Что такое антифриз,для чего он нужен и какие виды существуют?
Нормальное функционирование автомобиля невозможно без охлаждающей жидкости. А разъяснения, что она собой представляет, куда залить антифриз, фото этого процесса и другие полезные сведения мы предоставим далее в статье.
ЧТО ТАКОЕ ТОСОЛ И АНТИФРИЗ?
Тосол — название антифриза, разработанного для автомобилей ВАЗ. Торговая марка «Тосол» не была зарегистрирована, поэтому ее применяют многие отечественные изготовители охлаждающих жидкостей. Название возникло так: первые 3 буквы взяли из названия отдела, где он был изготовлен: «Технология Органического Синтеза». А окончание «ол» пришло из химической промышленности и указывает на принадлежность продукции к спиртам.
В итоге появился ТОСОЛ, который предназначался для первых автомобилей ЖИГУЛЕЙ. Со временем название из аббревиатуры (ТОСОЛ) превратилось в нарицательное — так автолюбители стали называть любые охлаждающие жидкости. Не стоит поддаваться заблуждению, что для отечественных машин предназначен тосол, а для иномарок — антифриз. Тосол — это один из антифризов.
Антифризы — охлаждающие жидкости для системы охлаждения автомобиля, не замерзающие при низкой температуре. Состоят из двухатомного спирта — этиленгликоля (65%), воды (35%) и антикоррозионных присадок, которые химики называют ингибиторами — замедлителями коррозии. Изготовители дают им собственные имена («Тосол», «Лена») или указывают температуру их замерзания (ОЖ-40).
Для чего нужен антифриз
Охлаждающая жидкость необходима для автомобиля всегда. Она выводит лишнее тепло из работающего двигателя и не замерзает при сильных морозах, не давая, таким образом, разорваться стенкам мотора.
Благодаря специальному насосу, который иногда называют помпой, антифриз (куда заливать его, вы узнаете чуть позже) циркулирует по названной системе автомобиля. Если машину необходимо нагреть, жидкость пройдет так называемый малый круг — не задевая радиатор и помогая равномерно распределяться теплу.
В случае, когда двигатель нагревается до определенной температуры, включается система «большого круга», и задействованным для циркулирования антифриза оказывается радиатор охлаждения. Движение антифриза осуществляется внутри блока цилиндров. Стенки его представляют собой целую систему. Благодаря быстрому нагреву жидкости, цилиндры быстро передают тепло помпе, которая и выводит антифриз к радиатору. Охлажденная жидкость попадает в специальные бачки, откуда вновь возвращается к блоку цилиндров двигателя. Таким образом, на вопрос, зачем же все-таки необходим антифриз, можно ответить так: для оптимального функционирования автомобиля.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Первые ДВС охлаждали с помощью воздуха. Но чем мощнее и сложнее становились моторы, тем тяжелее было организовать необходимый теплоотвод, используя воздушную систему охлаждения. Выход был найден — для охлаждения моторов стали использовать жидкость.
Первой охлаждающей жидкостью (ОЖ) стала вода. За долгие годы использования выявились ее основные недостатки:
- необходимость слива из неработающего двигателя при отрицательных температурах;
- способствование возникновению коррозии.
В двадцатых годах прошлого столетия на помощь конструкторам двигателей пришла химия. В роли ОЖ стали использовать смесь этиленгликоля и воды. Чистый этиленгликоль — двухатомный спирт — замерзает при температуре 13 градусов ниже нуля, но в смеси с водой (65% к 35%) не замерзает до тех пор, пока температура не опустится до отметки минус 65 градусов по шкале Цельсия. При этом антифриз не превращается в лед, а остается вязкой массой, которая не разрушает детали двигателя.
Какие виды существуют
Антифриз – общее название всех охлаждающих жидкостей. Их огромное разнообразие. В качестве охлаждающей жидкости изначально использовали простую воду. Затем ее заменили раствором воды и соли. Прототип современного антифриза был создан в 1930 году. Охлаждающую роль начал выполнять этиленгликоль. В дальнейшем к нему добавили различные присадки.
Сегодня в магазине можно наткнуться на огромное разнообразие антифризом. Они отличаются своим составом, цветом и сроком службы.
По своему составу они бывают:
Каждый вид имеет свои особенности и характеристики.
