Меню

Части за ретро автомобили

Совет ветеранов: покупаем, восстанавливаем, обслуживаем ретромобиль

Что, зачем и почем?

Вы тоже хотите ретроавтомобиль? Нам с вами по пути! У меня это обострение происходит весной. Начинаю обзванивать знакомых — счастливых обладателей олдтаймеров и шерстить объявления о продаже. К счастью, вовремя останавливаюсь. А может, и не к счастью…

Для тех, кто решил-таки приобрести старую машину, аргументы «хочу» и «мечтал об этом всю жизнь» столь весомы, что поколебать их практически невозможно. И все-таки чуть-чуть задуматься, наверное, стоит.

Как часто и куда будете ездить на олдтаймере? Или автомобиль будет зарастать пылью в гараже? Конечно, нынче в столице да и в некоторых иных городах ретроралли в теплый сезон устраивают чуть ли не каждую неделю. Но участвовать в пафосных мероприятиях совсем не дешево. А бесплатные тусовки редки и часто куда менее интересны. Просто будете кататься на машине в выходные, притягивая восхищенные и завистливые взгляды? А сколько раз в году?

Но для начала… Приобретая хомячка или птичку, мы все-таки приглядываем и соответствующий домик для питомца. Да и новый холодильник вряд ли временно пристроим на лестничной клетке, поскольку дома пока нет места. А где будет обитать ваша ретрорадость?

Гаражи в советском понимании в столице методично изводят. Цены на оставшиеся более-менее надежные пристанища для автомобиля и на аренду соответственно растут. Этот процесс пока не очень затрагивает провинцию, но задуматься всё же стоит. Дворы как место хранения старого автомобиля не рассматриваем.

О самой известной уличной «коллекции» в Тульской области — живописном, но устрашающем собрании ржавого металла — слышали, вероятно, все, кто вообще интересовался этой темой. Даже в московских дворах еще встречаются догнивающие псевдораритеты, вызывающие законное раздражение соседей и азартный интерес детей, пытающихся поживиться какой-нибудь железякой, отгнившей от того, что раньше называлось автомобилем.

Остаются подземные гаражи, а климат в них для хранения старой машины не самый благоприятный. Кроме того, там некуда деть неизбежно накапливающийся скарб. По сути, единственное надежное место — хорошо вентилируемый гараж на собственной земле. Cкажем, на дачном участке.

Допустим, вопрос с местом жительства олдтаймера решен. Что покупать? Импортные автомобили можно свести к двум категориям: «очень плохо» и «очень дорого». Довоенные, в основном немецкие и американские, машины, которых еще в 1970‑х на улицах было полно, прожили долгую и очень тяжелую жизнь. Ведь десятилетиями их использовали как повседневный транспорт. Подавляющее большинство раритетов давно потеряло лоск, а часто и родной облик, нажило «благоприобретенные» агрегаты (от Побед, Волг и Москвичей) и многочисленные раны, которые непросто залечить даже самому квалифицированному сварщику и арматурщику. А поскольку мода породила спрос, даже за фактически металлоломные экземпляры требуют 300–500 тысяч рублей. За реставрированные — 2–3,5 миллиона. Причем реставрацией часто называют не самый квалифицированный ремонт.

Цены на иномарки 1950–1970‑х за последние годы тоже выросли в несколько раз. Например, всеобщая российская мечта времен перестройки — Mercedes-Benz W123, который только-только начинает претендовать на роль олдтаймера, обойдется минимум в 50–60 тысяч рублей за экземпляр в состоянии «чуть хуже среднего». За хорошие машины просят 150–300 тысяч. Массовые американские модели, совсем недорогие у себя на родине, у нас продают по цене от 400 тысяч до полутора миллионов. Особенно усердствуют автосалоны, оседлавшие волну моды на ретро.

Можно, конечно, привезти автомобиль из-за границы, но к привлекательной цене добавятся таможенные расходы. А кроме того, по словам знакомых асов реставрации, тамошние, внешне нарядные автомобили (особенно американские) на поверку часто требуют вмешательства профессионалов.

