Специальные жидкости, используются в технике в качестве рабочего тела (например в гидроприводах, гидросистемах тормозов, амортизаторах), а также как охлаждающие, разделительные или противообледенительные агенты и т. д.
Наиболее распространены гидравлические жидкости (>50% всех специальных жидкостей), используемые при температурах от −60 о C до 200 о C и давлении до 50 МПа.
Различают 3 группы этих жидкостей: маловязкие (3,5-5 мм²/с при 50 о C) — для малоинерционных приводов, средневязкие (8-14 мм²/с) — для гидроприводов общего назначения, высоковязкие (20-90 мм²/с) — главным образом для приводов дорожно-строительных и индустриальных механизмов, а также для судовых винтов регулируемого шага.
Гидравлические жидкости готовят на основе высокоочищенных нефтяных масел, полиорганосилоксанов, фтор- и хлорфторуглеродов, эфиров ортофосфорной кислоты, полиалкиленгликолей.
Тормозные жидкости для автомобилей должны иметь вязкость не менее 1,5 мм²/с при 100 о C и не более 1800 мм²/с при −40 о C. Состоят они в основном из гликолей и других эфиров.
Амортизаторные жидкости, используемые для гашения колебаний автомобилей, тракторов, летательных аппаратов (при посадке) и т.п. готовят на основе нефтяных масел с вязкостью 10-15 мм²/с при 50 о C. Разновидность амортизационных жидкостей — противооткатные, применяемые в артиллерии.
Разделительные жидкости, используемые для заполнения манометров, расходомеров и других датчиков с целью предотвращения их контакта с агрессивными средами (серная кислота, азотная кислота, пероксид водорода и др.) готовят на основе фтор- и хлорфторуглеродов, полиорганосилоксанов; вязкость 7-27 мм²/с при 50 о C.
Охлаждающие жидкости (антифризы, применяемые для отвода тепла в двигателях внутреннего сгорания, радиоэлектронных системах и т.д., готовят смешением воды с гликолями, реже — на основе кремнийорганических соединений.
Антиобледенительные жидкости получают обычно смешением этилового спирта с водой.
Во все специальные жидкости вводят, как правило, антикоррозионные присадки, в гидравлические, тормозные и амортизаторные, кроме того — вязкостные, противоизносные и антиокислительные, а в охлаждающие — антипенные присадки.
См. также
Ссылки
Химический Энциклопедический Словарь. Гл. ред. И. Л. Кнунянц. — М.: Советская энциклопедия, 1983—792 с.
Это заготовка статьи по химии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Что такое wiki2.info Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.
Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.
Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. wiki2.info является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).
Специальные жидкости
Специальные жидкости, используются в технике в качестве рабочего тела (например в гидроприводах, гидросистемах тормозов, амортизаторах), а также как охлаждающие, разделительные или противообледенительные агенты и т. д.
Наиболее распространены гидравлические жидкости (>50% всех специальных жидкостей), используемые при температурах от −60 гр. С до 200 гр. С и давлении до 50 МПа.
Различают 3 группы этих жидкостей: маловязкие (3,5-5 мм^2/с при 50 гр. С) — для малоинерционных приводов, средневязкие (8-14 мм^2/с) — для гидроприводов общего назначения, высоковязкие (20-90 мм^2/с) — главным образом для приводов дорожно-строительных и индустриальных механизмов, а также для судовых винтов регулируемого шага.
Гидравлические жидкости готовят на основе высокоочищенных нефтяных масел, полиорганосилоксанов, фтор- и хлорфторуглеродов, эфиров ортофосфорной кислоты, полиалкиленгликолей.
Тормозные жидкости для автомобилей должны иметь вязкость не менее 1,5 мм^2/с при 100 гр. С и не более 1800 мм^2/с при −40 гр. С. Состоят они в основном из гликолей и других эфиров.
Амортизаторные жидкости, используемые для гашения колебаний автомобилей, тракторов, летательных аппаратов (при посадке) и т. п. готовят на основе нефтяных масел с вязкостью 10-15 мм^2/с при 50 гр. С. Разновидность амортизационных жидкостей — противооткатные, применяемые в артиллерии.
Разделительные жидкости, используемые для заполнения манометров, расходомеров и других датчиков с целью предотвращения их контакта с агрессивными средами (серная кислота, азотная кислота, пероксид водорода и др.) готовят на основе фтор- и хлорфторуглеродов, полиорганосилоксанов; вязкость 7-27 мм^2/с при 50 гр. С.
Охлаждающие жидкости (антифризы, применяемые для отвода тепла в двигателях внутреннего сгорания, радиоэлектронных системах и т. д., готовят смешением воды с гликолями, реже — на основе кремний-органических соединений.
Антиобледенительные жидкости получают обычно смешением этилового спирта с водой.
Во все специальные жидкости вводят, как правило, антикоррозионные присадки, в гидравлические, тормозные и амортизаторные, кроме того — вязкостные, противоизносные и антиокислительные, а в охлаждающие — антипенные присадки.
См. также
Ссылки
Химический Энциклопедический Словарь. Гл. ред. И.Л. Кнунянц. — М.: Советская энциклопедия, 1983 — 792 с.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Специальные жидкости» в других словарях:
специальные среды — 3.10 специальные среды: Среды (агрессивные среды, среды заполнения, испытательные среды, специальные охлаждающие жидкости, масла, смазки, растворители, топливо, рабочие растворы, рабочие тела), внешние по отношению к изделию, которые вызывают или … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Гидравлические жидкости — Гидравлические жидкости жидкости, применяемые в машинах и механизмах для передачи усилий (см. Гидравлическая передача, Гидравлический двигатель, Гидродинамическая передача и Гидропередача объёмная). Гидравлические жидкости должны обладать… … Википедия
ГОСТ Р 50827.4-2009: Коробки и корпусы для электрических аппаратов, устанавливаемые в стационарные электрические установки бытового и аналогичного назначения. Часть 23. Специальные требования к напольным коробкам и корпусам — Терминология ГОСТ Р 50827.4 2009: Коробки и корпусы для электрических аппаратов, устанавливаемые в стационарные электрические установки бытового и аналогичного назначения. Часть 23. Специальные требования к напольным коробкам и корпусам оригинал… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Кровезамещающие жидкости — I Кровезамещающие жидкости (синоним: инфузионные среды, кровезаменители, плазмозаменители, кровезамещающие растворы, плазмозамещающие растворы, гемокорректоры) средства, применяемые с лечебной целью для выполнения одной или нескольких… … Медицинская энциклопедия
классификация смазочно-охлаждающей жидкости — Разделение смазочно охлаждающих жидкостей на классы в соответствии с их составом и физико химическими свойствами и на группы в соответствии с областью применения. Примечание Классы смазочно охлаждающих жидкостей: водные эмульсионные,… … Справочник технического переводчика
75.100 — Мастила, технічні оливи та суміжна з ними продукція ГОСТ 9.052 88 ЕСЗКС. Масла и смазки. Методы лабораторных испытаний на стойкость к воздействию плесневых грибов. Взамен ГОСТ 9.052 75 ГОСТ 9.054 75 ЕСЗКС. Консервационные масла, смазки и… … Покажчик національних стандартів
Система охлаждения компьютера — У этого термина существуют и другие значения, см. Система охлаждения. Система охлаждения компьютера набор средств для отвода тепла от нагревающихся в процессе работы компьютерных компонентов. Тепло в конечном итоге может утилизироваться: В… … Википедия
15156 — ГОСТ 15156 < 84>Масла, смазки и специальные жидкости, применяемые в технических изделиях для районов с тропическим климатом. ОКС: 75.100 КГС: Б47 Масла различного назначения Взамен: ГОСТ 15156 69 Действие: С 01.07.85 Примечание: переиздание 2002… … Справочник ГОСТов
25549 — ГОСТ 25549 < 90>Топлива, масла, смазки и специальные жидкости. Химмотологическая карта. Порядок составления и согласования. ОКС: 75.100 КГС: Т52 Система проектно конструкторской документации Взамен: ГОСТ 25549 82 Действие: С 01.01.91 Примечание:… … Справочник ГОСТов
Правила вождения автомобиля
Специальные жидкости для автомобилей
Специальные охлаждающие жидкостидля автомобилей.
