Разбираемся в вопросе, какой двигатель лучше
Лучший двигатель — это не тот, который способен выдать самую умопомрачительную мощность и запустить вас в стратосферу. Крутящий момент, как у трактора, также не является определяющим показателем. Может быть 660-кубовые моторчики, устанавливаемые на маленькие японские кей-кары? Снова ответ неверный.
Для определения лучшего двигателя мы будем руководствоваться в первую очередь тем, как мотор сочетает в себе надёжность, экономичность, мощность и тягу. Иными словами, постараемся найти «золотую середину». Ведь история двигателестроения наполнена многими произведениями искусства. Мы постараемся составить рейтинг самых лучших двигателей в истории.
Утончённые европейцы
Начнём мы с шедевров моторного искусства Старого Света. На ум сразу приходят легендарные моторы от Мерседес, которые выпускались более 20 лет и прославились своей надёжностью. Речь о дизелях серии OM602, 5-цилиндровых, имеющих по два клапана на цилиндр. Они — рекордсмены по пробегам. Многие представители этого семейства прошли более полумиллиона километров, а отдельные экземпляры и вовсе перевалили за два миллиона! При своевременном уходе такой мотор будет служить вам долгие годы. Из минусов — мощность от 90 до 130 л.с., что не особо впечатляет. Крутящего момента хватало для уверенного обгона на трассе, экономичность тоже была приемлема.
Говоря о дизелях, нельзя не упомянуть ещё один — M57 от BMW. Этот мотор выдаёт от 201 до 286 «лошадей», правда не может похвастаться сверхбольшими пробегами — в среднем 300000 км без серьёзных поломок. Помимо него у BMW имеются ещё козыри в рукаве. Например, рядная бензиновая «шестёрка» M30, продержавшаяся на рынке почти 30 лет! Благодаря простой конструкции мотор легко проезжает полмиллиона км без капремонта, при этом обладая неплохой мощностью — от 150 до 220 сил. Особой экономичностью он не блистал. Или ещё один — большой 8-цилиндровый M60. Благодаря простой конструкции он легко преодолевал планку в 500000 км, при этом обладая высокой мощностью и приемлемой для двигателя такого класса экономичностью.
Ещё один двигатель и снова немецкий. Модель x20se производства Opel. Эта крайне простая «четвёрка» с двумя клапанами на цилиндр и объёмом два литра часто жила гораздо дольше, чем автомобили, в которые её устанавливали. Мощность варьировалась от 114 до 130 сил, бензина этот двигатель потреблял немного и из-за своей простой конструкции очень нравился автомеханикам. Недаром его устанавливали практически на все модели Opel начиная с 1987 и заканчивая 1999 годом.
Высокотехнологичные японцы
Перейдём к японской школе моторостроения. Toyota подарила миру один из самых надёжных моторов в истории — 3S-FE. Этот небольшой двухлитровый 4-цилиндровый агрегат с 16 клапанами продержался на конвейере долгих шестнадцать лет — с 1986 по 2000 год. Обладая хорошей для такого объёма мощностью от 128 до 140 л.с., этот «японец» неплохо экономил средства своего хозяина. Расходы на ремонт, если он и случался, были незначительные. Что особо отмечают специалисты, так это то, как мотор переживал вмешательства неквалифицированных мастеров и эксплуатацию при высоких нагрузках! На базе этого двигателя создали более мощные версии 3S-GE и 3S-GTE, которые несмотря на использование турбины, остались крепкими и неприхотливыми. При должном уходе 3S-FE спокойно проходит 500 тысяч км без капремонта, при этом не обременяя владельца мелкими поломками.
Раз уж речь зашла о моторах Toyota, нельзя не сказать о паре легенд — 1JZ-GE и 2JZ-GE. Объём 2,5 и 3 литра соответственно, потрясающие динамические показатели и при этом крайне высокая прочность, позволяющая этой паре проходить более миллиона км без серьёзных поломок! Оба имели наддувные версии 1JZ-GTE и 2JZ-GTE, ресурс которых был принесён в жертву, дабы повысить мощность и крутящий момент. Экономичность также не является козырем этих двигателей. Но такова уж цена скорости.
Следующим в нашем рейтинге лучших автомобильных двигателей идет ещё одна легенда, но уже производства Mitsubishi — 4G63. Эта двухлитровая атмосферная «четвёрка» появилась на свет в далёком 1982 году, но её наследники в слегка изменённом виде выпускаются и поныне. Безнаддувные версии этого мотора без труда преодолевают рубеж в 1000000 км! Впрочем, турбонаддув не слишком уж сильно «съел» ресурс этого агрегата. Стоит упомянуть, что именно он устанавливался практически на все поколения Lancer EVO. Этот факт говорит о бойком темпераменте мотора.
И напоследок. Не один, а целая серия двигателей, которые смогли занять своё место под солнцем. Honda серии D. Линейка состоит более чем из 10 разных вариантов, рабочим объёмом от 1,2 до 1,7 литра. Но все они по праву считаются «неубиваемыми». Особенно модели D15 и D16. Важная черта — способность работать на очень высоких оборотах и раскручиваться вплоть до 9000 об/мин! Благодаря этому моторы имеют хорошую мощность и сохраняют разумную экономичность.
Мускулистые американцы
Когда речь заходит об американских двигателях, на ум сразу приходит шедевр от GM — настоящий 8-цилиндровый монстр под именем LS. Благодаря довольно простой конструкции, огромной выдаваемой мощности, «тракторной» тяге и хорошей экономичности этот мотор стал любимчиком всех, кто хочет сделать свой автомобиль быстрее. В какие только машины не устанавливают этот агрегат! Хотя изначально им оснащались совсем немаленькие модели типа Corvette, Camaro и др., он находит место и под капотом куда более скромной Mazda MX-5. LS прекрасно подходит для тюнинга и способен выдерживать просто колоссальные нагрузки!
Как мы видим, у каждой школы двигателестроения свой подход к созданию шедевров. Кто-то делает ставку на долговечность, кто-то на хорошую динамику. Но всё сводится к тому, что даже самым легендарным и живучим моторам требуется качественный и своевременный уход. Тогда и только тогда они смогут порадовать вас цифрами пробегами с пятью и шестью нолями.