Mse-Online.Ru
Промывка масляных фильтров
Повышенное давление масла при прогретом дизеле указывает на то, что масляный насос подает масло с избытком; пониженное давление — на то, что масло к трущимся поверхностям подается в недостаточном количестве.
В обоих случаях промыть и при необходимости отрегулировать редукционный клапан масляного насоса, для чего снять масляный картер дизеля, отвинтить пробку редукционного клапана и вынуть клапан с пружиной. Если на клапане имеются задиры, зачистить их, промыть клапан и гнездо клапана в масляном насосе. При пониженном давлении масла в системе смазки дополнительно затянуть пружину клапана, завинчивая регулировочную пробку в крышку масляного насоса. После промывки клапана и регулировки затяжки пружины завинтить пробку до отказа и установить на место масляный картер.
Масляные фильтры грубой очистки промывать через каждые 50 ч работы дизеля и при смене масла в картере дизеля. Фильтры тонкой очистки промывать через 100 ч. При промывке фильтров фильтрующий элемент заменяется новым или очищенным и промытым. Промывку проводить в следующем порядке:
1) После остановки дизеля слить масло из корпуса масляных фильтров, отвинтить сливные пробки в корпусе фильтров и дать маслу стечь.
2) Очистить от грязи наружную поверхность фильтров.
3) Отвинтить стяжные болты колпаков фильтров грубой и тонкой очистки и, постепенно наклоняя колпаки, снять их с корпуса вместе с болтами и фильтрующими элементами.
4) Промыть внутреннюю полость корпуса фильтров керосином или дизельным топливом. Дать стечь керосину и поставить на место сливные пробки.
5) Промыть фильтрующий элемент фильтра грубой очистки, для чего:
вынуть из отверстия стержня стяжного болта шплинт, сиять направляющую втулку, войлочные кольца, осторожно вынуть наружную и внутреннюю секции фильтрующего элемента и пружину с тарелкой;
промыть секции фильтра грубой очистки в дизельном топливе, пользуясь для очистки наружной поверхности щеткой из щетины или гладкой деревянной палочкой; не применять для этой цели металлические скребки, так как можно повредить намотку;
проверить состояние набивки секции фильтра и при образовании широких щелей пропаять поврежденные места третником (общая площадь пайки должна быть не больше 10 см2);
промыть в дизельном топливе колпак, стяжной болт, коническую пружину и остальные детали фильтра;
после промывки надеть последовательно на стержень стяжного болта фильтра грубой очистки медное кольцо, колпак, пружину, тарелку, наружную и внутреннюю секции фильтрующего элемента с проложенным между ними войлочным кольцом, войлочное кольцо на нижнюю втулку внутренней секции, навинтить направляющую втулку на стяжной болт. При сборке обратить особое внимание на правильность установки уплотнительных войлочных колец; все детали фильтра на стержне стяжного болта закрепляются шплинтом, вставленным в отверстие стержня;
проверить резиновую прокладку колпака в канавке корпуса фильтра и при необходимости заменить новой;
поставить на корпус собранный фильтрующий элемент с колпаком и плотно затянуть стяжным болтом; при затяжке колпака фильтра, имеющего новую резиновую прокладку, стяжной болт завинчивать с небольшим усилием; дополнительную затяжку проводить после запуска дизеля, если обнаружится подтекание масла.
6) Промыть фильтр тонкой очистки и заменить фильтрующий элемент, для чего:
после снятия колпака вместе с фильтрующим элементом вывести из канавки на конце стержня стяжного болта пружинный замок и снять элемент;
промыть в дизельном топливе колпак, стяжной болт и коническую пружину; прочистить медной проволокой калиброванное отверстие в стержне стяжного болта;
после промывки надеть на стержень болта медное уплотнительное кольцо, колпак, коническую пружину и новый фильтрующий элемент и заложить в канавку на стержне болта пружинный замок; новый элемент надевать на стержень осторожно, чтобы не повредить сальники, установленные на крышках; проволочная ручка на крышке фильтра должна находиться сверху;
поставить на место собранный фильтрующий элемент с колпаком.
7) После промывки картера дизеля и заливки в него свежего масла запустить дизель и проверить, нег ли течи масла из-под колпаков фильтров, а также убедиться в правильности показаний масляного манометра.
8) Остановить дизель, проверить уровень масла и при необходимости долить его до верхней метки масломерного стержня.
Можно ли масляный фильтр использовать дважды?
Смазка необходима мотору автомобиля для уменьшения трения между элементами узла. По мере загрязнения техническая жидкость меняет свои свойства. Масляный фильтр очищает смазочную систему, что продлевает ее эксплуатационный срок.
Конструкция современного грязевого барьера, как правило, неразборная. Помимо металлического корпуса и фильтрата, она включает в себя клапаны:
- против слива;
- против дренажа (удерживает жидкость);
- перепускной (включается в работу, когда масло не прошло через очищающий элемент).
Частой проблемой очищающей системы является загрязненный фильтр или слишком вязкое масло (например, при минусовой температуре).
Замена масла
Чаще всего масло и фильтр в машине меняют одновременно. Периодичность этой замены зависит не только от эксплуатационных условий (время года и манера вождения), но и от химической основы:
- для минеральной базы рекомендуют менять после 7 тыс. км пробега;
- для полусинтетики — 10 тыс. км пробега;
- синтетика выдерживает 15 тыс. км пробега.
