Д243 двигатель руководство по пользованию
Руководство по эксплуатации двигателей Д-243 и Д-245
1. ОПИСАНИЕ И РАБОТА
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ
3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
- 3.1 Общие указания
- 3.2 Виды и периодичность технического обслуживания
- 3.3 Порядок технического обслуживания дизеля
- 3.4 Указания по выполнению работ по техническому обслуживанию
- 3.4.1 Проверка уровня масла в картере дизеля
- 3.4.2 Проверка уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения
- 3.4.3 Слив отстоя из фильтра грубой очистки топлива
- 3.4.4 Проверка натяжения ремня вентилятора
- 3.4.5 Проверка уровня и состояния масла в поддоне воздухоочистителя
- 3.4.6 Замена масла в картере дизеля
- 3.4.7 Очистка ротора центробежного масляного фильтра
- 3.4.8 Проверка зазора между клапанами и коромыслами
- 3.4.9 Слив отстоя из фильтра тонкой очистки топлива
- 3.4.10 Очистка и промывка воздухоочистителя
- 3.4.11 Проверка герметичности соединений воздухоочистителя и впускного тракта
- 3.4.12 Промывка фильтрующих элементов воздухоочистителя пускового двигателя
- 3.4.13 Проверка затяжки болтов крепления головки цилиндров
- 3.4.14 Промывка сапуна дизеля
- 3.4.15 Замена фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки
- 3.4.16 Промывка фильтра грубой очистки топлива
- 3.4.17 Проверка зазора между электродами свечи пускового двигателя
- 3.4.18 Проверка зазора между контактами прерывателя магнето пускового двигателя и смазка кулачка прерывателя
- 3.4.19 Промывка карбюратора, топливоподводящего штуцера, фильтра- отстойника и топливного бака пускового двигателя
- 3.4.20 Проверка уровня и замена смазки в корпусе редуктора пускового двигателя
- 3.4.21 Проверка и регулировка муфты включения редуктора пускового двигателя
- 3.4.22 Проверка топливных насосов 4УТНИ и 4УТНИ-Т на стенде
- 3.4.23 Проверка и регулировка установочного угла опережения впрыска топлива
- 3.4.24 Проверка форсунок на давление начала впрыска и качество распыла топлива
- 3.4.25 Проверка и регулировка устойчивой работы дизеля на частичных режимах холостого хода
- 3.4.26 Проверка состояния стартера дизеля
- 3.4.27 Проверка состояния стартера пускового двигателя
- 3.4.28 Обслуживание и промывка системы охлаждения
- 3.4.29 Обслуживание генератора
- 3.4.30 Обслуживание электрофакельного подогревателя
- 3.4.31 Обслуживание турбокомпрессора
Дизели д-243 д-245 и их модификации руководство по эксплуатации 243- 100рэ
Открытое акционерное общество
“МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД”
Дизели Д-243, Д-245
и их модификации
РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
1 ОПИСАНИЕ И РАБОТА 4
1.1 Описание и работа дизеля 4
1.1.1 Назначение дизеля 4
1.1.2 Технические характеристики 5
1.1.3 Состав дизеля 7
1.2 Описание и работа составных частей дизеля 10
1.2.1 Общие сведения 10
1.2.2 Описание 11
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ 24
2.1 Подготовка дизеля к использованию 24
2.2 Использование дизеля 24
2.2.1 Порядок действия обслуживающего персонала 24
2.2.3 Требования безопасности 15
3 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ 15
3.1 Общие указания 15
3.2 Виды и периодичность технического обслуживания 16
3.3 Порядок технического обслуживания дизеля 17
3.4 Указания по выполнению работ по техническому 20
3.4.1 Проверка уровня масла в картере дизеля 20
3.4.2 Проверка уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения 21
3.4.3 Слив отстоя из фильтра грубой очистки топлива 21
3.4.5 Проверка уровня и состояния масла в поддоне воздухоочистителя 22
3.4.6 Замена масла в картере дизеля 23
3.4.7 Очистка ротора центробежного масляного фильтра 23
3.4.8 Проверка зазора между клапанами и коромыслами 24
3.4.9 Слив отстоя из фильтра тонкой очистки топлива 25
3.4.10 Очистка и промывка воздухоочистителя 26
3.4.11 Проверка герметичности соединений воздухоочистителя и впускного тракта 27
3.4.12 Промывка фильтрующих элементов воздухоочистителя
пускового двигателя 27
3.4.13 Проверка затяжки болтов крепления головки цилиндров 27
3.4.14 Промывка сапуна дизеля 28
3.4.15 Замена фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки 28
3.4.16 Промывка фильтра грубой очистки топлива 30
3.4.17 Проверка зазора между электродами свечи пускового двигателя 31
3.4.18 Проверка зазора между контактами прерывателя магнето
пускового двигателя и смазка кулачка прерывателя 32
3.4.19 Промывка карбюратора, топливоподводящего штуцера, фильтра- отстойника и топливного бака пускового двигателя 32
3.4.20 Проверка уровня и замена смазки в корпусе редуктора
пускового двигателя 33
3.4.21 Проверка и регулировка муфты включения редуктора пускового двигателя 33
3.4.22 Проверка топливных насосов 4УТНИ и 4УТНИ-Т на стенде 34
3.4.23 Проверка и регулировка установочного угла опережения впрыска топлива 37
3.4.24 Проверка форсунок на давление начала впрыска и качество распыла топлива 39
3.4.26 Проверка состояния стартера дизеля 41
3.4.27 Проверка состояния стартера пускового двигателя 42
3.4.28 Обслуживание и промывка системы охлаждения 42
3.4.29 Обслуживание генератора 43
3.4.30 Обслуживание электрофакельного подогревателя 43
3.4.31 Обслуживание турбокомпрессора 44
4 ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ 44
4.1 Основные указания по разборке и сборке дизеля 44
4.2 Текущий ремонт составных частей дизеля 48
Водяной насос 48
4.2.1 Основные указания по разборке и сборке водяного насоса 49
6 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ 52
7 УТИЛИЗАЦИЯ 52
Настоящее руководство по эксплуатации предназначено для операторов, водителей и мотористов машин и агрегатов, на которых устанавливаются дизели Д-243, Д-245 и их модификации.
Настоящее руководство по эксплуатации содержит краткое техническое описание, правила эксплуатации и технического обслуживания дизелей Д-243, Д-245 и их модификаций.
Надежная длительная работа дизелей зависит от своевременного и качественного выполнения всех указаний настоящего руководства по эксплуатации.
В связи с постоянным совершенствованием дизелей в конструкции отдельных сборочных единиц и деталей могут быть внесены изменения, не отраженные в настоящем руководстве по эксплуатации.
1 ОПИСАНИЕ И РАБОТА
1.1 Описание и работа дизеля
1.1.1 Назначение дизеля
Область применения дизелей — места с неограниченным воздухообменом.
Дизели рассчитаны на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от плюс 40 С до минус 45 С.
Дизели Д-243, Д-245 и их модификации предназначены для установки на тракторы класса 14-20 кН тяги, сельскохозяйственные, лесные и промышленные машины и агрегаты различного назначения.
1.1.2 Технические характеристики
Основные параметры и характеристики дизелей приведены в таблице 1.
