, большинство посторонних звуков в двигателе не предполагает дальнейшую эксплуатацию автомобиля.
Для диагностирования неисправности по звуку необходимо установить характер звука, источник распространения, а также изменение звучания при увеличении скорости и смене направления движения. Звук должен прослушиваться как в салоне автомобиля, так и за его пределами, в том числе в подкапотном пространстве.
Визуальная диагностика неисправностей производится на основе показаний контрольно-измерительных приборов на панели управления, а также путем внешнего осмотра автомобиля. При проведении внешнего осмотра особое внимание уделяется наличию подтеков под автомобилем, исправности шин, внешних осветительных приборов. Периодически проводится внешний осмотр систем и механизмов в подкапотном пространстве. Проверяется уровень масла и специальных жидкостей, наличие подтеков на двигателе и коробке передач, целостность воздушных патрубков и электрической проводки.
К эксплуатационным признакам неисправностей относятся признаки, определяющиеся с помощью обоняния и осязания. Запахи играют важную роль в диагностике неисправностей систем автомобиля. Так, запах бензина в салоне свидетельствует о неисправности топливной системы, запах выхлопных газов (если это не идущий впереди «КамАЗ») – о неисправности выпускной системы, запах подгоревшего машинного масла – о неисправности системы смазки. Сладкий химический аромат появляется при подтекании охлаждающей жидкости — неисправности системы охлаждения. Прогоревший катализатор сопровождается запахом тухлых яиц. Имеет свой специфичный запах и плавящаяся проводка электрооборудования автомобиля.
В диагностике неисправностей также активно участвует тело человека: руки, ноги, «пятая точка», кожные покровы. С помощью осязания определяются многие неисправности. Например, рывки при движении свидетельствуют о неисправности системы зажигания. Затруднения при переключении передач проявляются при неисправности коробки. Неисправности элементов подвески (пружин, амортизаторов) сопровождаются проседанием автомобиля. Увеличенный ход педали тормоза говорит о неисправности тормозной системы и т.д.
Таким образом, по внешним признакам можно определить множество неисправностей, но далеко не все, особенно в части электроники. Во многих случаях совремнному автомобилю требуется техническая диагностика.
Задачу по устранению выявленной неисправности каждый водитель решает самостоятельно. Устранение некоторых неисправностей не требует специальных навыков. Вместе с тем серьезные ремонтные работы лучше доверять специалистам.
Диагностика автомобилей причина неисправности
На нашем сайте вы можете осуществить поиск автозапчастей по VIN коду , зайдя в раздел «Поиск автозапчастей» и заполнив название детали, VIN и другие данные по машине в открывшейся форме. После этого десятки магазинов напишут вам свои предложения по искомым автозапчастям.
Самодиагностика автомобиля позволяет водителю своевременно выявить и устранить неисправности, возникшие в его транспортном средстве
Для того, чтобы составить список из десяти проблем, который автомобиль может диагностировать самостоятельно, редакции журнала АвтоИнфо, пришлось изрядно повозиться. Теперь, когда мы твердо перешагнули в двадцать первый век, проще спросить, что автомобиль не может в себе диагностировать?
Современные автомобили напичканы разнообразными датчиками – они есть в двигателе, в шинах, в бензобаках, в лобовом стекле, в электрической системе, в ваших сидениях, в вашем мозгу… Подождите! Нет, в вашем мозгу их быть не должно. Ну да ладно. Все эти датчики и системы, следящие за состоянием работы автомобиля, известны как бортовая диагностика или БД.
Если вы еще не поняли о чем идет речь, то поясним более подробно. Дело в том, что транспортные средства любого вида могут самостоятельно следить за собственным здоровьем (если конечно это не ВАЗ-2107 и ему подобные). Системы, позволяющие им это делать, могут своевременно подать сигнал водителю, о том, что в работе автомобиля что-то пошло не так. Правда, на этом этапе может возникнуть первая проблема – водитель может не понять, что именно поломалось и о чем ему хочет просигнализировать автомобиль. Как капризный ребенок, который плачет по поводу и без него, автомобиль при каждой проблеме норовит включить лампочку CHECK ENGINE, будь то недостача трансмиссионной жидкости или выход из строя подшипника пятой передачи.
Именно в этот момент в игру вступают диагностические коды. При поломке и самостоятельном выявлении этой поломки системами автомобиля, его компьютер выдает цифровое значение, которое может быть расшифровано лишь считывающим устройством. Данное устройство должно быть подсоединено к специальному гнезду в машине, чтобы считать диагностические коды и выдать причину поломки.
