Меню

Что такое охранное устройство автомобиля

Типы охранных систем автомобиля


Как гласит нам известная песня «Настоящий автолюбитель никогда не сипит за рулем». Действительно, зачем ему это делать, когда сохранность вашего автомобиля можно доверить современным охранным системам, которые с достаточной надежностью смогут защитить вашего «железного коня».

Вся суть охранной системы автомобиля – это выполнение задачи сторожа. Хорошая система охраны должна выполнять задачи куда выше простой сигнализации. Она должна не только сообщать хозяину автомобиля о попытке взлома или хищения авто, в первую очередь она должна препятствовать угону машины с места ее стоянки, посредством блокировки ее электронных или иных систем.

Очень удобным является то, что охранная система дает возможность управлять различными функциями машины на расстоянии, начиная от открытия и закрытия дверей, заканчивая управлением багажником и капотом. В современном мире на рынке выложено множество различных типов охранных систем автомобиля. Для того чтобы выбрать наиболее подходящую систему для вас, надо обратить внимание на следующие нюансы.

Иммобилайзеры – это первое что стоит отнести к охранным системам автомобиля. Назначение подобных устройств состоит в том, что оно блокирует всю электронику в автомобиле. Имея в машине иммобилайзер, вы можете быть уверенным в том, что двигатель вашей машины не заведется сторонним путем.

Иммобилайзеры различаются в зависимости от контакта возможности работы брелка с устройством. Условно иммобилайзеры можно разделить на 2 категории:

• контактные, особое условие для них – это непосредственное прикосновение брелка к определенной области с салоне автомобиля;
• бесконтактные – все те неудобства, которые вызывают контактные брелки, в данном виде устранены.

Для того чтобы автомобиль завелся, достаточно чтобы брелок находился в салоне автомобиля (радиус действия радара 15-50 см). Другими словами, действие охранной системы отключается тогда, когда водитель садится за руль.

Одним из интересных вариантов иммобилайзера, является устройство, которое вначале дает без проблем завести двигатель, но затем, после непродолжительной работы глушит его, тем самым, создавая видимость неисправности. В последнее время большинство заводских автомобилей уже оснащены подобными устройствами. Конечно, бесконтактные устройства предпочтительнее для водителя, так как они не создают дискомфорт. А установленный в вашей машине дополнительный иммобилайзер, может быть последней преградой перед угонщиком.

Также к охранным системам зачастую относят так популярные в последнее время сигнализации. Видов и выполняемых ими функций сейчас очень много. Качество и количество дополнительных нюансов напрямую зависит от цены сигнализации.

Основной задачей, которую должна выполнить сигнализация, является предупреждение водителя специальным звуковым сигналом, в тех случаях, когда в автомобиль совершается несанкционированный вход. Некоторые сигнализации в то же время блокируют проникновения под капот и в багажник.

Сигнализации различают на два вида: с двухсторонней или односторонней связью. Первая сообщает водителю на брелок сигнализации о нарушении целостности автомобиля, не только звуковым, но и графическим способом, на специальной картинке будет высвечено, как где именно машина была подвержена вскрытию.

Особым видом сигнализации с обратной связью является сигнализация с использованием пейджера, на который может быть прислано сообщение о проникновении на расстоянии от 300 до 1500 метров.

Существуют также сигнализации с датчиками ударов и объема. Они хорошо запоминают количество и степень тяжести нанесения ударов. Отдельной характеристикой автомобильной сигнализации можно считать дистанционный запуск двигателя, в отдельных видах существуют также таймеры завода двигателя. Сигнализации различают по силе звучания и по наличию автономной системы питания.

Сигнализация для автомобиля может передавать на специальное устройство время, когда автомобиль был поставлен или снят с охраны. Подобный сигнал может быть как постоянным, так и кодированным. Во втором случае, естественно, степень того, что сигнал будет перехвачен мошенниками, а затем повторен специальным устройством значительно ниже.

Прогресс не стоит на месте, за последнее время появилось много новшеств. Так, типы охранных систем автомобиля, пополнились еще одним видом – GSM-сигнализацией. Подобный вид сигнализации управляется с помощью спутника, в результате чего можно определить место нахождения автомобиля в любое время.