Остаются отечественные машины, мода на которые, а значит, и цены растут задорнее, чем на всё остальное. За Москвичи, Запорожцы и даже ранние Жигули, которые совсем недавно отдавали по принципу «только забери», сегодня просят цену, которая вызвала бы у их первых владельцев гомерический смех или, напротив, потерю дара речи. Впрочем, разброс колоссальный, а запрашиваемая цена далеко не всегда зависит от состояния машины. Несмотря на усилия столичных «старателей», на периферии еще встречаются вполне приличные, ухоженные экземпляры, которые обойдутся дешевле банкета на десятерых в среднем московском ресторане. Приличный Москвич‑408 или —412 можно найти за 35–40 тысяч. В Москве за аналогичный экземпляр просят раза в три больше. А отреставрированные образцы предлагаются в автосалонах за 300–400 тысяч рублей!

Читайте также:  Тест драйв порше панамера 2015

Из Москвичей дороже всех, естественно, автомобили 400‑й серии — самые старые, а потому востребованные. Рухлядь под именем Москвич‑400 или —401 стоит от 60 тысяч. Цены на машины семейств 402, 407, 403 начинаются с 35 тысяч. Москвичи‑408 и —412, а также Запорожцы можно найти и за 15 тысяч, но на приведение таких экземпляров в порядок уйдет уйма времени и денег. «Горбатые» в идеальном состоянии предлагают уже и за 300 тысяч, и за полмиллиона! Впрочем, просить, как известно, не значит получить…

Разброс цен на особо почитаемые в кругах ретроводов Волги ГАЗ‑21 — от 80 тысяч до полутора миллионов, а то и до двух. Победы еще дороже — до 2,5–3 миллионов рублей.

Даже «двадцать четверки», совсем недавно многими презираемые, резко поднялись в цене. Правда, только экземпляры в хорошем состоянии, а особенно ранние — с ленточным спидометром. Да что там! Первые Жигули («копейки», «двойки», «трешки») предлагают и за 400–500 тысяч. Впрочем, вполне приличные экземпляры при известной доле упорства можно найти за 40–60 тысяч.

Отдельная статья — представительские ГАЗ‑12, — 13, — 14, а также ЗИС‑110 и более поздние зиловские «членовозы». Цены на них — от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов. Зато ко многим прилагаются легенды о бывших владельцах или пассажирах.

Изгнание из хлама: ретроавтомобили получат льготы

Ретроавтомобили получат особые регистрационные номера, будут освобождены от транспортного налога и смогут проходить техосмотр по старым правилам. Историческую военную технику, наоборот, массово лишают регистрации. «Известия» разбирались, какой автомобиль считать классическим, а какой — раритетным. Как определить «культурную ценность» и можно ли сохранить номера на бронетранспортер.

ГОСТ из прошлого

ФГУП НАМИ по заказу Российской автомобильной федерации (РАФ) разработало критерии, по которым автомобиль может считаться классическим или раритетным. Проект ГОСТа прошел публичные слушания и был одобрен Техническим комитетом 056, который занимается всем, что связано с автомобилями. Теперь ему осталось получить одобрение Росстандарта. Однако вероятность того, что он по каким-то причинам не будет принят, — нулевая.

Так считает председатель комитета классических автомобилей РАФ Андрей Паньковский. Он рассказал «Известиям», что Росстандарт был в определенной степени инициатором создания этого ГОСТа. Согласно тексту, нововведения должны вступить в силу 1 апреля 2020 года, однако Паньковский говорит о более ранней дате — 1 января.

Классика или раритет?

Согласно данным аналитического агентства «Автостат», в России насчитывается 2,65 млн автомобилей в возрасте старше 30 лет. Более половины приходится на марку Lada. Помимо этого, на учете ГИБДД числится более 150 марок, в том числе экзотических. Еще какое-то количество автомобилей ввезены в качестве культурной ценности и регистрации не имеют.

Не все машины старше 30 лет попадают под действие нового ГОСТа. Чтобы автомобиль считался классическим или раритетным, он должен отвечать определенным параметрам. Речь идет о состоянии кузова, шасси, двигателя, трансмиссии, интерьера, системы освещения.

Классический автомобиль — сохраненный или отреставрированный до оригинального состояния. У раритетного транспортного средство оригинальные двигатель, кузов и рама. При этом, рассказал «Известиям» директор Центра технической экспертизы ФГУП НАМИ Андрей Васильев, такой автомобиль может быть доработан в соответствии с эстетическими предпочтениями владельца, то есть не восстановлен в исходное состояние. Например, ГАЗ-69 с легкосплавными колесами, покрашенный «металликом» и оснащенный современной аудиосистемой, относится к раритетной категории.