Есть мнение, что фильтр обязательно идет под замену одновременно с добавлением свежего масла в двигатель. Например, на полусинтетике за 10.000 км пробега фильтр приходит в полную негодность. В результате пропускной клапан не справляется и неочищенная смазка попадает в мотор.
- перегревается ДВС (t выше 80-100 градусов Цельсия);
- ощутимо увеличился расход горючего;
- двигатель “дергается”;
- падает мощность авто (низкая динамика).
Промывка
Повторное использование масляного фильтра возможно — это зависит от фильтрующей составляющей и ее реакции на масло, бензин или керосин. Сначала заглушками и пробками закрывают чистую часть узла, чтобы предотвратить дополнительное загрязнение полости. Хорошо ее промойте. Далее следует просушка и продувка ультразвуком. Чаще замена старого экземпляра на новый выходит выгоднее по деньгам и затраченному времени.
Классификация МФ по типу потока:
Полнопоточные. Основной поток вещества проходит очистку. Результат — в мотор подается хорошо очищенное масло. Основа конструкции здесь — перепускной клапан, контролирующий давление в ДВС.
Частичнопоточные. Здесь очистка происходит дольше, но качество лучше. Масло циркулирует по двум циклам: от насоса к трущимся элементам — один, через полость очистителя — второй.
Комбинированные. Вмещают два предыдущих способа, что приводит к более тщательной чистке масла.
Можно ли использовать масляный фильтр повторно?
Мы уже выяснили, что мотору необходима защита от продуктов сгорания горючего и разложения смазочного материала.
Возможные последствия повторного использования МФ:
- хорошо отработает второй срок (высока вероятность такого сценария для моторов с небольшим пробегом, которые использовали в мягком режиме езды летом);
- в системе упадет давление и пропускная способность (характерно для зимы из-за загустения масла, если загорится лампочка давления — срочно заменить);
- разрушенная деталь пропускает грязь (экземпляры из мягкого металла первыми пойдут в расход, что приведет к ремонту мотора).
Оценив все плюсы и минусы, мы предлагаем не рисковать. Потенциальные затраты сильно превышают стоимость покупки.
Советы по замене МФ
Вначале обязательно слейте масло. После снятия максимально быстро установите другой экземпляр (иначе вы рискуете загрязнить масло). Если это невозможно, прикройте отверстие чистой тряпкой без ворса. При замене залейте смазку в фильтр до середины.
Для демонтажа деталей из корпуса приобретите спецключ. Если такой возможности нет, обратитесь к советам опытных автолюбителей — используйте:
- ремень ГРМ (одеваете на корпус, затягиваете и крутите);
- шило или его острый и твердый аналог (пробивает кожух — грязный способ);
- тиски (зажимаете и поворачиваете корпус);
- наждачку (ею оборачиваете агрегат, что позволяет “сцепиться” со скользкой поверхностью).
Не забудьте перед монтажом агрегата проверить норму давления (смотрите инструкцию или информацию на корпусе). Если на клапан 1,8 бар установить приспособление с 1,4 бар, эффективность очистки резко упадет. По необходимости отшлифуйте от заусенцев присадочное место, чтобы не порвать прокладки во время установки. Прокладку по торцу лучше смазать тонким слоем с помощью специально средства, а смазку в фильтр залить до середины — это смягчает первый запуск.
После замены мигает индикатор давления масла на холостом ходу? Или не потухает через 5 секунд после пуска двигателя? Необходимо заменить МФ вне зависимости от того, когда вы делали это в последний раз.
На Uremont.com легко найти подходящий для таких работ автосервис по различным параметрам:
- удобству расположения (смотрите интерактивную карту);
- отзывам и рейтингу посетителей агрегатора;
- подходящей стоимости работ (запросите прайс в чате или укажите возможный размер оплаты в заявке).
Работа нашего портала охватывает Россию, Казахстан и Беларусь. Техническая поддержка осуществляется круглосуточно.
Промывка двигателя: поддерживаем «сердце» авто в чистоте
Масло в двигателе необходимо менять, это знают все. Со временем даже самая лучшая смазка теряет качество и не способна дать защиту трущимся деталям. Это приводит к ускоренному износу деталей. Масло теряет свои свойства по естественным принципам.
Масло в двигателе необходимо менять, это знают все. Со временем даже самая лучшая смазка теряет качество и не способна дать защиту трущимся деталям. Это приводит к ускоренному износу деталей. Масло теряет свои свойства по естественным принципам:
- Под воздействием высоких температур химические вещества в составе окисляются.
- В современные смазки производители закладывают полезные присадки. Добавки препятствуют оседанию продуктов горения и трения на деталях. Частицы кокса и металла, сажа перемешиваются с лубрикантом, и остаются во взвешенном состоянии.
После замены масло в двигателе постепенно превращается из светлого в черное. Это происходит, потому что смазка накапливает в себе загрязнения. Когда их количество становится выше предельного, масло не может дальше смазывать детали двигателя.
- Если машина эксплуатируется не часто, масло все равно теряет ключевые свойства. Смазка всегда контактирует с воздухом. А кислород, содержащийся в нем, активно окисляет нефтепродукты.
