Причины и следствия попадания масла в систему охлаждения
Системы смазки и охлаждения являются важнейшими компонентами, напрямую влияющими на работоспособность двигателя. В исправном автомобиле, контуры, по которым циркулируют масло и антифриз, герметичны друг относительно друга и жидкости никак не должны взаимодействовать,а тем более смешиваться.
Если вдруг в расширительном бачке обнаруживается наличие масла, то необходимо срочно провести диагностику и выявитьпричину случившегося. Как правило смазка может попасть в контур системы охлаждения из двух неисправностей:
- Нарушение герметичности между головкой и блоком цилиндров из-за ослабления болтов крепления, нарушения целостности прокладки между ними, изменения плоскости головки или микротрещин в блоке цилиндров. Как правило, указанные неисправности возникают из-за перегрева двигателя.
- На дизелях — из-за нарушения герметичности в масляном охладителе.
В любом случае, при обнаружении признаков присутствия масла в охлаждающей жидкости, необходима грамотная диагностика автомобиля и ремонт. После того, как причина смешивания жидкостей найдена и устранена, надо удалить остатки масла из системы охлаждения.
Дело в том, агрессивная среда с повышенной кислотностью, возникающая при смешении антифриза и масла, будет ускоренно разъедать пластиковые и резиновые детали (патрубки, прокладки, сальники),а также способствовать образованию очагов коррозии и её развитию на металлических деталях. Также масло может собраться в сгустки и закупорить каналы в рубашке охлаждения блока цилиндров.
Просто слить загрязненную охлаждающую жидкость и залить новую, будет неэффективно, остатки масла могут остаться на внутренних поверхностях и вновь смешаться с антифризом. Что бы избежать возникновения таких проблем, охлаждающую систему двигателя необходимо промыть. Это можно сделать специальными химическими средствами в автосервисе или самостоятельно, или прибегнув к народным способам.
Очистка системы с помощью специальной автохимии
На Российском рынке представлены несколько эффективных чистящих средств которые можно использовать для промывки системы охлаждения от остатков масла:
- ABRO AB-505 —удаляет известковую накипь, ржавчину и масляные отложения. Объем 354 мл, заливается в охлаждающую систему, заполненную водой. После нагрева двигателя до рабочей температуры, необходимо дать ему поработать в холостую, в течении получаса. Затем, заглушить двигатель. Дальше промывать систему надо на заведенном двигателе, при открытом сливном кране, постоянно заливая воду в радиатор или в расширительный бачок, до тех пор, пока сливаемая жидкость не станет прозрачной.
- LIQUI MOLYKuhlerreiniger—эффективное средство, содержащее энзимы и ПАВы, предназначенное для растворения и удаления накипи и загрязнений(в том числе густую смазку) из системы охлаждения и нейтрализует кислоту. В составе отсутствуют агрессивные щелочи и кислоты, поэтому его можно рекомендовано применять при каждой замене. Оно нейтрально к резине, металлу и пластику. Для очистки необходимо залить жидкость в систему (одна баночка на 10 литров антифриза). Затем прогреть двигатель и дать ему поработать на холостом ходу 10 — 30 минут. Залитую жидкость допускается оставлять в системе на период до трех часов, причем иво время использования машины. После слива старого антифриза, систему надо промыть проточной водой и можно заливать новый.
- LAVR— набор для двухэтапной, полной промывки. Специально разработан для работы с очень сложными загрязнениями и состоит из двух флаконов:
- Очиститель ржавчины и накипи (первый этап)—заливается в пустую систему, а затем она заполняется чистой, желательно дистиллированной водой, до минимального уровня. Затем необходимо прогреть двигатель и оставить его работать на полчаса.
- Очиститель масляно-эмульсионных отложений и различных остатков разложения старой охлаждающей жидкости (второй этап). После слива первого раствора, в систему заливается жидкость из второго флакона, и система вновь заполняется водой до минимальной отметки. Машину заводят, прогревают и оставляют работать на полчаса вхолостую. Затем раствор сливается, система снова заполняется чистой водой, двигатель прогревается и его оставляют работать на 15 минут. Последнюю процедуру следует повторять до тех пор, пока из системы не начнет сливаться чистая вода и после этого можно заполнять систему антифризом.
Если произошло небольшое загрязнение антифриза масляными продуктами, то могут подойти и другие промывочные жидкости LAVR — классическая (Classic), для коммерческого транспорта (Fortrucks) и синтетическая (Syntetic) которые также предназначены для удаления следов масла.
Помимо перечисленных промывок, можно подобрать аналоги и других производителей — Bizol,Pingo, CRC. Все они эффективно растворяют различные загрязнения и не наносят ущерба деталям и компонентам,входящим в систему охлаждения.
Промывка системы охлаждения двигателя народными способами
Существуют экзотические и менее цивилизованные способы промывки, придуманные народными умельцами, когда специальная автохимия не была настолько доступна.
Молочная сыворотка
Вместо загрязненного антифриза, в систему заливается сыворотка, немного выше минимального уровня в расширительном бачке (может израсходоваться до 10 литров). По времени, сколько держать в двигателе сыворотку единого мнения нет. Кто-то ездит с залитой сывороткой 200-300 километров, затем её сливают. Кто-то советует залить её, прогреть двигатель и оставить его работать вхолостую на период от 5 минут до одного часа.
Если слитая жидкость будет очень грязная и с масляными сгустками, то процедуру промывки сывороткой можно повторить одним из вышеуказанных способов. После промывки, необходимо пролить систему проточной водой, залить чистую воду, в очередной раз прогреть двигатель и дать ему поработать около 5 минут. Если сливаемая жидкость чистая, то можно заливать новый антифриз.
Газированные напитки
Кола, Спрайт и Фанта содержат ортофосфорную кислоту, способную растворять практически все что угодно. Смешивание производят в следующей пропорции — половина объема воды или антифриза и оставшаяся часть — напиток. Двигатель прогревают и дают поработать пять-шесть минут. Затем глушат мотор, и оставляют на полчаса отстаиваться.
После слива газировки, необходимо произвести длительное промывание системы водой, чтобы смыть оставшийся сахар.
Лимонная кислота
Для очистки, лимонную кислоту необходимо растворить в воде из расчета 1 кг порошка на 10 литров жидкости. При малом загрязнении количество кислоты можно уменьшить до 500 гр.
С залитым раствором, со средними оборотами двигатель должен проработать 15-20 минут, а затем дать ему отстояться примерно 45 минут. После слива, также необходимо хорошо промыть проточной водой систему.
Средства для мытья посуды
Различные бытовые моющие средства для посуды очень хорошо отмывают жир и масло с любых поверхностей. Для промывки системы охлаждения их тоже используют. В систему добавляют полфлакона какого ни будь средства, при сильном загрязнении можно залить и полный полулитровый флакон.
Жидкость необходимо растворить в воде и залить в охлаждающую систему. Машину прогреть и оставить работать на 15 минут. Если сливаемая жидкость содержит большое количество масла, можно повторить процедуру несколько раз. Как вариант, с таким залитым раствором можно поездить на машине пару дней или по пробегу примерно 100 км.
Когда из системы начнет сливаться чистая вода (без видимых примесей масла), то надо промыть систему проточной водой и можно заливать свежий антифриз. Бытовые моющие средства обладают повышенным пенообразованием, поэтому при прогреве машины с залитым раствором необходимо контролировать расширительный бачок и заливную горловину радиатора.
Какой способ очистки выбрать
Если выбирать чем промыть систему охлаждения от оставшегося масла, то эффективней, выгоднее и безопаснее всегобудет использование промывочных жидкостей. Они специально разработаны для очистки и не содержат вещества агрессивные к деталям двигателя и системы охлаждения. Соответственно они не могут навредить деталям.По стоимости, купить промывку зачастую выходит дешевле чем народные средства. Перечисленные специальные препараты находятся в ценовом диапазоне от 200 до 600 рублей.
Очистка народными средствами не гарантирует хороший результат. В интернете на форумах можно найти много обсуждений как кому-то помогли народные способы, а кому-то нет. Их использование может не только не помочь, а и навредить. Например,ортофосфорная кислота, содержащаяся в газированных напитках может разъедать патрубки и сальники.
Вывод
При промывании двигателя,заполнять систему охлаждения, так же, как и слив жидкостей, необходимо производить при остывшем двигателе, для того что бы исключить возможность повреждения двигателя от перепада температур и получения ожога при попадании на кожу.
Лучшие средства для очистки системы охлаждения
Сегодня существует множество способов очистки системы охлаждения в автомобиле – это как народные, так и профессиональные способы. В данной статье мы рассмотрим некоторые средства, которые на основании тестов и отзывов пользователей можно выделить, как наиболее качественные, эффективные и безопасные.
Что такое система охлаждения?
система охлаждения — одна из ключевых систем ДВС, которая отвечает за поддержание температуры мотора в рабочем диапазоне. Для этого используется простой обдув и счет циркуляция жидкости, отбирающей температуру у двигателя, — антифриза.
Типичная СО состоит из двух кругов малого и большого. Первый сохраняет рабочую температуру и способствует быстрому прогреву двигателя после запуска. Второй — отводит лишнее тепло в процессе длительной работы мотора. Сначала охлаждающая жидкость движется по малому контуру, а когда температура достигает заданной, открывается клапан и она уходит на большой круг, беря на себя функцию предотвращения перегрева.
Система охлаждения включает также радиатор с крышкой и клапаном, вентилятор радиатора, рубашку охлаждения блока цилиндров, датчик температуры, термостат, расширительный бачок с клапанной крышкой, помпу, радиатор печки салона. В отдельных автомобилях присутствуют еще масляный радиатор и радиатор системы рециркуляции отработавших газов.
Несмотря на то, что система герметична, в ней со временем копятся отложения: продукты распада антифриза, износа деталей, плюс при неисправностях возможно попадание масла и других загрязнений. Они забивают препятствуют нормальной циркуляции охлаждающей жидкости, провоцируют перегрев и износ деталей.
Классическая промывка от Lavr
Данная промывка предназначена для сильнозагрязненных систем охлаждения и является высококачественным профессиональным средством. При помощи препарата можно справится с накипью, продуктами коррозии, а также разложениями антифризов. Профессиональные моющие компоненты, представленные в составе жидкости, распознают и расщепляют различные загрязнения – при сливе промывки можно удалить максимальное количество отложений. Более того, средство помогает защитить двигатель от перегрева и восстановить циркуляцию антифриза. Жидкость от Lavr безопасна для любой системы охлаждения, а также рекомендована экспертами как для легковых, так и для грузовых автомобилей.
Как промыть систему охлаждения от масла?
Прежде чем начать разговор о промывке системы охлаждения двигателя от масла, приведем один яркий пример, который какое то время ходил на уровне байки. Один совсем «трезвый» мужик перепутал горловины и благополучно влил отличного моторного масла прямехонько в расширительный бочек радиатора. То что он протрезвел сразу, это не сказать ничего, паника, которая возникла у «пострадавшего», была сродни вселенскому потопу. Отбросив все дела «потерпевший» поселился в интернете с единственным вопросом — чем промыть систему охлаждения двигателя от масла? Данный материал посвящен, как раз ответам на такие вот казусы жизни.
Способы промывки системы охлаждения двигателя от масла
Можно встретить много различных способов промывки системы охлаждения, начиная от простых, с использованием подручных домашних чистящих средств, и заканчивая использованием профессиональных специальных средств. Разберем 4 способа.
Промывка колой
Первый способ — народный, предполагает влитие рекламируемых прохладительных напитков в систему охлаждения двигателя.
Отечественные лимонады для этого не подойдут, не на столько ядрена у них формула свежести, а вот Фанта, Спрайт и Кока Кола вполне соперничают с профессиональными кислотными очистителями не только от масла, но и от накипи на посуде, стиральных машинах и чайниках. Проверено многими — налил, закипятил, слил, промыл под краном — все чисто. Все бы хорошо конечно, но вот только для автомобильной системы охлаждения, выпущенной в наше время такой способ не подойдет. Почему? Потому что трубки радиатора ныне делают даже не из чистого алюминия, а его сплава. Тонкостенные патрубки могут просто не выдержать такой «освежающей» кислой реакции и образовать дыры. Толи дело старые латунные или медные системы, этим такая сладкая водяная баня была бы только на пользу.
Промывка Fairy
Второй способ — так же относится к бытовому. Реклама Фейри, очищающего в холодной воде любые жиры, возымела свое действие.
Народ проверил на обычной сковородке после жирного изжаренного мяса, поставил ее на плиту, подогрел, налил Фейри и все. Жир тут же отошел, вспенился и легко смылся под проточной водой. Этот способ ближе для удаления масла их системы охлаждения двигателя. Налить, завести двигатель, разогреть жидкость практически до закипания и сливать. И так раз сто, пока пена этого чудо — средства не уберется из всей системы, с учетом того, что расширительный бачок вы снимите и вымоете сразу под проточной водой, если он разборный конечно.
Промывка специальными жидкостями
Третий способ — более цивилизованный. Обратиться к мастерам в СТО и попробовать промыть систему охлаждения двигателя от масла там. При чем советуем не идти к мастеру Дяде Ване, который по старинке предложит керосин или солярку. Средства отличные, только очень огнеопасные, а нагрев системы будет происходить практически под 90 градусов. Ну не будем о грустном и посоветуем обойтись более цивилизованными способами, через специальные промывки, созданные для системы охлаждения.
Реактивы в таких промывках вполне щадящие, так что вреда никаким деталям они не принесут. Выбирать лучше из проверенных брендов: Ликви Моли, Хай Гир или Винс. Отечественные аналоги не распространены и поэтому мало опробованы. После покупки, средство можно использовать самому или же захватить с собой в СТО. Кстати, там тоже есть отдельный нюанс. Даже после мытья всей системы сильными профессиональными средствами, масляная пленка в расширительном бочке может оставаться еще долгое время. Почему? Потому что, всю систему полностью можно вымыть от масла только с распайкой радиатора. В лучшем случае химия оставит масляные пятна, которые со временем уберутся, в худшем закоксует грязью патрубки и радиаторные трубки, что приведет либо к
ремонту агрегата, либо к его полной замене. Как показывает практика, при сильных загрязнениях системы охлаждения двигателя, стоит подготовиться к покупке новых запчастей.
Промывка водой
Четвертый способ — рассчитан на малое загрязнение системы охлаждения двигателя маслом.
Многократный залив обычной чистой воды, с последующим разогревом до 90 градусов путем педальки газа, способен аккуратно выдавить все масло наружу. Примерно на 6 раз владелец получит вполне сносную воду из системы охлаждения, возможно с минимальными остатками масла, которые уже не навредят.