Меню

Что такое аудио диагностика автомобиля

Акустическая диагностика автомобиля

Существует интересный метод диагностики неисправностей в автомобиле, вполне доступный любому автолюбителю и не требующий обращения в СТО. Его применение позволит автовладельцу заранее обнаружить самые типичные неисправности и немного сэкономить на ремонте. Конечно, никто не отменяет страхование имущества, в данном случае движимого. И всё же использование этого метода настолько просто, что любой автовладелец может его быстро освоить.

Это метод акустической диагностики, то есть определение неисправностей по звукам и шумам, которые издаёт двигатель. Перед диагностикой проверьте навесные агрегаты и состояние их крепления, чтобы они не вносили помехи в процесс диагностики.

Что нужно из оборудования?

Нам понадобится медицинский стетоскоп. К мембране стетоскопа нужно прикрепить зонд из металла, чтобы защитить мембрану от повреждений из-за сильного давления.

Двигатель необходимо слушать прогретым на различных оборотах. Вот некоторые характерные звуки и неисправности:

    Тикающий звук на низких оборотах свидетельствует о неравномерности износа двух соприкасающихся поверхностей или о тепловом зазоре в клапанах.

Стрекочущий звук, возникающий при включении непрогретого двигателя и не пропадающий при прогреве, говорит о неисправностях в плунжерной паре одного из поршней.

Звук, похожий на тиканье часов, тоже может свидетельствовать об износе направляющих втулок клапанов.

Резкий звук возникает вследствие большого зазора между гнездом в головке блока и толкателем клапана. Он со временем пропадает при прогреве двигателя.

Глухой звук говорит о завышенном зазоре в подшипниках коленного вала. Если обороты двигателя снижаются, то этот звук усиливается.

  • Хлопки свидетельствуют о повреждениях цепного механизма. Они больше слышны на холостых оборотах двигателя и при резком снижении оборотов.
  • Как видите, метод достаточно прост и позволяет надёжно диагностировать неисправности в условиях обычного гаража.

    Диагностика автомобиля по звукам – как услышать проблему?

    Для того чтобы определить неисправность в машине, не обязательно поднимать авто на подъёмнике или подключать к нему диагностическое оборудование. Иногда однозначный диагноз можно поставить на основе звуков, которые он издаёт. Рассмотрим, о каких неисправностях сообщают различные шумы в машине?

    Выхлопная система

    Если при разгоне машина начинает реветь, то это верный признак проблем с выхлопной системой. Также о неполадках с глушителям расскажет и изменившийся на более грубый звук работы мотора. Чаще всего причина в прогорании или механическом повреждении выхлопной трубы.

    Приводные ремни

    Если при запуске двигателя из-под капота раздаётся громкий свист, который постепенно стихает по мере прогрева мотора, то виноват в этом приводной ремень. В этой ситуации желательно заменить ремень на более качественный, а вместе с ним и натяжной ролик.

    Колёса

    Когда при движении в салоне появляется поскрипывания со стороны колёс, то это верный признак износа ступичных подшипников. Не стоит откладывать замену этих подшипников, так как их разрушение в движении может привести к потере контроля над машиной.

    Подвеска

    Дребезг при проезде лежачих полицейских, а также значительные крены при прохождении поворотов говорят о сильном износе элементов подвески. Шарнирные соединения выработали свой ресурс и их необходимо, как можно скорее, заменить.

    Российский «Автошазам» определит состояние двигателя автомобиля по звуку

    Алгоритмы распознавания звука вскоре пригодятся не только пользователям Shazam для поиска музыкальных треков, но и автомобилистам. Рабочая группа НТИ «Автонет» представила новый проект, предлагающий уникальную технологию диагностики двигателя автомобиля. По заверению разработчиков, приложению достаточно будет предоставить фрагмент аудиозаписи звучания мотора после чего сервис даст развёрнутое описание его технической исправности.