- Силикатные содержат соли неорганических кислот. Они являются основными присадками данного типа охлаждающей жидкости. Отрицательной характеристикой подобной жидкости заключается в образовании налета. Соли со временем образуют тонкую пленку налета. Она оседает и не дает системе полноценно работать. Что приводит к нагреванию мотора машины, следовательно, к большему потреблению им масла, топлива.
- В карбоксилатном типе кислоты органические. Этот вид антифриза обозначается следующим образом — G12 или G12+. Органические кислоты, в отличие от неорганических, не образуют накипи и налета. Этот тип способен прослужить около 5 лет. Карбоксилатные антифризы имеют антикоррозионные и антикавитационные свойства.
- Гибридный тип содержит в себе как органические, так и неорганические кислоты. Этот тип обозначают – G11. Этот тип комбинирует в себе положительные и отрицательные свойства двух предыдущих видов.
Новинкой среди охлаждающих средств является лобрид антифриз — G12++ и G13. Он содержит органическую основу и минеральные добавки. Благодаря уникальному составу это вещество способно прослужить до 100 000 км пробега.
Антифризы отличаются друг от друга и цветовой окраской. На самом деле цвет вещества никак не обусловлен его составом или качеством. Определенный цвет закреплен за конкретным производителем.
Можно ли смешивать антифризы и на что влияет цвет?
Вопрос о совместимости антифризов обычно возникает у автовладельцев, которые приобрели подержанную машину и не имеют возможности определить марку залитой в систему охлаждения жидкости. Причем не разбирающиеся в технических тонкостях автолюбители в ходе решения данной проблемы, прежде всего, берут в расчет цвет плещущегося в расширительном бачке состава. И, действительно, производители для окраса охлаждающих жидкостей используют красители с самыми разными оттенками. Наиболее ходовые цвета: красный, зеленый, синий, желтый, фиолетовый, оранжевый. Некоторые стандарты даже регламентируют использование тех или иных оттенков. Однако, по факту, цвет – это едва ли не последний критерий, который стоит учитывать при смешивании разных марок антифризов. Вводимые в антифриз красители применяются лишь для того, чтобы дать понять, что жидкость техническая, а, значит, может угрожать здоровью человека. Кроме того, благодаря приобретаемому оттенку улучшается видимость антифриза (изначально бесцветной жидкости) в том же бачке системы охлаждения. Прямой связи между цветом и свойствами охлаждающей жидкости нет.
Какими же соображениями стоит руководствоваться при смешивании антифризов? Здесь можно дать, как минимум, пару советов:
- Без проблем можно соединять антифризы, имеющие одну основу и соответствующие общепризнанным стандартам качества. Правда, состав жидкости часто не публикуется производителем, поэтому остается только следовать рекомендациям, указанным на этикетке.
- Разные типы антифризов (с неорганическими и органическими присадками) разрешается смешивать только при явном указании производителя на такую возможность.
Несовместимость антифризов заключается в вероятности возникновения реакции между входящими в их состав присадками. Это чревато выпадением осадка или ухудшением характеристик, что может сказаться на работе двигателя.
СРОК СЛУЖБЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
При эксплуатации охлаждающая жидкость стареет — концентрация ингибиторов в ней постепенно снижается, теплопередача уменьшается, склонность к пенообразованию увеличивается, а незащищенные металлы интенсивно коррозируют. Ресурс антифриза прямо зависит от его качества и пробега автомобиля.
Срок замены антифриза предписывает автозавод или изготовитель. Обычно антифриз нужно менять раз в 2-3 года. На современных автомобилях срок замены антифриза может составлять более 5 лет или 250 000 км пробега. Например, Volkswagen придерживается такого графика замены антифриза, залитого в новую машину. А АвтоВАЗ указывает замену через 75 000 км пробега или 3 года, при использовании подобного антифриза. Далее перечислим признаки, когда охлаждающая жидкость стареет раньше, при этом:
-
- образуется желеобразная масса на внутренней стороне горловины расширительного бачка, при незначительных отрицательных температурах (минус 10-15°С) в нем заметно помутнение (иногда как легкое облачко), выпадает осадок, а также чаще прежнего срабатывает электровентилятор радиатора. Когда появился хотя бы один из этих признаков, антифриз нужно сменить при первой же возможности;
- антифриз становится рыже-бурым. Значит, детали системы уже коррозируют. Такую охлаждающую жидкость нужно заменить немедленно, независимо от того, сколько она прослужила.
