Меню

Что такое сцепное устройство легкового автомобиля

Сцепное устройство для прицепа легкового автомобиля: преимущества и недостатки

Иногда у каждого автовладельца возникает необходимость транспортировать крупногабаритный груз. Но если человек является собственником небольшого легкового автомобиля, то возникают определенные трудности. Груз не помещается ни в салон машины, ни в багажник. Это могут быть и строительные материалы, и приобретенная мебельная обновка, и большой объем сельскохозяйственных продуктов или просто личные вещи, необходимые для перевозки. Решением становится использование прицепа. Для его присоединения к транспортному средству необходимо иметь сцепное устройство для прицепа. Такое приспособление широко известно среди автомобилистов как фаркоп.

Что такое сцепное устройство

Тягово-сцепное устройство определяется как специальная конструкция для присоединения прицепа к транспортному средству и дальнейшей буксировки. Многие выпускаемые на сегодняшний день автомобили оснащаются прицепным устройством на заводе-изготовителе. Если таковой отсутствует, то для него оборудовано место для монтажа.

Устройство находится на раме автомобиля и крепится к кузову посредством болтовой стяжки или приварено сваркой. Преимуществом уже установленного фаркопа является то, что нет необходимости самому приобретать или собирать его, причем надо искать сцепное устройство для легкового прицепа, соответствующее марки авто и подходящее к месту монтажа.

Прицепное может располагаться сзади и спереди автомобиля. Переднее сцепное устройство служит для буксировки самого транспортного средства в случаях аварийной ситуации. Заднее прицепное выглядит как выступающий из-под бампера шар или крюк, к которым непосредственно присоединяется транспортируемый прицеп.

Крепление тягово-сцепного устройства

Данный буксировочный узел различается по виду монтажа на три группы:

  • съемные фаркопы;
  • условно-съемные фаркопы;
  • не демонтируемые фаркопы.

Съемное сцепное устройство прицепа легкового автомобиля характеризуется возможностью частичного демонтажа: складывается сцепной крюк посредством специально установленного замка. Такой способ является большим преимуществом перед другими типами, так как позволяет быстро и без особых усилий развернуть или сложить по необходимости прицепное устройство. Данная группа фаркопов имеет самую высокую стоимость среди других, что можно отнести к недостатку устройства.

Условно-съемный буксировочный узел подразумевает демонтаж тягово-сцепного крюка при помощи откручивания нескольких фиксирующих болтов. Недостатком такого вида считается приложение некоторых усилий и занимает определенное время. Функциональные возможности сцепного устройства для прицепа при этом не теряются.

Не демонтируемые фаркопы отличаются тем, что их нельзя снять. Они имеют литую конструкцию со всем устройством. Тут имеются, как преимущества, так и недостатки. Преимуществом выступает цельность узла, которая влияет на долговечность службы и безопасность. Нет подвижных деталей – нечему ломаться. Недостаток заключается в демонтаже: при необходимости освободить подбамперное пространство, конструкцию придется полностью снимать с кузова транспортного средства. Процесс этот долгий и трудоемкий.

Конструкционные типы

Тягово-сцепное устройство для легкового прицепа различается как два конфигурационных типа: европейский и американский.

Европейский тип сцепного устройства более распространен и имеет на конце небольшой шар, стандартного диаметра – 50 мм. Многие прицепные узлы со стороны прицепа изготовлены под такое буксировочное устройство.

Преимущество европейского типа сцепного устройства заключается в его форме. Шар принимает на себя не только нагрузки по горизонтальной линии, но и по вертикальной. Если прицеп имеет только одну колесную пару, то его нагрузка частично ложится по вертикали (сверху) на сцепное устройство. Следовательно, прицепное с шаровой конструкцией считается более универсальным. Транспортировать грузы прицепом можно общим весом до 3,5 тонн.

Читайте также:  Двигатель под разборку мерседес

Американский тип буксировочного узла коренным образом отличается от предыдущего. Сцепное устройство выглядит, как полый четырехугольный профиль. В него помещается соответствующий шток и фиксируется специальным замком сцепного устройства прицепа в виде изогнутой под крюк ручки.