Все эти манипуляции с диагностикой автомобиля при помощи спецоборудования весьма хлопотны и затратны, но есть определенные вещи, которые автомобиль может диагностировать и поделиться этим с вами на простом человеческом языке. Вот 10 самых распространенных и самых интересных из них.
Каким образом ваш автомобиль общается с вами?
10 . СИГНАЛ О ЗАМЕНЕ МОТОРНОГО МАСЛА
Еще в старые и недобрые времена здравый смысл всегда подсказывал, что масло в двигателе нужно менять каждые 5 тысяч километров. С тех пор технологии двигателей и состав горюче-смазочных материалов улучшились, поэтому сначала срок службы моторного масла был увеличен до 8 тысяч километров, а потом и вовсе до 16.
«Но ориентироваться на пробег это так по-олдскуловски», решили современные автомобильные инженеры.
Во всех крутых современных «крошках» теперь есть датчики, которые с удовольствием сообщат вам, насколько грязным является масло в двигателе машины. Автомобили также отслеживают ваш стиль вождения и в соответствии с ним предлагают осуществить замену этого самого масла. Ездите медленно и аккуратно? Тогда масло может прослужить несколько дополнительных километров. Интерпретируете каждый красный сигнал светофора, как сигнал к дрэг-рейсингу? Тогда масло придется менять чаще. И кстати, расслабьтесь, ваш автомобиль самостоятельно укажет вам на эту необходимость.
Некоторые современные автомобили могут отслеживать ваш стиль вождения, и в соответствии с ним вносить предложения замены масла.
9 . СИСТЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ В ШИНАХ
Контроль давления в шинах является одной из основных систем самодиагностики автомобиля. В самой простой (читать: самой дешевой) системе контроля над давлением в шинах, автомобиль просто подскажет вам, что одна из шин чувствует себя немного вяло. Ни то, насколько вяло она себя чувствует, ни какая именно шина, автомобиль в таком случае не скажет. Выяснять, с какой же именно шиной у вас возникли проблемы, вам предстоит самостоятельно. Вам повезло хотя бы в том, что существует не так много вариантов, их всего четыре.
Если вы являетесь счастливым обладателем более роскошного автомобиля, то он предоставит вам куда больше информации. Он расскажет вам, какая именно шина чувствует себя подавлено и насколько. Он даже сможет изобразить вам небольшую схему на центральной консоли или прямо перед вашим лицом на приборной панели. А если низкое давление в шинах будет угрожать вашей безопасности, автомобиль начнет подавать звуковые и визуальные сигналы, которые просто невозможно проигнорировать. Кстати, эта автомобильная технология пришла к нам из гоночного мира, как и еще ряд других (подробности здесь).
Спущенное колесо никогда не упрощало жизнь.
8 . ПОМЕНЯЙ КОЛОДКИ
Автомобиль без высокотехнологичных датчиков имеет всего один способ указать вам на то, что тормозные колодки нуждаются в замене: он визжит как сердитая свинья. Не сам автомобиль, конечно, а его тормоза. Еще этот звук напоминает визг детенышей лысого орла в ожидании кормежки. Если и эта аллегория вам ни о чем не говорит, тогда вспомните, какие вам пришлось слышать звуки, когда вы случайно поцарапали машину старшей сестры. Ну, вы поняли, о чем речь. Приятного в этом мало.
Но благодаря современным технологиям и датчикам, которые повсюду напичканы в автомобилях, ваше транспортное средство всегда укажет вам на то, что тормозные колодки стали слишком тонкими и теряют свою «останавливающую» силу. Кроме того, ваш умный автомобиль может не полениться «заложить» вас. В автомобилях BMW и Acura система может связаться с ближайшим официальным дилером и настучать сообщить ему, что вы представляете угрозу для других водителей, а сам автомобиль опасается за собственную безопасность. Или же бортовой компьютер просто отправляет дилеру сообщение о поломке, а тот, в свою очередь, перезвонит вам и назначит встречу в сервисном центре. Как вам такой поворот событий?
Конечно, вы можете заменить тормозные колодки самостоятельно, в домашних условиях (подробнее о том, как это сделать можно почитать тут), но как это объяснить навязчивому дилеру, думайте сами.
В некоторых автомобилях установлены датчики, которые сообщат вам о том, что тормозные колодки стали слишком тонкими и не справляются со своей задачей.