- Кроме того, существуют моторные масла для разных температурных условий. В отличие от всесезонных, их необходимо менять весной и осенью. Если лубрикант рассчитан на летнюю температуру, то он затруднит пуск двигателя в холода. Напротив, смазка, которая позволяет завестись зимой, может потерять вязкость летом.
В случаях когда промывка оправдана
Не во всех случаях замены масла нужно делать эту процедуру. Манипуляция несет дополнительные расходы и не всегда актуальна. Понять, стоит ли промывать двигатель при замене масла, несложно, требуется выполнить это в ряде случаев:
- Если меняется основа или вязкость масла.
- При переходе на другую марку смазки.
- При попадании в двигатель антифриза, заправки некачественного топлива или смазочного материала.
- Когда неизвестно, сколько автомобиль прошел на отработке.
- После ремонта мотора, при котором вскрывалась ГБЦ или что-либо делалось с цилиндрами.
- Если в прошлом масло меняли нерегулярно или пользовались не очень качественной продукцией.
Чем промывать двигатель?
В этом вопросе тоже нет единого мнения. Сторонники промывки перед заменой масла в двигателе разделились на поклонников промывочных масел, экспресс-промывок и адептов сольвента и свидетелей ацетона. Последние настолько уверовали в чудодейственную силу растворителей, что применяют их по любому, даже самому неподходящему случаю.
Если говорить, о выборе промывочных масел, то их применение имеет ряд недостатков:
- в двигателе остается до 20% объема масла, который нельзя слить;
- сегодня на рынке единицы качественных промывочных смазок. Изготовители экономят на составах. Поэтому они не обеспечивают необходимый уровень защиты;
- промывка с помощью масла занимает больше времени, по сравнению с применением экспресс-промывок.
Если уж и выбирать масло, то советуем промывать двигатель той же смазкой, что будет заливаться для постоянной эксплуатации.
Оптимальный же способ промывки – использование экспресс-промывок. Это составы, например, 5-минутки, которые ускоряют процесс замены смазки, и промывают двигатель. Перед сливом отработки 5-минутная промывка заливается в двигатель, чтобы мотор поработал на старой смазке с добавлением препарата. Состав удалит загрязнения, растворит их в объеме масла и сократит количество несливаемого остатка (вязкость снизится в пределах допустимого, но будет лучше сливаться).
Также существует мягкая промывка двигателя LAVR. Такая заливается за 200 км до замены масла. А уже непосредственно перед заменой можно воспользоваться пятиминутной промывкой. Кстати, эти промывки двигателя можно купить в интернет-магазине LAVR.RU.
Необходимость промывки при замене одной синтетики на другую
Если вы пользуетесь маслами, основа которых одинакова, например, синтетическая, то промывка необязательна. Дело в том, что состав основ и присадок у большинства фирм практически одинаковый, поэтому нет никакой необходимости проводить с двигателем дополнительные операции. При использовании одинаковых основ для полноценного ухода будет достаточно просто менять смазку вовремя. Добавлять присадки для так называемой пятиминутной очистки вовсе не стоит, они способны нанести вред и создать дополнительные отложения внутри конструкции, так как слить полностью все масло нельзя физически.
Кроме этого, стоит заметить, что синтетику и полусинтетику тоже можно смешивать. Пропорция при этом неважна. Если вы хотите сделать промывку, то можно просто несколько раз подряд заменить масло на то, которое хотите, при этом менять смазку раньше срока вовсе необязательно. Для того чтобы вывести из системы лишнее, достаточно сменить масло просто на 2 тысячи км раньше положенного пробега. Никакого негативного эффекта с маслом не произойдет, поэтому волноваться не стоит. При замене минеральной основы на синтетическую промывка тоже не требуется, вопреки расхожему мнению.
Для того чтобы замена масла прошла гладко, нужно вылить старое, залить новое до минимума и дать поработать двигателю около 15 минут, после этого масло требуется слить, заменить масляный фильтр и залить новую жидкость уже по нужному уровню.
Как не ошибиться с выбором
Сегодня, чтобы не ошибиться с выбором масляного фильтра, нужно покупать ту оригинальную марку, которая ставится на сборочном конвейере завода изготовителя. А если другую марку, то только по рекомендации официальных дилеров. Это надёжно, безопасно, правильно. Связано это с большим количеством разных исполнений дешёвых фильтров непонятными изготовителями, отличающихся между собой не только по цене, но и по размерам, регулировочным настройкам клапанов, качеству бумаги фильтрующего элемента, качеству изготовления отдельных конструктивных элементов.
Неоригинал — потенциальная угроза долговечности двигателя
И хотя многие производители недорогих фильтров стараются копировать технологии изготовления оригинальных очищающих устройств, получается это у них зачастую плохо. Не тот клей; не та бумага или не так сложена гармошкой; некачественная резина в обратном клапане; негерметичный перепускной клапан или, наоборот, срабатывающий только при превышении критического давления. Такие фильтры плохо справляются со своими обязанностями, не выхаживают положенного ресурса, способны нанести огромный вред дорогостоящему силовому агрегату.
Основное отличие оригинальных масляных фильтров от неоригинальных аналогов заключается в том, что при проектировании оригинального фильтра главное внимание сосредоточено на правильном функционировании этого важного устройства и его длительной работе. Производители неоригинальных фильтров для системы смазки двигателя в первую очередь думают о том, как снизить затраты на производство своих изделий.