Слив антифриза
Перед тем как обратиться к вопросу, куда заливать антифриз, необходимо рассказать о том, как его правильно слить. Кстати, удалить ненужные остатки охлаждающей жидкости куда сложнее, чем эту самую жидкость залить
Для начала необходимо найти ровную поверхность, чтобы припарковать автомобиль. Если машина будет стоять наклонно, значительно увеличится риск того, что жидкость просто нельзя будет разглядеть. Далее нужно подставить емкость под то место, куда антифриз будет вытекать. После этого открываются краники слива в системе (на некоторых машинах есть специальные патрубки, которые придется снять). Делать это нужно очень аккуратно, ведь охлаждающая жидкость может начать выливаться неконтролируемым потоком. После того, как весь антифриз равномерно выльется, необходимо закрыть краник или же закрутить патрубок. Таким образом, нет ничего особо сложного в том, чтобы вылить антифриз. Куда заливать охлаждающую жидкость и как это необходимо делать, мы расскажем дальше.
Залив антифриза
Как правильно залить антифриз? Куда заливать его необходимо? Опытные, уже имеющие некоторый стаж водители давно знают ответ на этот вопрос. Более того, ничего сложного в сливе и заливе охлаждающей жидкости они не видят.
Нужно отвинтить крышечку расширительного бачка. В отверстие этого бачка вставляется специальная линейка. Лишь после этого спокойно и без резких движений нужно залить охлаждающую жидкость внутрь. Делать это нужно строго по установленной линейке — иначе антифриз прольется. Не стоит лить слишком быстро и много — в этом случае может образоваться воздушная пробка. Ничего хорошего эта пробка не даст, только плохое функционирование системы охлаждения в дальнейшем.
Если в расширительном бачке есть обозначения «максимум» и «минимум», то ориентироваться нужно по ним. После того как жидкость будет залита, нужно плотно, но аккуратно закрыть крышку бачка. Далее необходимо включить двигатель. Примерно около 10 минут придется следить за состоянием антифриза. Затем нужно долить его до конечной отметки. Лишь после этого все работы с заменой охлаждающей жидкости будут завершены.
Особенности и предостережения
Всегда возникает необходимость дополнить охлаждающую жидкость. Для этого следует приобрести новый антифриз именно того же типа, который уже залит в автомобиль. Следует остерегаться смешивания разного типа жидкостей, даже если они одного цвета. Крайне запрещено смешивать антифризы G12 и G11. Они несовместимы.
Добавлять воду на антифриз не рекомендуется, тем более в холодное время года. Смешать эти жидкости можно лишь на короткое время. Через некоторое время необходимо непременно слить всю смесь и залить антифриз. Следует помнить, что добавление воды значительно снижает градус замерзания, закипания смеси. Теряются и защитные свойства.
ВЛИЯНИЕ АНТИФРИЗА НА ПЕРЕГРЕВ ДВИГАТЕЛЯ
Температура кипения антифриза — не менее 105°С. Это если охлаждающая жидкость соответствует всем стандартам и ГОСТам. Бывает, что производители пытаются сэкономить на продукции и вместо дорогого этиленгликоля добавляют более дешевый глицерин, который стоит «копейки». Однако антифриз на основе глицерина становится вязким, в результате мотор может перегреться.
Чтобы данный антифриз с глицерином вместо этиленгликоля не замерзал при -25°С, изготовители добавляют метанол, который существенно снижает температуру замерзания. При этом температура кипения метанола составляет всего 65,5°С. И при более высоких температурах метанол начинает активно испаряться и снижает температуру кипения охлаждающей жидкости до 85-90°С вместо положенных 105-108°С.
Утечки некачественного антифриза приводят не только к перегреву двигателя, но и к пожару. Попади метанол, например, на раскаленный коллектор — и может произойти открытое горение.
Не всегда, добавление в состав глицерина говорит о некачественном антифризе. Например, компания Volkswagen при производстве охлаждающих жидкостей под маркировкой G13 добавляет небольшой процент (до 20% в концентрате) глицерина в состав. Делается это не ради экономия, а ради экологии. Ведь глицерин побочный продукт при производстве биодизеля, а значит его нужно куда-то девать — например, использовать в антифризе.
