Меню

Чип тюнинг как обманывают

Вся правда о чип-тюнинге: риски, нюансы и таблица мощности

Чип-тюнинг — самый простой способ сделать машину быстрее и динамичнее без серьезного вмешательства в конструкцию и больших затрат. Многие автомобилисты, покупая машину, заранее откладывают деньги на последующую перенастройку блока управления двигателем, но результат далеко не всегда соответствует ожиданиям. Объясняем, чего стоит ожидать от чип-тюнинга и к каким затратам готовиться.

Самый распространенный вариант чип-тюнинга — прибавка мощности двигателя, вместе с которой обычно обещают и ряд других улучшений: от увеличения тяги на низких оборотах до уменьшения расхода топлива. Процедура перепрограммирования занимает не больше часа, а все, что нужно сделать с машиной, — подключиться к ее электронной начинке. «Чип-тюнинг позволяет взять то, что изначально присутствует в двигателе, но зажато экологическими требованиями. Экология требует определенных рамок, а тюнинг дает мотору как следует продышаться», — объяснил руководитель техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.

Расчетная мощность некоторых автомобилей до и после незаводской перенастройки ПО
Модель До чип-тюнинга, л.с. После чип-тюнинга, л.с.
Lada Vesta 122 135
Volkswagen Polo 125 150
Hyundai Solaris 123 135
BMW 320i 184 285
Skoda Octavia 180 220
Volkswagen Tiguan 220 315
Skoda Kodiaq 180 250
Toyota Camry 249 300
Mercedes E-Class 184 230
Jaguar XF 340 400
Volvo XC60 163 270

Чип-тюнингу подвергают как атмосферные, так и турбированные моторы, но в первом случае прибавка мощности обычно не превышает 10%. Другое дело, что некоторые атмосферники изначально выпускают в нескольких вариантах мощности и, заменив прошивку, можно получить максимальный вариант, говорит Андрей Савин: «Производитель зажат законодательными ограничениями и требованиями рынка. Поэтому с одного и того же мотора на разных рынках снимается разная мощность».

С турбомоторами возможностей больше — они позволяют менять давление наддува, а это обещает прибавку мощности и момента на 30–50%. Так, фольксвагеновский двигатель 2,0 TSI можно раскачать с 220 до 315 л. с., а дизельные турбомоторы Volvo могут выдать до 270 л. с. против минимальных 163 сил.

«Фольксвагеновские TSI хорошо поддаются тюнингу. Например, для мотора 1,4 TSI все давно отлажено, его мощность легко можно поднять на 20–30 сил, что будет очень заметно», — подтверждает управляющий автокомпании «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев.

Помимо предельного значения мощности чип-тюнинг позволяет, например, снизить задемпфированность акселератора или адаптировать двигатель к топливу другого типа (например, 95-й бензин вместо 98-го).

Тут возможны варианты. Тюнеры обещают снижение расхода на 5–10%, но это почти невозможно проверить, так как расход в конечном итоге зависит только от манеры езды. В большинстве случаев именно стандартные заводские калибровки подходят наибольшему числу водителей и режимов движения, поэтому и будут самыми экономичными.

Крупные тюнинговые фирмы действительно могут тщательно работать с калибровками двигателя, тонко настраивая параметры потребления топлива в разных режимах, но большая часть компаний делают акцент на разгоне и быстроте отдачи, и о снижении расхода топлива в этих случаях речь не идет.

«Серьезную прибавку чип-тюнинг турбированных моторов дает путем снижения экологии и уменьшения ресурса», — объяснил Леонид Дементьев.

Наконец, автомобилист, прибегающий к чип-тюнингу, скорее всего, вообще не будет ездить экономично, добавляет эксперт: «Если ты собираешься сделать тюнинг, то собираешься гонять. А турбомотор экономичен только до тех пор, пока не начала дуть турбина».

Читайте также:  Методы технической диагностики автомобилей учебное пособие

Для каждого двигателя, вплоть до экзотических китайских моделей, можно найти большое количество прошивок. Существуют официальные заводские прошивки, программы от специализированных фирм или кустарные, сделанные чуть ли не в гаражных условиях. Чаще всего их делают на базе штатных и называют нормализированными.

Чистый чип-тюнинг подразумевает только замену программы управления двигателем. В хорошем сервисе при этом делают тест мощности на стенде до и после изменений, чтобы клиент своими глазами видел результат.

Часто тюнеры идут дальше, предлагая, например, удалить каталитический нейтрализатор, сажевый фильтр или систему рециркуляции в случае дизельного двигателя. Эти операции также подразумевают внесение изменений в прошивку блока управления. Иногда их проводят для подержанных машин, владельцы которых не хотят менять дорогое «железо». Все остальное, включая замену элементов двигателя, впускной и выпускной системы, выходит за рамки чип-тюнинга.

Повышение мощности вызывает повышенные нагрузки механизмов, более быстрый износ системы нейтрализации отработавших газов, изменение самого выхлопа. Более того, плохие прошивки из-за изменения углов опережения зажигания и перенастройки подачи топлива повышают риск возникновения губительной для мотора детонации.

«Возрастает нагрузка на поршневую, шатуны, изменяется тепловой режим. Кустарная программа может не учитывать всех тонкостей работы двигателя, возникает детонация при слишком раннем зажигании, которая убивает мотор, ломает шатуны и коленвалы», — отметил управляющий автокомпании «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев.

«В некоторых случаях чип-тюнинг идет вразрез с длительностью службы — мотор изначально настроили определенным образом, но теперь он попадает в более напряженный режим», — добавляет руководитель техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.

В случае турбомоторов, когда тюнеры меняют давление наддува, быстрее изнашивается турбокомпрессор. Могут возникнуть и проблемы с коробкой передач, рассчитанной на определенный крутящий момент. У механической и роботизированной первыми страдают сцепление, а также синхронизаторы, особенно если водитель исповедует агрессивный стиль езды. Хуже других переносят чип-тюнинг «роботы» с сухим сцеплением. «Автоматы» излишне нагружают пакеты фрикционов, вызывая пробуксовку и изнашивая их.

Стоимость прошивки варьируется от уровня сервиса и используемого ПО. В гаражных условиях можно сделать чип-тюнинг неизвестной программой, скачанной в Сети, всего за пару тысяч рублей. А серьезные игроки рынка могут просить за услугу до 30 000 рублей. Однако конкретная стоимость сильно зависит от модели и вида работ.

Например, чиповку атмосферных «Жигулей» или «Самар» профильный сервис сделает за 3000–4000 руб., увеличить мощность Vesta 1,8 до 135 л. с. стоит 6000 рублей. За 10 000 руб. можно разогнать атмосферный мотор Hyundai Solaris 1,6 до 135 л. с. либо Kia Sportage 2,0 со 150 до 165 сил.

Skoda Octavia третьего поколения с мотором 1,4 TSI может выдать 170 л. с. всего за 14 000 руб., а довести мотор 1,8 TSI до 220 л.с. стоит 20 000 рублей. Чип-тюнинг BMW 320i актуального поколения обойдется в 24 000 руб., причем тюнеры обещают прибавку со 184 до 285 сил.

Программно отключить датчик кислорода стоит около 6000 рублей. Особняком стоит сервис замера мощности — минимум 3000 рублей.

Чип-тюнинг — это вмешательство в заводской программный код, то есть фактически — в конструкцию автомобиля, из-за чего он не может пройти техосмотр. Но Леонид Дементьев не считает такое вмешательство переоборудованием, требующим согласования: «Это всего лишь изменение софта, вмешательств в конструкцию вы не делаете. Одно дело, когда вы ставите ревущий глушитель, что является явным нарушением, а другое — грамотное вмешательство в программу управления».

Читайте также:  Двигатель ямз 650 масляный фильтр

К тому же способов и технологий проверки программ управления двигателем не существует, а в процессе технического осмотра никто не проводит диагностику ПО. Точно так же можно было бы запретить эксплуатацию автомобиля, не отвечающего действующим экологическим требованиям, но токсичность выхлопа на ТО опять-таки не проверяют.

Дилеры точно откажут в ремонте двигателя, если он был чипован не при помощи сертифицированных программ производителя. «Есть сертифицированные заводские прошивки, а есть сторонние, при которых с вероятностью 95% дилеры снимут с гарантии двигатель, топливную систему и коробку передач», — объяснил управляющий «ЛСД-Сервиса» Леонид Дементьев. Предъявить претензии тюнерам будет сложно — клиент, как правило, подписывает документ с отказом от последующих рекламаций.

Представители тюнинг-сервисов часто предлагают услугу возврата заводского программного обеспечения перед посещением официального сервис-центра, однако на современных автомобилях дилеры чаще всего могут отследить все эти изменения. Услуга возврата также бывает востребована перед продажей автомобиля, чтобы будущий покупатель не догадался о том, что автомобиль использовали не совсем в штатных режимах.

ТОП 10 заблуждений про чип-тюнинг – вы тоже так думаете?

Многие автомобилисты, особенно молодое поколение, очень хочет улучшить характеристики своих автомобилей. Этим занимается чип-тюнинг – корректировка программного обеспечения электронных блоков управления, в частности ЭБУ двигателя с целью изменения определенных характеристик мотора.

Различаются несколько видов чип-тюнинга. Сегодня на этом заострять внимание не будем, это тема для другой статьи. Если сегодняшний материал наберет много лайков, я пойму, что вам эта тема интересна, и подготовлю для вас обширный обзор этого направления.

Но для тех кто еще думает, стоит ли это делать со своим автомобилем, расскажу о «десятке» распространенных заблуждений о чип-тюнинге, может моя статейка поможет вам сделать правильный выбор.

Заблуждение 1 – «Чиповка» увеличивает расход топлива

Многие автовладельцы задаются таким вопросом. От куда «растут» ноги этого мифа:

  • Незнание особенностей работы электронного блока мотора;
  • От знакомых, которые обращались в непрофильные сервисы, специалистам, которые не сильно разбираются в этом вопросе. Это равносильно неправильной перепрошивке ЭБУ после удаления катализатора;
  • После «чиповки» многие автовладельцы кардинально меняют стиль своей езды, не характерный прежнему. Частые разгоны, большие скорости – все это увеличит расход даже у «стокового» авто, поэтому чип-тюнинг здесь не причем.

При правильно сделанной работе настоящими спецами, расход не увеличивается, остается прежним, в некоторых случаях может незначительно сократиться.

Заблуждение 2 – Можно потерять гарантию

Не всегда это верно. Если все сделано «по фэншую» настоящими специалистами, то не всякий сервисный центр официального дилера может определить изменения в программном обеспечении, если конечно нет Stage2, 3. В некоторых случаях, для изменения характеристик авто не нужно влазить в «мозги» мотора.

Некоторые конторы предлагают отдельный электронный блок, который изменяет некоторые настройки без изменения основной программы. После его удаления из системы, все возвращается в «стоковое» состояние.

Даже «официалы» могут вам предложить заводской чип-тюнинг. С последующим продолжением гарантийного обслуживания автомобиля.

Заблуждение 3 – Изменение в программе блока управления безвозвратные

Это тоже не так. Многие уверены, что если сделать чип двигателю, то обратной дороги уже нет, вернуть старые настройки невозможно. Если делается Stage 1, то создается резервная копия дампа памяти контроллера и всех калибровок. Если вам надоел чип-тюнинг, то можно залить в электронные «мозги» мотора старую версию прошивки, все вернется в заводское состояние.

Читайте также:  После замены свечей зажигания машина не заводится

Заблуждение 4 – Уменьшится ресурс двигателя

Большинство автопроизводителей закладывает в свои автомобили определенный запас прочности. Чип-тюнинг заставляет его полностью раскрываться. Если правильно подобран баланс между увеличением мощности и сохранением надежности двигателя, то его ресурс сильно не уменьшится.

Поэтому необходимо обращаться к проверенным специалистам. Это утверждение касается любого уровня «чиповки» — 2, 3, 4. Если делают профессионалы, то проблем с силовым агрегатом и другим оборудованием в дальнейшем не должно быть.

Заблуждение 5 – Меняется полностью программное обеспечение

На самом деле это не так. Как говорилось выше, меняются отдельные настройки системы, калибровки. Это сравнимо с оптимизацией домашнего компьютера. Если оптимизировать его работы, то многие его характеристики улучшаться – станет быстрее загружаться, стабильнее работать.

То же самое с автомобилем. Оптимизировав некоторые настройки ЭБУ двигателя , изменив заводские калибровки добиваются улучшения определенных технических параметров мотора и машины в целом.

Заблуждение 6 – Меняется программное обеспечение всех электронных систем

Нет, первый уровень чип-тюнинга изменяет только ПО электронного блока управления силовым агрегатом. В другие системы никто не влазит.

Заблуждение 7 – Нельзя сделать лучше, чем это сделал завод

Это тоже миф. Замечали, как одни и те же моторы, но на разных моделях автомобилях имеют разные показатели мощности и крутящего момента? Это все делается программным способом, это все маркетинг, зачем платить меньшие деньги за Топовый мотор на бюджетном автомобиле? – лучше содрать больше «бабла» за тот же двигатель, но «не задушенный» прошивкой, но на более дорогой модели.

Чип-тюниг призван раскрыть спрятанный производителем потенциал силового агрегата. Покупаете машину с «зажатыми» характеристиками – «чип» снимает их, получаете топовый в этой линейке двигатель, за меньшие деньги.

Заблуждение 8 – Перепрошивать нужно только авто с турбодвигателями

Это в корне не правильное суждение. «Чиповать» можно почти любую машину. Даже с атмосферным мотором чип-тюнинг может показать в новых красках. Да, с турбиной интереснее работать, мощности можно «выжать» больше. Но «атмосферники» тоже хорошо поддаются чиповке.

Заблуждение 9 – «Чип» выжмет из мотора все соки

Опять же, если обращаться к настоящим специалистам, имеющим специальное оборудование, сбалансированные прошивки для разных моделей автомобилей, то переживать не за что.

Все конечно будет зависеть от желания автовладельца. Если его интересует максимум мощности, плевать на надежность, то это вопрос другой. Некоторые водители хотят сделать из «железного коня» настоящего дракона, покататься 1-2 года и продать его, тогда да, из мотора выжимается максимум. Следующему владельцу сильно не повезет.

Заблуждение 10 – Бензиновые машины не эффективно «чиповать»

Очередной бред. Откуда от пошел – тоже не известно. Не так часто такое спрашивают, но бывает. «Чиповке» отлично поддаются автомобили с любым типом моторов – бензин, солярка, не важно. Главное, чтобы руки мастера росли с нужного места.

Вот распространенные мифы о чип-тюнинге. Вы можете удивляться, что такое еще спрашивают, но именно специалисты профильных сервисов рассказали мне об этом.

Если понравилась статья – ставьте лайк, именно он является индикатором вашего интереса к моим стараниям. Всем удачи на дорогах.

Adblock
detector