    По словам авторов проекта, его название, «Автошазам», было выбрано неслучайно. Технология использует схожий с популярным сервисом алгоритм, но вместо распознавания «на слух» песен определяет возможные поломки автомобиля. Провести диагностику пользователь сможет самостоятельно, воспользовавшись мобильным приложением и микрофоном своего гаджета.

    «Всем знакомо приложение Shazam, которое умеет определять исполнителя и название песни онлайн. У нас появилась идея использовать технологию искусственного интеллекта для определения возраста автомобиля и пробега — «Автошазам». Созданием разработки занимается НП «ГЛОНАСС». Мы выделяем финансирование и планируем вывод проекта на рынок в рамках платформы «Автодата» в 2021 году», — заявили создатели сервиса.

    Специальный ИИ-алгоритм, по заявлению разработчиков, сможет по звуку мотора определять возраст автомобиля и его предположительный пробег. Дополнительно программа будет искать информацию о транспортном средстве по номеру телефона в социальных сетях и мессенджерах. На основе полученных данных владельцу будет предложен отчёт о состоянии двигателя с возможностью предварительной записи на ремонт.

    Читайте также:  Инструкция по ремонту автомобиля нексия

    Запуск сервиса «Автошазам» в России предварительно запланирован на 2021 год.

    Автомобильный стетоскоп: все проблемы — на слуху

    Работа двигателя и других механизмов автомобиля сопровождается разнообразными звуками, которые опытному слуху могут многое рассказать о состоянии агрегата и его неисправностях. Для диагностики автомобиля на слух используется специальный инструмент — стетоскоп, о котором подробно рассказано в статье.

    Назначение стетоскопа

    Работа любого механического устройства или механизма сопровождается различными звуками, возникающими при трении и контакте деталей друг с другом, а также вследствие тепловых, химических, газодинамических и иных процессов. Это в полной мере относится и к автомобилю — его двигатель, подвеска, ходовая часть даже кузов и многие другие детали всегда издают разнообразные звуки, складывающиеся в шум. Однако звук работы двигателя, коробки передач или подвески может нести полезную информацию о состоянии этих агрегатов, говорить о возникновении каких-либо проблем и неисправностей. Главное здесь — суметь распознать нужный звук и идентифицировать его.

    Опытные мастера и водители могут определить неисправность по звуку без каких-либо приборов — любой мало-мальски опытный автомеханик легко различит стук клапанов, поршневых пальцев или поршней в цилиндрах двигателя, звук детонации и подсоса (утечки) газов, звук изношенных или поломанных шестерен в коробке передач и т.д. Однако такая диагностика не дает стопроцентного результата и требует более точного выявления источника звука.

    Стетоскоп электронный (наушники,тестер,зажимы,блок управления,магнитный датчик) JTC

    Стетоскоп механика автомобильный АВТОДЕЛО

    Стетоскоп механический JTC

    Стетоскоп механический JTC

    Стетоскоп механический ROCKFORCE

    Стетоскоп диагностический 3 предмета в кейсе ROCKFORCE

    Эту задачу решает специальный прибор для прослушивания механических устройств — стетоскоп (или фонендоскоп). Стетоскоп — простейший акустический прибор для прослушивания шумов внутри механизмов или, если говорить о медицине, для выслушивания шумов внутренних органов. Стетоскоп позволяет решить две задачи:

    • Уловить звуки различной интенсивности, в том числе и заглушаемые другими шумами механизма. Проще говоря, стетоскоп усиливает звук, обеспечивая его уверенную идентификацию;
    • Локализовать источник звука в объеме механизма;
    • По издаваемым звукам, их интенсивности и характеру сравнить работу одинаковых частей механизма (например — клапанов, толкателей, поршней, шатунов и т.д.).

    Следует особо отметить, что стетоскоп одинаково хорошо может улавливать звуки различного происхождения:

    • Контакт (удары) деталей друг о друга;
    • Трение деталей;
    • Шум, издаваемый при сгорании топливно-воздушной смеси;
    • Шум, издаваемый струей воздуха или газов;
    • Шум, издаваемы течением жидкости внутри каналов.