Отравление антифризом после приема внутрь и вдыхания паров
Отравление антифризом наступает при вдыхании паров или приеме внутрь смеси с водой, чаем, кофе, водкой. Коварность охлаждающей жидкости в том, что симптомы интоксикации возникают не сразу.
Узнаем, что будет если выпить тосол. Как развивается интоксикация по часам. Что делать при отравлении антифризом.
Что за жидкость антифриз
Долгое время для охлаждения мотора автомобиля применялась обычная вода. Она закипала при 100 °C, а охлаждалась при 0 градусах, что приводило к поломкам машины.
Сейчас применяется антифриз, справляющийся с температурой от минус 50 до плюс 50 °C. Охлаждающая жидкость заливается в радиатор. На российском рынке используются растворы, концентраты отечественного и зарубежного производства. Состав антифриза любого цвета:
- 45% составляет гликолевая основа – этиленгликоль (пропиленгликоль, этандиол). Химически жидкость представляет собой 2-атомный спирт маслянистой консистенции с температурой закипания 196 °C.
- 55% воды необходимо для того, чтобы этиленгликоль не замерзал при минус 12 °C. Гликоли смешиваются только дистиллированной водой, иначе на радиаторах образуется накипь.
- Присадки содержатся в составе антифриза с целью предупреждения коррозии металла. Именно они определяют качество работы двигателя.
Традиционные синие тосолы содержат присадки боратно-нитритного состава. Красный антифриз содержит карбоксилатный хладагент, устраняющий очаг коррозии с помощью тонкой пленки. Зеленого цвета антифриз состоит из гибридных органических и неорганических присадок. Самый лучший фиолетовый антифриз имеет в составе лобридный хладагент, содержащий минеральные вещества и органические соединения.
Причины отравления антифризом
Первые симптомы отравления антифризом схожи с алкогольным опьянением. Специфическое свойство привлекает социально запущенных людей. Жертвой любопытства иногда становятся подростки. Эти категории лиц использует антифриз как суррогат алкоголя.
Причиной отравления бывает случайное или преднамеренное употребление с суицидальной целью.
Действие антифриза на человека
Антифриз яд нейроваскулярного действия. Оказывает токсическое действие на внутренние стенки артерий и вен. Важно знать, что будет если выпить антифриз или тосол:
- После употребления 50–100 мл острая интоксикация обусловлена находящимся в его составе этиленгликолем. Под влиянием алкогольдегидрогеназы он окисляется сообразованием гликолевой и щавелевой кислоты. Образовавшиеся яды – продукты метаболита выводятся с мочой. Нерастворимые кристаллы образовавшегося щавелевокислого кальция выпадают в печени, закупоривают канальцы почек.
- Поражаются нервные клетки, что приводит к развитию отека мозга.
- Разрушению подвергается сердечная мышца.
- Повреждаются легкие.
- Связывание этиленгликолем ионов Ca приводит к пониженному содержанию минерала в крови. Гипокальциемия проявляется тоническими судорогами.
Если человек глотнул этиленгликоль, происходит ожог пищевода и желудка. Владельцам автомобилей известно, можно ли отравиться парами антифриза. Нередко хроническое отравление парами антифриза происходит при его утечке из отопительной системы в кабину машины.
Симптомы интоксикации
Если человек надышался испарениями, возникают симптомы отравления парами антифриза. При ингаляционном поступлении этиленгликоля наблюдается раздражение глаз и носоглотки, вялость, сонливость.
Симптомы вредного действия антифриза появляются после приема в рот или длительного вдыхания паров. Легкая, средняя или тяжелая степень интоксикации связана с принятой дозой. Признаки появляются поэтапно. Для каждого периода характерны специфические симптомы. Различаются две фазы клинической картины.
Мозговая форма
Этиленгликоль оказывает паралитическое, наркотическое воздействие на нервные клетки головного мозга. Сразу после употребления возникает состояние, схожее с алкогольным опьянением. Признаки интоксикации проявляются спустя 2–3 часа:
- тошнота;
- боли в животе и спине;
- гиперемия конечностей, лица;
- нарушение равновесия;
- недержание кала, мочи;
- болтливость;
- изменение сознания – возбуждение сменяется угнетенным состоянием;
- появляются симптомы напряжения затылочных мышц;
- судороги;
- ухудшение зрения – сетка, туман, мелькание точек в глазах, двоение предметов.
При мозговой форме пары антифриза проявляют влияние на организм человека 1–2 дня. После лечения в больнице сознание проясняется. Дальнейший исход отравления связан со степенью разрушения печени и почек.
Гепаторенальная фаза
Отравление тосолом почечно-печеночной фазы проявляется на протяжении 3–20 дней после того, как человек выпил жидкость. Поражения органов обусловлено токсическим действием продуктов распада этиленгликоля. Симптомы отравление тосолом:
- уменьшением выделения мочи – олигурия;
- боли в животе, обусловленные уремическим колитом;
- тахикардия;
- цианоз;
- одышка;
- артериальная гипертензия;
- увеличение печени;
- боли в правом подреберье;
- понос;
- сильная жажда.
В крови увеличивается азот. На данном этапе почки полностью прекращают выделение мочи. Нарастает уровень в крови AST, ALT – маркеров печеночной недостаточности.
Содержание белка в моче достигает 40% (в норме он отсутствует). В осадке мутной мочи выявляются эритроциты, лейкоциты, цилиндры.
Через сутки острая почечно–печеночная недостаточность выходит на первый план клинической картины. Отравление парами тосола сопровождается нарастанием ацидоза. Присоединяется поражение сердца и легких. Пациент погибает от уремической или печеночной комы.
Учитывая сильное токсическое действие этиленгликоля на жизненно важные органы, нетрудно сделать вывод, вредно ли дышать антифризом.
Первая помощь при отравлении антифризом
Чем быстрее будут приняты меры, тем больше шансов выжить. Первая помощь при интоксикации:
- Главное действие в удалении яда из желудка. Для промывания используется раствор двууглекислой соды – на 1л теплой воды 1 ст. л. пищевой соды.
- Вызвать рвоту после приема 4–5 стаканов воды. Промывание желудка повторяется 2–3 раза.
- При интоксикации необходимо принять 5–6 таблеток растолченного Активированного угля в воде или Смекту для связывания яда.
- Дать солевое слабительное – порошок Магния сульфата.
- При обморочном состоянии поднести к носу ватку с нашатырным спиртом.
До приезда врачей после оказанной помощи рекомендуется выпивать много жидкости малыми порциями. Эти же меры проводятся при отравлении парами бензина.
Лечение
Ингаляционная легкая интоксикация не опасна. Для лечения применяется курс витаминотерапии, внутривенное вливание 40%-го раствора Глюкозы.
В больнице проводится лечение отравления антифризом:
- Магния сульфат для нейтрализации щавелевой кислоты;
- против ацидоза вливается капельным способом Гидрокарбонат натрия;
- устранение гипокальциемии достигается введением Кальция хлорида;
- Фолиева кислота, Тиамина, Пиридоксин для ускорения метаболизма;
- при тяжелом ацидозе применяется аппарат искусственная почка.
Специфическим антидотом антифриза является этиловый спирт. Этанол выступает в качестве антагониста алкогольдегидрогеназы. Назначается 30%-й раствор каждые три часа внутрь 5 дней из расчета 1 грамм на килограмм веса человека в сутки. Пациентам без сознания вводится капельным способом 5% раствор на глюкозе.
Возможные последствия
В той или иной степени последствия отравления антифризом остаются всегда. Интоксикация средней степени сопровождается тяжелым нарушением почек. На восстановление функции требуется несколько месяцев. После лечения долго держится хроническая почечная недостаточность.
Тяжелая степень отравления заканчивается летальным исходом. Смертельная доза антифриза 200-300 грамм. Тяжелая степень поражения ЦНС становится причиной пожизненных неврологических нарушений.
Профилактика
Для предупреждения отравления недостаточно только разъяснения вреда антифриза как заменителя алкоголя. Необходимо контролировать расход опасного химиката на предприятиях. Действенной мерой в России была бы денатурация антифриза с добавлением горьких добавок и отталкивающего запаха, как это сделано в некоторых штатах США.
Ядовитый антифриз – это не суррогат алкоголя. Случайный или осознанный прием внутрь делает человека инвалидом. Храните антифриз со сладким вкусом в недоступном для детей и животных месте. Следите за исправностью радиатора машины.