Читайте также:  Проверка уровня масла двигателя рендж ровер

Когда авто пытаются угнать, подобная система сообщает не только водителю, но и диспетчеру, который в свою очередь звонит хозяину авто и уточняет, есть ли у него проблемы с автомобилем, если информация об угоне подтверждается – диспетчер извещает об этом правоохранительные органы.

При использовании охранной системы подобного типа, вы можете зайти на специальный сайт и посмотреть, где находится ваша машина в реальном времени.

Помимо электронных, существуют также различного рода механические блокираторы. Они могут блокировать как коробку передач и пространства педалей и руля, так и колеса автомобиля. Самым затруднительным для угонщика будет снять замок с коробки переключения передач. А блокировка педалей авто, при несанкционированном доступе заблокирует в рабочем состоянии педали тормоза и сцепления, что не даст возможность транспортному средству дальше передвигаться.

На ряду с механическими блокираторами, в которых есть замок и ключ, существуют также и электромеханические, которым необходимо аккумуляторное питание.

В итоге хочется сказать, какую охранную систему вам выбрать зависит лично от вас, вашего материального состояния и личных убеждений. Понятно то, что самым эффективным видом защиты автомобиля от угона будет комплексный набор. Например, установка сигнализации и иммобилайзера, так как в любом случае один вид защиты в полной мере не убережет вас от похитителей.

Как устроена сигнализация автомобиля

Большинство автовладельцев привыкли, несколько раз в день нажимая кнопку брелка, ставить машину на охранную сигнализацию. Неприятным сюрпризом для беспечных водителей становится машина, вскрытая на дворовой автостоянке или возле супермаркета. Только подобные инциденты заставляют автовладельцев задуматься, какую охранную систему лучше выбрать.

Базовые принципы работы автосигнализации

Термин «автомобильная сигнализация» верно передает суть работы системы. По-большому счету, автосигнализацию трудно назвать полноценной охранной системой, предупреждающей взлом или угон. Простые автомобильные сигнализации блокируют только центральный замок машины, позволяют дистанционно открывать и закрывать двери. Более сложные системы, кроме этого, блокируют запуск двигателя, работу бензонасоса, закрывают отдельные замки капота и багажника. Отдельные датчики сигнализируют владельцу о попытках снять колеса автомобиля или угнать машину с помощью эвакуатора.

От того, как работает сигнализация автомобиля, зависит простота или сложность угона машины. Квалифицированные взломщики научились подбирать электронные коды открывания дверей и снятия блокировок с помощью компьютерного код-граббера. Поэтому все дальнейшие усовершенствования автосигнализаций направлены на усложнение таких попыток угона или поиск угнанной машины по сигналам автономных GPS-трекеров.

Две основные функции сигнализации направлены на отпугивание неквалифицированных взломщиков (звуковыми и световыми сигналами) и предупреждение владельца машины о попытке взлома или угона автомобиля. При постановке машины в «режим охраны» с брелка дистанционного управления включается блок управления автосигнализации, все датчики и блокировки. После этого автосигнализация реагирует на все попытки механического взлома замков или стекол, снятие колес, перемещение машины вручную или с помощью автокрана (эвакуатора).


Основной принцип работы сигнализации автомобиля основан на срабатывании электронных датчиков, посылающих сигнал о постороннем воздействии на машину в блок управления охранной системой. Блок управления, в свою очередь, включает звуковые (сирену), световые (мигание фар головного света и аварийных фонарей) тревожные сигналы и посылает радиосигнал на брелок владельца машины. Блокираторы мотора и бензонасоса не дают завести двигатель, если не отключен главный блок управления сигнализацией.

Устройства, обеспечивающие охранные функции

Основными устройствами, обеспечивающими выполнение защитных функций и управление автосигнализацией, стали электронный блок управления и брелок владельца.

Блок управления сигнализацией

Схемы устройства, электронные коды блока управления — самая секретная и охраняемая производителями часть автомобильной сигнализации. Миниатюрный блок управления при монтаже сигнализации рекомендуется маскировать в незаметном месте салона или подкапотного пространства.

Читайте также:  Использование осциллографа для диагностики автомобиля

Несмотря на официальное утверждение в России единой частоты для автосигнализаций в 433,92 МГц, многие производители аксессуаров выпускают системы, работающие на частотах 434,16, 371, 868 МГц. Автосигнализации, для мобильных средств связи настраиваются на частоты GSM – диапазона (от 850 до 1900 МГц).