В системе охлаждения двигателя применяются охлаждающие жидкости, такие как вода и антифризы – это жидкости, которые обладают высокими низкотемпературными свойствами.
Вода может использоваться для заправки системы охлаждения двигателя в теплое время года. К недостаткам использования воды в качестве охлаждающей жидкости можно отнести:
— свойство замерзать при температуре 0 градусов
При замерзании вода увеличивается в объеме, что вызывает разрушение деталей системы охлаждения (размораживание). Накипь приводит к плохому теплообмену, что способствует плохому охлаждению двигателя. Чем больше жесткая вода, тем больше образовывается накипь. В качестве охлаждающей жидкости лучше всего применять мягкую воду (дождевая, снеговая). Чтобы сделать из жесткой воды мягкую, ее достаточно прокипятить. Как антикипин можно предложить хромпик (двухромовокислый калий, бихромат калия), его следует растворять в воде в количестве 7-10 грамм/литр. Уменшает накипь, коррозию металла. Хромпик является ядом.
Вода из морей запрещена к использованию в системе охлаждения и она не поддается смягчению выше перечисленными способами.
Специальные жидкости для автомобилей антифризы
Основаны на водных растворах этиленгликоля. Антифризы это соотношение воды и этиленгликоля, и изменяя их соотношение можно получить растворы с любой температурой замерзания от 0 до 75 градусов. Для уменьшения коррозирующего действия в антифриз добавляют специальные присадки.
Первая помощь – промывание желудка водой раствором питьевой соды. И необходима срочная медицинская помощь.
Что такое специальные жидкости автомобиля
МАСЛА, СМАЗКИ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ
Технические условия ГОСТ 26191-84
Oils, lubricants and special fluids. Limited list and order of application
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 1 марта 1984 г. № 16 дата введения установлена 01.01.81
Настоящий стандарт устанавливает ограничительный перечень смазочных масел, пластичных смазок и специальных жидкостей, допускаемых к применению в технике, и порядок их назначения. На основании настоящего стандарта заинтересованные министерства (ведомства) — разработчики техники разрабатывают отраслевые стандарты на ограничительные перечни масел, смазок и специальных жидкостей и на порядок их назначения в изготовляемую технику. Назначение и применение масел, смазок и специальных жидкостей приведено в приложении 1. Перечни марок масел, смазок и специальных жидкостей, не допускаемых к назначению во вновь разрабатываемую или модернизируемую технику, приведены в приложении 2. Стандарт не распространяется на продукцию, разрабатываемую по заказам Министерства обороны СССР, применяемую только в изделиях военной техники, а также на консервационные и технологические материалы.
1. ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МАСЕЛ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЖИДКОСТЕЙ
1.1. Ограничительный перечень масел и специальных жидкостей, назначаемых во вновь разрабатываемую и модернизируемую технику, приведен в табл. 1.
Т а б л и ц а 1
Наименование масла и специальной жидкости
Нормативно-техническая документация, по которой изготовляют масла и специальные жидкости
1.2. Условные обозначения видов техники приведены в табл. 2.
Т а б л и ц а 2
Тракторы и сельскохозяйственные машины; машины для лесной промышленности
Подъемно-транспортное оборудование
Тепловозы, путевые машины, электровозы
Кузнечно-прессовое оборудование
Электротехническое оборудование
Приборы, средства автоматизации и системы управления
Оборудование для деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и резинотехнической промышленности
Оборудование для животноводства
Оборудование для легкой, пищевой и полиграфической промышленности
2. ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАСТИЧНЫХ СМАЗОК
2.1. Ограничительный перечень пластичных смазок, назначаемых во вновь разрабатываемую и модернизируемую технику, приведен в табл. 3.
Т а б л и ц а 3
Нормативно-техническая документация, по которой изготовляют смазки
1. Антифрикционные смазки
1.1. Кальциевые смазки
1.1.1. Солидол синтетический
ГОСТ 4366-76
1.1.2. Солидол жировой
ГОСТ 1033-79
1.1.3. Графитная (УСсА)
ГОСТ 3333-80
1.1.4. Графитная контактная
Нормативно-техническая документация (НТД)
1.1.5. Долотол НУ
НТД
1.2. Комплексные кальциевые смазки
1.2.1. Униол-1
НТД
1.2.2. Униол-2
ГОСТ 23510-79
1.2.3. ЦИАТИМ-221
ГОСТ 9433-80
1.2.4. Дисперсол-1
НТД
1.2.5. Смазка для автотормозных приборов под вижного железнодорожного состава ЖТ-72
То же
1.2.6. ВНИИНП-247
>>
1.2.7. ВНИИНП-207
ГОСТ 19774-74
1.2.8. ВНИИНП-219
НТД
1.2.9. ВНИИНП-261
То же
1.2.10. Долотол АУ
>>
1.3. Натриевые и натриево-кальциевые смазки
1.3.1. КСБ
НТД
1.3.2. ДТ-1
То же
1.3.3. ЖК
>>
1.3.4. ЖА
>>
1.3.5. ЖД
>>
1.3.6. ЖР
>>
1.3.7. ВНИИНП-223
НТД
1.3.8. ВНИИНП-228
ОСТ 38.01438-87
1.3.9. ВНИИНП-260
ГОСТ 19832-87
1.3.10. Смазка железнодорожная ЛЗ-ЦНИИ
ГОСТ 19791-74
1.4. Литиевые смазки
1.4.1. ЦИАТИМ-201
ГОСТ 6267-74
1.4.2. ЭРА (ВНИИНП-268М)
НТД
1.4.3. ВНИИНП-242
ГОСТ 20421-75
1.4.4. Литол-24
ГОСТ 21150-87
1.4.5. Литол-24рк
НТД
1.4.6. Фиол-1
То же
1.4.7. Фиол-2
>>
1.4.8. Фиол-2М
>>
1.4.9. Фиол-2у
>>
1.4.10. ЛС-1п
>>
1.4.11. ЛСЦ-15
>>
1.4.12. ЛИТА
>>
1.4.13. Литол 459/5
>>
1.4.14. ЖРО
НТД
1.4.15. Долотол Н
То же
1.4.16. ЛЗ-31
ТУ 38.1011144-88
1.4.17. Зимол
НТД
1.4.18. ШРУС-4
То же
1.4.19. ЛДС-1 (ЛДС-2)
>>
1.4.20. БНЗ-3
>>
1.4.21. Смазка № 158
>>
1.4.22. Орион
>>
1.4.23. ВНИИНП-293
>>
1.4.24. ОКБ-122-7
ГОСТ 18179-72
1.4.25. ВНИИНП-502
НТД
1.4.26. СВЭМ (ВНИИНП-288)
То же
1.4.27. ВНИИНП-254
>>
1.4.28. ВНИИНП-271
>>
1.4.29. ВНИИНП-274