    С помощью стетоскопа можно произвести быструю и довольно точную диагностику двигателя или других агрегатов автомобиля, не прибегая к сложному оборудованию. При этом прибор имеет крайне простое устройство и принцип.

    Типы и устройство стетоскопов

    В настоящее время существует две больших группы стетоскопов:

    Наиболее просто устроены механические стетоскопы, которые фактически являются лишь усовершенствованными медицинскими стетоскопами. Основу прибора составляет герметичная акустическая (звукоулавливающая) камера, в которой имеется эластичная мембрана. Правда, в автомобильном стетоскопе мембрана расположена внутри камеры, а доступ звука к ней осуществляется через небольшое отверстие в передней стенке. Камера соединена с двумя трубками, которые заканчиваются каплевидными наконечниками для вставки в ушные каналы.

    Читайте также:  Комплектующие для автомобиля газ

    Принцип работы прибора основан на передачи звука от мембраны камеры непосредственно в ушной канал и к барабанным перепонкам. Это достигается за счет герметичности системы из камеры и трубок при вставке их в слуховой канал — колебания мембраны заставляют колебаться воздух в камере, эти колебания беспрепятственно проходят по трубкам и достигают барабанной перепонки. А так как звук идет по трубкам, то он не рассеивается и не теряет энергию по пути от источника звука до уха — это создает эффект усиления.

    Главное отличие автомобильного стетоскопа от медицинского — в рабочем органе. Автомобильный стетоскоп может комплектоваться двумя типами рабочего органа:

    • Рупор большого относительного удлинения;
    • Металлический щуп (зонд).

    С помощью рупора удобно прослушивать доступные поверхности агрегатов, его можно переставлять с места на место и выслушивать шумы. А с помощью тонкого щупа удобно прослушивать труднодоступные узлы и агрегаты, либо конкретные детали (например, подшипники). Как известно, скорость звука в металлах гораздо выше, чем в газах (воздухе), так что с помощью металлического щупа можно уверенно и очень точно выслушивать шумы различных механизмов.

    Конструкция стетоскопов предусматривает легкую замену рупора и щупа, поэтому многие стетоскопы имеют в комплекте сразу несколько щупов различной длины и рупор.

    Электронные стетоскопы имеют более сложное устройство — в них обязательно предусмотрено звукоулавливающее устройство (обычно на основе пьезоэлектрического элемента), усилительный блок и наушники. В усилительном блоке расположен усилитель, а также блок регулировок, с помощью которого можно изменять интенсивность звука. В современных электронных стетоскопах может быть очень широкий функционал — многоканальность (прослушивание механизмов сразу в нескольких точках), автоматическая обработка сигнала и другие.

    Электронный стетоскоп — это профессиональный, а потому и более дорогой диагностический прибор, поэтому в среде любителей он не нашел широкого распространения. А механический стетоскоп — это очень простое и доступное решение, которое при правильном подходе может помочь даже непрофессионалу.

    Приемы работы с автомобильным стетоскопом

    Сразу следует оговориться, что принципы, заложенные в работе со стетоскопом, крайне просты, однако для эффективной диагностики следует иметь определенный опыт и навык. Рядовой автовладелец вряд ли сразу же определит источник и причину того или иного звука — это доступно только профессионалам. Однако есть ряд звуков и признаков, по которым можно определить типичные неисправности и проблемы в агрегатах автомобиля. Здесь мы поговорим именно о них, сделав основной упор на двигатель.

    В первую очередь, необходимо уметь определять частоту звука, а если говорить точнее — частоту его основной гармоники. Обычно звуки делятся на две категории:

    • Звонкие — это признак быстрых ударов деталей из твердых металлов, причем обычно не покрытых маслом. Такие звуки возникают при увеличенных зазорах клапанов, а нередко они свидетельствуют и о поломке деталей;
    • Глухие — это обширная группа звуков, которые вызываются ударами деталей из мягких металлов, а также деталей, покрытых слоем смазки. Такие звуки возникают при износе втулок шатунов, вкладышей коленчатого и распределительного валов и т.д. Глухой металлический звук возникает и при детонации.

    При этом звуки от разных деталей двигателя обладают характерными признаками. Тикающие ритмичные звуки издают детали привода клапанов, брякающие — цепи привода ГРМ, глухие звуки издает коленвал, а чуть менее приглушенные звуки исходят от распределительных валов. Ну, а если слышатся резкие звуки, то причина может быть в сломанной детали.

    Читайте также:  Приборы для диагностики двигателей ваз

    Очень важной характеристикой звука двигателя является его ритмичность. Ритмичные звуки, которые возникают в такт работы двигателя, издаются всеми вращающимися и движущимися частями. Неритмичные, неожиданно возникающие и пропадающие звуки всегда свидетельствуют о неисправностях вплоть до разрушения деталей.

    Наконец, огромнейшее значение имеет локализация звука. Звонкие ритмичные звуки в верхней части двигателя (в головке) — это клапаны и привод клапанов. Глухие звуки в нижней части — коленчатый вал. Приглушенные или металлические звуки в блоке — это поршневая группа, пальцы или шатуны. Собственно, именно по локализации и определяется причина звука и возможные проблемы двигателя.

    Таким образом, прослушивая стетоскопом двигатель в разных частях и анализируя звуки, можно произвести диагностику двигателя. В практике рядового автовладельца чаще возникают ситуации, при которых стук возникает вследствие недостатка масла (а значит, есть утечка, забиты каналы или фильтр, либо плохо работает масляный насос), увеличенного зазора в клапанах или из-за чрезмерного износа трущихся деталей.

    Помимо звуков контактирующих деталей стетоскопом можно диагностировать подсос воздуха в соединениях деталей, который, в отличие от утечек газов, практически незаметен. Для этого рупором стетоскопа необходимо исследовать соединения деталей, вызывающих подозрения. Довольно легко по характерному шипению диагностируется подсос воздуха между карбюратором и впускным коллектором, в дроссельном узле, в уплотнителях топливных форсунок, в различных воздуховодах и в других узлах.

    При определенной практике и должном умении, стетоскоп станет верным и надежным диагностическим прибором, посредством которого можно определить самый широкий круг неисправностей автомобиля.

    Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.

    Для нарезки наружной резьбы с помощью круглых и прямоугольных плашек необходимо использовать специальное приспособление — плашкодержатель или вороток для плашек. Все о воротках, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и применении этих приспособлений — читайте в статье.

    Резьбовой крепеж прост и надежен, однако повреждение болта или шпильки может привести к невозможности его извлечения и замены. Эта проблема решается с помощью специального инструмента — набора экстракторов. Об этих приспособлениях, их типах, конструкции, выборе и применении читайте в данной статье.

    Почувствовав дыхание зимы, все автомобилисты задумываются о замены сезонной резины. И очень многие из нас при покупке зимних шин встают перед трудным выбором — «шиповки» или «липучки»? Каждый тип шин имеет свои преимущества и недостатки, и отдать предпочтение чему-то одному бывает очень сложно. В этой статье мы попытаемся сделать этот непростой выбор.

    Заливка в бак некачественного дизельного топлива может навредить мотору вплоть до полного его выхода из строя. Минимизировать или исключить негативные последствия заправки низкокачественным дизелем помогает специальная автохимия — присадки в дизтопливо, о которых подробно рассказано в данной статье.

    Использование правильного типа шин гарантирует автомобилю устойчивость и управляемость в любой дорожной ситуации. Только шины, используемые по сезону, гарантируют оптимальные сцепные характеристики с дорожным покрытием и минимальный тормозной путь.

    На всех механических транспортных средствах помимо основных указателей поворота должны присутствовать вспомогательные огни — боковые повторители поворота. Все о повторителях, их классификации, устройстве, характеристиках и работе, а также о подборе и замене данного типа приборов — читайте в статье.

    Adblock
    detector