7 . СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ САЖЕВОГО ФИЛЬТРА
Поскольку все больше альтернативных видов топлива становятся доступными (помимо старого доброго бензина) водители должны привыкнуть к новым диагностирующим системам и проблемам, связанным с использованием этого топлива. К примеру, современные электрические автомобили в основном являются смесью состоящей из датчиков вперемешку с элементами кузова, к которым прилагаются колеса и сидения, поэтому, если вы услышите, что ваш электромобиль «поднял на вас голос», вы не должны удивляться.
Но что касается дизельных транспортных средств, то с ними мы знакомы уже в течение многих десятилетий. Они стабильные и практически ни чем не отличаются от автомобилей с бензиновыми двигателями, не так ли? В основном это так, но дизельное топливо извергает в окружающую среду много грязи, которая имеет более научное название – частицы. Вот почему дизель имеет такую вонючую репутацию и вот почему контролирующие органы требуют, чтобы современные дизельные транспортные средства имели хорошие сажевые фильтры.
Потребовалось немало открытий в области современных автомобильных технологий, чтобы получить максимально чистый дизель, и еще много работ предстоит провести с выхлопной системой, чтобы в воздух попадало настолько мало грязи, насколько это только возможно. Забитый фильтр (о котором вам «маячит» система) не может задерживать вредные вещицы, поэтому его нужно срочно заменить, чтобы соответствовать нормам выбросов парниковых газов.
Ваш автомобиль наверняка хочет соответствовать всем нормам, поэтому датчики неустанно следят за фильтром твердых частиц, и как только он не способен выполнять свою задачу, датчики тут же дают вам об этом знать. Замените фильтр и можете дальше бороздить просторы родного края.
Дизельное топливо извергает в окружающую среду много грязи, которая имеет более научное название – частицы.
6 . СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ ВЛАЖНОСТИ В САЛОНЕ
Вам может показаться, что автомобиль лишь диагностирует работу своих агрегатов и в случае выхода из строя одного из них, сигнализирует об этом водителю. Все не так, как могло показаться на первый взгляд. Кроме стабильной работы машины, систему самодиагностики также волнует состояние комфорта водителя.
Возьмем, например, автомобиль Acura RLX, который реагирует на уровень влажности в кабине. Если в салоне автомобиля воздух становится слишком влажным, включаются кондиционер и рециркуляция воздуха помогает предотвратить образование «тумана» или морозной корочки на лобовом стекле. Если влажность в салоне обусловлена более «парниковой» природой, холодные струи воздуха гарантировано начнут поступать из вентиляционных отверстий.
Некоторые автомобили, как Acura RLX, чувствуют уровень влажности в салоне.
5 . CHECK ENGINE ЗА НЕ ЗАКРУЧЕННУЮ КРЫШКУ БЕНЗОБАКА
Описанная ниже ситуация может заставить любого водителя в начале получить сердечный приступ, потом заслужить облегчение, затем ярость и неминуемое раздражение. Да, мы говорим о крышке современного бензобака.
Представьте, находясь за рулем, вы замечаете, что загорелась лампочка CHECK ENGINE. Ваше сердце останавливается. Может быть, вам следует съехать на обочину прямо сейчас? Возможно, один из поршней двигателя уже готов вылететь из-под капота? Что ваш автомобиль хочет от вас, какой реакции он ждет? Как успокоить его?
В панике вы отправляетесь к ближайшему дилеру. Механик вынимает диагностирующее устройство, подключает его к бортовому компьютеру автомобиля, который затем выдает следующее: крышка бензобака плохо закручена. Вы чуть не падаете в обморок от облегчения, что эта проблема не обойдется вам в тысячу долларов США, или того больше.
Запомните, первое правило, при загорании лампочки CHECK ENGINE – проверьте хорошо ли закручена крышка бензобака. Кризис будет предотвращен, нервы спасены, денежные знаки не достанутся жадному дилеру.
Если загорается лампочка CHECK ENGINE, попробуйте для начала потуже затянуть газовую шапку.
4 . ПРОВЕРКА УРОВНЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЖИДКОСТЕЙ
В вашем автомобиле нашли себе место намного больше жидкостей, чем вы можете себе представить. В нем отлично сосуществуют трансмиссионная жидкость, тормозная жидкость, жидкость гидроусилителя руля, охлаждающая жидкость и многие другие. Было бы великолепно, если бы их уровень можно было проверить под капотом, специальным щупом или же визуально. В принципе, у вас есть такая возможность, но кто из нас тратит время на такие мелочи? В конце концов, вы просто хотите добраться домой, пересмотреть «Остаться в живых» и почитать пару автомобильных статеек на страницах Zap-Online.ru.