Эксперт по «ушастым»

Оценкой машин займутся аккредитованные эксперты — на первых порах их будет готовить Московский университет имени С.Ю. Витте. Требования к соискателю — профильное образование и опыт работы, например, в сфере техосмотра или реставрации олдтаймеров. После обучения и экзамена он проходит аттестацию в РАФ, причем он должен указать, экспертом по какой какой марке или модели он хочет быть. По выбранной модели соискателя и экзаменуют — например, специалист по «Запорожцу» должен с помощью справочников и таблиц ответить на все вопросы.

Читайте также:  Удалить ржавчину с лакокрасочной автомобиля

При желании можно обучиться еще на какую-нибудь модель или марку, но придется заново сдавать экзамен и проходить аттестацию. Информация об экспертах и их специализации вывешивается на страницах сайта РАФ, и каждый владелец сможет найти специалиста по конкретной марке или модели.

Сколько будет стоить подобная экспертиза, в РАФ и НАМИ затруднились ответить, так как это зависит от трудозатрат: на один автомобиль эксперт потратит полчаса, на другой — несколько дней. Первоначально экспертам придется выезжать из Москвы, например во Владивосток, поиск и покупка информации также займут время. Андрей Паньковский допустил, что расценки на экспертизу будут отличаться для каждой марки.

Неповторимый оригинал

Самые строгие требования будут предъявлять к классическим автомобилям. Любое отклонение от оригинала карается штрафными баллами, в сумме их должно быть не более 100. Если владелец получил 120 баллов, он сможет устранить какое-то крупное замечание на 25–30 баллов и успешно пройти экспертизу.

Требования к раритетным автомобилям проще, и ими будут заниматься отдельные эксперты, однако замена двигателя в любом случае будет являться грубейшим нарушением. Впрочем, владелец машины сможет вернуть на место оригинальный силовой агрегат, пройти экспертизу еще раз и получить паспорт классического либо раритетного транспортного средства.

Двигатель автомобиля «Волга» ГАЗ-21М

«Волга» Газ-21 с мотором от «Тойоты» — это единичное транспортное средство, являющееся результатом индивидуального технического творчества со всеми вытекающими последствиями. И требования к ней предъявляются, как к обычному новому автомобилю», — рассказал «Известиям» Андрей Васильев.

Техосмотр в стиле ретро

Помимо паспорта, машина получает особую отметку в электронном ПТС и специальные номера с литерой «К». Раритетным автомобилям дадут обычные номера. Процедура эта добровольная и владелец уже зарегистрированного олдтаймера может не проходить экспертизу. Тем более что «классический» статус пока никаких преимуществ не даст.

Это серьезный задел на будущее — РАФ планирует добиться льгот, связанных с особенностями эксплуатации ретроавтомобилей.

«Наши автомобили, конечно, не соответствуют и никогда не будут соответствовать современным требованиям по экологии и безопасности. Ни один собственник не будет подстраивать и доделывать в них что-то. Это всё равно что дорисовывать что-то в картину Айвазовского. Нам нужны иные требования для прохождения техосмотра, которые были в той стране, в то время, когда эти автомобили производились», — рассказал «Известиям» Андрей Паньковский.

По его словам, техосмотром классических автомобилей займется ГИБДД. Правила только предстоит выработать, однако в тексте ГОСТа уже перечислены требования по безопасности классических транспортных средств, в которых есть определенные ограничения. Например, старинные машины с ацетиленовыми, а не электрическими фарами не могут ездить в темное время суток. Автомобилям без стеклоочистителей запрещено передвигаться в дождь, в крайнем случае их можно транспортировать на эвакуаторе.

Более современная «классика» сможет беспрепятственно передвигаться по дорогам общего пользования. Особые номера — пропуск в центр городов на тот случай, если туда закроют въезд неэкологичному транспорту.

Налог на обездвиженность

В РАФ считают, что классические автомобили будут выезжать редко, в основном для участия в различных ретропарадах. Следовательно, вред для экологии от них минимальный и для дорожного покрытия — тоже. Поэтому представители автомобильной федерации предлагают отменить для них транспортный налог.

«Во всем мире этот налог находится внутри стоимости топлива. Чем больше машина заправилась, чем больше проехала, тем больший урон нанесла дорожному покрытию. Допустим, у меня автомобиль с двигателем 10 л и мощностью 300 л.с., но он стоит в гараже как экспонат. Какой вред он нанесет? Никакого», — рассказал Паньковский. Под эту схему планируют подстроить и страховку — дать возможность владельцам классических автомобилей покупать ОСАГО только на день парада.