Четырехтактный дизель, без турбонаддува
Четырехтактный дизель с турбонаддувом
Четырехтактный дизель с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха
Четырехтактный дизель с турбонаддувом
2 Способ смесеобразования
Непосредственный впрыск топлива
3 Число цилиндров
4 Порядок работы цилиндров
5 Диаметр цилиндра
7 Рабочий объем цилиндров
8 Допустимый продольный и поперечный наклон работающего дизеля, не более
9 Мощность по ГОСТ 18509-88:
10 Допуск на номинальную и эксплуатационную мощность
11 Номинальная частота вращения
12 Максимальная частота вращения холостого хода, ограничиваемая регулятором, не более
13 Минимальная устойчивая частота вращения холостого хода, не более
14 Степень сжатия (расчетная)
15 Направление вращения коленчатого вала дизеля по ГОСТ 22836-77
Правое (по часовой стрелке)
16 Максимальный крутящий момент (расчетный по ГОСТ 18509-88 с учетом номинального коэффициента запаса крутящего момента)
Продолжение таблицы 1
17 Частота вращения при максимальном значении крутящего момента, не менее
18 *Удельный расход топлива на режиме номинальной мощности
19 *Удельный расход топлива на режиме эксплуатационной мощности
20 Общий расход масла с учетом замены за весь гарантийный срок работы, не более
% к расходу топлива
21 Давление масла в главной магистрали системы смазки дизеля при температуре 85-95°С:
— при номинальной частоте вращения
— при минимальной частоте вращения холостого хода, не менее
22 Масса дизеля сухого с вентилятором, генератором, воздухоочистителем, без муфты сцепления
ТКР 6 или С1470В/8.12М
ТКР 6-01 или С1470В/6.12М
24 Пусковое устройство:
24.3708 или 20.3708
1 Показатели мощности и расхода топлива дизелей даны для стандартных атмосферных условий и плотности топлива:
— атмосферное давление 101,3 кПа;
— температура воздуха 20°С;
— относительная влажность воздуха 50%;
— плотность топлива 0,83 т/м 3 .
При замерах показаний дизеля в условиях, отличных от стандартных, значения мощности и удельного расхода топлива необходимо корректировать в соответствии с ГОСТ 18509-88.
2* Удельный расход топлива считается подтвержденным, если отклонение не превышает 3%.
3** Вместо стартера 24.3708 может устанавливаться стартер СТ-142М или AZJ 3124, или AZJ 3385, или 9142 780.
Вместо стартера 20.3708 может устанавливаться стартер СТ-142Н или AZJ 3352, AZJ 3381, или 9172 780.
1.1.3 Состав дизеля
Дизели Д-243 (рисунок 1) и Д-245 (рисунки 3, 4) являются базовыми моделями. Их модификации отличаются от базовой модели регулировкой по мощности, комплектностью, системой пуска, конструкцией некоторых деталей.
В зависимости от назначения дизели могут комплектоваться дополнительными сборочными единицами: пневмокомпрессором, шестеренным насосом усилителя рулевого управления с приводом, дисками муфты сцепления в сборе.
При установке на трактор (машину) дизель должен быть доукомплектован водяным и масляным радиаторами, приборами электрооборудования, а также контрольными приборами.
Дизели имеют запуск от электростартера или пускового двигателя. Марка дизеля с запуском от пускового двигателя имеет литеру «;Л»; (например: Д-243Л).
Конструктивные отличия дизелей от базовой модели:
— на дизелях Д-241, Д-241Л изменен выпускной коллектор с установкой глушителя в зоне четвертого цилиндра;
— на дизелях Д-242, а также на дизелях Д-242Л, Д-244, Д-244Л применены коленчатый вал без противовесов, вентилятор диаметром 450 мм, диаметр шкива коленчатого вала 170 мм.
Основные отличия дизеля Д-245 от Д-243:
— изменена конструкция патрубков впускного и выпускного коллекторов, шкивов коленчатого вала, водяного насоса и генератора;
— введен дополнительный клиновой ремень для привода вентилятора и генератора;
— в коренных опорах блока цилиндров предусмотрены специальные форсунки для охлаждения поршней струями масла;
— топливный насос с противодымным корректором (ПДК);
— головка цилиндров имеет вставные седла клапанов, изготовленные из жаропрочного и износостойкого сплава;
— под первое компрессионное кольцо в поршне залита вставка из специального чугуна;
— поршень имеет три канавки под поршневые кольца;
— трапецеидальное верхнее компрессионное кольцо;
— коленчатый вал и шатуны изготовлены из более прочных материалов;
— шестилопастный вентилятор диаметром 450 мм;
— масляный насос большей производительности;
— воздухоочиститель диаметром 270 мм;
— центробежный масляный фильтр имеет повышенную пропускную способность;
— более длинные пальцы маховика в связи с установкой двухдисковой муфты сцепления.
Основные отличия дизеля Д-245.2 от Д-245:
— установлен охладитель наддувочного воздуха;
— измененные регулировочные параметры топливного насоса;
На дизелях могут устанавливаться приводы тахоспидометра, соответствующие номинальной частоте вращения коленчатого вала.
На корпусе привода тахоспидометра имеется маркировка. Цифра 40 указывает, что редуктор предназначен для дизеля с номинальной частотой вращения 1700 мин , 50- 1800 мин , 80 — 2100 мин , 90 — 2200 мин .
Рисунок 1 — Дизель Д-243 (вид справа).
Рисунок 2 — Дизель Д-243 Л (вид слева).
Рисунок 3 — Дизель Д-245 (вид слева).
Рисунок 4 — Дизель Д-245 (вид справа)
1.2 Описание и работа составных частей дизеля
1.2.1 Общие сведения
Дизель, в соответствии с рисунком 5, состоит из блока цилиндров, головки цилиндров, кривошипно-шатунного механизма, механизма газораспределения, а также узлов и агрегатов систем питания, смазки, охлаждения, пуска и электрооборудования.
1 — насос масляный; 2 — вентилятор; 3 — водяной насос; 4 — палец поршневой; 5 — шатун;
6 — колпак; 7 — поршень; 8 — гильза цилиндров; 9 — крышка головки цилиндров; 10 — головка цилиндров; 11 — блок цилиндров; 12 — маховик; 13 — противовес; 14 — вал коленчатый; 15 — маслоприемник.
Рисунок 5 — Дизель Д-243 (продольный разрез).
1.2.2 Описание
1.2.2.2 Головка цилиндров
Головка цилиндров представляет собой чугунную отливку, во внутренних полостях которой имеются впускные и выпускные каналы, закрываемые клапанами. Для обеспечения отвода тепла головка цилиндров имеет внутренние полости, в которых циркулирует охлаждающая жидкость.
Головка цилиндров дизеля Д-245 имеет вставные седла клапанов, изготовленные из жаропрочного и износостойкого сплава. На головке цилиндров сверху устанавливаются стойки, ось коромысел с коромыслами, крышка головки, впускной коллектор и колпак крышки, закрывающий клапанный механизм. Со стороны топливного насоса в головке установлены четыре форсунки, а со стороны генератора к головке крепится выпускной коллектор. Для уплотнения разъема между головкой и блоком цилиндров установлена прокладка из армированного перфорированным стальным листом асбестового или безасбестового полотна. Отверстия для гильз цилиндров и масляного канала окантованы стальными обечайками. При сборке дизеля на заводе цилиндровые отверстия прокладки дополнительно окантовываются фторопластовыми разрезными кольцами.
1.2.2.1 Блок цилиндров
Блок цилиндров является основной корпусной деталью дизеля и представляет собой жесткую чугунную отливку. В вертикальных расточках блока установлены четыре съемные гильзы, изготовленные из специального чугуна.
Гильза устанавливается в блок цилиндров по двум центрирующим поясам: верхнему и нижнему. В верхнем поясе гильза закрепляется буртом, в нижнем — уплотняется двумя резиновыми кольцами, размещенными в канавках блока цилиндров.
Гильзы по внутреннему диаметру сортируются на три размерные группы: большая (Б), средняя (С) и малая (М). Маркировка группы наносится на заходном конусе гильзы. Размеры гильз приведены в разделе 4.1. На дизеле устанавливаются гильзы одной размерной группы.
Между стенками блока цилиндров и гильзами циркулирует охлаждающая жидкость.
Торцовые стенки и поперечные перегородки блока цилиндров имеют приливы, предназначенные для образования опор коленчатого вала. На эти приливы установлены крышки. Приливы вместе с крышками образуют постели для коренных подшипников. Постели под вкладыши коренных подшипников расточены с одной установки в сборе с крышками коренных подшипников. Менять крышки местами не допускается.
Блок цилиндров имеет продольный канал, от которого по поперечным каналам масло поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и подшипникам распределительного вала.
Блок цилиндров дизеля Д-245 во второй и четвертой верхних опорах коленчатого вала имеет форсунки, которые служат для охлаждения поршней струей масла.
На наружных поверхностях блока цилиндров имеются обработанные привалочные плоскости для крепления центробежного масляного фильтра, водяного насоса, фильтров грубой и тонкой очистки топлива, маслозаливной горловины.
1.2.2.3 Кривошипно-шатунный механизм
Основными деталями кривошипно-шатунного механизма являются: коленчатый вал, поршни с поршневыми кольцами и пальцами, шатуны, коренные и шатунные подшипники, маховик.
Коленчатый вал — стальной, имеет пять коренных и четыре шатунные шейки. В шатунных шейках коленчатого вала имеются полости для дополнительной центробежной очистки масла. Полости шеек закрыты резьбовыми заглушками.
Осевое усилие коленчатого вала воспринимается четырьмя полукольцами, установленными в расточках блока цилиндров и крышки пятого коренного подшипника. Для уменьшения нагрузок на подшипники от сил инерции на первой, четвертой, пятой и восьмой щеках коленчатого вала устанавливаются противовесы. Спереди и сзади коленчатый вал уплотняется манжетами. На передний конец вала устанавливаются шестерня привода газораспределения (шестерня коленчатого вала), шестерня привода масляного насоса, шкив привода водяного насоса и генератора. На задний фланец вала крепится маховик.
Коленчатый вал может изготавливаться и устанавливаться на дизель двух производственных размеров (номиналов). Коленчатый вал, шатунные и коренные шейки которого изготовлены по размеру второго номинала, имеет на первой щеке дополнительную маркировку. Размеры коренных, шатунных шеек и соответствующая маркировка коленчатого вала приведены в разделе 4.1. Коленчатый вал дизеля Д-245 изготавливается из легированной стали, имеет маркировку (Б) на восьмой шейке.
Поршень изготавливается из алюминиевого сплава. В днище поршня выполнена камера сгорания. В верхней части поршень имеет четыре канавки (поршень Д-245 – три канавки) — в первые три устанавливаются компрессионные кольца, в четвертую — маслосъемное кольцо. В поршне дизеля Д-245 в канавку под верхнее компрессионное кольцо трапецеидальной формы залита вставка из специального чугуна. В бобышках поршня расточены отверстия под поршневой палец.
Поршни по наружному диаметру юбки сортируются на три размерные группы (Б, С, М). Маркировка группы наносится на днище поршня. Размеры поршней приведены в разделе 4.1. При установке на дизель гильзы и поршни должны быть одной размерной группы.
Поршневые кольца изготовлены из чугуна. Верхнее компрессионное кольцо дизеля Д-243 хромированное, в сечении прямоугольное, без маркировки, устанавливается в канавке произвольно. Второе и третье компрессионные кольца конусные, на торцовой поверхности у замка имеют маркировку «;верх»;(«ТОР»). Маслосъемное кольцо коробчатого типа со спиральным стальным расширителем.
Верхнее компрессионное кольцо дизеля Д-245 выполнено из высокопрочного чугуна, в сечении имеет форму равнобокой трапеции, на торцовой поверхности имеет маркировку «;верх»;(«ТОР»). Второе компрессионное и маслосъемное кольца дизеля Д-245 имеют меньшую высоту в сравнении с аналогичными кольцами дизеля Д-243, поэтому не взаимомозаменяемы.
Схема установки поршневых колец приведена на рисунке 33.
Поршневой палец — полый, изготовлен из хромоникелевой стали. Осевое перемещение пальца в бобышках поршня ограничивается стопорными кольцами.
Шатун — стальной, двутаврового сечения. В верхнюю головку его запрессована втулка. Для смазки поршневого пальца в верхней головке шатуна и втулке имеются отверстия.
Расточка постели в нижней головке шатуна под вкладыши производится в сборе с крышкой. Поэтому менять крышки шатуна не допускается. Шатун и крышка имеют одинаковые номера, набитые на их поверхностях. Кроме того, шатуны имеют весовые группы по массе верхней и нижней головок. Обозначение группы по массе наносится на торцовой поверхности верхней головки шатуна. На дизеле должны быть установлены шатуны одной группы. Шатун дизеля Д-245 изготавливается из легированной стали (отличительная метка- выступ на нижней боковой поверхности крышки).
Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала – из биметаллической полосы. На дизелях используются вкладыши коренных и шатунных подшипников двух размеров в соответствии с номиналом шеек коленчатого вала. Для ремонта дизеля предусмотрены также четыре ремонтных размера вкладышей.
Маховик изготовлен из чугуна, крепится к фланцу коленчатого вала болтами. На маховик напрессован стальной зубчатый венец.
1.2.2.4 Механизм газораспределения
Механизм газораспределения состоит из распределительного вала, впускных и выпускных клапанов, а также деталей их установки и привода: толкателей, штанг, коромысел, регулировочных винтов с гайками, тарелок с сухариками, пружин, стоек и оси коромысел.
Распределительный вал — трехопорный, приводится в действие от коленчатого вала через шестерню распределения. Подшипниками распределительного вала служат три втулки, запрессованные в расточки блока. Передняя втулка (со стороны вентилятора) из алюминиевого сплава, имеет упорный бурт, удерживающий распределительный вал от осевого перемещения, остальные втулки чугунные.
Толкатели – стальные. Рабочая поверхность тарелки толкателя наплавлена отбеленным чугуном и имеет сферическую поверхность большого радиуса (750 мм). В результате того, что кулачки распределительного вала изготовлены с небольшим конусом, толкатели в процессе работы совершают вращательное движение.
Штанги толкателей изготовлены из стального прутка. Сферическая часть, входящая внутрь толкателя, и чашка штанги закалены.
Коромысла клапанов — стальные, качаются на оси, установленной на четырех стойках. Крайние стойки — повышенной жесткости. Ось коромысел полая, имеет восемь радиальных отверстий для смазки коромысел. Перемещение коромысел вдоль оси ограничивается распорными пружинами.
Впускные и выпускные клапаны изготовлены из жаропрочной стали. Они перемещаются в направляющих втулках, запрессованных в головку цилиндров. Каждый клапан закрывается под действием двух пружин: наружной и внутренней, которые воздействуют на клапан через тарелку и сухарики .
Уплотнительные манжеты , установленные на направляющие втулки клапанов, исключают попадание масла в цилиндры дизеля и выпускной коллектор через зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками.
1.2.2.5 Система питания
Система питания дизеля, в соответствии с рисунком 6, состоит из топливного насоса, форсунок, трубопроводов низкого и высокого давления, воздухоочистителя, впускного и выпускного коллекторов, топливных фильтров грубой и тонкой очистки, топливного бака, устанавливаемого на тракторе (машине).
На дизеле Д-245 и его модификациях в систему питания входит турбокомпрессор
1 — топливный бак; 2 — фильтр грубой очистки топлива; 3 — трубки топливные; 4 — топливный насос; 5 — трубка топливная высокого давления; 6 — фильтр тонкой очистки топлива; 7 — воздухоочиститель; 8 — фильтр грубой очистки воздуха; 9 — электрофакельный подогреватель; 10 — впускной коллектор; 11 — глушитель; 12 — выпускной коллектор; 13 — форсунка.
Рисунок 6 — Схема питания дизеля Д-243.
1.2.2.5.1 Топливный насос
На дизель Д-243 и его модификации устанавливается топливный насос высокого давления 4УТНИ, а на дизель Д-245 и его модификации — 4УТНИ-Т.
Все модели насосов приводятся от коленчатого вала дизеля через распределительные шестерни. Топливные насосы имеют всережимный регулятор и подкачивающий насос поршневого типа, два рычага управления.
В регуляторе насоса размещаются корректор подачи топлива, автоматический обогатитель топливоподачи (на пусковых оборотах), а у топливного насоса 4УТНИ-Т, кроме того, есть пневматический ограничитель дымления (пневмокорректор).
Подкачивающий насос установлен на корпусе насоса высокого давления и приводится эксцентриком кулачкового вала.
Рабочие детали топливных насосов смазываются проточным маслом, поступающим из системы смазки дизеля в корпус насоса через специальное отверстие во фланце. Слив масла из корпуса насоса в картер дизеля осуществляется по специальному сверлению во фланце.
При установке на дизель нового или отремонтированного насоса необходимо залить в него 200. 250 см3 масла, применяемого для смазки дизеля, через маслозаливное отверстие на крышке регулятора.
Форсунка предназначена для впрыскивания топлива в цилиндр дизеля. Она обеспечивает необходимый распыл топлива и ограничивает начало и конец подачи. На дизелях применяется форсунка с пятидырчатым распылителем закрытого типа 171.1112010-02 (ЗАО «АЗПИ»).
Форсунка 171.1112010-02 и распылитель (АЗПИ) имеет маркировку – «171-02». Маркировка наносится на корпус форсунки и на корпус распылителя.
1.2.2.5.3 Фильтр грубой очистки топлива
Фильтр грубой очистки служит для предварительной очистки топлива от механических примесей и воды.
Фильтр грубой очистки состоит из корпуса, отражателя с сеткой, рассеивателя, стакана с успокоителем.
Слив отстоя из фильтра производится через отверстие в нижней части стакана, закрываемое пробкой.
1.2.2.5.4 Фильтр тонкой очистки топлива
Фильтр тонкой очистки служит для окончательной очистки топлива.
Фильтр тонкой очистки имеет сменный бумажный элемент.
Топливо, проходя сквозь шторы бумажного фильтрующего элемента, очищается от механических примесей. В нижней части корпуса фильтра находится отверстие с пробкой для слива отстоя.
Для удаления воздуха из системы питания на крышке фильтра расположена специальная пробка.
1.2.2.5.5 Воздухоочиститель и впускной тракт
Воздухоочиститель служит для очистки всасываемого в цилиндры воздуха.
Воздухоочиститель дизеля комбинированный: сухая центробежная очистка и масляный пылеуловитель с мокрым капроновым фильтром. В корпусе воздухоочистителя установлены три фильтрующих элемента из капроновой щетины разного диаметра.
На дизеле Д-245 и его модификациях предусмотрено также применение воздухоочистителя, устанавливаемого потребителем, состоящего из основного и контрольного бумажных фильтр-патронов.
На всех дизелях с запуском от электростартера во впускном коллекторе устанавливается электрофакельный подогреватель, который служит для подогрева всасываемого в цилиндры воздуха с целью облегчения пуска дизеля при низкой температуре окружающего воздуха.
На дизеле Д-245 и его модификациях установлен турбокомпрессор, использующий энергию отработавших газов для наддува воздуха в цилиндры дизеля.
Принцип работы турбокомпрессора заключается в том, что отработавшие газы из цилиндров дизеля под давлением поступают через выпускной коллектор в улиточные каналы турбины. Расширяясь, газы вращают ротор, колесо компрессора которого через воздухоочиститель всасывает воздух и подает под давлением в цилиндры дизеля.
1 — колесо турбины с валом; 2 — корпус турбины; 3 — моновтулка; 4 — маслоотражатель;
5 — кольцо эксцентрическое; 6 — колесо компрессора; 7 — гайка специальная; 8, 15 –уплотнительные кольца; 9 — диффузор; 10 — крышка; 11 — корпус компрессора; 12 –упорный подшипник; 13 – втулка распорная; 14 — корпус средний (корпус подшипников).
Рисунок 7 – Турбокомпрессор.
Турбокомпрессор, в соответствии с рисунком 7, выполнен по схеме: радиальная центростремительная турбина и центробежный одноступенчатый компрессор при консольном расположении колес относительно опор.
Частота вращения ротора, подача и давление нагнетаемого воздуха зависят от режима работы дизеля.
Корпус турбины 2 турбокомпрессора отлит из высокопрочного чугуна. Проточная часть турбины для прохода отработавших газов образована корпусом и колесом турбины.
Корпус компрессора 11 отлит из алюминиевого сплава, его проточная часть образована корпусом и колесом компрессора.
Корпуса турбины и компрессора крепятся к корпусу подшипников 14, отлитому из высокопрочного чугуна.
Колесо турбины 1 отлито из жаропрочного сплава и приварено к валу ротора.
Колесо компрессора 6 отлито из алюминиевого сплава и крепится на валу ротора специальной гайкой.
Вал ротора вращается в радиальном подшипнике, выполненном в виде плавающей не вращающейся моновтулки 3. Моновтулка фиксируется в корпусе подшипников фиксатором. Осевое перемещение ротора воспринимает упорный подшипник 12.
Подшипники турбокомпрессора смазываются и охлаждаются маслом, поступающим по трубопроводу от центробежного масляного фильтра. Как в радиальном, так и в упорном подшипниках дополнительно осуществляется центробежная очистка масла. Из турбокомпрессора масло сливается в картер дизеля по маслоотводящей трубке.
Со стороны компрессора и турбины установлены газомасляные уплотнения, в качестве которых используются пружинные уплотнительные кольца 8 и 15, установленные в канавках ротора. Со стороны компрессора для повышения эффективности установлен маслоотражатель, а со стороны турбины – экран.
1.2.2.6 Система охлаждения
Охлаждение дизеля, в соответствии с рисунком 8, жидкостное с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса. Температуру охлаждающей жидкости в системе контролируют по дистанционному термометру, датчик которого установлен в головке цилиндров. На дизеле Д-245 и его модификациях, кроме того, предусмотрено место для установки датчика в корпусе термостата. Запрещается эксплуатация дизеля при загорании лампы перегрева охлаждающей жидкости. Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения должна поддерживаться в пределах 85-95 °С.
Рисунок 8 — Схема системы охлаждения.
Для ускорения прогрева дизеля после пуска и автоматического регулирования температурного режима при различных нагрузках и температурах окружающего воздуха служит термостат с твердым наполнителем.
Водяной насос, вентилятор и генератор приводятся во вращение от шкива коленчатого вала дизеля при помощи клинового ремня. На дизелях Д-245, Д-245Л и Д-245.2 эти агрегаты приводятся во вращение двумя ремнями.
Смазка «;Литол-24»; в подшипниковую полость насоса заложена при сборке. Смазывание подшипников насоса не требуется в течение всего периода эксплуатации дизеля.
Система охлаждения дизелей с запуском от пускового двигателя соединена с системой охлаждения пускового двигателя. Рубашка охлаждения цилиндра пускового двигателя сообщается с рубашкой охлаждения головки цилиндров дизеля, а рубашка охлаждения головки цилиндра пускового двигателя — с корпусом термостата дизеля.
1.2.2.7 Система смазки
Система смазки дизеля комбинированная. Подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса, шатунный подшипник коленчатого вала пневмокомпрессора, а также механизм привода клапанов, а на дизеле Д-245 подшипник вала турбокомпрессора, в соответствии с рисунком 9, смазываются под давлением. Гильзы, поршни, поршневые пальцы, штанги, толкатели и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием.
Масляный насос 12 — шестеренного типа, односекционный, крепится болтами к крышке первого коренного подшипника. Насос подает масло по патрубку и каналам блока цилиндров в центробежный фильтр 3, в котором оно очищается от посторонних примесей, продуктов сгорания и износа.
Из центробежного фильтра очищенное масло поступает в радиатор для охлаждения, а на дизеле Д-245, кроме того, по маслоподводящей трубке к подшипнику вала турбокомпрессора. Из масляного радиатора масло поступает в магистраль дизеля.
В корпусе центробежного масляного фильтра имеются редукционный 7, сливной 8, предохранительный 10 клапаны.
При пуске дизеля непрогретое масло вследствие большого сопротивления радиатора через редукционный (радиаторный) клапан поступает непосредственно в магистраль дизеля, минуя радиатор.
Предохранительный клапан (клапан центробежного фильтра) служит для поддержания давления масла перед ротором фильтра 0,8 Мпа. При повышении давления выше указанного часть неочищенного масла сливается через клапан в картер дизеля.
Редукционный и предохранительный клапаны не регулируемые.
На работающем дизеле категорически запрещается отворачивать пробки редукционного и предохранительного клапанов.
Сливной клапан отрегулирован на давление 0,25. 0,35 МПа и служит для поддержания необходимого давления масла в главной магистрали дизеля. Избыточное масло сливается через клапан в картер дизеля.
Из главной магистрали дизеля по каналам в блоке цилиндров масло поступает ко всем коренным подшипникам коленчатого и шейкам распределительного валов. От коренных подшипников по каналам в коленчатом вале оно идет ко всем шатунным подшипникам. От первого коренного подшипника масло по специальным каналам поступает к втулкам промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса, а также к топливному насосу.
Детали клапанного механизма смазываются маслом, поступающим от заднего подшипника распределительного вала по каналам в блоке, головке цилиндров, сверлению в IV стойке коромысел во внутреннюю полость оси коромысел и через отверстие к втулке коромысла, от которой по каналу идет на регулировочный винт и штангу.
К пневмокомпрессору масло поступает из главной магистрали по сверлениям в блоке цилиндров и специальному маслопроводу. Из компрессора масло сливается в картер дизеля.
1 — масляный радиатор; 2 — форсунки охлаждения поршней; 3 — центробежный масляный фильтр; 4 — защитная фильтрующая сетка; 5 — маслозаливная горловина; 6 — пробка масляного картера; 7 — редукционный клапан; 8 — сливной клапан; 9 — манометр; 10 — предохранительный клапан; 11 — маслоприемник; 12 — масляный насос.
Рисунок 9 — Схема системы смазки дизеля Д-245.
1.2.2.8 Электрооборудование и система пуска
Из агрегатов электрооборудования на дизель Д-243 и его модификации могут устанавливаться генераторы Г964.3701-1, Г964.3701-1-2 номинальной мощностью 1кВт и номинальным напряжением 14 В, или Г994.3701-1 номинальной мощностью 1 кВт и номинальным напряжением 28 В, а на дизель Д-245 и его модификации — Г968.3701-1, Г968.3701-1-2 номинальной мощностью 1 кВт и номинальным напряжением 14 В, или Г998.3701-1 номинальной мощностью 1 кВт и номинальным напряжением 28 В.
Генератор представляет собой бесконтактную электромашину с односторонним электромагнитным возбуждением и встроенным регулятором напряжения.
Генератор работает параллельно с аккумуляторной батареей и служит для ее подзарядки, а также для питания постоянным током потребителей электроэнергии, установленных на тракторе (машине).
Для запуска дизелей применяется электрический стартер или пусковой двигатель.
В пусковое устройство дизелей с запуском от электрического стартера входит также электрофакельный подогреватель.
На дизели устанавливаются стартеры AZJ 3124 или AZJ 3385, или
СТ 142М, или 9142 780, или 24.3708 номинальным напряжением12 В. По заказу потребителя на дизели могут устанавливаться стартеры AZJ 3352 или AZJ 3381, или СТ142Н, или 9172 780, или 20.3708 номинальным напряжением 12 В.
Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока. Включение стартера дистанционное, с помощью электромагнитного реле и включателя стартера.
Электрофакельный подогреватель служит для подогрева всасываемого в цилиндры воздуха с целью облегчения пуска дизеля.
Для обеспечения пуска при низких температурах окружающего воздуха все дизели имеют места для подвода и отвода теплоносителя от предпускового подогревателя. Пусковое устройство дизелей Д-241Л, Д-243Л и Д-245Л состоит из пускового двигателя П-10УД и редуктора, дизелей Д-242Л и Д-244Л — из пускового двигателя ПД-10У и редуктора.
Пусковые двигатели — одноцилиндровые, карбюраторные, двухтактные, с кривошипно-камерной продувкой. Для ограничения и поддержания постоянной максимальной частоты вращения коленчатого вала пусковые двигатели снабжены однорежимным центробежным регулятором. Рычаг регулятора соединен с дроссельной заслонкой карбюратора и автоматически регулирует ее прикрытие, поддерживая постоянной частоту вращения коленчатого вала.
Смазка деталей кривошипно-шатунного механизма пусковых двигателей осуществляется маслом, содержащимся в топливной смеси. Шестерни распределения и их подшипники, детали редуктора смазываются смесью масла моторного и дизельного топлива в соотношении 1:1, заливаемой в корпус редуктора.
Система зажигания пусковых двигателей состоит из магнето правого вращения, свечи зажигания и провода высокого напряжения. Запуск пусковых двигателей производится электрическим стартером.
Передача вращения от пускового двигателя к дизелю при пуске осуществляется одноступенчатым редуктором при помощи шестерни включения, вводимой в зацепление с венцом маховика дизеля.
Пневмокомпрессор предназначен для нагнетания сжатого воздуха в пневматическую систему привода тормозов прицепов и накачки шин.
При работе дизеля на сельскохозяйственных работах, не требующих энергии сжатого воздуха, компрессор должен быть отключен. Запрещается включение компрессора при работающем дизеле.
Пневмокомпрессор — поршневого типа, одноцилиндровый, воздушного охлаждения.
Привод пневмокомпрессора осуществляется от шестерни привода топливного насоса. Воздух в цилиндр пневмокомпрессора поступает из впускного патрубка дизеля через пластинчатый клапан.
Масло для смазки деталей пневмокомпрессора поступает из системы смазки дизеля. Из пневмокомпрессора масло сливается в масляный картер дизеля.
1.2.2.10 Органы управления и приборы
Управление дизелем дистанционное, с места оператора. Монтаж приборов и органов управления дизелем производится потребителем при установке его на трактор (машину).
Частота вращения коленчатого вала изменяется с помощью рычага управления регулятором топливного насоса. При перемещении рычага в крайнее положение назад (к маховику) дизель развивает максимальную частоту вращения, при крайнем переднем положении рычага (к вентилятору) -минимальную.
Включение электрофакельного подогревателя и стартера при запуске дизеля осуществляется трехпозиционным включателем типа ВК-316-Б. При установке рукоятки включателя в положение I включается электроцепь спирали накаливания подогревателя, при переводе включателя в положение II включается цепь стартера и топливного клапана подогревателя. На дизелях Д-241Л, Д-243Л и Д-245Л предусмотрено дистанционное управление пусковым двигателем и редуктором.
Пусковой двигатель и редуктор дизелей Д-242Л и Д-244Л не имеют дистанционного управления. Включение стартера пускового двигателя производится рычагом, расположенным на корпусе стартера. Муфта редуктора пускового двигателя включается поворачиванием рукоятки влево (против часовой стрелки) от ее вертикального положения. Поворотом рукоятки в обратную сторону муфта выключается и затем устанавливается в исходное горизонтальное положение, ограничиваемое упором.
Приборы для контроля за работой дизелей располагаются на тракторе (машине).
Датчик указателя давления масла и датчик сигнализации аварийного давления масла на двигателях Д-243, Д-245 и их модификациях устанавливаются в корпусе центробежного масляного фильтра (резьбы КГ 1/4″; и КГ 1/8″; соответственно).
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости и датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости устанавливаются соответственно в головке цилиндров (резьба КГ 3/8″;) и крышке термостата (резьба КГ 3/8″;).
Датчик-сигнализатор засоренности воздухоочистителя устанавливается во впускном тракте дизеля (резьба М14×1,5).
Частота вращения коленчатого вала и моточасы работы дизелей контролируются по тахоспидометру со счетчиком моточасов, привод которого осуществляется при помощи гибкого вала и редуктора от распределительного вала дизеля, либо электронным тахоспидометром с подключением к вводу фазы переменного тока генератора («;
Моточасы работы дизелей Д-242, Д-242Л, Д-244, Д-244Л могут контролироваться также и суммарным счетчиком типа СЧ-114Б, устанавливаемым вместо редуктора на крышке распределения с приводом от распределительного вала.
Управление пневмокомпрессором осуществляется рукояткой, расположенной на его корпусе. Для включения или выключения компрессора необходимо перевести рукоятку в требуемое положение.
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ
2.1 Подготовка дизеля к использованию
При подготовке нового дизеля к работе расконсервируйте его, для чего снимите защитные чехлы и заглушки, установленные на дизеле. Проверьте и при необходимости отрегулируйте натяжение ремня вентилятора.
Заполните все заправочные емкости рабочими маслами, топливом и охлаждающей жидкостью (объемы заправки, названия и марки жидкостей приведены в приложении А). Заполните топливом и прокачайте систему топливоподачи с целью удаления из нее воздуха.
На дизелях с запуском от пускового двигателя вверните свечу зажигания в головку цилиндра пускового двигателя и установите провод высокого напряжения (свеча зажигания и провод высокого напряжения находятся в коробке ЗИП).
Для проведения технического обслуживания и устранения неисправностей к каждому дизелю прикладывается индивидуальный комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей (перечень приведен в приложении Б).
2.2 Использование дизеля
2.2.1 Порядок действия обслуживающего персонала
2.2.1.1 Общие указания
Для обеспечения длительной и безотказной работы дизеля придерживайтесь следующих основных положений:
— до включения нового дизеля в работу под нагрузкой произведите его обкатку, руководствуясь разделом 2.2.1.5;
— периодически проверяйте состояние крепления сборочных единиц, при необходимости производите подтяжку креплений;
— перед пуском дизеля проверяйте уровень масла в картере дизеля и охлаждающей жидкости в радиаторе;
— заполните топливом и прокачайте систему топливоподачи с целью удаления из нее воздуха;
после пуска, до включения нагрузки, дайте дизелю поработать 2-3 мин сначала на минимальной частоте вращения холостого хода с постепенным повышением ее до максимальной;
работа дизеля на холостом ходу более 15 мин не рекомендуется;
— нагружайте дизель только после того, как температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения поднимется до плюс 50 С;
— не допускайте перегрузки дизеля, во время работы следите за показаниями контрольных приборов;
— проводите своевременно техническое обслуживание дизеля, руководствуясь разделом 3;
— применяйте топливо и масло только тех марок, которые указаны в настоящем руководстве;
— содержите дизель в чистоте, не допускайте течи топлива, масла и охлаждающей жидкости, подсоса неочищенного воздуха в цилиндры;
— дизель может работать при продольных и поперечных наклонах
Во избежание нарушений рабочего процесса при работе дизеля на высоте более 1500м над уровнем моря произведите регулировку топливного насоса с целью уменьшения его производительности в соответствии с таблицей 2.
Высота над уровнем моря, м
Уменьшение производительности насоса, %
Работа дизеля на высоте более 3000м над уровнем моря не рекомендуется.
2.2.1.2 Запуск дизеля пусковым двигателем
Запуск дизеля производите в следующем порядке:
— установите рычаг переключения передач трактора (машины) в нейтральное положение;
— прокачайте систему топливоподачи ручным подкачивающим насосом для удаления из нее воздуха;
— включите включатель «;массы»;;
— установите рычаг управления топливным насосом в положение, соответствующее полностью выключенной подаче топлива;
— откройте краник топливного бака пускового двигателя и заполните карбюратор топливом;
— поворотом рычага введите в зацепление с венцом маховика дизеля шестерню включения и выключите муфту редуктора пускового двигателя;
— прикройте воздушную заслонку карбюратора, при запуске прогретого двигателя воздушную заслонку можно не прикрывать;
— включите стартер и запустите пусковой двигатель; продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 с; если двигатель не запустился, то операции пуска необходимо повторить через 30-40 с; при появлении первых вспышек медленно откройте воздушную заслонку карбюратора;
— после запуска пускового двигателя немедленно отключите стартер и прогрейте двигатель на холостом ходу в течение 30-60 с;
— включите плавно муфту редуктора пускового двигателя;
— установите рычаг управления подачей топлива в положение, соответствующее наибольшей подаче, и запустите дизель; как только дизель начнет устойчиво работать, выключите муфту редуктора и остановите пусковой двигатель, для чего выключите зажигание, нажав на кнопку выключения магнето до полной остановки двигателя; закройте краник топливного бака пускового двигателя и установите воздушную заслонку карбюратора в исходное положение.
В случае неисправности стартера или аккумуляторной батареи пусковой двигатель П-10УД или ПД-10У можно запустить ручным способом с помощью пускового шнура, сняв предварительно стартер и обе половины кожуха маховика пускового двигателя..
В случае затруднительного пуска пускового двигателя, особенно в холодное время года, нажмите на утопитель мембраны карбюратора и держите ее нажатой в течение 3-5 с.
Нельзя производить запуск пускового двигателя без охлаждающей жидкости в системе охлаждения.
2.2.1.3 Запуск дизеля стартером
При запуске дизеля:
— установите рычаг переключения передач трактора (машины) в нейтральное положение;
— прокачайте систему топливоподачи ручным подкачивающим насосом для удаления из нее воздуха;
— включите включатель «;массы»;;
— установите рычаг управления подачей топлива в положение, соответствующее наибольшей подаче;
включите электрофакельный подогреватель поворотом включателя в положение I (включена спираль накаливания электрофакельного подогревателя);
— через 30-40 с, когда контрольный элемент электрофакельного подогревателя накалится, выключите муфту сцепления трактора (машины), включите стартер поворотом включателя в положение II и запустите дизель; при прогретом дизеле, а также в летний период его можно запускать без предварительного включения электрофакельного подогревателя поворотом включателя непосредственно в положение II, не задерживая в положении I;
— после запуска дизеля плавно включите муфту сцепления;
— прогрейте дизель на холостом ходу (на режиме 800-1000 мин с постепенным переходом до 1500-1600 мин не более) до температуры охлаждающей жидкости 50 С не менее.
Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 с. Если дизель не запустился, повторный запуск производите через 30-40 с. Если после трех попыток дизель не запустился, найдите неисправность и устраните ее.
Загрузка дизеля разрешается только после прогрева его до указанной выше температуры.
2.2.1.4 Остановка дизеля
Перед остановкой дизеля после работы с большой нагрузкой дайте ему поработать в течение 3-5 мин сначала на средней, а затем на минимальной частоте холостого хода для охлаждения нагретых до высокой температуры деталей турбокомпрессора.
Остановите дизель перемещением рычага останова топливного насоса по часовой стрелке в крайнее положение, соответствующее отключению подачи топлива.
После остановки дизеля выключите включатель «;массы»;.
2.2.1.5 Эксплуатационная обкатка дизеля
Работа дизеля под нагрузкой без предварительной обкатки не допускается.
Дизель должен быть подвергнут обкатке эксплуатирующей организацией. Рекомендуется придерживаться следующей очередности работ: подготовка дизеля к обкатке, обкатка дизеля на холостом ходу и под нагрузкой в течение 30 ч, подготовка дизеля к эксплуатации.
При подготовке дизеля к эксплуатационной обкатке руководствуйтесь разделом 2.1 «;Подготовка дизеля к использованию»;.
Запустите дизель и, убедившись в исправной его работе, приступайте к обкатке. Обкатку дизеля на холостом ходу проводите в течение 5 мин с постепенным увеличением частоты вращения до максимальной.
Обкатку дизеля, установленного на тракторе, под нагрузкой проводите на легких транспортных (прицеп с грузом 2-3 т) и полевых (боронование, культивация, сев и др.) работах, постепенно увеличивая нагрузку на различных передачах. Перегрузка дизеля не допускается.
После обкатки дизеля, при подготовке его к эксплуатации, выполните следующие операции:
— проверьте затяжку болтов крепления головки цилиндров;
— проверьте зазор между клапанами и коромыслами;
— очистите ротор центробежного масляного фильтра;
— замените масло в картере дизеля;
— слейте отстой из фильтров грубой и тонкой очистки топлива;
— проверьте натяжение ремня вентилятора;
— проверьте наружные резьбовые соединения.
При необходимости устраните замеченные отклонения.
2.2.1.6 Особенности эксплуатации и обслуживания дизеля в зимних условиях
При низкой температуре окружающего воздуха эксплуатация дизеля усложняется. Чтобы обеспечить бесперебойную и надежную работу его в зимний период, который начинается при понижении температуры окружающего воздуха до плюс 5 С и ниже, заблаговременно подготовьте дизель к переходу на режим зимней эксплуатации, для чего проведите очередное его техническое обслуживание, дополнив операциями сезонного технического обслуживания. Оборудуйте дизель утеплительным чехлом (капотом) и, при необходимости, жидкостным предпусковым подогревателем, заполните систему охлаждения жидкостью, не замерзающей при низкой температуре в соответствии с химмотологической картой (Приложение А).
При переходе на режим зимней эксплуатации применяйте только зимние сорта масла и топлива. Масляный картер дизеля заправляйте моторным маслом в соответствии с химмотологической картой (Приложение А).
При температуре окружающего воздуха ниже минус 20 С перед запуском дизель необходимо разогревать предпусковым подогревателем.
Для облегчения пуска дизеля, установленного на тракторе, при низкой температуре окружающего воздуха выполняйте следующее:
— выключите насос гидросистемы трактора;
— при включении стартера выключите муфту сцепления и включите ее плавно после запуска дизеля.
Штатные средства облегчения пуска, например электрофакельный подогреватель впускного воздуха или пусковое приспособление для впрыска легковоспламеняющейся жидкости, используются во всех случаях пуска дизеля при низкой температуре.
Не подогревайте всасываемый воздух перед воздухоочистителем открытым пламенем и не производите запуск дизеля буксировкой трактора (машины).
В зимний период времени, в случае заправки системы охлаждения водой, при длительных остановках сливайте воду из системы охлаждения во избежание размораживания радиатора и дизеля
Следите за тем, чтобы вся вода была слита и не замерзла в сливных краниках радиатора и блока цилиндров, для чего прочистите краники проволокой.
Для ускорения слива воды из системы откройте пробку заливной горловины радиатора. После слива воды краники оставьте открытыми.
При установке трактора (машины) на открытой площадке в конце смены, после остановки дизеля установите рычаг управления топливным насосом в положение, соответствующее наибольшей подаче, для облегчения последующего пуска.
2.2.2 Возможные неисправности и методы их устранения
Перечень возможных неисправностей дизеля в процессе эксплуатации и рекомендации по действиям при их возникновении приведены в таблице 3.
Неисправность, внешнее проявление
1 Дизель не запускается
Воздух в топливной системе
Прокачайте систему насосом ручной подкачки топлива. Устраните подсос воздуха в топливной системе
Неисправен топливный насос
Снимите топливный насос с дизеля и отправьте в мастерскую для ремонта
2 Дизель не развивает мощности
Рычаг управления топливным насосом не доходит до упора
Отрегулируйте тяги управления топливным насосом
Засорился фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива
Замените фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива
Выявите неисправные форсунки, промойте распылители и прочистите их сопловые отверстия, при необходимости замените распылители
Неправильно установлен угол опережения впрыска топлива
Установите рекомендуемый угол опережения впрыска топлива
Засорен воздухоочиститель дизеля
Проведите техническое обслуживание воздухоочистителя
Неисправен топливный насос
Снимите топливный насос с дизеля и отправьте в мастерскую для ремонта
Снизилось давление наддува
Снимите турбокомпрессор с дизеля и отправьте в мастерскую для ремонта
3 Дизель неустойчиво работает на холостом ходу
Попадание воздуха в топливную систему
Прокачайте систему насосом ручной подкачки топлива. Устраните подсос воздуха в топливной системе
Не отрегулирована пружина холостого хода в топливном насосе
Отрегулируйте пружину холостого хода
Снимите топливный насос с дизеля и отправьте в мастерскую для ремонта
4 Дизель дымит на всех режимах работы
Из выпускной трубы идет черный дым
Засорен воздухоочиститель дизеля
Проведите техническое обслуживание воздухоочистителя
Зависла игла распылителя форсунки
Выявите неисправную форсунку, промойте или замените распылитель, отрегулируйте форсунку
Неисправен топливный насос
Снимите топливный насос с дизеля и отправьте в мастерскую для ремонта
Продолжение таблицы 3
Неисправность, внешнее проявление
Из выпускной трубы идет белый дым
Дизель работает с переохлаждением
Прогрейте дизель, во время работы поддерживайте температуру охлаждающей жидкости в пределах 85…95 °С
Попадание воды в топливо
Не отрегулированы зазоры между клапанами и коромыслами
Отрегулируйте зазоры между клапанами и коромыслами
Неправильно установлен угол опережения впрыска топлива
Установите рекомендуемый угол опережения впрыска топлива
Из выпускной трубы идет синий дым
Попадание масла в камеру сгорания в результате износа деталей гильзо-поршневой группы
Замените изношенные детали гильзо-поршневой группы
Избыток масла в картере дизеля
Слейте избыток масла, установив уровень по верхней метке стержня масломера
5 Дизель перегревается
Охлаждающая жидкость в радиаторе кипит
Очистите радиатор от пыли и грязи, при необходимости очистите систему охлаждения от накипи. Отрегулируйте натяжение ремня вентилятора
6 Давление масла на прогретом дизеле ниже допустимого
Неисправен датчик или указатель давления
Замените датчик или указатель давления (при необходимости) после проверки давления масла контрольным комплектом приборов
Нарушена герметичность соединений маслопроводов
Выявите место нарушения герметичности и восстановите ее
Неисправен масляный насос
Выявите неисправность и устраните
Уровень масла в картере дизеля ниже допустимого
Долейте масло до верхней метки стержня масломера
Заедание сливного клапана центробежного масляного фильтра
Промойте клапан и отрегулируйте давление в системе смазки в соответствии с рисунком 15.
Предельный износ сопряжений шейки коленчатого вала-подшипники
Перешлифуйте шейки коленчатого вала и поставьте вкладыши подшипников ремонтного размера
См. приложение Д
8 Пусковой двигатель
Пусковой двигатель не запускается:
Нет подачи топлива
Проверьте наличие топлива в баке ПД, промойте отстойник на топливном баке, промойте сетчатый фильтр топливоподводящего штуцера карбюратора пускового двигателя
Продолжение таблицы 3
Неисправность, внешнее проявление
На электродах свечи зажигания нет искры
Проверьте надежность электрического контакта провода высокого напряжения в выводе магнето, проверьте зазор между контактами прерывателя магнето, при необходимости зачистите контакты и отрегулируйте зазор
Пусковой двигатель работает с перебоями и не развивает полной мощности
Отрегулируйте устойчивую работу двигателя винтом холостого хода. Частично разберите карбюратор, промойте и продуйте жиклер холостого хода
При включении стартера тяговое реле не срабатывает (отсутствует характерный щелчок):
Слабая затяжка клемм аккумулятора или их окисление
Зачистите контакты и затяните клеммы
Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея
Зарядите или замените батарею
Неисправность в электрической цепи реле стартера
Проверьте электрическую цепь и устраните неисправность
При включении стартера слышен повышенный шум шестерни привода
Зачистите заусенцы или забоины на зубьях, замените венец маховика или привод стартера
При включении стартер не проворачивает коленчатый вал дизеля или вращается очень медленно:
Разрядилась аккумуляторная батарея
Зарядите или замените аккумуляторную батарею
Загрязнились коллектор и щетки
Очистите коллектор и щетки
Обгорели контакты реле стартера
Зачистите контакты реле стартера
Пробуксовка муфты привода стартера (износ роликов муфты или трещина обоймы)
Замените привод стартера
После запуска дизеля стартер остается во включенном состоянии
Остановите дизель, отключите батарею и зачистите контакты тягового реле
Шестерня привода не выходит из зацепления с венцом маховика вследствие поломки возвратной пружины рычага отводки привода
Замените возвратную пружину
Генератор не дает зарядки:
Замыкание на корпус обмотки статора
Снимите генератор с дизеля, изолируйте место повреждения изоляции
Продолжение таблицы 3
Неисправность, внешнее проявление
Обрыв цепи катушки возбуждения
Снимите генератор с дизеля, спаяйте и изолируйте место обрыва или замените катушку
Замыкание на корпус цепи вывода «Д»
Снимите генератор с дизеля, изолируйте место повреждения изоляции
Обрыв выводов двух и более обмоток статора
Снимите генератор с дизеля, спаяйте и изолируйте места обрыва выводов, при необходимости замените фазные обмотки
Неисправность регулятора напряжения блока БПВ 52-100
Замените регулятор напряжения
Генератор не отдает полной мощности:
Проскальзывание приводного ремня
Отрегулируйте натяжение приводного ремня
Обрыв одной из обмоток статора
Снимите генератор с дизеля, спаяйте и изолируйте место обрыва или замените обмотку
Межвитковое замыкание катушки возбуждения
Замените катушку возбуждения
Неисправен один из диодов блока БПВ 52-100
Замените выпрямительное устройство блока БПВ 52-100
Проскальзывание натяжного ремня или чрезмерное его натяжение
Отрегулируйте натяжение приводного ремня. При необходимости замените подшипники якоря
Аккумуляторная батарея систематически перезаряжается (амперметр длительное время показывает большой зарядный ток, либо вольтметр показывает повышенное напряжение):
Короткое замыкание или обрыв цепи конденсатора регулирующего устройства блока;
Восстановите цепь или замените регулирующее устройство блока
Неисправность ИУ регулирующего устройства
2.2.3 Требования безопасности
Для обеспечения безопасной работы и предупреждения несчастных случаев во время эксплуатации и технического обслуживания дизеля выполняйте следующие правила:
— приступайте к работе только после изучения устройства и правил эксплуатации дизеля;
— не запускайте дизель в закрытом помещении с плохой вентиляцией;
— техническое обслуживание и устранение неисправностей производите при неработающем дизеле;
— во избежание ожогов лица и рук пробку горловины радиатора на горячем дизеле открывайте, пользуясь рукавицей или тряпкой;
— в случае аварии немедленно остановите дизель выключением подачи топлива;
— монтаж и демонтаж дизеля производите при помощи троса, зачаленного за рым-болты, имеющиеся на дизеле;
— не пользуйтесь открытым огнем для прогрева топливопроводов и масляного картера дизеля в холодное время года;
— следите, чтобы во время работы дизеля вблизи выпускного коллектора и глушителя не было легковоспламеняющихся материалов;
— заправку горючесмазочными материалами производите механизированным способом с соблюдением правил пожарной безопасности;
— в случае воспламенения топлива пламя засыпьте песком или накройте брезентом или войлоком, используйте углекислотный огнетушитель, не заливайте горящее топливо водой;
при остановке дизеля выключите включатель «;массы»;.
3 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
3.1 Общие указания
Техническое обслуживание проводится с целью поддержания дизеля в исправном состоянии в процессе эксплуатации. Несоблюдение установленной периодичности и низкое качество технического обслуживания дизеля значительно уменьшают его ресурс, приводят к увеличению отказов, снижению мощности, росту затрат на его эксплуатацию.
Эксплуатация дизеля без проведения очередного технического обслуживания не допускается.
В зависимости от условий работы дизеля допускается отклонение от установленной периодичности проведения технических обслуживаний в пределах 10%.
Отметки о проведении очередного планового технического обслуживания (за исключением ежесменного технического обслуживания) должны быть занесены в формуляр трактора (машины).
Операции технического обслуживания, связанные с разборкой агрегатов дизеля проводятся в закрытом помещении для предохранения от попадания пыли и грязи.
Все неисправности, обнаруженные при проведении технического обслуживания, должны быть устранены.
3.2 Виды и периодичность технического обслуживания
Виды и периодичность технического обслуживания приведены в таблице 4.