ГОСТ 19337-73
1.4.30. Крон 1
НТД
1.5. Бариевые смазки
1.5.1. ШРБ-4
НТД
1.5.2. МС-70
ГОСТ 9762-76
1.5.3. МУС-ЗА
НТД
1.6. Алюминиевые смазки
1.6.1. АМС-3
ГОСТ 2712-75
1.6.2. ЛПИ-7
НТД
1.6.3. Ротационная ИР
То же
1.6.4. МЗ
>>
1.6.5. АЦ-1
>>
1.6.6. АЦ-3
>>
1.7. Органические смазки
1.7.1. ВНИИНП-210
НТД
1.7.2. ВНИИНП-235
То же
1.7.3. ВНИИНП-246
ГОСТ 18852-73
1.7.4. ВНИИНП-233
НТД
1.8. Смазки на неорганических загустителях, силикагелевые
1.8.1. ВНИИНП-275
НТД
1.8.2. ВНИИНП-282
НТД
1.8.3. ВНИИНП-248
НТД
1.8.4. ВНИИНП-279
ГОСТ 14296-78
1.8.5. ВНИИНП-280
НТД
1.8.6. Криогель
То же
1.8.7. ВНИИНП-290
>>
1.8.8. ВНИИНП-299
>>
1.8.9. Графитол
>>
1.8.10. Аэрол
>>
1.8.11. Сиол
>>
1.8.12. Силикол
>>
1.8.13. БНЗ-5
>>
1.8.14. ВНИИНП-501
>>
1.9. Смазки на других неорганических загустителях
1.9.1. ВНИИНП-231
НТД
1.9.2. ВНИИНП-273
То же
1.9.3. ПФМС-4С
>>
1.9.4. Лимол
>>
1.9.5. ВНИИНП-232
ГОСТ 14068-79
1.9.6. ВНИИНП-225
ГОСТ 19782-74
1.10. Углеводородные смазки
1.10.1. ГОИ-54п
ГОСТ 3276-89
1.10.2. МЗ-5
НТД
1.10.3. Шахтол
То же
1.10.4. СТП-Л
>>
1.10.5. СТП-3
>>
1.10.6. ОЗП-1
>>
1.10.7. ПН
>>
2. Канатные смазки
2.1. Торсиол-35
НТД
2.2. Торсиол-35 Э
То же
2.3. Канатная БОЗ
>>
2.4. Торсиол-55
ГОСТ 20458-89
2.5. КФ-10
НТД
2.6. ВНИИНП-278
То же
2.7. Е-9
>>
2.8. Смазка для пропитки органических сердечников стальных канатов
ГОСТ 15037-69
2.9. КФ-10Э
НТД
3. Уплотнительные смазки
3.1. Литиевые смазки
3.1.1. ЛЗ-162
НТД
3.1.2. Р-416
То же
3.1.3. Р-402
>>
3.1.4. Р-113
>>
3.1.5. ЛЗ-ГАЗ-41
>>
3.1.6. ВНИИНП-294
>>
3.1.7. ВНИИНП-295
>>
3.1.8. ВНИИНП-283
>>
3.1.9. Арматол-238
>>
3.2. Углеводородные смазки
3.2.1. ЦИАТИМ-205
ГОСТ 8551-74
3.3. Смазки на других загустителях
3.3.1. Для резьбовых соединений
НТД
3.3.2. ВНИИНП-298
То же
3.3.3. Для газовых кранов
>>
П р и м е ч а н и я : Перечень нормативно-технической документации, ссылки на которую даны в табл. 3, приведен в приложении 3.
3. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ МАСЕЛ, СМАЗОК И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЖИДКОСТЕЙ
3.1. Разработчики техники выбирают и назначают масла, смазки и специальные жидкости из ограничительного перечня настоящего стандарта или из ограничительных перечней, установленных отраслевыми стандартами, разработанными на основе настоящего стандарта. П р и м е ч а н и я. Министерства (ведомства) — разработчики техники, имеющие действующие отраслевые стандарты на ограничительные перечни масел, смазок и специальных жидкостей, пересматривают указанные стандарты в срок до 01.01.87. До пересмотра отраслевых стандартов допускается пользоваться ограничительным перечнем настоящего стандарта.
3.2. Назначение масел, смазок и специальных жидкостей и особенности их применения проверяют и уточняют в процессе испытания образцов техники. Допускается до внесения очередного изменения назначать вновь разработанные масла, смазки и специальные жидкости, не включенные в ограничительный перечень настоящего стандарта, но разрешенные к применению Государственной межведомственной комиссией по испытанию топлив, масел, смазок и специальных жидкостей при Госстандарте, в течение двух лет с момента постановки их на производство.
3.3. Основные и дублирующие марки масел, смазок и специальных жидкостей выбирают из числа марок, предусмотренных ограничительным перечнем или разрешенных к применению в соответствии с п.3.2 настоящего стандарта, на стадии разработки и согласования химмотологической карты по ГОСТ 25549-90.
3.4. Условия применения смазок в узлах техники определяют в ведомости применения смазок на стадиях технического проекта и постановки техники на производство. Форма ведомости применения смазок приведена в приложении 4.
3.5. Выполнение требований по унификации смазочных материалов в целом по изделию (комплексу), включая его элементы, обеспечивает его разработчик.
3.6. Для вспомогательных механизмов, как правило, назначают масло и специальную жидкость той же марки, которую применяют в основном механизме данного изделия.
3.7. При назначении смазочных материалов в технику северного и тропического исполнения учитывают требования ГОСТ 15156-84.
НАЗНАЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ МАСЕЛ, СМАЗОК И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЖИДКОСТЕЙ. 1. Область применения масел и специальных жидкостей
Марка масла и специальной жидкости
1.1. МС-20 1.2. МС-20С
Поршневые двигатели винтомоторных самолетов и вертолетов, турбовинтовые двигатели (применяют в составе маслосмесей), шарниры винтов, редукторы и другие узлы вертолетов. Регуляторы частоты вращения дизелей с автономными маслосистемами и картеры газомотокомпрессоров (МС-20)
Турбореактивные и турбовинтовые двигатели самолетов, газотурбинные двигатели вертолетов, изделий наземной техники, редукторы вертолетов, судовых газотурбинных установок и т. д.
1.10. ВНИИНП-25
Шарниры винтов вертолетов
2.1.1. M-8B1
Среднефорсированные карбюраторные двигатели автомобилей, строительно-дорожных и др. машин, работающие на бензине марки А-76; средне-форсированные автотракторные дизели при эксплуатации в зимних условиях
2.1.2. АСЗп-6 (М-4з/6В1)
Среднефорсированные автомобильные карбюраторные двигатели, работающие на бензине марки А-76 в северных условиях при температуре холодного пуска до минус 35 °С
Всесезонные (в условиях умеренного климата) масла для автомобильных карбюраторных двигателей среднего уровня форсирования, работающих на бензине марки А-76, а также дизелей. Масло М-6з/10В можно использовать в качестве всесезонного сорта для автомобильных и тракторных дизелей среднего уровня форсирования без наддува с увеличенными пробегами до замены.