Парад ретро автомобилей в Москве

Читайте также:  Схема смазки двигателя ваз 2107 инжектор

Сомнительная ценность

Еще одна проблема, которой РАФ планирует заняться серьезно, — автомобили, ввезенные в статусе «культурной ценности». Таким образом многие владельцы экономили на растаможке. Кроме того, чтобы ввезти автомобиль старше 30 лет, не оснащенный устройствами ЭРА-ГЛОНАСС и не отвечающий современным экологическим нормам, нужно было доказать, что он в оригинальном состоянии. Такое заключение могли вынести во ФГУП НАМИ, и экспертиза также стоила денег.

«Если машина завезена как культурная ценность, то это не автомобиль, это тумбочка, картина, экспонат. Люди сэкономили, но они сегодня сожалеют и готовы заплатить пошлины, чтобы поставить автомобиль на учет. Для этого автомобиль должен выехать за пределы РФ, мы же предложили таможенной службе гораздо более простой механизм. Машины попадает на склад временного хранения и выезжает оттуда после уплаты пошлин», — рассказал Паньковский. Однако таможенные барьеры преодолеть пока не удается.

Вне дорог и вне закона

В ГОСТ «Транспортные средства раритетные и классические» не попали несколько категорий автомобилей. Например, хот-роды и другой тюнинг, подразумевающий замену двигателя. Андрей Васильев подтвердил, что к раритетным или классическим их отнести нельзя. Для тюнингованных в дальнейшем предполагается отдельная процедура оценки.

ГОСТ не распространяется и списанную военную технику, не предназначенную для дорог общего пользования. Например, демилитаризованные бронетранспортеры. У владельцев подобной техники вначали массово отзывать регистрацию, сообщило издание Motor1. По словам президента Военно-технического общества (ВТО) Алексея Мигалина, только в Москве насчитывается около 3 тыс. пострадавших.

В Гостехнадзоре считают, что регистрация военной техники, вставшей на учет как «самоходные машины», проведена с нарушениями. Под раздачу попали даже исторический БА-20 и БА-64 бронеавтомобили 1930–1940-х годов выпуска — они сделаны на легковом шасси, но при этом не могут получить «легковую» регистрацию и паспорт классического автомобиля.

«Представьте, что вы охотник и вам говорят, что отзывают регистрацию ружья, так как оно было зарегистрировано с нарушениями. В результате компетентные органы не знают, какое количество людей обладает таким оружием. Во всем мире есть учет подобных транспортных средств, для нужд самого же государства. У нас половина машин — амфибии, и МЧС привлекает их для оказания помощи в экстренных ситуациях», — рассказал «Известиям» Мигалин. Он посетовал, что теперь непонятно, как доказывать право собственности на подобные транспортные средства.

Советский легкий бронеавтомобиль 1930-х годов БА-20

По его словам, выходом из ситуации мог бы стать собственный ГОСТ для списанной военной техники. Либо, что было бы проще, распространить ГОСТ для классических и раритетных автомобилей на транспорт, предназначенный для эксплуатации вне дорог общего пользования.

Даждук, но с номерами

«Раньше мы были старым хламом, а теперь новый регламент дает возможность различить классический автомобиль от мусора, чучундры — «Волги» с двигателем от иномарки», — коллекционер и реставратор Вячеслав Лен оценивает новый ГОСТ положительно. В то же время он сомневается, что новый ГОСТ по классическим и раритетным автомобилем решит все проблемы с постановкой ретротехники на учет.

— Нет понятия что человек восстановил автомобиль из мусора. Нет понятия «сам собрал». Есть понятие «купил». Раз автомобиль производили — значит, есть техпаспорт, нет техпаспорта — значит, автомобиль угнали. У машин, привезенных в качестве трофеев, давно посгнивали номера, где-то их просто не было. Не один раз менялись двигатели. У меня был «Харлей», у которого было написано в техпаспорте «даждук», но все номера соответствовали. В то же самое время у меня было 20 «Харлеев» без номеров, которые невозможно было поставить на учет.

По идее эксперт сможет написать в заключении, что номер кузова или рамы изначально не предполагался. Либо был написан краской, но со временем стерся.

«Всё равно за ГИБДД будет последнее слово, ставить такой автомобиль на учет или нет. В любом случае это историко-техническая, а не криминалистическая экспертиза», — рассказал Андрей Васильев. В ГИБДД на запрос «Известий» не ответили и позицию по регистрации ретротехники не обозначили.

Adblock
detector