Перепускной клапан — защитник от опасного повышения давления масла
Особо хочется сказать о роли перепускного клапана. Основная его задача — направить поток масла мимо фильтра, чтобы тем самым не допустить критического подъёма давления масла в системе смазки двигателя. В итоге защищаются от повреждения сальники, прокладки, уплотнения. Повышенная опасность исходит от холодного масла — у него очень низкая вязкость — и от очень грязной фильтрующей гофры, которая препятствует свободному прохождению масла сквозь забитую загрязнениями бумагу. Впрочем, проблему холодного пуска мотора помогает решать и байпассный клапан, вмонтированный в масляный насос.
Расположение перепускного клапана
У многих фильтров очистки масла перепускной клапан находится на верхней стороне (противоположной торцу с установочной резьбой). Практика показала, что это не самое удачное расположение. При пуске силового агрегата густое масло попадает в масляную систему, обходя фильтр очистки масла. Для этого клапан пропускает смазку сразу в центральный канал, проходящий внутри стальной трубки с отверстиями, и при этом омывается загрязнённый торец фильтрующего элемента. Производители масляных фильтров исправили этот недочёт, и стали размещать перепускной клапан внутри канала внизу (вблизи торца с резьбой вкручивания фильтра в блок цилиндров). Месторасположения регулирующего устройства можно увидеть, посмотрев внутрь резьбового отверстия. Если клапан хорошо заметен — он находится внутри фильтра над торцом фильтрующего элемента. Если видна только пружина — он расположен внутри фильтрующего элемента. В оригинальных масляных фильтрах настройке срабатывания перепускного клапана уделяется особое внимание, поэтому обеспечивается надёжная гарантия защиты двигателя от непредвиденного повышения давления.
У дорогих моделей автомобилей в масляном фильтре нет ни обратного, ни перепускного клапана. Защита от избыточного давления и дренажа масла вмонтирована непосредственно в масляную систему двигателя. Поэтому покупать для таких престижных автомобилей продукцию непроверенных исполнителей недопустимо, затратно, очень рискованно.
О взаимозаменяемости масляных фильтров для бензиновых двигателей и дизелей
Марка масел, смазочные свойства и кинематические характеристики карбюраторных движков и дизелей сильно отличаются друг от друга. Поэтому регулировки перепускных клапанов, а также и свойства резины дренажных (обратных) клапанов различны. Хотя установочная резьба у большинства фильтров одинаковая — устанавливать масляный фильтр от бензинового мотора на дизель (и наоборот!) — недопустимо.
Размеры масляных фильтров для бензинового двигателя и дизеля
Если же применяется универсальное масло для обоих типов движков, то различие между фильтрами заключается только в размерах. Для бензинового двигателя используется фильтр меньшего размера, а у дизеля — большего. Связано это с тем, что при сгорании дизельного топлива образуется много сажи. В этом случае установка от дизельного двигателя на бензиновый движок возможна, от карбюраторного на дизель — нет.
Применение промывки при смене марки масла
Многим интересно, надо ли промывать двигатель при замене масла с использованием расходных материалов иной фирмы. Производителей смазочных средств очень много, каждый хвалится уникальной формулой, качество разной продукции может значительно отличаться. Однако между присадками и основами продуктов сравнимых по качеству на самом деле такой уж радикальной разницы нет. Достаточно залить нужное моторное масло. Отличаться присадки будут мало чем, поэтому даже при смешении продуктов разных производителей ничего страшного не произойдет, а к следящей замене масло вовсе станет однородным.
Как промыть двигатель при замене масла без последствий
Периодическая промывка двигателя легкового автомобиля в процессе замены масла продолжает активно обсуждаться как пользователями тематических форумов, так и автомобилистами в реальной жизни. Каким способом воспользоваться, какую применить жидкость и стоит ли промывать силовой агрегат вообще, — вот краткий список спорных моментов. Чтобы прояснить ситуацию и получить чёткие ответы, нужно детально рассмотреть каждый из вопросов по отдельности.
Методы как лучше выполнить промывку
Обычно процедура делается следующим образом: старое масло полностью выливается путем выкручивания пробки в картере двигателя, мотор должен быть хорошо прогрет перед процедурой. После того как вся смазка будет слита, заливают немного нового масла и ставят новый фильтр. На авто можно ездить несколько дней в щадящем режиме.
Поле этого масло требуется слить и залить вместо него новое. Оно должно быть тем же самым, на котором вы ездили и планируете ездить в дальнейшем. Фильтр тоже потребуется заменить. Срок замены после этого должен сократиться в половину. После этого можно будет пользоваться авто в штатном режиме и обновлять смазку так же раз в 10 тысяч км, а не чаще.
Промывать или не промывать?
Уже много лет среди российских автомобилистов не утихают споры – использовать масло для промывки двигателя или воздержаться от его применения. Ответ на этот вопрос может быть как положительным, так и отрицательным. Не стоит испытывать судьбу и промывать мотор, если постоянно используется один и тот же качественный смазочный состав на синтетической основе либо полусинтетика. Качественное моторное масло само по себе обладает хорошими моющими свойствами. Всё же возникают ситуации, когда без очистки силового агрегата промывочными жидкостями не обойтись.
