Нужна ли диагностика перед ремонтом?
Возникновение неполадок и серьезных поломок автомобиля требует ремонтных работ . Для установления точного диагноза и поиска причины, повлекшей нарушение работы системы, осуществляется предремонтная диагностика.
Разновидности диагностики и ее проведение
Условно диагностирование автомобиля делят на три вида:
1. Косвенное (или первичное)
Включает в себя определение неисправности с помощью органов чувств — зрения, слуха, обоняния. Опытный мастер в состоянии довольно точно определить проблему, «послушав двигатель» или поверхностно осмотрев машину в процессе работы. Но «начинка» современных автомобилей слишком сложна, выявить неисправность и причину ее возникновения таким способом практически невозможно. Максимум — определить примерное направление, в котором работать.
Пример: двигатель работает с перебоями.
Возможные причины:
— вышел из строя топливный насос;
— нарушена работа форсунок;
— забит топливный фильтр.
Это наиболее распространенные причины, могут быть и другие. А требуется найти не только саму неисправность, но и то, что привело к ней.
2. Техническое
Подразумевает разборку и осмотр узлов механизма на предмет повреждений. Точность такой диагностики высокая, но чтобы ее добиться, нужно время и опытный мастер.
3. Компьютерная диагностика
Быстрый и эффективный способ отыскать все болячки автомобиля. Производится с помощью специального оборудования и позволяет установить точную причину возникающих проблем.
Диагностировать неисправность можно разными способами, но чаще всего используется проверка с помощью электронных приборов.
Компьютерная диагностика автомобиля требует наличия переносного или стационарного оборудования и заключает в себе считывание и расшифровку закодированной информации. Процедура проходит в три этапа:
1. Оборудование подключается к специальному разъему.
2. С помощью подключенного прибора считывается вся информация о состоянии автомобиля и выводится на экран компьютера в закодированном виде.
3. Производится расшифровка кодов неисправностей с использованием специальных программ.
На основании полученных данных специалист определяет общее рабочее состояние автомобиля, конкретные неполадки, намечает план ремонтных работ.
По типу операций диагностику (компьютерную или обыкновенную) разделяют на несколько категорий:
1. Диагностика двигательной системы требуется в случае, если:
— повысился расход горючего;
— мотору требуется больше времени для прогрева;
— упала мощность двигателя;
— в системе возникают посторонние шумы, скрипы, ударные звуки;
— повышены холостые обороты;
— понижены холостые обороты;
— автомобиль не заводится;
— двигатель работает с перебоями.
2. Диагностика подвески требуется в случае, если:
— в процессе эксплуатации возникают посторонние шумы;
— неравномерно изнашивается резина покрышек;
— свободный ход рулевого колеса увеличен;
— сносит ось (переднюю или заднюю) при резких поворотах.
3. Диагностика автоматической коробки передач необходима в следующих случаях:
— при работе присутствуют посторонние шумы:
— при переключении передач ощущаются рывки/вибрация;
— увеличился расход горючего/масла;
— была замечена утечка масла;
— машина пробуксовывает при переключении передач.
4. Диагностика электрической системы нужна, когда:
— аккумулятор регулярно недозаряжается;
— двигатель работает на низких оборотах после запуска стартера;
— автомобиль не заводится с первого раза;
— аккумулятор теряет заряд после запуска двигателя;
— лампа контроля не горит или не выключается.
5. Диагностика тормозной системы требуется в случае, если:
— подтекает тормозная жидкость;
— в процессе торможения автомобиль заносит/уводит в сторону;
— в ходе работы возникают посторонние шумы (писк, скрежет);
— при торможении возникают вибрации;
— увеличился рабочий ход педали тормоза;
— снизилась эффективность торможения.
Необходима ли предремонтная диагностика?
Распространенный миф среди автомобилистов: СТО навязывают всевозможные проверки, чтобы выжать из клиента максимум денег. Зачем нужно что-то диагностировать, если поломка налицо и требуется лишь устранить ее?