Сведения о работе на единой частоте или точные данные об используемых радиочастотах облегчают задачи автомобильных воров, поэтому информации из Интернета не следует доверять безоговорочно.

Важной секретной частью блока управления стало устройство, шифрующее электронные коды доступа. Отказавшись от статических (неизменяемых) кодов, практически все современные сигнализации перешли на использование динамического кодирования, при котором блок управления сигнализацией при каждом включении генерирует новый сигнал.

Диалог между брелком и блоком управления сигнализации

Следующим шагом для усложнения задач взломщика стала диалоговая система кодирования. При радиоконтакте между пультом дистанционного управления (брелком владельца) и основным БУ каждый этап распознавания «свой – чужой», изменения задач сигнализации пошагово шифруется отдельным динамическим кодом. Технической частью блока управления является приемно-передающая радиоантенна, устройство которой на функции охраны не влияет.

Пульт дистанционного управления

У ПДУ современной автосигнализации в одном корпусе собраны миниатюрный приемопередатчик радиосигналов от основного блока управления и вторая часть генератора динамического кодирования. Основной задачей брелка ДУ становится недоступное посторонним включение и выключение сигнализации. Основные усовершенствования этой функции состоят в уменьшении расстояния срабатывания и затруднении перехвата кодированного сигнала.


Дополнительные функции, отраженные на дисплее брелка, могут сигнализировать о срабатывании конкретного датчика (удара, изменения объема, открывания двери) и включении сирены. Мигание символов на дисплее ПДУ обычно сопровождается звуковым сигналом или вибрацией брелка.

Сигнализирующие датчики и тревожные устройства

Закрыв машину и поставив ее в охранный режим, блок управления сигнализацией не может самостоятельно отследить различные способы попыток взлома. Для этого система снабжается рядом датчиков. От начального применения простых датчиков удара и открытия двери современные автосигнализации по мере развития пришли к использованию еще нескольких видов сенсоров.

Датчик открытия двери

Основным местом для проникновения в машину для угонщика становятся двери автомобиля. Датчик открытия двери стал первым из сенсоров, примененных в автосигнализации. Большинство охранных систем подключаются к штатной системе электроснабжения автомобиля, используя концевые выключатели дверных замков или микропереключатели освещения. Этот же принцип применяется для срабатывания датчиков, которые устанавливаются на замки капота, крышки багажника или пятой двери хэтчбеков и универсалов.

Датчики удара

Датчик удара предназначен для предупреждения воровства колес, наружных зеркал, попыток разбить стекла или механически взломать дверь. Различные конструкции датчиков удара используют:

  • замыкание электрических контактов, срабатывающее при толчках в кузов, шасси, капот, колесные диски машины;
  • металлические шарики, перекатывающиеся при ударах или начале движения автомобиля;
  • пьезопластины;
  • счетчики силы и количества тревожных импульсов.

Усложнение датчиков удара связано с тем, что этот сенсор является основной причиной ложных срабатываний автосигнализации. Система, настроенная на излишнюю чувствительность, реагирует на сильные звуковые волны (гром, шум мотора проезжающего грузовика), касания кузова дворовыми животными, падение снега.

Разновидностями датчика удара стали сенсоры для автомобильных стекол — датчик давления на стекло и измеритель давления воздуха. Охранная польза от этих датчиков, работающих на основе микрофона (реагирует на звук разбитого стекла) или по принципу барометра, сомнительна. Вор или хулиган, решивший разбить стекло, настроен на быстрые действия и готов к включению сигнализации.

Датчик объема

Сенсор, фиксирующий изменения объема салона, построен на постоянном сканировании внутреннего пространства ультразвуковыми или микроволновыми устройствами, состоящими из передатчика и приемника. Ряд экспертов считает такие датчики бесполезными. Производители автосигнализаций не комментируют труднообъяснимый момент — как злоумышленник может попасть в салон, минуя многочисленные датчики других типов. Код-граббер, отключающий блок управления, автоматически выключает и сигналы сенсоров объема. Еще одним недостатком большинства датчиков этого типа становится ложное срабатывание, если вы оставляете в салоне объемные вещи.