- Если принято решение перейти на смазочный состав другой марки, от другого производителя – может возникнуть конфликтная ситуация. Новая смазка будет содержать другой пакет присадок. Поскольку в двигателе всегда остаётся около 0,5 литра старого масла, не исключён вариант, что присадки начнут конфликтовать друг с другом. Поэтому, выбирая новую масляную жидкость, следует также приобрести хорошую промывку. Какие из промывок достойны вашего внимания – читайте ниже.
- Промывка двигателя промывочным маслом требуется после его перегрева. В этих случаях смазка может просто лишиться некоторых своих качеств, потеряв часть присадок. Вполне может случиться так, что масло быстро окислится от отработавших газов, прорывающихся в картер мотора. Поэтому рекомендуется его слить и хорошо промыть силовой агрегат.
- Причиной сильного засорения и появления отложений, а также налёта, который трудно смыть, может стать некачественный или бракованный масляный фильтр. Это можно увидеть по состоянию моторной жидкости – она будет очень тёмной, запачканной мусором и отложениями. В таких случаях требуется немедленно слить отработавшую смазку, после этого промыть двигатель.
- Использование промывочного масла требуется после капремонта двигателя. Во время ремонтных работ демонтировалась головка блока цилиндра, а также цилиндропоршневая группа. После этого требуется их промыть и очистить.
- Если вы приобрели подержанный автомобиль, не имеете сервисной книжки для него, а также не знаете, каким моторным маслом пользовался предыдущий владелец – мотор необходимо хорошо промыть, а затем залить новый смазочный состав, наиболее подходящий для этого автомобиля.
- Очистка мотора требуется также в случае значительного превышения интервала, после которого необходимо заменить масляную жидкость. Все смазочные составы, включая Long Life, со временем теряют свои свойства. Это значит, что они могут потерять свои моющие качества, если превысить интервал между заменами. Чем это чревато, и так понятно.
Те случаи когда нужна промывка
Приобретая подержаний автомобиль, водители обычно проводят промывку, так как неизвестно, на каком масле ездило транспортное средство и в течение которого времени. Промывка нужна в тех случаях, если появились какие-нибудь посторонние загрязнения, например, пена. Также процедура не повредит, если происходил серьезный ремонт ДВС или в картере обнаружено большое количество металлической стружки. Авто стоит внимательно осмотреть, особенно это касается горловины, куда заливается масло, можно открутить пробку с радиатора: там не должно быть никаких посторонних загрязнений, отложений.
Если меняется тип основы масла на улучшенную, например, с полусинтетики на синтетику, промывать двигатель необязательно. Однако если планируется сделать наоборот, то лучше лишний раз прочистить все каналы. Делать это необязательно, если смазка использовалась качественная.
В каких случаях необходима промывка двигателя
Приобретая автомобиль, каждый владелец должен позаботиться о промывке двигательной системы и заливке свежего моторного масла. Причем этот процесс выполняется химическими средствами в случаях, когда:
- Новый владелец ТС планирует использовать моторную жидкость от другого производителя.
- Ранее была использована некачественная смазка.
- Выполняется капитальный ремонт системы ДВС.
- Двигатель находится в изношенном состоянии и нуждается в промывке для выведения твердых отложений и нагара.
- Ухудшаются свойства масла при работе в турбированных ДВС. Как правило, в них смазка достаточно быстро вырабатывает свой ресурс.
- В силовой агрегат проникают различные отложения и мусор, особенно если речь идет о магистрали масляной системы.
В остальных ситуациях можно воспользоваться моторным маслом.
Варианты когда можно промыть мотор
Существует несколько способов промывки, которые могут давать разный результат и занимать разное количество времени. Существует быстрый способ, который на самом деле малоэффективен, но пользуется среди автомобилистов большой популярностью, так как не требует больших финансовых, а главное, временных затрат. Его можно выполнить самостоятельно, приложив минимум усилий.
Это специальная присадка, которую добавляют в старое масло, перед тем как оно будет удалено из мотора. После этого мотор заводят и дают ему хорошо прогреться. Ездить на автомобиле необязательно, достаточно подождать около 15 минут, пока он работает на холостом ходу. После этого мотор глушат, масло сливают и заливают новое, не забыв заменить при этом воздушный фильтр.
Существует и другой тип присадок, их используют также для промывки, но проводится она несколько иным способом. Ее доливают в масло, но на авто продолжают ездить, не более ста км. При этом ездить нужно так, как в режиме обкатки. Мотор не должен подвергаться большим нагрузкам, перегреваться или резко набирать обороты. После того как автомобиль пройдет 100 км, масло сливают, меняют его и фильтр. К минусам такого способа промывки относится его малая эффективность, присадки разжижают масло, на деле не выходят из мотора полностью, могут отрицательно влиять на свежую порцию смазки, оседлать на стенках системы.
Чем это опасно
Большинство автомобилистов должны понимать, что собой представляет современное моторное масло. Такая жидкость, условно говоря, является смесью основного (или базового) масла с различными присадками. Собственно, наличием и количеством присадок в сейчас и определяется его класс, цена и возможные условия эксплуатации. Каждый производитель стремится добиться наиболее удачного их сочетания. Существует достаточно много видов различных присадок, самыми важными из них являются:
- вязкостные;
- противопенные;
- антикоррозийные;
- антиокислительные;
- моющие;
- и т.д.