Приведем простой пример — преждевременный износ шин. В этом случае автовладелец может или заменить резину, или отогнать авто в мастерскую, где определят и устранят причину преждевременного/неравномерного износа.
Наиболее распространенные причины в этом случае:
— нарушение балансировки колес;
— деформация колесного диска;
— неправильно отрегулирован развал-схождение;
— износ или поломка элементов подвески;
— неисправности в рулевом управлении.
Точную причину можно установить, проведя диагностирование. Ее устранение позволит избежать серьезных проблем в дальнейшем и продлить срок эксплуатации новых покрышек. Стоимость подобной работы можно узнать здесь.
Второй пример — прогар прокладки ГБЦ. Это наиболее яркая иллюстрация того, что перед ремонтом явной неисправности следует произвести комплексную диагностику и найти истоки проблемы. Причиной прогара прокладок ГБЦ чаще всего (но не всегда) служит перегрев двигателя, который может произойти по нескольким причинам:
— неисправен термостат;
— крышка расширительного бачка не держит давление;
— неправильно отрегулировано зажигание;
— образовалась воздушная пробка в системе охлаждения.
Образование воздушной пробки может спровоцировать неисправности, приводящие к закипанию охлаждающей жидкости, разгерметизации системы охлаждения и повреждению прокладки ГБЦ.
Диагностика позволит не только точно определить и устранить причину, но и пресечь её воздействие на другие элементы системы.
Можно ли провести процедуру самостоятельно? Грамотный автомобилист постоянно следит за работой машины, авто комплектуются БК, отслеживающими работу агрегатов, в продаже имеются специальные диагностические сканеры. С их помощью можно вовремя определить основные неполадки и обратиться в сервис своевременно. Однако предремонтную диагностику следует доверить профессиональному оборудованию и опытному мастеру, так как любительские инструменты не обладают требуемой степенью точности, а владельцы — навыками расшифровки.
Диагностика автомобиля на СТО. Как, когда, куда и зачем?
Перед ремонтом ТС нужна диагностика. При покупке нужна диагностика. Для профилактики поломок нужна диагностика. Короче говоря, диагностика нужна, как ни крути. Но куда лучше обратиться за этой услугой? Давайте попробуем разобраться.
Диагностика – часть ремонта
Бывают ситуации, когда владелец авто уже знает, что требуется отремонтировать, и отказывается от диагностики. Это ошибка. Во-первых, прохождение диагностики в том сервисе, где в дальнейшем будет ремонтироваться автомобиль, совершенно бесплатно. Во-вторых, только проверив показатели работы транспортного средства с помощью специального компьютерного оборудования, можно обнаружить скрытые неполадки в работе автомобиля. Визуальный осмотр, даже при полной разборке автомобиля, никогда не покажет таких точных результатов. Вдобавок, данные с собственных приборов транспортного средства могут давать ошибочную информацию, а мастер опирается исключительно на показатели профессиональных программ и систем.
Диагностика как самоценная мера
Ежегодное прохождение плановой компьютерной диагностики позволит избежать серьезных проблем в работе различных узлов автомобиля. Используя высокотехнологичное оборудование, можно даже перенастроить работу некоторых агрегатов, снизив тем самым расход топлива и увеличив мощность двигателя. Таким образом, кроме необходимости ремонта (и диагностики как его составной части) после ДТП, утопления и т. д., данная мера поможет в случае приобретения автомобиля с рук для выяснения технического состояния авто. Кроме того, при попадании машины в аварию нужна оценка причиненного ущерба для подачи исчерпывающих сведений в страховую компанию.
Процесс диагностики
Итак, что же предполагает диагностика автомобиля? В ходе этой процедуры будут прояснены следующие моменты:
- работоспособность тормозной и рулевой систем;
- состояние ходовой (амортизаторы, подшипники, сайлентблоки, втулки, пружины);
- трансмиссия (состояния дисков и колес);
- уровень технических жидкостей (масел, тормозной и охлаждающей жидкости, жидкости гидроусилителя руля и прочее);
- работоспособность световой и выхлопной систем.
Сам процесс диагностики можно разделить на три основных этапа:
- Исследование автомобиля при помощи специальной компьютерной программы, которая отображает реальные показатели всех узлов авто. Каждый показатель специалист вносит в акт осмотра.
- Сбор данных об автомобиле в процессе езды. Мастер начинает обкатку машины, для проверки показателей машины в разных скоростных режимах на различных типах дорог.
- Анализ полученных данных. Специалист сравнивает показатели, которые были получены во время компьютерной диагностики, с показателями приборов во время движения. В итоге автолюбитель получает список выявленных неисправностей, а также варианты их устранения.
Выводы
Подводя итоги, можно прийти к следующему заключению. Все добросовестные автомастерские всегда проводят бесплатную диагностику перед началом ремонтных работ. Доверить эту непростую задачу можно только высококвалифицированным профессионалам с новейшим компьютерным оснащением. Как отсеять все неподходящие сервисы? Обращайтесь в Uremont! Наш интернет-сервис обладает постоянно обновляемой базой сертифицированных автомастерских. Для того чтобы выбрать, где сделать диагностику автомобиля с гарантией качественного результата, следует указать всего несколько параметров на нашем сайте. Получив в результате список СТО, рекомендуемых нами для проведения диагностики, можно выбрать наиболее интересный вариант, опираясь на следующие данные:
- отзывы клиентов, формирующие рейтинг СТО;
- расположение СТО по отношению к клиенту;
- спектр оказываемых услуг (компьютерные, технические, комплексные);
- стаж работы на авторынке.
Поверьте, с нами найти лучшее для вас СТО — дело нескольких минут.
Порядок диагностики б/у автомобиля
Диагностика автомобиля своими руками, безусловно, поможет вам сэкономить немного денег при покупке б/у машины. Ведь такая покупка – дело ответственное, поэтому и относиться к нему следует серьезно. Конечно, наём опытного специалиста или поездка на СТО будут оптимальным решением. Но предварительную диагностику автомобиля можно провести и самостоятельно.
Ранее мы уже писали о том, как выбирать автомобиль с пробегом и на что в первую очередь стоит обращать внимание. Сегодня же мы опишем порядок предварительной диагностики б/у автомобиля своими руками.
В конце статьи вы найдете наглядную видео-инструкцию по самостоятельной диагностике автомобиля перед его покупкой.
Такая диагностика, само-собой, не заменит профессионального осмотра машины на СТО, но позволит вам сэкономить некоторую сумму денег, дабы не гонять все понравившиеся машины на проверку в автосервис.
Подготовка к самостоятельной диагностике автомобиля перед покупкой
Так как речь идет о б/у автомобиле с пробегом, то перед началом его осмотра и диагностики, неплохо было бы провести небольшую «разведку» и узнать историю машины. В большинстве случаев вам в этом поможет интернет, ведь в наш глобальный век информатизации многие автовладельцы дают объявление о продаже своего авто на всевозможных автомобильных сайтах и досках объявлений.
Поищите в сети объявления о продаже заинтересовавшего вас автомобиля. Не останавливайтесь на одном сайте, поиск следует проводить хотябы на двух-трех автопорталах. Следует обратить внимание на дату (когда именно было размещено объявление). Ситуации бывают разными, но если авто «висит» в продаже уже несколько месяцев, то причин этому может быть несколько. Как правило, это или завышенная цена, или явные дефекты.
Также еще до встречи с хозяином машины постарайтесь у него по телефону выяснить дополнительные подробности о данном автомобиле:
- Право собственности. Это может быть как хозяин автомобиля по техпаспорту, так и по доверенности. Во втором случае желательно уточнить, как долго этот собственник владеет машиной (перекупщик он или нет)? Если это перекупщик, то срок вряд ли превысит пару-тройку месяцев. Ну а ежели хозяин ездит на ней хотя бы год, то, скорее всего, он просто не захотел тратиться на оформление техпаспорта (что, впрочем, вполне объяснимо – сейчас многие ездят на машине по доверенности).
- Количество хозяев. 1 или 2 человека не должны внушать опасений, но если за 3 года у машины сменилось 5 владельцев – это повод серьезно задуматься над покупкой.
- Аварии и покраска. Уточните была ли машина в ДТП, имеет ли какие-либо повреждения и дефекты кузова, которые могут обнаружиться при диагностике, и т. п. вопросы.
Естественно, что идеальный вариант – это когда продавец будет первым владельцем автомобиля и сможет показать сервисную книжку, со всеми отметками о пройденных ТО и ремонтных работах. Это жирный плюс, так как мастера на официальной станции вряд ли станут утаивать информацию. Да и сомневаться в их компетенции поводов, как правило, нет. Но такие случаи довольно редки, так что рекомендуем держать ухо востро.
Осмотр кузова и салона автомобиля
Перед тем как начать полномасштабную диагностику автомобиля стоит крепко уяснить, что кузовные работы являются самыми дорогими, так что пренебрегать данной проверкой нельзя, иначе цена ремонта может оказаться просто космической.
Не стоит обольщаться на рассказы хозяев, что машина не бита и не крашена. Такие автомобили – исключение. Но в этом нет ничего страшного, ведь если авто красилось, то совсем необязательно, что оно побывало в серьезной аварии. Перекрасить машину могли и в косметических целях.
То же самое касается и подкрашиваний. Главное убедиться, что в подкапотном пространстве и в багажнике все в порядке. Там не должно быть следов шпатлевки, разноцветных участков, капель краски. Если таковые имеются – это верный признак, что автомобиль побывал в ДТП, были погнуты или рассверлены лонжероны (силовые элементы кузова) и от такой покупки лучше воздержаться.
Далее рекомендуем проверить внешние элементы кузова. Для этого машина должна быть чистой. Особое внимание при осмотре и диагностике следует обратить на следующие моменты:
- Зазоры между деталями должны быть равномерными;
- Все кузовные элементы должны иметь одинаковый цвет и оттенок;
- Осмотрите кузов на отсутствие коррозии. Как правило, она возникает внизу дверей, у дренажных отверстий, на кромках колесных арок, порогах и некоторых других участках.
Лакокрасочное покрытие тоже нуждается в тщательном осмотре – шагрень лака должна быть одинаковой. Кроме этого, не лишним будет вооружиться специальным прибором для измерения толщины лакокрасочного слоя (толщинометром). Но если такого в арсенале нет, то во время подобной диагностики допускается использование простого магнита. Его необходимо прикладывать к разным точкам кузова, и если под краской находится плотный слой шпатлевки, то магнит будет держаться на нём заметно хуже, чем на целых поверхностях.
Салон – не менее важная часть автомобиля. Он должен быть чистым и опрятным. Небольшие потертости будут иметь место, но стертые до основания руль и накладки педалей должны насторожить и заставить подробнее узнать о пробеге авто. Но в данном случае стоит учитывать некоторые нюансы. Так, например, рули автомобилей Skoda быстро изнашиваются и уже к 120 000 км пробега будут далеко не в лучшем состоянии. Следовательно, подобные аспекты желательно узнавать заранее на автомобильных форумах и у специалистов.
Не лишней станет и проверка работоспособности элементов салона: подрулевых лепестков (если имеются), омывателей, стеклоочистителей, кондиционера или климат-контроля, печки, регулировки кресел и руля, стеклоподъемников и так далее.
Диагностика подвески, рулевого управления и тормозов
Менять какие-то детали ходовой части автомобиля придется в любом случае. Поэтому важно, чтобы эти расходы были минимальными. Если нет возможности отогнать авто для проведения диагностики на «яму», рекомендуем проехаться на нем как по ровному асфальту, так и по грунтовой дороге. В это время следует выключить музыку, открыть окна и внимательно прислушаться к посторонним звукам.
- Стуки и вибрация на руле могут говорить как о наличии неисправностей в подвеске, так и в рулевом управлении.
- На ровной дороге руль не должно тянуть в сторону, а в поворотах он обязан возвращаться в «ноль».
- На разной скорости усилитель руля, если таковой имеется, будет менять усилие на «баранке». Данный момент также стоит отметить.
- Что касается подвески, то на ухабах и неровностях не должно слышаться постоянных пробоев стоек, скрипов амортизаторов и других посторонних звуков (инструкция как проверить амортизаторы на машине).
- Недопустимо, чтобы во время езды автомобиль «рыскал» по дороге. Подобный эффект чаще всего отмечается на высоких скоростях у автомобилей с неисправной подвеской.
- Колодки обязаны работать тихо, не скрипеть и не свистеть. При торможении на руле не должно быть вибраций (их наличие – верный признак покоробленных тормозных дисков).
- Внимательно осмотрите покрышки: на сколько равномерный их износ, одинаков ли рисунок. Если одна сторона шины изношена сильнее другой, налицо проблемы в геометрии ходовой (нарушены углы развала-схождения).
- Все электронные системы безопасности (ABS, ESP и т. д.) также должны работать.
Всё выше перечисленное указывает на неисправности в подвеске, рулевом управлении или ходовой. Если вы не сумеете самостоятельно оценить техническое состояние указанных узлов, лучше будет доверить диагностику автомобиля специалистам.
Диагностика трансмиссии и двигателя автомобиля
Диагностика трансмиссии заключается в проверке работоспособности коробки переключения передач (КПП) и сцепления (на автомобилях с механической КПП). С большой долей вероятности самостоятельно вы сможете проверить только «механику»:
- Передачи должны включаться и выключаться четко;
- При трогании с места «дёргания» и рывки недопустимы (при условии, что вы умеете водить автомобиль с МКПП);
- На некоторых автомобилях определенные передачи просто не имеют синхронизаторов, поэтому с первого раза могут не включиться – об этом аспекте также нужно помнить.
Что касается АКПП (гидротрансформаторные коробки, вариаторы, преселективные трансмиссии, роботизированные КПП), то проверять их необходимо исключительно на СТО. Более подробно о достоинствах и недостатках автоматических КПП рекомендуем почитать в нашей статье «Что лучше: робот, автомат или вариатор».
После проверки КПП можно переходить к диагностике двигателя. Это важнейшая часть автомобиля. Начать диагностику силового агрегата следует с визуального осмотра.
- Если мотор стерильно чистый – это должно насторожить. Часто двигатель моют для того, чтобы скрыть подтеки моторного масла. Но не всегда. Бывает, что хозяин просто любит содержать автомобиль в чистоте.
- Если же движок пыльный – значит, никаких попыток что-либо скрыть не предпринималось.
- Уровень технических жидкостей в бачках также должен быть оптимальным (между отметками min и max).
- Стоит поинтересоваться о периодичности замены масла, фильтров, свечей и ремней. Но верить хозяину на слово не стоит – ремни необходимо поменять сразу же после покупки машины.
После внешнего осмотра заведите двигатель и послушайте как он работает. Мотор должен работать на холостом ходу ровно, без «троения», визга и скрипов. Во время езды машина должна ускоряться без явных провалов после нажатия на педаль газа. Из выхлопной трубы на прогретом двигателе не должно быть дыма и копоти.
Если у вас появятся хоть малейшие сомнения в исправности мотора, настоятельно рекомендуем показать машину автослесарю-мотористу, для полноценной квалифицированной диагностики двигателя при помощи специального оборудования.
И так, подведем итог. Провести диагностику б/у автомобиля перед его покупкой вполне возможно и своими руками, но полноценную диагностику на СТО (проверка компрессии, АКПП и другие моменты) такой подход не заменит. Расходы на профессиональный осмотр относительно невелики, зато это позволит вам не купить кота в мешке.