Читайте также:  Vossen подбор дисков по автомобилю

Датчик наклона

Один из самых полезных сенсоров, предназначенный для предотвращения воровства колес или угона с помощью эвакуатора, автокрана. Эти действия злоумышленников требуют сравнительно долгого времени, провести их при включенных сигналах тревоги затруднительно. Надежной конструкцией датчика считается цилиндр, частично заполненный ртутью, при наклоне замыкающей два электрических контакта, связанных с блоком управления автосигнализацией.

Схема датчика наклона

Дорогие сигнализации снабжаются несколькими датчиками наклона, работающими в горизонтальном и вертикальном положении. Такая система реагирует на все способы перемещения машины. Правильная настройка датчиков позволяет сигнализации не реагировать на естественные движения машины (раскачивание от сильного ветра, падения давления в одной из покрышек).

Детектор движения

В дорогих сигнализациях используется детектор движения, состоящий из радарного передатчика и приемника. Разновидностью такого датчика становится ультразвуковой сенсор. Устройство способно отслеживать подозрительные передвижения посторонних возле автомобиля на расстоянии двух – пяти метров. Не включая тревожные сигналы до определенного расстояния, детектор движения подает сигнал на пульт ДУ владельца машины, дает возможность вызвать полицию или спугнуть злоумышленников.

Тревожные устройства

По команде датчиков блок управления большинства сигнализаций включает звуковые и световые сигналы, которые должны отпугнуть злоумышленников. Световая сигнализация использует головной свет, мигания стоп-сигналов и поворотников, которым специальное реле придает неестественный ритм.


Для подачи звукового сигнала в труднодоступном месте под капотом устанавливается мощная сирена. Более эффективны сирены с автономным питанием (собственными батареями), работающие при отключенном аккумуляторе автомобиля. Громкоговорители, использующие различные модуляции звука, голосовые оповещения, можно отнести к устройствам усложнения (и удорожания) сигнализации. Оригинальность звукового сигнала никак не влияет на его основные функции.

Дополнительные приспособления, связанные с охранной системой

Электронное устройство сигнализации автомобиля, постоянная радиосвязь между блоком управления автосигнализацией и брелком позволяют оснащать охранную систему дополнительными приспособлениями, увеличивающими комфорт водителя. Среди них можно выделить такие полезные функции:

  • дистанционный или заданный по времени запуск двигателя (функция удобна в зимнее время);
  • охрана машины с работающим мотором;
  • включение электрического обогрева салона;
  • предпусковой подогрев дизельных двигателей (требует установки автономного отопителя);
  • управление складыванием наружных зеркал с электроприводом;
  • автоматические доводчики оконных стекол;
  • передача функций управления на мобильный телефон.

Большинство этих функций не улучшает работу автомобильной сигнализации, но может увеличить количество средств контроля. Особенную популярность приобрели способы отслеживания состояния машины по смартфонам. Производители автосигнализаций разработали для электронных гаджетов мобильные приложения (для операционных систем iOS, Android), организовали специальные защищенные серверы.

GSM-связь позволяет управлять автосигнализацией, не обращая внимания на дальность действия дистанционного пульта управления (что было одной из проблем для брелков ДУ). Личный кабинет на защищенном сервере позволяет управлять настройками автосигнализации с ноутбука, планшета, домашнего компьютера — отдавать команды, менять настройки, контролировать состояние машины.

Удаленное управление удобно для дистанционного запуска двигателя, настройки чувствительности датчиков, но относить его к важным улучшениям охранных функций трудно. Так же расценивают и автоматический запуск двигателя по таймеру, напряжению аккумулятора, заданной температуре воздуха.

GPS охранная система

Дорогие охранные системы, сохраняя функции обычной сигнализации, включают в себя несколько дополнительных блокираторов, иммобилайзер, спутниковый маячок. Если угонщикам удается отключить основной блок управления сигнализацией, включаются дополнительные устройства. Автономный GPS-трекер подает сигнал об угоне владельцу машины и правоохранительным органам. Периодически включаясь, маячок позволяет отслеживать маршрут автомобиля в спутниковых системах навигации GPS и ГЛОНАСС. Встроенные микрофоны и видеокамеры могут передавать изображения и разговоры угонщиков.

Подобные охранные системы с поиском угнанной машины по спутниковым сигналам, относятся к автосигнализациям только формально. Их нужно рассматривать как охранно-поисковые системы, работающие на других принципах.

Adblock
detector