А теперь попытайтесь представить, что происходит с моторным маслом, которое добавляют в двигатель, на четверть заполненный промывающей жидкостью и шлаками. Совершенно верно, ничего хорошего. Главное негативное последствие — «разбавление» масла. Теперь в вашем моторе состав, концентрация присадок на единицу объема в котором меньше, чем вы ожидали. Это означает, что такое масло будет вести себя совсем не так, как вы привыкли; некоторые его свойства либо вовсе пропадут, либо станут менее выраженными. То есть вероятность того, что с двигателем может случиться поломка, возрастает. К возможным последствиям езды на «разбавленном» масле можно отнести:
- его вспенивание;
- появление эмульсии;
- чересчур быстрая выработка ресурса;
- недостаточная смазочная способность;
- и т. д.
Но самой важной проблемой, естественно, является уменьшение вязкости состава. Этот показатель моторного масла отвечает за густоту состава и ее изменение в зависимости от температуры. Также по параметрам вязкости можно примерно определить и срок службы моторного масла, поэтому он и уменьшается при разбавлении.
Очевидно, чем больше промывающей жидкости осталось внутри двигателя, тем больше будет разница между ожидаемой и фактической вязкостью после его заливки. Например, если вы заливаете моторное масло с показателями вязкости 5W-40, то по факту в двигателе получите как минимум 5W-30, а то и еще меньшее значение вязкости.
Это не стоит делать при промывки
Некоторые автомобилисты считают, что промывку можно делать при помощи смешенного с маслом дизтоплива или бензина. Не стоит ставить такие эксперименты. Если двигатель разобран, то вы вполне можете прочистить его детали при помощи бензина, вытереть насухо, после этого собирать уже чистую конструкцию, но на рабочем агрегате такие эксперименты проводить не к чему, он выйдет из строя. Кроме этого, такие вещества, как солярка, агрессивны, поэтому могут разъедать сальники, другие резиновые прокладки.
Процесс промывки
Прежде чем углубляться в разговор о том, какая промывка двигателя лучше, необходимо понять сам процесс. Итак, вы собираетесь заменить масло в своей машине, но перед этим решаете «почистить» мотор. Для этого вы приезжаете на СТО, где автомеханик советует вам использовать для этого хорошую дорогую жидкость для промывки двигателей.
Важно! Необходимо понимать, что при сливе промывочной жидкости (как и при сливе самого моторного масла) не происходит ее полного вытекания из двигателя. Она скапливается в различных каналах, полостях, трещинах и прочих «неровностях» на внутренних поверхностях двигателя. Обычно, ее содержание достигает от 5 до 20% от общего объема двигателя.
Теперь мы выяснили, что при промывке мотора специальным средством, оно не полностью сливается и какая-то его часть остается внутри. Так, в среднестатистическом автомобиле с объемом двигателя 1,6 литра останется примерно 400 мл промывочной жидкости. Что не менее важно, жидкость эта будет не чистой, а смешанной с тем, от чего должна была избавить ваш двигатель: старым, грязным маслом и прочими загрязнениями.
Промывка двигателя димексидом и прочие «народные» средства.
Попытки промыть двигатель добавлением в масло чего-то вроде димексида, лимонной кислоты, той же солярки, кока-колы и прочих, имеющих растворяющую природу жидкостей принципиально ничем не отличается от вышерассмотренного варианта с экспресс-промывками. Есть разные отзывы об эффективности собственно отмывания, например, димексид показывает отличный результат, уайт-спирит нет, но важно не это. Все эти вещества также не способны удерживать в себе отмытую грязь, а значит финал может быть таким же, как при применении пятиминуток.
Какую промывочную жидкость выбрать?
Если вам интересно, чем же промывают силовой агрегат при смене смазочной жидкости, мы расскажем о специальных средствах, которые используются для этой цели.
Ни дизельным топливом, ни бензином очистка двигателей не допускается.
Пятиминутки
Пятиминутные жидкости — средства, добавляющиеся в старую смазку за несколько минут до ее слива, после которого осуществляется замена. Когда залили «пятиминутку», силовой агрегат должен поработать какое-то время. Использование таких средств актуально, если загрязнение мотора не критическое. Несмотря на заявления производителей, эти промывки не так эффективны, как их рекламируют. На практике автовладельцы сталкиваются с проблемой повреждения сальников и уплотнителей после использования таких средств, но связано это с их составом или нет, неизвестно.
Промывочная жидкость
Эффективность таких средств тоже под вопросом. При заливе промывочной жидкости в силовой агрегат вещество разбавляет моторное масло. В результате концентрация присадок смазочного материала уменьшается, из-за чего он теряет свои свойства и не может выполнять возложенные на него функции. Поэтому возрастает вероятность поломки двигателя. Промывка заливается на определенный пробег, который должно пройти транспортное средство. После этого она сливается и производится замена масла. В результате езды на разбавленной смазке может произойти ее вспенивание, появится эмульсия. Происходит ускоренная выработка ресурса, а смазочная способность вещества будет недостаточной.
Подробнее об использовании промывочных жидкостей узнаете из видео (автор — канал Denis МЕХАНИК).