Общая классификация

Квалификационная сетка всех фаркопов выглядит следующим образом:

  • категория «А» представляет собой зацепной шар с крюком, который закрепляется двумя винтами. В данном классе нагрузка на шар не должна превышать более 150 кг;
  • категория «В» – крюк с шаром можно снимать, используется гаечное крепление;
  • категория «С» характеризуется съемным режимом крюка на эксцентрике;
  • категория «ВМА» – сюда относится тягово-сцепной шар с быстросъемной конструкцией, характерное наличие у транспортных средств моделей «люкс»;
  • категория «Е» – соединение происходит по американскому типу сцепных устройств для прицепа. Ограничение нагрузки не превышает 1,5 т;
  • категория «Н» – не демонтируемая конструкция;
  • категория «FC» – облегченные конструкции с нагрузочной массой не более 750 кг;
  • категория «GC» – крепежная система с 4 болтами;
  • категория «F» характеризуется наличием кованного шара, который демонтируется. Крепление осуществлено 2 болтами, имеется вертикальная регулировочная возможность сцепки;
  • категория «G» подобна предыдущей категории, но с креплением на 4 болта;
  • категория»V» родственна «F», но без регулировочного режима.

Весовая нагрузка

Устройство прицепов и тягово-сцепных устройств разработано на эксплуатацию с определенно нормированным весом. Несоответствие весовых нормативов груза и прицепного узла нарушает безопасность движения и может привести к негативным последствиям. В связи с этим, буксировочные узлы распределили на три типа:

  • Прицепные устройства для легкового автомобильного транспорта. Нормативная прицепная нагрузка не должна превышать 1,5 тонны.
  • Прицепные устройства для небольших легковых фургонов (минивэн) и легковых универсалов. Критическая масса составляет 2,5 тонны.
  • Прицепные устройства для пассажирских микроавтобусов и крупных внедорожников. Предел буксируемой массы равен 3,5 тонны.

    Обслуживание устройства

    Сцепное устройство для прицепа требует определенного ухода. Шар необходимо периодически смазывать, а от повреждений следует накрыть специальным защитным колпаком. Электрические разъемы в неактивном состоянии закрывать от попадания влаги и пыли.

    Крепежным и подвижным узлам сцепного устройства нужно проводить периодический осмотр каждую 1000 км пробега авто и прицепа.

    Прицепное устройство для прицепа: фаркоп

    Чтобы перевозить прицеп, прицепное устройство одного автомобиля и прицепа будет недостаточно. Прицеп должен быть подготовлен должным образом, и быть оборудован дополнительным элементом, таким как прицепное устройство.

    Для успешной транспортировки прицепа прицепное устройство должно быть обязательно оснащено еще и электрооборудованием, с помощью которого происходит подключение всех электрических элементов прицепа.

    Выбор такого устройства должен происходить без спешки, так как его качество и надежность должны быть соответствующие, чтобы максимально безопасно перевозить грузы. Надежность сцепки напрямую зависит от её слабого звена, которым и является прицепное устройство.

    Читайте также:  Центр по замене стекол для машины

    Необходимость прицепного устройства

    Сегодня на большинстве современных автомобилей не установлено прицепное устройство для прицепа, что со временем может привести к определенным трудностям. Сцепка для прицепа, это отличный вариант расширения функционала автомобиля.

    В любой момент автовладелец может прикрепить прицепное устройство к своему авто и перевозить в нем разнообразные грузы, что здорово экономит денежные средства на услугах грузоперевозчиков. Поэтому сразу после покупки транспортного средства многие спешат прикрепить прицепное устройство для легкового автомобиля.

    Удивительно, но сегодня неизвестно откуда появилось слово «фаркоп». Считается, что оно имеет немецкие корни, но этим словом немцы называют рабочий отрезок железнодорожных рельсов. Также соединение слов «голова», и ехать» звучит, как «фаркоп».

    Также данным словом называют специальное приспособление на повозке, которое использовали для подвешивания различных вещей.

    Давайте рассмотрим, какие сцепные устройства для прицепа существуют, разберемся в их главных характеристиках, а также особенностях и возможностях.

    Для начала нужно определиться, что такое «сцепная головка для прицепа»? Подобное устройство называют по-разному, но чаще всего именно «фаркоп».

    Фаркоп представляет собой специальное устройство, предназначенное для соединения автомобиля с прицепом. Это позволяет самостоятельно транспортировать крупногабаритные грузы на близкие и дальние расстояния.

    Фаркоп выполнен таким образом, что сцепка прицепа происходит достаточно быстро, а главное надежно. При этом сцепная головка для прицепа равномерно распределяет вес груза по всей длине автопоезда.

    Фаркоп является достаточно надежным приспособлением, которое обеспечивает максимальную безопасность перевозки грузов.

    Виды, особенности, преимущества и недостатки прицепных устройств

    Всего пару десятилетий назад автомобили, обладающие высокой проходимостью вместо фаркопа, для прикрепления прицепа для легкового автомобиля, оснащались исключительно крюком для буксировки.

    К недостаткам такого устройства относиться факт, что при высоких нагрузках возникает сильная тряска, что влечет за собой быструю поломку крюка, а сама сцепка имела еще некоторые определенные сложности.

    Современные модели являются специальной сцепной головкой для легкового прицепа, изготовленной в виде шара, радиус которого от 22 мм до 58.702 мм. Дышло также оснащено сцепной головкой.

    К преимуществам такого устройства относится возможность принятия на себя тормозных и тяговых усилий, в случае, если прицеп является одноосным.

    Устройство

    Как правило, прицепная конструкция изготавливается с применением оцинкованного напыления, что предотвращает преждевременную коррозию. Они могут быть квадратной или круглой формы.

    Существуют и более редкие виды с V-образной формой. Самые современные модели оснащены специальным устройством, предупреждающим, если шар не полностью вошел в сцепное соединение.

    Как правило, фаркопы делятся на виды, каждый из которых обладает своими особенностями. Это зависит от конструкции, способа прикрепления, и предельных нагрузок. На виды делят не только фаркопы, но и сцепные головки для легкового автомобиля, поэтому будьте внимательны при выборе.

    Сегодня самыми популярными моделями являются фаркопы с жестким типом соединения при помощи сварного шва. Устанавливаются такие элементы, как правило, навсегда, но иногда, чтобы не ухудшать внешний облик автомобиля их устанавливают только на время.

    Читайте также:  Масло используемое для двигателя у чери амулет

    Также в продаже представлены фаркопы со съёмным замковым, сцепным устройством, которое можно самостоятельно демонтировать в случае необходимости. Как правило, это происходит методом выкручивания болтов, или при помощи специального рычага.

    К отдельным видам можно отнести устройство для мотоблоков, но их технические характеристики немного отличаются от автомобильных устройств.

    Фаркоп состоит с двух основных частей, это: сцепной шар, который установлен непосредственно на самом автомобиле, и сцепная головка, предназначенная для установки сцепного устройства на круглое дышло.

    Помимо этого, необходимо учесть технические характеристики подобных элементов, чтобы сделать правильный выбор перед покупкой.

    Обязательно обращайте внимание на модель автомобиля, тип кузова, и дату выпуска, так как особенности той или иной конструкции подразумевают установку различных вариантов фаркопа. Также учтите предельную массу загруженного прицепа.

    Краткая история возникновения фаркопов

    Первые прицепы, и соответственно фаркопы появились в то же время, что и автомобили, примерно в 1880 годах прошлого века, хотя первые упоминания о данном механизме датируются еще 1853 годом.

    С появлением первых легковых автомобилей на рынке появились и грузовые авто, которые способны перевозить крупногабаритные грузы, что сразу сделало их невероятно популярным транспортным средством во многих сферах деятельности.

    Первые прицепы начали производиться в 1870 году в Австрии. Первоначально они предназначались для транспортировки разнообразной сельскохозяйственной техники и продукции.

    Первая мировая война внесла свою лепту, и производители изготавливали огромное количество фаркопов для нужд армии. Со временем прицепы начали широко использоваться и в обычном быту.

    Как выбрать фаркоп

    Современный рынок предлагает покупателям огромный ассортимент прицепных механизмов, которые способны удовлетворить абсолютно любые потребности. В основном эти изделия изготавливаются европейскими производителями.

    Но как правильно выбрать подобное устройство?

    В первую очередь обращайте внимание на такие нюансы:

    1. Найдите в интернете информацию о той модели фаркопа, которую вы желаете приобрести, и прочтите отзывы покупателей;
    2. Убедитесь, что оно имеет соответствующие сертификаты качества;
    3. Уточните все технические особенности, и его комплектующих.

    Не бойтесь задавать вопросы, ведь чем больше вопросов будет задано, тем большей информацией в итоге вы будете располагать.

    Самыми популярными сегодня считается продукция компании – Thule, которая изготавливает фаркопы уже на протяжении 50 лет. Более того, продукция данной компании имеет самый большой ряд моделей прицепных устройств, от съёмных моделей, до сварных и условно-съёмных.

    Также к самым популярным можно отнести продукцию компании Auto Hak, которая работает с 1976 года. Ассортимент Auto Hak насчитывает более 700 моделей устройств, от фланцевых, до вертикально-съёмных.

    Как правило, надежный и максимально качественный фаркоп сегодня стоит в среднем около 5000 рублей. Конечно можно приобрести и более дешевую модель, но экономить не советуется, как как показатели надежности и прочности дешевых вариантов желают лучшего.

    Фаркоп для сцепки автомобиля с прицепом в многократно расширяет возможности любого автомобиля, и позволяет дополнить его различным дополнительным оборудованием. Тщательно сопоставьте цены той или иной модели, и выберите для себя самый подходящий вариант.

  • Adblock
    detector