2.1.5. М-8Г1 2.1.6. М-12Г1 2.1.7. М-6з/10Г1
Высокофорсированные карбюраторные двигатели автомобилей, работающие на бензине марки АИ-93, в тяжелых эксплуатационных условиях
2.2.1. М-8В2 2.2.3. 10В2
Автотракторные дизели среднего уровня форсирования без наддува, дизель-генераторы, насосные агрегаты
2.2.2. М-4з/8В2Г1рк
Высокофорсированные карбюраторные и средне-форсированные дизельные двигатели автомобилей в период эксплуатации и длительного хранения
2.2.4. М-10В2-С
Циркуляционные системы смазки судовых тронковых и крейцкопфных дизелей при работе на топливе с массовой долей серы до 0,5 %; дизели автотракторного типа без наддува при работе в летних условиях
2.2.5. М-14В2
Циркуляционные системы смазки двухтактных и четырехтактных среднефорсированных дизелей тепловозов судов, карьерных самосвалов, стационарных дизель-генераторов, работающих на топливе с массовой долей серы до 0,5 %
2.2.6. М-14В2 З 2.2.7. М-20В2
Циркуляционные системы смазки дизелей буровой техники при эксплуатации в зимний и летний периоды
2.2.8. М-6Г2З (М-6ГФС)
Высокофорсированные автотракторные дизели (без наддува) отечественных и импортных машин при работе в северных условиях
Высокофорсированные автотракторные дизели (без наддува или с умеренным наддувом) отечественных и импортных машин при работе в зимних и летних условиях
2.2.13. М-4з/8Г2
Высокофорсированные автотракторные дизели (без наддува или с умеренным наддувом) отечественных и импортных машин при работе в северных условиях
2.2.14. М-10Г2ЦС 2.2.15. М-14Г2ЦС
Циркуляционные системы высокофорсированных тронковых и крейцкопфных судовых дизелей, работающих на топливе с массовой долей серы менее 2 %; редукторы и другие механизмы машинных отделений судов, требующие применения масел с повышенной влагостойкостью
2.2.16. М-14Г2 2.2.17. М-16Г2С
Современные высокофорсированные дизели тепловозов (М-16Г2С применяется в северных условиях)
2.2.18. М-20Г2
Двухтактные высокофорсированные судовые дизели большой мощности
2.2.19. М-4з/8Д
Высокофорсированные автотракторные дизели (с наддувом) при работе в северных условиях
2.2.20. М-8ДМ 2.2.21. М-10ДМ
Высокофорсированные автотракторные дизели (с наддувом) тяжелых тракторов, комбайнов, бульдозеров, карьерных самосвалов, автомобилей, строительных машин отечественного и зарубежного производства при эксплуатации в зимних и летних условиях
2.2.22. М-10ДЦЛ 20 2.2.23. М-14ДЦЛ 20
Современные судовые среднеоборотные тронковые дизели (с наддувом) с циркуляционной и лубрикаторной системами смазки отечественного и зарубежного производства при работе на топливе с массовой долей серы 3%
2.2.24. М-14ДЦЛ 30
Современные судовые среднеоборотные тронковые дизели (с наддувом) с циркуляционной и лубрикаторной системами смазки отечественного и зарубежного производства при работе на топливе с массовой долей серы свыше 3 %
2.2.25. МТ-4З/8ДС
Высокофорсированные дизели с наддувом, трансмиссии тракторов при работе в северных условиях
Лубрикаторные системы смазки высокофорсированных судовых крейцкопфных дизелей, работающих на топливе с высокой массовой долей серы (М-16Е-30 — до 1,5 %, М-16Е-60 — до 2,5 %, М-20Е-70 — до 3,5 %)
2.2.29. М-20В2
Судовые высокооборотные дизели
3.1. ТСп-10
Спирально-конические, конические и цилиндрические передачи автомобилей и других машин. Зимний сорт, работоспособно при температуре до минус 45 °С
3.2. ТАП-15В 3.3. ТСП-15К
Спирально-конические, конические и цилиндрические передачи автомобилей и других машин. Всесезонные для средней полосы, работоспособны при температуре до минус 30 °С.
3.4. ТАД-17И
Агрегаты трансмиссий с гипоидными передачами легковых и грузовых автомобилей всех марок. Все-сезонное, работоспособно до минус 30 °С. Коробки передач и рулевых управлений легковых автомобилей
3.5. ТМ5-12рк
Универсальные трансмиссионные масла для всех типов передач, включая гипоидные. Всесезонные масла для районов Севера, зимние — для районов средней полосы; работоспособны до температуры минус 45 °С. Масло ТМ5-12рк обладает рабочеконсервационными свойствами
3.6. ТСЗ-9ГИП
Агрегаты трансмиссий автотранспортной техники, в том числе с гипоидными главными передачами при их эксплуатации в холодной климатической зоне до температуры минус 50 °С
3.7. Масло трансмиссионное для промышленного оборудования (нигрол)
Малонагруженные зубчатые передачи, включая крупногабаритные открытые передачи промышленного оборудования, подъемно-транспортных машин и т. д. Зимнее масло работоспособно при температуре до минус 20 °С, летнее — до минус 10 °С
3.8. ТС-14,5
Узлы трения и зубчатые передачи металлургического оборудования
4.1. Тп-22С
Смазочные системы и системы регулирования паровых и газовых турбин, нагнетателей, турбокомпрессоров различного назначения; редукторы и вспомогательные механизмы судов с паро- и газотурбинными установками
4.2. Тп-30
Маслонапорные установки гидравлических турбин, другие турбоагрегаты, паровые турбины, вентиляторы, дымососы
4.3. Тп-46
Механизмы судовых паротурбинных установок и другие вспомогательные механизмы с гидроприводами
Одно- и многоступенчатые компрессоры низкого и среднего давления (25-40 кгс/см2) при температурах от минус 25 до плюс 40 °С
5.3. КС-19
Одно- и многоступенчатые компрессоры среднего и высокого давления с перепадом давления до 100 кгс/см2. Рабочий диапазон температур от минус 10 до плюс 40 °С
5.4. К-28
Многоступенчатые поршневые и ротационные компрессоры высокого давления, в том числе для воздухоразделительных установок. Рабочий диапазон температур от плюс 5 до плюс 50 °С.
5.5. КЗ-10
Теплонапряженные поршневые компрессоры с температурой нагнетания до плюс 200 °С
5.6. Кп-8
Турбокомпрессорные машины химического и нефтехимического производства, винтовые компрессоры газоперекачивающих установок
5.7. К-12В
Поршневые компрессоры локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава в зимнее время
6.1. ХФ 12-16
Холодильные машины, работающие на фреоне при температуре конденсации не выше минус 50 °С
6.2. ХФ 22-24
Одноступенчатые холодильные машины с поршневыми компрессорами, работающие на фреоне при температуре конденсации не ниже минус 50 °С
6.3. ХА-30
Компрессоры холодильных машин, работающих на аммиаке и двуокиси углерода
6.4. ХС-40
Компрессоры холодильных машин. Рабочий диапазон температур от минус 50 до плюс 150 °С
6.5. ХФ 22с-16
Одно- и двухступенчатые поршневые компрессоры, работающие на фреоне при температуре кипения до минус 70 °С
7.1. Т-750
Трансформаторы и вводы с напряжением до 750 кВ
7.2. Т-1500
Электрооборудование линий электропередач постоянного тока с напряжением до 1500 кВ
Охлаждение и изоляция электрооборудования, работающего под напряжением до 500 кВ
7.5. Масло трансформаторное ПТ
Электрооборудование с напряжением 750-1800 кВ
7.6. КМ-25
Силовые кабели с пропитанной изоляцией, работающие под напряжением до 35 кВ
7.7. МН-4
Маслонаполненные кабели низкого и среднего давления, а также соединительные муфты подпитывающей аппаратуры
7.8. ВК-21
Высоковольтные кабели в трубах под высоким давлением
7.9. С-220
Заливка кабелей высокого давления
7.10. Масло конденсаторное фенольной очистки
Бумажные силовые конденсаторы, в том числе конденсаторы емкостной связи и делителей напряжения
8.1. А
Гидротрансформаторы и автоматические коробки перемены передач автомобилей и другой подвижной техники. Гидросистемы судовых люковых закрытий, гидравлических кранов и рулевых машин. Обеспечивает пуск до температуры минус 40 °С
8.2. МГЕ-10А
Гидравлические устройства наземной (кроме мобильных кранов) и корабельной техники. Рабочий диапазон температур от минус 55 до плюс 90 °С. В закрытых системах можно кратковременно использовать при температуре плюс 110°С
Гидросистемы (в основном) летательных аппаратов, эксплуатируемых в условиях низких температур. Рабочий диапазон температур: МГЕ-4А, ЛЗ-МГ-2 — от минус 65 до плюс 100 °С; РМЦ — от минус 40 до плюс 60 °С; АМГ-10 — от минус 60 до плюс 125 °С; НГЖ-4 от минус 55 до плюс 125 °С