Промывочное масло
На практике для очистки стоит пользоваться только этим типом жидкости. Промывочное масло зарекомендовало себя в качестве одного из самых надежных и эффективных вариантов очистительных средств. Для выполнения процедуры обычно приобретается недорогое масло в большом объеме. Суть заключается в том, чтобы выполнить две заливки вещества в силовой агрегат. Можно при первом же добавлении смешать купленную моторную жидкость с промывочным средством в соотношении 50/50. Допускается также последующее заливание в промывку купленной смазки, но учтите, что определенная часть жидкости в ДВС останется. Это будет чистое смазочное вещество. Состав очищающего масла включает в себя:
- Основу. В зависимости от производителя она будет разной. Обычно в качестве основы применяется индустриальная жидкость. Самый распространенный вариант смазки — И-40 либо И-20.
- Объем агрессивных присадок. Такие элементы позволяют эффективно удалить загрязнения, скопившиеся на внутренних стенках двигателя авто. Состав агрессивных компонентов будет разным в зависимости от изготовителя продукта.
- Дополнительные присадки. Используются для минимизации отрицательного воздействия промывочного средства на всевозможные трущиеся компоненты мотора.
Стоимость
Цены на очищающие вещества отличаются в зависимости от их типа. Стоимость «пятиминуток» сегодня составляет от 200 до 400 рублей в среднем. Одну упаковку такого средства можно разбавить на пять литров масла. Цены за канистру промывочного смазочного материала варьируются в районе 300-1000 рублей за объем 4 л.
Подведём итоги
Солярка на протяжении многих десятилетий используется автовладельцами как эффективное и щадящее средство для промывки силового агрегата. Сегодня результативность процедуры промывки соляркой ставится под сомнение многими автопроизводителями и работниками сервисных центров, альтернативными считаются варианты использования для очистки мотора специфических жидкостей. Однако детальное изучение состава специальных эмульсий для промывки мотора вызывает сомнения и спорные вопросы, так как эффективное удаление копоти и грязи посредством специальных жидкостей достигается благодаря присутствию в них агрессивных компонентов химического класса, которые также негативно могут повлиять на узлы агрегата.
Как доказывает многолетняя практика, метод промывки двигателя соляркой имеет право на существование, характеризуется высокой эффективностью на фоне незначительных затрат, считается мягким способом очистки мотора. Какому средству отдать предпочтение, вправе решать каждый автовладелец самостоятельно, при этом следует при выполнении промывки действовать очень аккуратно, следовать инструкциям, не перегревать мотор – и результат оправдает ожидания. А ещё лучше – следить за мотором своего авто, стараться избегать перегревов и нагрузок, своевременно менять автомасло – и мотор не будет нуждаться в таких процедурах.
Положительный эффект и возможные негативные последствия
Дизельное топливо обладает отличной диспергирующей способностью. То есть оно растворяет даже застарелые отложения различной природы, в том числе и шламовые. Поэтому многие автомобилисты лет 20-30 назад активно использовали солярку в качестве жидкости для промывки двигателей. То есть в те времена, когда детали двигателей были массивными с внушительным запасом прочности и минимальными требованиями к ГСМ.
Помимо этого, некоторое количество дизельного топлива, которое непременно останется в картере двигателя, не окажет ярко выраженного негативного эффекта на новое масло. Необязательно после промывки двигателя соляркой каким-то образом выгонять остатки дизтоплива из картера или несколько раз заливать и сливать свежее масло.
Также этот метод очистки мотора относительно недорогой. Если сравнивать с промывочными средствами, а тем более специализированными маслами, то помыть мотор соляркой выйдет в несколько раз дешевле.
На этом положительные стороны этой процедуры заканчиваются. Кратко рассмотрим возможные негативные последствия.
- Кусковое отслоение твёрдых отложений. На статичных поверхностях во многих моторах скапливаются шламовые наросты. Солярка может их просто отделить от поверхности и сбросить в поддон. Или запустить в масляный канал. Что вызовет частичную или полную закупорку и масляное голодание какой-либо пары трения.
- Негативное воздействие на резиновые (каучуковые) и пластиковые детали. Подавляющее большинство современных уплотнителей и фиксаторов в двигателе из пластика и резины устойчивы к химическому воздействию любых продуктов нефтепереработки. Но «уставшие» неметаллические детали солярка может разрушить до конца.
- Вероятное повреждение вкладышей и образование задиров в парах трения кольца-цилиндры. Дизельное топливо не обладает достаточной вязкостью для создания сколь-нибудь прочного защитного слоя.
Все эти последствия имеют статус вероятных. И они необязательно наступят в каждом отдельном случае.
Промывка двигателя соляркой. Хардкор с разборкой двигателя.
Самым действенным и безопасным способом является разборка двигателя с промывкой деталей в солярке (или другом растворителе, солярка просто дешевле и, как правило, под рукой). Вариант беспроигрышный, но жутко затратный по времени и/или стоимости. Затратный вплоть до неприемлемости для большинства обычных пользователей авто.
И это лайт-вариант с двумя цилиндрами, всё лёгкое и с небольшим количеством деталей:)
Подойдёт либо энтузиастам, любящим копаться в автожелезе даже больше футбола и пива:), либо для какой-нибудь раритетной/эксклюзивной тачки, где цена и время большого значения не имеет, главное — обеспечить нужный результат. К частному случаю этого способа можно отнести снятие поддона картера и головки блока цилиндров. Процедуры гораздо менее «геморройные», при этом открывают доступ к местам основных залежей шлама (особенно поддон). Все поверхности, до которых можно дотянуться, чистим руками, а остальное с помощью следующих способов, применяя различные промывочные составы.