У нас есть для вас хорошие новости. Датчики могут легко отслеживать уровень этих жидкостей, и обязательно дадут вам знать, когда этот уровень будет слишком низким, или когда жидкость нуждается в замене.
Есть в вашем автомобиле нет датчиков проверки уровня жидкостей, вы всегда можете открыть капот и проверить уровень эксплуатационных жидкостей специальным щупом.
3 . «АЛЛО, МОЙ ХОЗЯИН ОПЯТЬ ЗАБЫЛ ВЫКЛЮЧИТЬ ФАРЫ. ЗАБЕРИТЕ МЕНЯ, ПОЖАЛУЙСТА, ОБРАТНО В САЛОН»
Бывает и такое, что автомобиль, без вашего ведома обращается за помощью в сервисный центр. Возьмем, к примеру, вашу плохую привычку оставлять фары включенными до тех пор, пока не разрядится аккумулятор. Вы подходите к машине, где вас ждет сюрприз в виде не заводящегося авто. Вам приходится звонить своему лучшему другу (т.к. только у него есть провод для запуска двигателя от внешнего источника), который начинает вас тихо ненавидеть, потому что звоните вы ему постоянно именно в тот момент, когда Холостяк начинает свою церемонию роз, а он просто обожает эту часть шоу.
Компании по производству роскошных автомобилей, такая как BMW, например, также любят шоу «Холостяк» и хотят, чтобы вы оставались в хороших отношениях со своим другом, поэтому они устанавливают в свои автомобили датчики, которые отслеживают уровень заряда аккумулятора. Если уровень заряда аккумуляторной батареи подходит к концу, автомобиль на последнем своем дыхании подаст соответствующий сигнал в дилерский сервисный центр, но ни чем не побеспокоит вашего лучшего друга. Затем кто-то из сервисного центра позвонит вам, и сообщит, что вы забыли выключить фары. Опять. И без тени упрека в голосе.
Некоторые новые модели BMW оснащены датчиками, которые следят за зарядом аккумулятора автомобиля. Они даже позвонят вам, если вы оставили фары включенными.
2 . ОПЦИЯ АНТИВЗЛОМ И АНТИПРОНИКНОВЕНИЕ
Вы знаете, что ваш сверхавтомобиль нуждается в вас так же, как и вы нуждаетесь в нем. Иногда он ведет себя так, будто знает гораздо больше, чем вы, и где бы вы без него были, он наверняка не хочет расставаться с вами. И не хочет потерять свою целостность тоже.
Некоторые автомобили, в том числе некоторые модели Acura, могут сообщать, что кто-то в них проник и сделал это незаконным путем. Они чувствуют, что кто-то возится с замком, и, вместо того, чтобы поднять тревогу на всю округу, они (автомобили) тихонечко звонят вам.
«Привет, Василий! Как дела? Это твой RLX, узнал? Как прошел твой день? Что? Да, Ванек определенно козел. Эй, послушай, я тут на парковке и какой-то парень пытается взломать меня. Думаю, ты мог бы вызвать охрану, полицию, или еще кого-нибудь. Спасибо, приятель».
Может быть, ваш автомобиль и не входит в ТОП 10 самых угоняемых и злоумышленники всего мира не вынашивают планы о его скорейшем пленении, но согласитесь, опция полезная.
Угнанные автомобили часто заканчивают как этот.
1 . ДАТЧИК ПРОНИКНОВЕНИЯ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ В САЛОН МАШИНЫ
Вы знаете, чем дышит обычный человек? Правильно, кислородом. Вы знаете, что выдыхает человек? Опять правильно, диоксид углерода. На самом деле, вы вдыхаете и выдыхаете все, что находится в воздухе, но кислород и диоксид углерода являются ключевыми элементами.
Говоря о вещах, которые вы не должны вдыхать, вы знаете, что «выдыхают» автомобили? Окись углерода и оксид азота – два очень опасных газа. Вдыхание этих газов не будет поддерживать вашу жизнедеятельность, а совсем наоборот.
В салонах многих современных автомобилей установлены датчики, которые отслеживают присутствие выхлопных газов в салоне и предупреждают вас об опасности. Если вы получили такое предупреждение, откройте все окна и отправляйтесь в ближайший сервисный центр для диагностирования и устранения проблемы.
Определенно ни один человек, находящийся в здравом уме, не захочет, чтобы этот газ попал в салон автомобиля и, следовательно, в его легкие.