Документооборот в автосервисе. Чек-листы проверки и примеры правильных документов.
Представим ситуацию. Технически грамотные и умелые механики, отлично продающий МП, инструмент, подъемники, комфортная зона ожидания, устойчивый клиентопоток. А станция работает ниже своего потенциала. Что будем проверять?
Конечно, документооборот на станции. Очень часто именно качество заполнения документов, показывает сбой процессов. Давайте разберёмся подробнее.
Пакет документов содержит:
- Заявку-договор
- Диагностический лист
- Рабочий лист
- Экспресс осмотр
- Акт выполненных работ
ОБЯЗАТЕЛЬНО К ЗАПОЛНЕНИЮ
- Заявка-договор: корректные данные о клиенте, причина обращения, перечень заявленных работ.
- В документах цеха (лист диагностики, лист экспресс-осмотра, рабочий лист) должны быть заполнены:
- все пункты диагностики и осмотра;
- подписи и фамилии ответственных за выполненные работы, полученные запасные части;
- подпись ответственного за контроль качества.
- В акте выполненных работ: перенесённые рекомендации, прописанные особые условия, подготовлена стоимость работ, которые клиент сразу не выполнил.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод, насколько качественно выполняется диагностика, доносит МП до клиента необходимые работы. Яркий пример, когда в 5-минутном экспресс-осмотре на машине с барабанными тормозами появляется износ тормозных дисков.
Да и в целом, процессы нельзя выполнять выборочно. Если механик или МП вдруг решил, что может что-то не заполнять или не смотреть, где гарантия, что он также не поступит при выполнение ответственного ремонта.
Родионов Никита, менеджер по сопровождению УК FIT Service.
Проверка подвески. Весенний чек-лист
После зимы традиционно «сыпется» не только асфальт на дорогах, но и подвеска автомобилей. Морозы, агрессивные реагенты и активная езда по ледяной гребёнке делают своё дело — к весне многие детали ходовой части подходят не в лучшей форме. Заглянем под машину и посмотрим, на что стоит обратить внимание при сезонном обслуживании.
Амортизаторы
Амортизаторы автомобиля отвечают отнюдь не за комфорт, как многие считают, а за надёжный контакт колёс с дорогой — они гасят колебания кузова, не давая шинам отрываться от поверхности. Плохая работа амортизаторов сразу сказывается на управляемости и безопасности: машина начинает раскачиваться на асфальтовых «волнах», а тормозной путь существенно (до 20 %) увеличивается, особенно на неровностях и ямах.
С диагностикой амортизаторов есть проблема: не существует объективных признаков их износа, кроме очевидного — утечки масла из корпуса. Многие ориентируются только на него: меняют амортизаторы, когда они начинают «потеть». Но сухой амортизатор — не гарантия того, что он в хорошем состоянии. Отсутствие течи говорит лишь об исправности сальника, при этом клапанный механизм внутри может быть полностью разбит.
«А как же вибростенд?» — спросят посетители дорогих автосервисов. Специалисты вполне категоричны: проверка на вибростенде никак не отражает состояние амортизаторов, а говорит лишь о работе подвески в целом. Есть много примеров, когда автомобиль с новыми амортизаторами заезжал на вибростенд, и механик по результатам проверки рекомендовал их замену.
Нельзя не вспомнить и дедовские способы проверки амортизаторов. Речь, конечно, об интенсивной раскачке автомобиля руками — кузов при этом не должен совершать повторные колебания. Но этот метод выявляет лишь совсем «мёртвые» амортизаторы, замену которых давно просрочили. Как и появление характерного стука — если амортизатор застучал, значит всё плохо, и, скорее всего, давно.
Как же своевременно диагностировать амортизаторы? Только субъективно, по изменению поведения автомобиля на дороге. Разумеется, для этого нужно хорошее чувство машины и опыт. Также ориентируйтесь на пробег: ресурс амортизаторов составляет около 80 000 км. Не стоит надеяться, что ваши амортизаторы окажутся долгожителями.
Вместе с амортизаторами не забывайте проверять и опоры амортизаторов («чашки стоек»). Особенно в подвеске МакФерсон, где внутри чашек дополнительно установлены опорные подшипники — они испытывают большие нагрузки и требуют периодической замены. Скрип при повороте руля практически всегда указывает на смерть «опорников».
Пружины
Пружины подвески удерживают автомобиль над дорогой, демпфируя удары от ям и неровностей. Со временем пружины просаживаются, меняя всю геометрию подвески, и важно не пропустить этот момент. Невооружённым глазом видны только сильно просевшие пружины, когда колёса заметно сближаются с арками. А для своевременной диагностики используйте обычную рулетку: нужно периодически измерять расстояния между центром каждого колёсного диска и арками, сравнивая их с заводскими значениями. Кроме того, недопустим крен на одну сторону: слева и справа высота машины должна быть одинаковой. Нередко первыми «садятся» пружины с более нагруженной стороны — водительской, особенно если бензобак расположен там же.
Проседание пружин — процесс длительный, а вот поломка прутка пружины происходит быстро и неожиданно: автомобиль полностью обездвиживается и отправляется в сервис на эвакуаторе. Но пружины не лопаются просто так: обычно этому предшествуют усталость металла и коррозия. Последнюю и нужно тщательно выявлять при осмотре подвески: если вы заметили на пружине ржавчину — не тяните с заменой. Очаг коррозии — вероятное место будущей поломки прутка.
Обычно пружины меняют вместе с амортизаторами, даже если они установлены отдельно и не образуют амортизационную стойку. Их ресурс сопоставим, а совместная замена экономически выгодна и позволяет получить максимальную гарантию от производителя.
Сайлентблоки и втулки
Резинометаллические шарниры (сайлентблоки) и резиновые втулки упруго соединяют элементы подвески друг с другом, обеспечивая хорошую управляемость и плавность хода. От низких температур и воздействия дорожных реагентов резиновые детали страдают сильнее всего — водители часто шутят, что весной машине требуется «ведро резинок».
Первый симптом начинающихся проблем с сайлентблоками — трещины на их резиновой рабочей части; уже на этом этапе они подлежат замене. Если оставить всё как есть, то трещины увеличатся и превратятся в разрывы резины. При самом плохом сценарии происходит полный отрыв резиновой части от металлической обоймы, и автомобиль, громыхая подвеской, медленно едет в сторону сервиса — лучше не доводить до этого.
Диагностика сайлентблоков выполняется визуально и тактильно: с помощью монтажки рычаги и тяги отклоняются в крайние положения, в которых разбитым сайлентблокам не скрыться от взгляда опытного механика.
Резиновые втулки стабилизатора обычно сдаются ещё до появления трещин — сказывается их внутренний износ и старение резины. Проблемные втулки могут скрипеть, в работе стабилизатора появляется расхлябанность — такие детали нужно сменить как можно скорее.
В качестве альтернативы резиновым сайлентблокам и втулкам автовладельцы иногда устанавливают полиуретановые детали. Спор о том, что же лучше, неразрешим: оба материала имеют сильные и слабые стороны, а выбор обычно делается на основании личных убеждений.
Шаровые шарниры
Шаровые шарниры обеспечивают подвижность узлов подвески: они используются в шаровых опорах, в рулевых тягах и наконечниках, в стойках стабилизатора (линках) и даже в плавающих сайлентблоках. Шарнирный палец с основанием в виде шара закреплен внутри обоймы, а снаружи прикрыт резиновым пыльником — конструкция надёжная, но зимой уязвимая и требующая регулярной диагностики.
Когда на днище машины и рычагах подвески скапливается много снега, он стекленеет, превращаясь в лёд, и может порвать подвижные резиновые пыльники шаровых шарниров, не слишком эластичные на морозе. А при повышении температуры снег становится водой и попадает через повреждённые пыльники внутрь шаровых шарниров. После этого счёт идёт на недели: шарнир быстро разбивается и начинает люфтить.
Если своевременно не обнаружить люфт шаровой и не заменить деталь, последствия могут быть разными: от назойливого стука на ямах до аварии, вызванной разрывом шарового шарнира прямо в движении. Лучше не рисковать: проверяйте эти узлы регулярно и меняйте вовремя.
Ступичные подшипники
Люфт (т. е. биение, свободный ход) весной часто выявляется не только в шаровых шарнирах, но и в ступичных подшипниках, обеспечивающих вращение колёс — сказываются низкие температуры и повышенные нагрузки при буксовании в снегу. Проблемный подшипник, не заменённый вовремя, начинает издавать характерный гул во время движения — последнее предупреждение водителю. Если проигнорировать и его, ступичный подшипник (вместе с колесом) может заклинить прямо на ходу, что грозит тяжёлой аварией. Регулярно проверяйте люфт ступичных подшипников на подъёмнике, чтобы не допустить этого.
Кстати, устраняя эту проблему, часто меняют не подшипник, а весь ступичный узел в сборе — так проще, а иногда даже выгоднее.
Пыльники
О риске повреждения пыльников шаровых шарниров мы уже упомянули. Но в подвеске автомобиля есть и другие пыльники: прежде всего, это пыльники приводов (пыльники ШРУС) и пыльники амортизаторов (образующие вместе с отбойниками защитный комплект). Все эти детали также выполнены из резины, а значит подвержены механическому повреждению и требуют периодической замены.
Сложно переоценить роль пыльников в защите деталей и узлов машины. Пыльник амортизатора закрывает его шток от песка и абразива; пыльник привода защищает ШРУС от воды и грязи. Если не обнаружить повреждённый пыльник вовремя и не заменить его, очень скоро придётся менять весь узел, что в разы дороже.
Подвеска автомобиля состоит из множества деталей, и все они так или иначе влияют друг на друга. Например, нельзя отложить замену просевших пружин — через полгода менять придётся не только их. Чтобы минимизировать потери, регулярно выполняйте диагностику ходовой части и оперативно меняйте вышедшие из строя детали. Особенно после зимы.
Ежегодный чек-лист автомобилиста
Говорят, что автомобиль — это не просто средство передвижения, это самый настоящий член семьи, который требует ухода и внимания никак не меньше, чем сам человек. Можно быть уверенным в том, что каждый опытный автовладелец согласится с данным утверждением без всяких поправок. Автомобиль – это сложный механизм, которому нужно не только «лечение» и ремонт при необходимости, но и бережный уход во время всего срока его эксплуатации.
Но как правильно ухаживать за своим авто? На что надо обратить особое внимание во время этого процесса? Многие начинающие автомобилисты думают над этим постоянно. Ответы на эти вопросы и изложены в данной статье, и каждому начинающему автолюбителю их надо знать очень хорошо.
В течение всего года есть минимум два больших повода проверить свой автомобиль. Это подготовка к зимнему и весенне-летнему сезонам, и во время этой подготовки нужно провести достаточно большие комплексы проверок. Это принципиально разные по своей сути проверки – зимняя и летняя. Давайте остановимся на каждой из них подробнее.
Подготовка автотранспортного средства к зимнему сезону
При наступлении холодов каждый автовладелец должен задуматься о том, что пора готовить свой авто к холодам, к низкой температуре на улице, при которой многие механизмы машины работают иначе, чем при температуре более высокой. Такая подготовка поможет избежать курьезных ситуаций, способных привести к весьма серьезным последствиям, и не остаться на морозе с поломанным авто далеко и от дома, и от пунктов техобслуживания.
- Первое, что необходимо сделать — это поменять летние колеса на зимние. Обратите внимание на то, что для этого не стоит дожидаться, когда на улице выпадет снег. Все дело в том, что зимние и летние покрышки отличаются по своему составу и характеристикам, и предназначены для эксплуатации при определенном диапазоне температур. Таким образом, при температуре воздуха ниже пяти градусов, летняя резина имеет свойство терять сцепление с дорожным покрытием. Если в вашем городе температура воздуха держится ниже заявленного минимума хотя бы неделю, то можете смело ехать на шиномонтаж – пришла зима со всеми последствиями. Когда будете проводить проверку автомобиля, особое внимание уделите шлангам и патрубкам. Если вы заметите на них трещины, то лучше своевременно произвести замену. При низких температурах жидкости замерзают, увеличиваются в объеме и могут порвать шланги. Согласитесь, неприятно остаться без тосола рано утром, когда на дворе стоит мороз? Обязательно проверьте аккумулятор и произведите его зарядку при необходимости. В среднем, заявленный производителями срок службы аккумулятора — 5-7 лет. Но на деле этот срок обычно ниже — 3-5 лет, потому что производитель обычно заявляет рекламные сроки работы при идеальных условиях. Поэтому производите замену аккумуляторного блока своевременно, ведь зимой при низких температурах старый аккумулятор очень плохо держит зарядку.
Также очень важно: помойте ваш автомобиль очень тщательно, и обязательно произведите антикоррозийную обработку. Вы можете сделать ее самостоятельно, если умеете, в противном случае лучше всего обратиться к специалистам. Такая процедура позволит сохранить покрытие автомобиля от реагентов на дороге и избежать появления «жучков» на его поверхностях.
Подготовка автомобиля к весенне-летнему сезону
Часто автомобилисты пренебрегают данным этапом и просто производят замену колес, не предпринимая больше практически никаких действий. Но такой подход в корне неправилен, ведь за зиму салон автомобиля промерз, наверняка промок, хотя на первый взгляд это не слишком заметно, на внутренних поверхностях, особенно в укромных местах, могла появиться коррозия. Все эти «болезни» надо как можно быстрее выявить и ликвидировать их. Но давайте по порядку.
- Подготовку автомобиля к весне стоит начать изнутри автомобиля, а точнее — с мытья и сушки салона. Повезло тем, у кого есть отапливаемый гараж или частный дом с интегрированным в него местом для зимней стоянки автомобиля. В таких условиях автомобиль не промерзает и не промокает, во всяком случае, не очень сильно, то есть не критически. Принимаясь за уборку салона, снимите чехлы с сидений, вытащите коврики, поднимите покрытие пола и багажника (если есть такая возможность) и тщательно осмотрите поверхности. Вытрите их насухо и дайте автомобилю «подышать» пару часов. В это время вы можете постирать чехлы и помыть коврики. Проверьте работу кондиционера, произведите его заправку. Кстати, несмотря на то, что зимой нет необходимости пользоваться кондиционером, производители рекомендуют включать его хотя бы раз в неделю, хотя бы для профилактики. Заправку и чистку кондиционера необходимо производить минимум раз в год. Как уже было сказано выше, произведите замену зимних шин на летние, при этом не забудьте проверить тормозные диски, колодки, шланги. За зиму они могли прилично поизноситься, на них могли появиться трещины и даже разрывы. Проверьте все клеммы, датчики, работу всех лампочек в фарах и т. д. и т. п. Иногда бывают такие ситуации, что зимой клемма начала немного отходить, но за счет большой влажности электрический ток имел возможность проходить по цепи. При повышении температуры и просыхании цепь разомкнется, и вы можете обнаружить поломку.
Чек-лист со сроками замены расходников
Помимо этих проверок при эксплуатации авто необходимо тщательно следить за расходниками и своевременно производить их замену. Вот небольшой чек-лист со сроками замены:
- Масло следует менять каждые 8-10 тысяч км. Иногда этот срок может быть гораздо меньше, особенно если вы предпочитаете ездить на высоких скоростях. Следить за уровнем масла в двигателе необходимо постоянно. Проверяйте его минимум раз в неделю на холодном моторе.
- Антифриз, по заявлениям производителей, можно менять раз в четыре года. Но на самом деле замену лучше производить каждый год, потому что часто производители увеличивают сроки в рекламных целях. Следите внимательно за цветом жидкости. Изменение цвета или появление примеси масла может свидетельствовать о серьезных поломках в системе, которые тоже надо ликвидировать как можно быстрее.
- Раз в год стоит производить замену салонных фильтров. Масляный фильтр стоит менять каждый раз при замене масла, и не реже.
- Замена свечей зажигания производится примерно раз в 50 тыс. км. Правда, возможны отклонения от данной цифры, в зависимости от материала, из которого свечи изготовлены. При их замене внимательно осмотрите старые свечи. Появление нагара, масляных пятен, желтых или зеленых отложений могут довольного много рассказать о неправильной работе двигателя и источниках проблем в нем.
- Аптечка. Часто автовладельцы забывают о том, что за сроком годности препаратов, которыми укомплектована аптечка, нужно следить очень тщательно. А ведь в чрезвычайной ситуации это может сыграть решающую роль. Так что хотя бы раз в год не поленитесь, и проверьте вашу аптечку.
- Помимо проведения всех вышесказанных работ и процедур раз в год стоит проходить техосмотр. В действительности новые автомобили могут первые три года не проходить ТО, но если вы хотите быть уверены в исправности вашего автомобиля наверняка, то не поленитесь сделать это. Автомобили старше трех лет просто обязаны техосмотр проходить раз в год. Без него вам просто не оформят страховку.
Кстати, страховку также необходимо продлевать ежегодно. Обратите внимание на то, что на страховке четко указана дата, до которой она действительна. Продление лучше осуществить заблаговременно до этого срока, потому что есть риск опоздать по разным причинам, и тогда переоформить этот документ будет труднее.
Как видите, уход за автомобилем — дело весьма серьезное. Но всегда лучше предупредить неисправность, чем в дальнейшем производить полноценный ремонт, который выкачает из вас очень много денег, в отличие от профилактики.