Плюсы и минусы солярки как промывочной жидкости
Действительно, одним из преимуществ солярки в сравнении со специальными средствами является ценовая политика. Промыть двигатель соляркой перед заменой масла будет значительно дешевле, чем осуществить эту процедуру с помощью покупных эмульсий. Вторым аргументом в пользу солярки является её использование во всех странах СНГ для очистки двигателей техники отечественного производства, а также применяемость её для моторов спецтехники. Действенность этого способа доказывается большим количеством автомобилей отечественного производства на дорогах в нынешнее время, которые отлично выполняют свои функции, несмотря на преклонный возраст.
Способы и правила промывки
Чтобы правильно поменять жидкость и очистить мотор от старого масла, можно воспользоваться одним из описанных ниже способов промывки.
Химическая
Такой вариант самый распространенный. При минимуме денежных затрат прочистить ДВС можно за короткое время. Суть метода заключается в добавлении очищающего вещества в силовой агрегат. Он запускается и работает примерно 15 минут на холостых оборотах. Из картера ДВС сливается старое масло вместе с промывочным. Этот метод действенный, но он не подходит для сильнозагрязненных движков.
По рекомендациям экспертов, такой способ применяется для профилактики, он удаляет незначительные отложения. Прибегать к нему следует при каждой замене смазки. В основе очищающего масла лежат сольвенты, частично удаляющие отложения из грязи и позволяющие поднять осадок из поддона. При постоянной химической прочистке мотора вероятность появления гари на его внутренних стенках сводится к минимуму. А это увеличивает ресурс эксплуатации подвижных компонентов и узлов ДВС.
Мягкая
При выполнении такого метода промывки необходимо добавлять в моторное масло двигателя очищающее вещество приблизительно за 250-500 км до того, как будет выполнена замена смазки. В составе средства для мягкой очистки содержится меньше сольвентов, поэтому жидкость не влияет на плотность масла. Такой способ удаляет отложения и грязь в ДВС постепенно. В итоге структура жидкости становится мелкодисперсной.
Основным минусом этого метода считается то, что неизвестно, какие последствия он повлечет для сильнозагрязненного мотора авто. Специалисты советуют выполнять подобную чистку с особой осторожностью. После залива промывочной жидкости следует периодически проверять состояние смазки в двигателе.
Автор видео об использовании мягкой промывки — Topper Todeski.
Полнообъемная
Этот способ считается более тщательным и эффективным для силового агрегата. В соответствии с отзывами автовладельцев, показатели очистки более высокие, по сравнению с двумя вышеописанными методами. Промывка выполняется путем слива отработанной жидкости из двигателя транспортного средства, установке на место крышки сливного отверстия и заливе очищающего вещества в ДВС. Мотор заводится и работает на холостых оборотах около 20 минут.
Промывочная смазка сливается из силового агрегата. Основным этапом в этом процессе считается использование вакуумной установки. После слива остатки вещества удаляются установкой. Монтируется новый маслофильтр, и заливается свежая жидкость в систему.
С принудительным движением промывочной жидкости
Прежде чем заменять масло, можно очистить ДВС этим методом. Для его реализации потребуется специальная установка. На месте монтажа фильтрующего устройства имеется штуцер, на нем следует зафиксировать один патрубок от системы принудительной циркуляции. Второй монтируется на горловине заливного отверстия, а третий подсоединяется к сливному. Сама система оборудуется дополнительным резервуаром, в который будет сливаться отработанная промывочная смазка, а также фильтром. При активации установки моющее средство под высоким давлением подается в смазочную систему силового агрегата, а сам процесс очистки выполняется благодаря фильтрующему элементу.
В итоге грязь и осадок из системы ДВС остаются в резервуаре. Процесс выполняется на отключенном моторе. Когда процедура завершена, на двигатель устанавливается фильтрующий элемент и производится полноценная очистка с запуском мотора на 15-25 минут. После этого отработанная жидкость сливается и снимается фильтр. Этот способ обычно занимает около 1 часа. Судя по отзывам автовладельцев, такой метод самый эффективный, он позволяет удалить наиболее сильные отложения, грязь и гарь. Его реализация избавляет от загрязнений сетку маслоприемника и другие каналы блока цилиндров. Что касается минусов, то к ним относится полное удаление пленки масла с внутренних поверхностей узлов и механизмов силового агрегата. То есть при первичном запуске после очистки мотора его компоненты будут функционировать без смазки.
Подробнее о тестировании промывочных материалов для двигателей узнаете из видео, опубликованного каналом T34 Off-Road.
Отзывы автомобилистов, опробовавших метод промывки дизтопливом
Хорошие отзывы о способе мытья мотора дизельным топливом в основном оставляют владельцы устаревшей техники. Например, соляркой водители часто моют моторы ЗМЗ и ВАЗ. Здесь в большинстве случаев не наступает ярко выраженных негативных последствий. Хотя не факт, что за одну помывку автовладелец не урезал ресурс мотора тысяч так на 50 км пробега.
На просторах интернета можно встретить и негативные отзывы. Например, после заливки дизельного топлива двигатель заклинивал. После разборки обнаруживались выеденные и провёрнутые вкладыши.
Поэтому вывод об этом способе очистки двигателя такой: использовать солярку можно, но осторожно и только на хорошо сохранившихся устаревших двигателях.
Чем промывается двигатель
Существует масса вариантов промывок для двигателей, среди которых: