Особенности масляной системы двигателей КАМАЗ 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300
Смазочная система комбинированная с «мокрым» картером
Система включает масляный насос, фильтр очистки масла, водомасляный теплообменник, картер масляный, маслоналивную горловину, трубку указателя и указатель уровня масла.
Схема смазочной системы показана на рис. 1
Из картера 13 масляный насос 1 подает масло в фильтр очистки масла 3 и через водомасляный теплообменник 6 в главную магистраль, далее к потребителям.
В смазочную систему также включены клапан системы 2, обеспечивающий давление в главной масляной магистрали 400-550 кПа (4,0-5,5 кгс/см 2 ) при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, предохранительный клапан 14, отрегулированный на давление 931-1127 кПа (9.5-11,5 кгс/см 2 ), перепускной клапан 4, отрегулированный на срабатывание при перепаде давления на фильтре 150-220 кПа (1,5-2,2 кгс/см 2 ) и термоклапан 11 включения водомасляного теплообменника.
При температуре масла ниже 95 °С, клапан открыт и основной поток масла поступает в двигатель минуя теплообменник.
При температуре масла более 110° С, термоклапан закрыт и весь поток масла проходит через теплообменник, где охлаждается водой.
Тем самым обеспечивается быстрый прогрев двигателя после запуска и поддержание оптимального температурного режима в процессе эксплуатации.
Конструктивно термоклапан расположен в корпусе масляного фильтра.
Масляный насос (см. рисунок) закреплен на нижней плоскости блока цилиндров.
Ведущее зубчатое колесо напрессовано на передний конец коленчатого вала и имеет 64 зуба, ведомое 52, то есть передаточное отношение 0.8125.
Зазор в зацеплении приводных зубчатых колес регулируется прокладками, устанавливаемыми между привалочными плоскостями насоса и блока, который должен быть 0,15-0,35 мм, момент затяжки болтов крепления масляного насоса к блоку должен быть 49-68.6 Н.м (5-7 кгс.м).
Масляный насос шестеренчатый, односекционный. Содержит корпус 2, крышку 1 и шестерни.
В крышке расположен клапан смазочной системы 13, с пружиной 11. В нагнетающем канале установлен предохранительный клапан, состоящий из шарика, пружины и регулировочных шайб.
Масляный фильтр (см. рисунок) закреплен на правой стороне блока цилиндров и состоит из корпуса 1, двух колпаков 9 и 11, в которых установлены полнопоточный 8 и частично-поточный 4 фильтроэлементы.
Колпаки на резьбе вворачиваются в корпус. Уплотнение колпаков в корпусе осуществляются кольцами 2 и 3.
В корпусе фильтра также расположен перепускной клапан 15 и термоклапан включения водомасляного теплообменника.
Очистка масла в фильтре комбинированная.
Через полнопоточный фильтроэлемент 8 проходит основной поток масла перед поступлением к потребителям, тонкость очистки масла от примесей при этом составляет 40 мкм.
Через частично — поточный фильтроэлемент 4 проходит 3-5 л/мин. где удаляются примеси размерами более 5 мкм.
Из частично-паточного элемента масло сливается в картер. При такой схеме достигается высокая степень очистки масла от примесей.
Масляный картер штампованный, крепится к блоку цилиндров через резинопробковую прокладку. Момент затяжки болтов крепления картера 8 — 17,8 Нм (0,8 — 1,8 кгс.м).
Термоклапан включения водомасляного теплообменника состоит из подпружиненного поршня 13 с термосиловым датчиком 6.
При температуре ниже 93 °С поршень 13 находится в верхнем положении и основная часть потока масла, минуя теплообменник, поступает в двигатель.
При достижении температуры масла (95+2) °С омывающего термосиловой датчик 6, активная масса, находящаяся в баллоне, начинает плавиться и, увеличиваясь в объеме, перемещает шток датчика и поршень 13.
При температуре масла (110+2) °С поршень 13 разобщает полости в фильтре до и после теплообменника и весь поток масла идет через теплообменник.
При превышении температуры масла выше 115 °С срабатывает датчик температуры и на щитке приборов загорается сигнальная лампочка.
Водомасляный теплообменник (рис. Фильтр масляный с теплообменником) установлен на масляном фильтре, кожухотрубного типа, сборный.
Внутри трубок проходит охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя, снаружи — масло.
Со стороны масла трубки имеют оребрение в виде охлаждающих пластин.
Поток масла в теплообменнике четыре раза пересекает трубки с водой, чем достигается высокая эффективность охлаждения масла.
На двигатели 740.11-240, 740.13-260 и 740.14-300 устанавливаются два типа теплообменников:
— 740.11-1013200 на двигатель 740.11-240,
— 740.20-1013200 на двигатели 740.13-260 и 740.14-300, которые отличаются длиной.
Система вентиляции картера (см. рисунок) открытая, циклонного типа. Картерные газы отводятся из штанговой полости второго цилиндра, через угольник 1, в котором установлен завихритель 2.
При работе двигателя картерные газы, проходя через завихритель 2, получают винтовое движение.
За счет действия центробежных сил капли масла, содержащиеся в газах, отбрасываются к стенке трубы 4 и через трубку 6 сливаются обратно в картер.
Очищенные картерные газы удаляются в атмосферу.
Возможные неисправности системы смазки дизеля и способы устранения
Неисправность
Повышенный расход масла
— Длительная работа двигателя на оборотах холостого хода.
Без необходимости не работать на оборотах холостого хода двигателя.
— Утечка масла через соединения в смазочной системе турбокомпрессора.
Подтянуть соединения, при необходимости заменить прокладки и резиновые рукава.
— Износ сопряжения клапан-втулка в головке цилиндров, старение резиновой манжеты клапана.
Проверить и заменить изношенные детали.
— Засорение воздухоочистителя или колпака воздухозаборника.
Провести обслуживание воздухоочистителя и очистить сетку колпака.
Понижение давления масла в смазочной системе
— Низкий уровень масла в масляном картере.
Проверить и при необходимости долить масло до отметки «В»
— Неисправность приборов контроля давления
Убедиться в исправности приборов
— Применение масла не соответствующей вязкости
Заменить масло на соответствующее химмотологической карте.
— Загрязнение фильтрующих элементов масляного фильтра
Заменить фильтрующие элементы.
— Нарушение регулировки или заедание предохранительного клапана или клапана смазочной системы
Проверить клапаны и устранить заедание, при необходимости отрегулировать или заменить неисправные детали.
— Засорение заборника масляного насоса
— Попадание охлаждающей жидкости в масло
Проверить герметичность водяной полости, уплотнение гильз цилиндров, герметичность водомасляного теплообменника, неисправные детали заменить.
— Утечки масла в местах соединений и масляных магистралях смазочной системы
Проверить состояние технологических заглушек, пробок, затяжку крепежных деталей в местах соединений, состояние уплотнительных колец и прокладок
— Нарушение работоспособности масляного насоса
Снять насос и на специальном стенде проверить работоспособность.
— Недопустимое возрастание зазора в подшипниках коленвала и распредвала
Произвести ремонт двигателя.
Загорание сигнализатора аварийной температуры масла
— Неисправность датчика аварийной температуры масла
Убедиться в исправности датчика, при необходимости заменить.
— Заедание термоклапана включения теплообменника, неисправность термосилового датчика
Проверить работу термоклапана включения теплообменника, при необходимости устранить заедания или заменить датчик.
— Засорение трубок или загрязнение охлаждающих пластин
Проверить водомасляный теплообменник на предмет засорения трубок и загрязнения охлаждающих пластин, при необходимости промыть или заменить теплообменник.
Повышение давления масла в смазочной системе
— Высокая вязкость масла
Заменить масло на соответствующее химмотологической карте
— Нарушение герметичности линии управляющего сигнала соединяющей главную масляную магистраль с насосом или ее засорение
Проверить трубу подвода масла к насосу, затяжку болтов крепления, наличие отверстия в крышке
— Заедание или нарушение регулировки клапана смазочной системы.
Проверить клапан и устранить заедание, при необходимости заменить неисправные детали.
Ремонт элементов масляной системы
Для разборки, сборки и проверки масляного насоса:
— слейте масло из картера, выверните болты крепления и снимите картер;
— снимите всасывающую трубку 4 (рис.) с фланцем, кронштейном и чашкой в сборе и трубку подводящую клапана системы смазывания;
— выверните болты крепления масляного насоса 1, снимите насос;
— снимите шестерню масляного насоса съемником И80 1.02.000 (рис.), для этого болты 3 вверните до упора их в шестерню 5, винт 1 уприте в торец вала.
Вращая рукоятку, вверните винт в траверсу до полного снятия шестерни;
— выверните болты крепления нагнетающей и радиаторной секций масляного насоса и разберите его;
— замерьте радиальный и торцовый зазоры нагнетающей и радиаторной секций, зазоры в зацеплении зубьев шестерен в радиаторной и нагнетающей секциях, между ведущим валом и отверстием в корпусе, между осью и шестерней. При необходимости замените изношенные детали;
— при сборке насоса не допускайте повторное использование отгибных шайб.
После сборки насоса валик должен проворачиваться от руки плавно, без заеданий;
— испытайте насос на стенде с использованием масла М10Г2К или М10ДМ.
При частоте вращения валика 2800 — 60 мин -1 и разрежении на всасывании 12-15 кПа подача насосом должна быть не менее 130 л/мин при давлении на выходе 0,35 — 0,40 МПа;
— отрегулируйте давление срабатывания клапана смазочной системы, которое должно быть 0,40 — 0,45 МПа.
Для регулирования допускается использование не более 3-х шайб, устанавливаемых под пружину.
При несоответствии давления-начала открытия клапана, замените пружину. Повторное использование шплинта пробки не допускается.
Моменты затяжки резьбовых соединений, Н.м (кгс.м)
Болты крепления масляного насоса 49,0 — 68,6 (5 — 7)
Болты крепления крышки 39,2 — 54,9 (4 — 5,6)
Болты крепления трубки к насосу 19,6-24,5 (2-2,5)
Колпаки масляного фильтра 49,0- 58,8 (5 — 6)
Пробка термоклапана фильтра 47,0- 58,8 (4,8 — 6)
Сливные пробки колпаков 24,5-39,2 (2,5-4,0)
Болты крепления масляного фильтра 88,2-112,6 (9,0-12,5)
Гайка крепления ведомой шестерни привода масляного насоса 98,1-117,6 (10-12)
Размеры деталей и допустимый износ, мм
Диаметр шестерен 55,44 — 55,47
Допустимый диаметр шестерен 55,4
Радиальный зазор между зубьями шестерен и стенкой корпуса 0,130-0,206
Допустимый радиальный зазор 0,25
Высота шестерен 34,913 -34,975
Допустимая высота шестерен 34,900
Глубина колодца 35,050-35,089
Торцовой зазор 0,075-0,176
Допустимый торцевой зазор 0,2
Диаметр шеек валика 19,920 — 19,899
Допустимый диаметр шеек 19,85
Диаметр втулок в корпусе под шейки валика 19,98-19,959
Допустимый диаметр втулок 20,10
Диаметр оси 19,987 — 20.000
Допустимый диаметр оси 19,85
Диаметр втулок ведомой шестерни 20,040-20,073
Допустимый диаметр втулок 20,080
Диаметр плунжера клапана 15,968-15,941
Допустимый диаметр плунжера 15,92
Диаметр отверстия в крышке под клапан 16,000-16,027
Усилие пружины клапана сжатой до размера 44 мм, Н 60-74
Для разборки, сборки и проверки фильтра масляного:
— слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя;
— выверните сливные пробки с колпаков и слейте масло из фильтра;
— отсоедините патрубки подвода и отвода охлаждающей жидкости к теплообменнику;
— выверните пять болтов крепления и снимите фильтр с теплообменником;
— отверните гайки и отсоедините теплообменник от фильтра;
— выверните колпаки из корпуса, промойте внутреннюю полость дизельным топливом, проверьте целостность уплотнительных колец, упорных пружин, при повреждении замените;
— собранный фильтр проверьте на герметичность сжатым воздухом 490 кПа в воде;
— проверьте давление начала открытия перепускного клапана, которое должно быть 0,147-0,216 МПа;
— проверьте работоспособность термоклапана включения теплообменника.
При температуре масла (50-70) °С расход через клапан должен быть не менее 70 л/мин при давлении 0,147 кПа и не более 5 л/мин при температуре 100-110 °С.
При необходимости замените термосиловой датчик ТС 103-1306090-30.
Для разборки, сборки и проверки работы водомасляного теплообменника:
— установите заглушки на фланцы подвода масла и опрессуйте масляную полость давлением 0,79-0,83 МПа в воде, при обнаружении негерметичности снимите подводящий и отводящий коллекторы теплообменника и выньте сердцевину из корпуса, замените уплотнительные кольца или, при повреждении трубок сердцевину.
Датчик давления масла КАМАЗ – Где расположен и как поменять
Мало кто из владельцев интересовался, где на КамАЗе датчик давления масла, в то же время, это простое устройство говорит о многом. Стабильность и долгосрочность работы силовой установки напрямую связана со смазкой узлов и деталей. Давление смазывающей жидкости в каналах двигателя, даёт полное представление о проходящих внутри агрегата процессах.
Датчик, устанавливаемый рядом с остовом мотора, предоставляет информацию об уровне давления масла на автомобиле КамАЗ. Полученная информация передаётся на панель приборов водителю, анализируется и, при нарушении нормы, помогает принять адекватное решение по комплексу дальнейших мер. Чтобы не допустить выхода из строя силовой установки, каждый водитель КамАЗ обязан владеть знаниями по проверке работоспособности датчика или замене прибора контроля.
Роль смазки в двигателе
Прежде, чем рассматривать устройство и виды датчиков, разберёмся, так ли важна смазка в двигателе. Рассчитывая силовую установку, конструкторы делают поверхности узлов и механизмов как можно прочнее. Это помогает увеличить срок работы агрегата и качество выполняемых функций. Поскольку изделия контактируют друг с другом, возникающая между ними сила трения приводит к износу механизмов. Смазка деталей, единственный способ борьбы с трением.
Циркуляция масла по каналам под давлением, условие выполнения возложенных функций. Способ, проконтролировать правильность показателей, это датчик давления масла, аналогичный прибору, установленному на КамАЗ 740.
Поддерживая работоспособность и функциональность мотора, смазка выполняет:
- Покрытие поверхностей деталей ровным слоем масла;
- Отвод некоторого количества тепла;
- Удаление частиц грязи и абразива;
- Противодействие окислению;
- Усиление связи и соединения деталей;
- Выполнение роли рабочего тела.
Учитывается, что величина давления контролируется на прогретой до температуры 70°С установке. Нормальные обороты двигателя КамАЗ, 2600 мин-1. Значение стандартного давления 0,45-0,5 МПа.
Датчик давления масла КамАЗ
На автомобиле много контрольно измерительных приборов, датчик давления масла КамАЗ Камминз относится к такому устройству. Принцип работы зависит от давности выпуска машины. Новые модели укомплектовываются электрическими устройствами, старые оснащены механическими измерителями.
Назначение датчика
Масляная система, обязательный атрибут двигателя внутреннего сгорания. Чтобы жидкость выполняла возложенные функции, поддерживается требуемый уровень вещества, рабочее давление и качество. Уровень отслеживается контрольным щупом, необходимое качество поддерживается при помощи фильтрующего элемента, а вот за давление смазки отвечает датчик. Похожий прибор, датчик давления топлива КамАЗ Евро 4 контролирует напор солярки. Разница в химическом составе жидкостей и расположении устройств. Топливный измеритель установлен на рампе, масляный ставят на двигателе.
Датчики давления двух видов:
- Механический датчик;
- Электрический датчик.
Электрический датчик давления масла (Cummins):
Электрический датчик отслеживает критические отклонения давления от нормы. При опасности, электрический датчик сигнализирует о неполадках, зажигая лампочку доски приборов. Механическое устройство отображает в цифровом виде уровень давления.
Поскольку показатели механики точней, владельцы предпочитают устанавливать их на двигатель вместо штатного электрического прибора. Так, электронный датчик на двигателе КамАЗ 740.30-260 часто меняют на механическое устройство. Преимущество проводимой замены в том, что стоимость детали не высока, купить прибор можно везде, снятые показатели несут больше информации. Так же можете прочитать про Управление КамАЗом.
Где находится датчик давления на КамАЗе
Конструкция измерительного прибора проста:
- Кожух, выполненный из стали;
- Упругая перепонка;
- Шток;
- Контакты.
Датчик напора смазки КамАЗ:
Не зависимо от того, какой тип измерителя используется КамАЗе, крепление у изделий стандартное. Как правило, датчик давления масла устанавливается на КамАЗе на остове силового агрегата, на кронштейне, где находится масляный фильтрующий элемент.
Штатный электрический датчик
На двигателях, КамАЗ 740.31.240, транспорте КамАЗ-43118, 43114 и др., как штатный измерительный прибор давления смазки используют изделие ММ370. Этот контрольный механизм производится в городе Владимир. Визуально, устройство представляет собой цилиндр с резьбовым соединением в нижней части. Резьба соединяет деталь с рабочей зоной системы смазки. Верхняя часть используется для подключения проводов.
Измеритель напора смазки автомобиля КамАЗ ММ-370:
Технические характеристики электрического устройства ММ-370
Показатель | Значение |
Длина, мм. | 70 |
Цилиндр, сечение, мм. | 40 |
Резьбовое соединение | М14 на 1,5 |
Шестигранник, мм | 19 |
Промежуток давлений, кгс/см 2 | 0-10 |
Сопротивление, Ом | 159-173 |
Принцип работы измерительного устройства
Отличие электрического и механического датчиков заключается в принципе работы. Конструктивно, электронный датчик давления масла, устанавливаемый на КамАЗ Евро 2 и другие автомобили проще, чем механический аналог. Смысл использования, вовремя проинформировать пользователя об опасности, связанной с падением напора. Состав электронного прибора: кожух, перепонка, шток, контакты. Так же есть лампа, выведенная на приборную панель.
Если напор жидкости соответствует заданному уровню, пластина внутри датчика сжимается. Деформация пластины, заставляет двигаться стержень, размыкающий контакты. Разомкнутая цепь автомобиля не даёт загореться индикатору на приборной панели.
Низкого напора жидкости не хватает, что бы мембрана сдвинула стержень, толкатель не двигается. Цепь в данном случае постоянно замкнута, горит индикатор, предупреждающий водителя о неполадках в силовой установке. Дальнейшая эксплуатация мотора чревата серьёзными поломками, поэтому водитель должен в кратчайшие сроки выявить неполадки. Такие изделия устанавливают на моторы КамАЗ 740.31-240, соответствующие стандарту Евро-2 и др.
Схема электронного измерительного прибора напора смазки:
Механический прибор конструктивно отличается. Так, кроме корпуса, толкателя и мембраны в устройстве устанавливают обмотку, выполненную из нихрома, ползунок и другие, менее важные детали. Принцип работы заключается в перемещении штоком толкателя ползунка по панели из нихрома. На шкалу с цифрами подаётся информация о том, где сейчас расположен ползунок. Мембрана двигает толкатель посредством изменения напора, шток жестко соединён с сопротивлением. Информация отражается на указателе приборной панели стрелочного типа.
Схема измерительного прибора напора смазки (механика):
Датчики такого типа предоставляют больше информации, по сравнению с электронными устройствами, поэтому их популярность растёт. Этими механизмами укомплектованы двигатели КамАЗ 740.63-400, соответствующие стандарту Евро-3, Евро–4.
Определение неисправности
В случае, если при движении на автомобиле КамАЗ загорелась лампочка, предупреждающая о низком давлении масла, выполняется проверка датчика на работоспособность. Как можно быстрей остановите транспортное средство, выключите силовую установку и выполните действия:
- Осмотрите силовую установку, обратите внимание, не повреждён ли картер, нет ли течей масла;
- При нарушении поддона попробуйте устранить течь, примените герметический состав, либо другие средства, с помощью которых доберётесь до гаража;
- Проследите за уровнем смазки, используйте щуп, при необходимости добавьте жидкости. Заведите мотор, если лампа не горит – поломка из-за нехватки масла;
Проверка уровня смазки:
- Установите манометр вместо датчика напора смазки. Показатель 0.7 кг/см при холостой работе с последующим ростом оборотов и значения соответственно, говорит о неисправности прибора измеряющего напор смазки;
- Если проведенные манипуляции не помогли найти причину горения лампочки, автомобиль КамАЗ доставляется до ближайшей станции, поиск продолжают там.
Замена контрольного прибора
Демонтаж и установка нового оборудования, благодаря удачному расположению датчика не представляет труда. При проведении манипуляций, выполняют действия:
- Выключить зажигание силовой установки, открыть капот автомобиля;
- Снять с датчика шланг, демонтировать изделие с держателя;
- Посадочное гнездо обработайте герметичным раствором, поставьте новый прибор;
- Подсоедините к датчику шланг, предварительно намазав герметичным раствором;
- Подсоедините шланг к манометру.
Ежедневный контроль уровня масла, давления жидкости, качества топлива, непременное условие нормальной эксплуатации силовой установки КамАЗ. Выполняемые процедуры не представляют сложности, поэтому проводятся водителями любой квалификации. В то же время, пренебрежение этими простыми манипуляциями приведёт к серьезным и непоправимым последствиям, которые легче предупредить, чем устранять.