8.5. ВМГЗ
Всесезонная рабочая жидкость, для гидросистем наземной техники, эксплуатируемой в условиях Крайнего Севера на открытом воздухе при температуре от минус 50 до плюс 60 °С при длительном режиме эксплуатации
8.7. РМ
Гидросистемы автоматического управления, работающие при температурах от минус 40 до плюс 55 °С
8.9. ГЖД-14с
Гидросистемы и ступицы судовых винтов регулируемого шага. Рабочий диапазон температур от минус 5 до плюс 80 °С
8.10. АУ
Гидросистемы различных машин и механизмов. Обеспечивает пуск при температуре до минус 30 °С, кратковременный допустимый верхний предел до плюс 65 °С, а для отдельных видов техники-до 125 °С. Оптимальный температурный режим от 50 до 60 °С
8.17. Р
Гидроусилители рулевого управления грузовых автомобилей. Гидравлический привод сцепления автобусов
8.11. АУП
Гидросистемы корабельной техники. Смазочный материал для агрегатов и механизмов судов, работающих при температурах от минус 30 до плюс 120 °С. Обеспечивает пуск гидросистемы без подогрева до температуры минус 35 °С. Для гидросистем других машин и механизмов заменяет масло АУ
8.12. АЖ-12Т 8.13. МГП-10
Системы амортизации легковых, грузовых автомобилей и другой техники
8.14. МГЕ-46В (МГ-30у)
Гидростатические передачи (объемный гидропривод) сельскохозяйственных, строительно-дорожных и др. машин, работающих при давлении до 35 МПа, кратковременно — до 42 МПа
8.15. МГТ
Гидромеханические передачи автомобилей и другой техники, работающей при температуре окружающего воздуха от минус 50 до плюс 50 °С. Допускается использование в качестве универсального трансмиссионно-гидравлического масла в тяжелых промышленных тракторах
9.1. Цилиндровое 11
Паровые машины, работающие насыщенным паром, а также тяжелонагруженные механизмы, работающие с малой скоростью
9.2. Цилиндровое 38
Поршневые паровые машины различного назначения, работающие перегретым паром при температуре до 320-350 °С
9.3. Цилиндровое 24
Цилиндры и золотники паровых машин, а также цилиндрические зубчатые передачи при высоких контактных нагрузках и малых окружных скоростях, тяжело нагруженные зубчатые передачи
9.4. Цилиндровое 52
Поршневые паровые машины различного назначения, работающие перегретым паром при температуре до 350-400 °С и выше
10.1. ВМ-1 10.3. ВМ-5
Рабочее тело в высоковакуумных пароструйных насосах, работающих при остаточном давлении: для масла ВМ-1 — от 1,33•10 -7 до 1,33•10 -10 МПа; для масла ВМ-5 — от 1,33•10 -7 до 1,33•10 -11 МПа
10.2. ВМ-3
Рабочее тело в высокопроизводительных паромасляных бустерных насосах, работающих при остаточном давлении до 1,33•10 -8 МПа
10.4. ВМ-6
Смазочное масло и уплотнитель для поршневых форвакуумных насосов, работающих с остаточным давлением до 1,33•10 -7 МПа
11.1. ПС-28 11.2. П-40
Редукторы тяжелых прокатных станов и других высоконагруженных механизмов
11.3. П-8п
Тяжелонагруженные зубчатые передачи прокатных станов, работающих во всех климатических районах страны
11.4. П-28
Подшипники жидкостного трения прокатных станов
12.1.1. И-5А 12.1.2. И-8А
Малонагруженные высокоскоростные механизмы, контрольно-измерительные приборы. Применяются также при изготовлении кож (жировании), косметических кремов, пластических смазок, жидкостей для механической обработки металлов
12.1.3. И-12А
Втулки, подшипники веретен ровничных и других машин, узлов коттонных и кеттельных машин, шпиндели металлорежущих станков, работающих с частотой вращения до 5000 мин-1, направляющие бабок фильерно-расточных, фильерно-полировочных и других станков, подшипники маломощных электродвигателей с кольцевой системой смазки, рабочая жидкость в объемных гидроприводах, работающих в закрытых помещениях и на открытом воздухе, для поршневой группы аммиачных компрессоров и других видов оборудования
Рабочие жидкости в гидравлических системах станочного оборудования, автоматических линий, прессов, смазки мало- и средненагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения станков. Гидросистемы промышленного оборудования, строительных дорожных и других машин, работающих на открытом воздухе (И-ЗОА) в интервале температуры от минус 5 °С до плюс 70 °С при длительном режиме эксплуатации
Рабочие жидкости в гидравлических системах станков, автоматических линий, прессов, высокоскоростных коробок передач, мало- и средненагруженных редукторов и червячных передач, электромагнитных и зубчатых муфт, вариаторов, подшипниковых узлов, направляющих скольжения и качения, другие узлы и механизмы, в которых требуются масла с улучшенными антиокислительными и противо-износными свойствами
12.3.5. ИГП-72 12.3.6. ИГП-91 12.3.7. ИГП-114
Гидросистемы тяжелого прессового оборудования, шестереночные передачи и средненагруженные зубчатые и червячные редукторы, коробки скоростей и другие узлы
12.3.8. ВНИИНП-403
Гидросистемы станков и автоматических линий, циркуляционные системы смазки
12.3.9. ВНИИНП-406
Катаракты (буферы) ткацких станков, устройства для поглощения избыточной кинематической энергии звеньев боевого механизма и смазки трущихся пар, гидравлические циркуляционные смазки промышленного оборудования
12.4.1. ИГНСп-20 12.4.2. ИГНСп-40
Гидросистемы и направляющие скольжения металлорежущих станков при подаче масла из общего резервуара
12.5.1. ИРп-40 12.5.2. ИРп-75 12.5.3.ИРп-150
Зубчатые передачи промышленного оборудования, работающие при средних и высоких нагрузках, циркуляционные системы смазки различных механизмов, работающих при повышенных нагрузках
Зубчатые и червячные механизмы (коробки скоростей и подач, редукторы, моторредукторы, зубчатые муфты), всевозможные средненагруженные элементы станочного оборудования и автоматических линий, в которых необходимы масла с высокой смазочной способностью
12.5.8. ИГП-152 12.5.9. ИГП-182
Смазка нагруженных зубчатых и червячных передач, коробок скоростей, редукторов и других узлов
12.5.10. ИТП-200 12.5.11. ИТП-300
Тяжелонагруженные зубчатые и червячные редукторы, подшипниковые узлы, работающие при высоких нагрузках и температурах
12.6.1. ИНСп-40
Горизонтальные направляющие станков
12.6.2. ИНСп-65
Средне- и тяжелонагруженные горизонтальные, вертикальные направляющие при общей системе смазки, горизонтальные направляющие тяжелых станков
12.6.3. ИНСп-110
Вертикальные и наклонные направляющие, горизонтальные направляющие с вертикальными гранями большой площади
12.7.2. ИМТ-160
Смазывание методом масляного тумана, жидкая смазка для металлургического оборудования, подшипников опор валков прокатных станов
12.7.5. Ипт-20
Тяжелонагруженные узлы трения, работающие при температуре масла не выше 50 °С, подшипники скольжения запорных механизмов машин литья под давлением
12.7.6. ИТп-500
Подшипники валков каландров в резинотехнической промышленности
12.7.7. ИЦп-20 12.7.8. ИЦп-40
Цепи подвесных напольных конвейеров, периодически проходящих через сушильные камеры, температуру в которых поддерживают от 180 до 200 °С
12.7.3. ВИП-5 12.7.4. ВИП-10
Смазывание спеченных подшипников скольжения (в электродвигателях малой мощности, используемых в приборах бытовой техники)
12.7.1. Гидрол-7
Гидросистемы промышленного оборудования, работающего в пожароопасных условиях и требующего по условиям эксплуатации огнестойких масел
12.7.9. МА-ПЭД-8 12.7.10. МА-ПЭД-12
Заполнение полостей погружных электродвигателей центробежных насосов для добычи нефти; работоспособны до температуры 180-200 °С
13.1. МВП
Контрольно-измерительные приборы, работающие при температуре от минус 60 до плюс 110 °С
13.2. ВНИИНП-1-ЧМО
Приборы времени и др. устройства типа часовых механизмов, работающие при температуре от минус 60 до плюс 170 °С
13.3. ВНИИНП-6
Высокоскоростные и чувствительные шарикоподшипники контрольно-измерительных приборов
13.4. МП-601
Шарикоподшипники микроэлектромашин и др. приборов, работающие при температуре от минус 60 до плюс 180 °С
Относительно грубые узлы трения механизмов и машин, транспортных средств, сельхозтехники, ручного инструмента, шарнирных соединений и т. п.
Водостойкая. Солидол С предназначен для заправки в узлы трения ручным солидолонагнетателем при температуре минус 20 °С; пресс-солидол С — для заправки в узлы трения ручным солидолонагнетателем при температуре ниже минус 20 °С. Температурный диапазон от минус 20 до плюс 65 °С. В достаточно мощных механизмах работоспособна при температуре до минус 50 °С
1.1.5. Долотол НУ
Для опор шарошечных долот серии ГНУ
Влагостойкая. Температурный диапазон от минус 30 до плюс 110°С. Высокие противозадирные свойства
1.2.1. Униол-1
Узлы трения индустриального оборудования, туннельных печей, горячих конвейеров и т. п.; автотракторной и сельскохозяйственной техники
Водостойкая. Гигроскопичная. Повышенные противозадирные свойства. Температурный диапазон от минус 30 до плюс 150 °С, при кратковременном повышении температуры — до плюс 200 °С
1.2.2. Униол-2
Узлы трения металлургического и горнообогатительного оборудования с системами централизованной подачи смазки
Влагостойкая. Гигроскопичная. Повышенные противозадирные свойства. Температурный диапазон от минус 10 до плюс 160 °С
1.1.2. Солидол жировой
Относительно грубые узлы трения механизмов и машин; транспортных средств, сельскохозяйственной техники, ручного инструмента, шарнирных соединений и т. п.
Водостойкая, для смазывания узлов трения качения и скольжения машин и механизмов, работающих при температурах от минус 25 до плюс 65 °С
1.1.3. Графитная (УСсА)
Узлы трения скольжения тяжелонагруженных тихоходных механизмов: рессоры, подвески тракторов, открытые зубчатые передачи и т. п.
Температурный диапазон от минус 20 до плюс 60 °С
1.1.4. Графитная контактная
Для смазывания накладок в стыках рельс с целью обеспечения устойчивой электропроводности
—
1.2.3. ЦИАТИМ-221
Подшипники качения электромашин систем управления, приборов с частотой вращения до 10000 мин»1. Для смазывания узлов трения и сопряженных поверхностей «металл — резина», «металл — металл».
Гигроскопична. Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па (5 мм рт. ст.). Не растворима в воде, не действует на полимерные материалы и резину. Температурный диапазон от минус 60 до плюс 150 °С
1.2.4. Дисперсол-1
Механизмы стеклоподъемников, замки дверей и другие детали автомобилей
Гигроскопична. Температурный диапазон от минус 40 до плюс 100 °С
1.2.5. Смазка для авто тормозных приборов под вижного железнодорожного состава ЖТ-72
Механизмы тормозов локомотивов в сопряжениях «металл — резина»
Гигроскопична. Температурный диапазон от минус 60 до плюс 120 °С, кратковременно допускается до плюс 150 °С
1.2.6. ВНИИНП-247
Подшипники качения, зубчатые передачи электровентиляторов с частотой вращения до 20000 мин -1 , микроэлектромашин различной мощности
Гигроскопична. Температурный диапазон от минус 60 до плюс 180 °С
1.2.7. ВНИИНП-207
Подшипники качения электромашин и стартергенераторов с частотой вращения до 10000 мин -1
Влагостойкая. Длительно работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па (5 мм рт. ст.). Температурный диапазон от минус 60 до плюс 200 °С
1.2.8. ВНИИНП-219
Подшипники качения электродвигателей и стартергенераторов с повышенными нагрузками и частотой вращения до 9000 мин-1
Температурный диапазон от минус 50 до плюс 200 °С
1.2.9. ВНИИНП-261
Конические роликоподшипники, длительно работающие при резких переменных нагрузках и скоростях вращения
Повышенные противозадирные свойства. Длительно работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па (5 мм рт. ст.). Температурный диапазон от минус 40 до плюс 150 °С, кратковременно допускается до плюс 200 °С
1.2.10. Долотол АУ
Для опор шарошечных долот серии ГАУ
—
1.3.1. КСБ
Контакты электрического переключателя указателя поворотов автомобилей
Токопроводящая. Растворима в воде. Работоспособна до температуры плюс 110°С
1.3.2. ДТ-1
Детали систем гидроприводов автомобилей, работающие в контакте с тормозной жидкостью «Нева»
Монтажная смазка. Растворима в воде. Работоспособна до температуры плюс 110 °С
1.3.3. ЖК
Узлы трения кулисного механизма, соединения рессорного подвешивания и другие механизмы паровоза
Температурный диапазон от минус 30 до плюс 100 °С
1.3.4. ЖА
Добавляется к осевому маслу при неисправности букс подвижного состава железных дорог
Антиаварийная
1.3.5. ЖД
Разрезные дышловые подшипники; пальцы кривошипов и подшипников с плавающими втулками
Брикетная смазка. Работоспособна до температуры 80 °С
1.3.6. ЖР
Для уменьшения бокового износа рельсов на кривых участках пути и гребней бандажей колесных пар
Невлагостойкая. Температурный диапазон от минус 30 до плюс 80 °С
1.3.7. ВНИИНП-223
Приборная. Специальные скоростные шарикоподшипники с частотой вращения до 60000 мин -1 , подшипники скольжения и маломощные зубчатые передачи
Длительно работоспособна при остаточном давлении 13,3 Па (1•10-1мм рт.ст.). Температурный диапазон от минус 45 до плюс 150 °С
1.3.8. ВНИИНП-228
Приборная. Специальные скоростные шарикоподшипники с частотой вращения до 60000 мин -1 , чувствительные опоры точных механизмов и узлов трения счетно-решающих машин
Длительно работоспособна при остаточном давлении 13,3 Па (1•10 -1 мм рт.ст.). Температурный диапазон от минус 45 до плюс 150 °С
1.3.9. ВНИИНП-260
Приборная. Скоростные шарикоподшипники с частотой вращения до 60000 мин-1
Работоспособна при остаточном давлении 13,3 Па (1•10 -1 мм рт.ст.). Температурный диапазон от минус 50 до плюс 180 °С
1.3.10. Смазка железнодорожная ЛЗ-ЦНИИ
Роликовые подшипники железнодорожных вагонов
Работоспособна до температуры 100 °С
1.4.1. ЦИАТИМ-201
Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках
Не рекомендуется применять при длительном контакте с водой. Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па (5 мм рт. ст.). Температурный диапазон от минус 60 до плюс 90 °С
1.4.2. ЭРА (ВНИИНП-286М)
Подшипники качения, скольжения; электромеханизмы и редукторы систем управления
Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па (5 мм рт. ст.). Температурный диапазон от минус 60 до плюс 120 °С
1.4.3. ВНИИНП-242
Подшипники качения судовых электрических машин горизонтального исполнения
Влагостойкая. Температурный диапазон от минус 40 до плюс 110°С при влажности окружающей среды до 98 %
1.4.4. Литол-24
Основные узлы трения колесных и гусеничных транспортных машин и тракторов, индустриальных механизмов, электромашин и т. п.
Многоцелевая. Водостойкая. Температурный диапазон от минус 40 до плюс 120 °С. Смазка сохраняет работоспособность в течение непродолжительного времени при температуре плюс 130 °С
1.4.5. Литол-24рк
Основные узлы трения колесных и гусеничных транспортных машин и тракторов, индустриальных механизмов, электромашин и т. п.
Многоцелевая, рабочеконсервационная. Влагостойкая. Температурный диапазон от минус 40 до плюс 120 °С
1.4.6. Фиол-1
Узлы трения, смазываемые через пресс-масленки или централизованные системы подачи смазки; гибкие валы или тросы управления в оболочках; маломощные редукторы; легконагруженные малогабаритные подшипники качения
Влагостойкая. Температурный диапазон от минус 40 до плюс 120 °С
1.4.7. Фиол-2
Подшипники качения, скольжения и зубчатые передачи индустриальных машин и механизмов
Влагостойкая
1.4.8. Фиол-2М
Легконагруженные малогабаритные подшипники качения и скольжения автомобильного электрооборудования; высокооборотные подшипники электроверетен и т. п.
Влагостойкая. Улучшенные противоизносные и противозадирные свойства (по сравнению с Фиол-2). Температурный диапазон от минус 40 до плюс 130 °С
1.4.9. Фиол-2у
Игольчатые подшипники крестовин карданного вала автомобилей и другой наземной техники
Имеет более высокие противоизносные свойства по сравнению с другими смазками, применяемыми в аналогичных узлах. Температурный диапазон от минус 40 до плюс 120 °С
1.4.10. ЛС-1п
Тяжелонагруженные узлы трения литейного, кузнечно-прессового и другого оборудования с централизованной системой подачи смазки
Имеет высокие противозадирные свойства. Не допускается контакт с водой
1.4.11. ЛСЦ-15
Шарниры и оси приводов акселератора, рычаги выключения сцепления, шлицевые соединения, механизмы стеклоподъемников автомобилей ВАЗ. Может применяться как смазка общего назначения в узлах трения средне- и малонагруженного промышленного оборудования
Влагостойкая. С улучшенными про-тивозадирными свойствами
1.4.12. ЛИТА
Узлы трения механизмов переносного инструмента с электрическим или механическим приводом и другой техники
Рабоче-консервационная. Влагостойкая. Температурный диапазон от минус 50 до плюс 100 °С
1.4.13. Литол 459/5
Прерыватель распределителя зажигания автомобилей
Влагостойкая. Температурный диапазон от минус 40 до плюс 120 °С, в течение непродолжительного времени работоспособна до температуры плюс 180 °С
Дугогасящая. Температурный диапазон от минус 40 до плюс 100 °С
1.4.26. СВЭМ (ВНИИНП-288)
Подшипники качения судовых электрических машин с вертикальным и горизонтальным валом при скоростном факторе до 550000 мм оборотов в минуту
Виброустойчивая. Температурный диапазон от минус 60 до плюс 120 °С
1.4.27. ВНИИНП-254
Узлы трения скольжения, работающие при высоких знакопеременных давлениях, а также игольчатые подшипники и винтовые механизмы
Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па (5 мм рт. ст.)
1.4.28. ВНИИНП-271
Приборная. Шарикоподшипники с частотой вращения до 30000 мин -1
Температурный диапазон от минус 60 до плюс 130 °С. Для смазывания подшипников качения с малым моментом трения
1.4.29. ВНИИНП-274
Приборная. Малогабаритные прецизионные шарикоподшипники и маломощные редукторы с частотой вращения до 15000-30000 мин -1
Работоспособна при остаточном давлении 1,3•10 -5 Па (1•10 -7 мм рт. ст.). Температурный диапазон от минус 80 до плюс 160 °С
1.4.30. Крон 1
Окуляры с многозаходной резьбой при зазорах в резьбах более 20 мкм
Температурный диапазон от минус 40 до плюс 60 °С
1.5.1. ШРБ-4
Шарниры передней подвески и наконечники тяг рулевого управления автомобиля
Влагостойкая. Закладывается в узел на весь срок его службы
1.5.2. МС-70
Узлы трения, работающие в контакте с морской водой
Рабоче-консервационная. Минимальная температура применения — минус 50 °С
1.5.3. МУС-ЗА
Высоконагруженные узлы трения, работающие в контакте с морской водой
Рабоче-консервационная. Температурный диапазон от минус 60 до плюс 60 °С
1.6.1. АМС-3
Узлы трения, работающие в воде, в том числе в морской, или соприкасающиеся с водой
Рабоче-консервационная. Хорошая адгезия. Температурный диапазон от 0 до плюс 40 °С
1.6.2. ЛПИ-7
Декадно-шаговые искатели автоматических телефонных станций
Улучшенные консервационные свойства в отношении к меди во влажной атмосфере. Температурный диапазон от минус 40 до плюс 65 °С
1.6.3. Ротационная ИР
Узлы трения некоторых типов ротационных машин
Температурный диапазон от минус 15 до плюс 65 °С
1.6.4. МЗ
Узлы трения, работающие в контакте с морской водой
Рабоче-консервационная. Температурный диапазон от минус 50 до плюс 80 °С
1.6.5. АЦ-1
Трущиеся поверхности точных механизмов и приборов, резьбовые соединения, шестеренчатые и червячные передачи оптических приборов с зазорами в сопряжениях более 50 мкм
Температурный диапазон от минус 60 до плюс 65 °С
1.6.6. АЦ-3
Трущиеся поверхности точных механизмов и приборов, резьбовые соединения, шестеренчатые и червячные передачи оптических приборов с зазорами в сопряжениях менее 20 мкм
Температурный диапазон от минус 60 до плюс 65 °С
1.7.1. ВНИИНП-210
Тяжелонагруженные тихоходные подшипники качения и скольжения с качательным движением при малых углах качения
Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па (5 мм рт. ст.) Температурный диапазон от минус 20 до плюс 350 °С
1.7.2. ВНИИНП-235
Подшипники качения с частотой вращения до 10000 мин -1
Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па (5 мм рт. ст.) Температурный диапазон от минус 60 до плюс 250 °С
1.7.3. ВНИИНП-246
Подшипники качения и маломощные шестеренчатые передачи
Работоспособна при остаточном давлении 1,3•10 -4 Па (1•10 -6 мм рт. ст.). Температурный диапазон от минус 60 до плюс 250 °С
1.7.4. ВНИИНП-233
Подшипники качения и скольжения с качательным движением; сопряженные поверхности «металл — резина»
Температурный диапазон от минус 40 до плюс 250 °С
1.8.1. ВНИИНП-275
Силовые винтовые пары и другие подвижные соединения
Работоспособна в условиях радиации. Температурный диапазон от минус 20 до плюс 250 °С
1.8.2. ВНИИНП-282
Узлы автоматики и дыхательной арматуры, работающие со всеми агрессивными средами, в том числе с газообразным кислородом
Антифрикционно-уплотнительная. Температурный диапазон от минус 45 до плюс 150 °С
1.8.3. ВНИИНП-248
Скользящие электрические контакты
Температурный диапазон от минус 60 до плюс 200 °С
1.8.4. ВНИИНП-279
Разъемы, клапаны, подшипники качения, работающие в атмосферном воздухе и в агрессивных средах
Антифрикционно-уплотнительная. В агрессивных средах работоспособна при температуре от минус 50 до плюс 50 °С, на воздухе при температуре от минус 50 до плюс 150 °С
1.8.5. ВНИИНП-280
Подвижные уплотнения, подшипники качения, работающие в агрессивных средах, в том числе в газообразном кислороде
Антифрикционно-уплотнительная. Температурный диапазон от минус 60 до плюс 150 °С
1.8.6. Криогель
Узлы трения арматуры, работающие в контакте с кислородом и другими газами, находящимися в жидком состоянии, а также работающие в парообразных агрессивных средах
Работоспособна в температурном диапазоне от минус 200 до плюс 250 °С (в узлах трения скольжения от минус 60 до плюс 200 °С); в резьбах и уплотнениях от минус 200 до плюс 250 °С
1.8.7. ВНИИНП-290
Сопряженные оправы объективов кинофотоаппаратуры
Температурный диапазон от минус 40 до плюс 50 °С. Допускается применение при температуре плюс 150 °С
1.8.8. ВНИИНП-299
Механизмы панорамирующих устройств кинокамер в исполнении «У»
Малонагруженные подшипники качения индустриальных механизмов с системами централизованной подачи смазки
—
1.8.14. ВНИИНП-501
Узлы трения скольжения
Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па (5 мм рт. ст.) Температурный диапазон от минус 40 до плюс 400 °С
1.9.1. ВНИИНП-231
Закрытые червячно-винтовые механизмы, подшипники качения и скольжения с небольшой скоростью движения
Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па (5 мм рт. ст.) Температурный диапазон от минус 60 до плюс 250 °С
1.9.2. ВНИИНП-273
Подшипники качения, шаровые гайки, реечные и винтовые пары, резьбовые соединения
Длительно работоспособна в условиях радиации. Температурный диапазон от минус 20 до плюс 120 °С
1.9.3. ПФМС-4С
Подшипники качения с небольшой скоростью
Температурный диапазон от минус 20 до плюс 250 °С, кратковременно работоспособна при температуре 400 °С
1.9.4. Лимол
Для облегчения сборки и приработки подшипников скольжения, шарниров, зубчатых и винтовых передач в отдельных тихоходных узлах трения и т. п.
Монтажная паста. Кратковременно работает в качестве твердой смазки при нагревании узла до температуры 300 °С
1.9.5. ВНИИНП-232
Для облегчения сборки и приработки подшипников скольжения шарниров, зубчатых и винтовых передач, резьбовых соединений в отдельных тихоходных узлах трения и т. п.
Монтажная паста. Работоспособна до температуры 100 °С. Кратковременно работает в качестве твердой смазки при нагревании узла до температуры 350 °С
1.9.6. ВНИИНП-225
Подвижные и неподвижные резьбовые соединения
Температурный диапазон от минус 60 до плюс 250 °С (для алюминиевых сплавов) до плюс 350 °С (для нержавеющих сталей) от минус 40 до плюс 300 °С (для малооборотных узлов трения)
1.10.1. ГОИ-54п
Приборная. Малонагруженные узлы трения
Рабоче-консервационная. Температурный диапазон от минус 40 до плюс 50 °С
1.10.2. МЗ-5
Резьбовые соединения оптических приборов
Температурный диапазон от минус 15 до плюс 50 °С
1.10.3. Шахтол
Зубчатые редукторы угледобывающих комбайнов
Полужидкая. В отдельных случаях работоспособна до температуры плюс 90 °С
1.10.4. СТП-Л
Зубчатые передачи тяговых редукторов тепловозов
Полужидкая, летняя
1.10.5. СТП-3
Зубчатые передачи тяговых редукторов тепловозов
Полужидкая, зимняя
1.10.6. ОЗП-1
Открытые зубчатые передачи мощных приводов вращающихся печей, кузнечно-прессового оборудования и др.
Наносится в расплавленном виде. Работоспособна до температуры плюс 70 °С
1.10.7. ПН
Пули мелкокалиберного стрелкового спортивного оружия
Рабоче-консервационная. Температурный диапазон от минус 30 до плюс 50 °С
2.1. Торсиол-35
Стальные канаты различного назначения
Влагостойкая. Применяется при изготовлении канатов. Температурный диапазон от минус 35 до плюс 50 °С
2.2. Торсиол-35Э
Стальные канаты различного назначения
Влагостойкая. Применяется в процессе эксплуатации. Температурный диапазон от минус 35 до плюс 50 °С
2.3. Канатная БОЗ
Канаты подъемно-транспортных машин, рудничного и бурового оборудования
Влагостойкая
2.4. Торсиол-55
Стальные канаты специального назначения при особо низких температурах
Влагостойкая. Антифрикционная. Температурный диапазон от минус 50 до плюс 50 °С
2.5. КФ-10
Канаты шахтных многоканатных подъемных установок
Водостойкая. Фрикционная. Применяется при изготовлении и эксплуатации канатов. Температурный диапазон от минус 10 до плюс 50 °С
2.6. ВНИИНП-278
Стальные канаты подъемных устройств
Фрикционная. Температурный диапазон от минус 50 до плюс 60 °С
2.7. Е-9
Пропитка сердечников при изготовлении канатов, работающих со смазкой Торсиол-55
—
2.8. Смазка для пропитки органических сердечников стальных канатов
Пропитка органических сердечников стальных канатов общего назначения
Смазка применяется для пропитки сердечников стальных канатов в условиях умеренного климата (Е-1) при температуре окружающей среды не ниже минус 20 °С и тропического климата (Е-1T)
2.9. КФ-10Э
Канаты шахтных многоканатных подъемных установок
Водостойкая. Фрикционная. Применяется при эксплуатации канатов. Температурный диапазон от минус 10 до плюс 50 °С
3.1.1. ЛЗ-162
Арматура фонтанирующих нефтяных и газовых скважин (прямоточные задвижки, пробковые краны)
Водостойкая. Хорошие противо-задирные свойства. Температурный диапазон от минус 25 до плюс 130 °С
3.1.3. Р-402
Резьбы обсадочных труб глубоких газоконденсатных скважин и для насосно-компрессорных труб любого диаметра
Водостойкая. Токсичная
3.1.4. Р-113
Резьбовые соединения забойных двигателей, переводников, долот, замков бурильных труб глубоких и сверхглубоких скважин
То же
3.1.5. ЛЗ-ГАЗ-41
Пробковые краны бытовой газовой аппаратуры
Водостойкая. Работоспособна до температуры плюс 120 ° С
3.1.6. ВНИИНП-294
Металл в контакте с резиной в среде глицерина, уксусной кислоты, аминов, гидразинов
Температурный диапазон от минус 60 до плюс 150 °С
3.1.7. ВНИИНП-295
Металл в контакте с резиной в среде глицерина, уксусной кислоты, аминов, гидразинов при давлении до 40 МПа. Пары трения «металл — резина» и «металл — металл» в агрессивных средах
Работоспособна при остаточном давлении 1,3•10 -4 Па (1•10 -1 мм рт. ст.). Температурный диапазон от минус 60 до плюс 150 °С
3.1.8. ВНИИНП-283
Узлы трения, работающие в контакте с газообразным кислородом при давлении 25 МПа. Резьбовые соединения при давлении кислорода внутри трубопровода до 100 МПа
Уплотнительная. Антифрикционная. Температурный диапазон от минус 45 до плюс 200 °С
3.1.9. Арматол-238
Запорные устройства нефтегазопро-мыслового оборудования
Стойкая в среде с повышенной концентрацией сероводорода и углекислого газа. Температурный диапазон от минус 50 до плюс 120 °С
3.2.1. ЦИАТИМ-205
Резьбовые соединения трубопроводов и арматуры, работающих в кислотах, щелочах, спиртах
Температурный диапазон от минус 60 до плюс 50 °С, в подвижных соединениях минимальная температура смазки — минус 20 °С
3.3.1. Для резьбовых соединений
Резьбовые соединения обсадных и насосно-компрессорных труб буровых скважин
Водостойкая. Температурный диапазон от минус 30 до плюс 50 °С
3.3.2. ВНИИНП-298
Стеклянные и металлические подвижные соединения вакуумных систем
Работоспособна при остаточном давлении 1,3•10 -5 Па (1•10 -7 мм рт. ст.). Температурный диапазон от минус 60 до плюс 250 °С
3.3.3. Для газовых кранов
Арматура газовых магистралей распределительных станций
Не растворима в нефтепродуктах, растворима в спиртах. Свойства стабильны в среде углеводородных газов. Температурный диапазон от 0 до плюс 50 °С
ПЕРЕЧНИ МАРОК МАСЕЛ, СМАЗОК И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЖИДКОСТЕЙ, НЕ ДОПУСКАЕМЫХ К НАЗНАЧЕНИЮ ВО ВНОВЬ РАЗРАБАТЫВАЕМУЮ ИЛИ МОДЕРНИЗИРУЕМУЮ ТЕХНИКУ
Марки масел, смазок и специальных жидкостей, приведенные в настоящих перечнях, не допускается назначать в технику, разрабатываемую или модернизируемую с 01.01.86.