Производительность грузового и пассажирского подвижного состава
Производительность грузового подвижного состава определяется количеством перевозимых грузов или выполненных тонно-километров за единицу времени.
Для анализа эффективности использования подвижного состава ис- пользуются такие показатели производительности, как часовая производи-телъность (выработка) в тоннах и производительность в тонно- километрах в определенный временной промежуток.
Часовая выработка автомобиля в тоннах, т/ч:
часовая выработка автомобиля в тонно-километрах, т.км/ч
Производительность пассажирского подвижного состава определяется количеством перевезенных пассажиров WQ или количеством вы- полненных пасс.км. за единицу времени на линии WP.
Принимая во внимание, что время рейса tр складывается из составляющих
а время движения автобуса определяется отношением
где lм длина маршрута, тогда
часовая произ- водительность автобуса выраженная в перевезенных пассажирав определяется
Транспортная работа, выполненная автобусом за рейс
Производительность автобуса в пасс-км
3.Влияние эксплуатационных факторов на производительность грузового подвижного состава Пути повышения производительности. на производительность влияей
Продолжительность смены tн, ч Грузоподъемность автомобиля g, т Коэффициент использования грузоподъемности γ Техническая скорость vт, км/ч Коэффициент использования пробега β Количество дней в календарном периоде Коэффициент выпуска αв Расстояние перевозки Lп, км Время простоя под погрузкой и разгрузкой , п−р t ч.
Совместное влияние q, γ на пр-ть
Коэфф исп-я пробега
Степень влияния β особенно значительна при больших значениях расстояния перевозки, Vt , и загрузки Вывод: с увеличением β пр-ть в т и ткм возрастает, причем без увеличения общего пробега, а следовательно тр работа будет осуществляться с меньшим уровнем себистоимости. Степень влияния га ткм увеличивается, а на выработку в т уменьшается.
Влияние Vt аналогично влиянию β, график такой же.
Зависимость от
Степень влияния
с увеличением расстояния перевозки, т.к. будет снижаться удельный вес времени простоя в общем времени ездки.
Зависимость
С увеличением расс перевозки пр-ть в ткм увеличивается, а выработка в т снижается. Степень влияния снижается с росто
Пути повышения производительности складываются из возможности улучшения эксплуатационных показателей, влияющих на производитель- ность. Увеличение грузоподъемности автомобилей qн достигается приме- нением автопоездов, улучшением качества дорог. Увеличение оптимальным подбором партий грузов, применением специальных кузовов. Повышение Vт улучшением конструкций автомобилей, дорог, регулированием движения транспортных потоков. Увеличение применением ав- томатизированных систем управления автомобильным транспортом, при- ближением стоянок автомобилей к объектам работы, пунктам заправок то- пливом, пересменой водителей на линии. Уменьшение tпр механизацией
и координацией работы автомобилей и погрузо-разгрузочных пунктов, ра- ботой автопоездов с перецепкой прицепов.
4.Расчет потребного числа грузовых автотранспортных средств на маршруте.
Если маршруты перевозок установлены и выбран подвижной состав конкретного типа, то можно определить потребное количество подвижного состава на маршруте. С этой целью определяется:
— время одного оборота автомобиля на маршруте
-число оборотов автомобиля на маршруте
— потребное количество автомобилей на маршруте
Где U пл− суточный плановый объем перевозок;
WQсут− суточная производительность автомобиля
5.Расчет потребного числа автобусов на маршруте
При расчете потребного числа автобусов на маршруте используется три метода определения: по производительности автобусов, по пассажи- ропотоку и по интервалу движения автобусов.
Расчет потребного количества автобусов на маршруте (Aм) по произ- водительности производится по формуле:
Где tос − продолжительность остановок.
Расчет потребного числа автобусов на маршруте по интервалу их движения. Основным критерием при выборе рационального типа автобу- сов для того или иного маршрута является целесообразный интервал дви- жения Iавт, который определяется по обследованным данным пассажиро- потока, а потребное число автобусов устанавливается по формуле
гдеIавт интервал движения автобусов.
Расчет технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава.
По каждому маршруту рассчитать следующие показатели:
– время работы автомобилей в наряде, Тн ;
– суммарный груженый пробег одного автомобиля в сутки, Lгр ;
– общий пробег одного автомобиля за Тн , Lобщ ;
– суточный коэффициент использования пробега, bе ;
– средняя длина ездки с грузом, lег ;
– среднее расстояние перевозки 1т груза, lр ;
– коэффициенты статического и динамического использования
грузоподъемности одного автомобиля в сутки, gс , gд ;
– количество ходовых автомобилей, Ах ;
– суточный объем перевозок одного ходового автомобиля, Qс ;
– суточный грузооборот одного ходового автомобиля, Рс ;
В целом для АТП рассчитать показатели, определяющие среднюю часовую выработку автомобиля.
Средняя грузоподъемность для расчета перевозок в тоннах:
(2.1)
где | j | – | индекс группы автомобилей одинаковой грузоподъемности qj ; |
nе | – | количество ездок. |
Средняя грузоподъемность необходимой для расчета грузооборота в ткм:
(2.2)
где | Lгр.j= lег×nеj | – | пробег с грузом автомобилей j-ой группы одинаковой грузоподъемности, км. |
Средняя длина ездки с грузом:
(2.3)
Среднее расстояние перевозки 1т груза:
(2.4)
Статический коэффициент использования грузоподъемности:
(2.5)
Динамический коэффициент использования грузоподъемности:
(2.6)
Коэффициент использования пробега:
(2.7)
где | Lгр | – | соответственно груженый и общий пробеги парка автомобилей. |
(2.8)
где | Тдв | – | затраты времени на движение всего парка автомобилей; |
Vтj | – | техническая скорость автомобилей j-ой группы. |
(2.9)
Среднее время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой на одну ездку:
(2.10)
Средняя часовая выработка автомобиля в тоннах:
(2.11)
Средняя часовая выработка автомобиля в ткм:
(2.12)
Результативные показатели работы подвижного состава
Эксплуатационное число автомобилей по всем маршрутам
Списочное число автомобилей по маршрутам
(2.14)
где | aв | – | коэффициент выпуска автомобилей. |
Автомобиле-часы в наряде
Среднее время в наряде
(2.16)
Общий пробег автомобилей
Среднесуточный пробег автомобилей
(2.18)
Объем перевозок по всем маршрутам
Грузооборот по всем маршрутам
Выработка на один списочный автомобиль, т и ткм
, (2.21)
Производительность грузового автомобиля
Под производительностью грузового автомобиля понимается количество перевезенного груза в тоннах за единицу времени. Производительность, отнесенная к одному часу работы автомобиля, называется часовой производительностью. Количество циклов транспортного процесса за один час работы одного автомобиля определится (при перевозке грузов цикл транспортного процесса называют также ездкой с грузом):
где: Zц — число циклов транспортного процесса;
Ze — число ездок с грузом;
tц — продолжительность цикла транспортного процесса, ч.
Если автомобиль работает с постоянной нагрузкой qф = const, то его производительность за один час работы
где: Wач — часовая производительность автомобиля, т/ч;
qф— фактическая загрузка автомобиля, т.
Так как продолжительность цикла транспортного процесса складывается из времени движения автомобиля и времени простоя под погрузкой и разгрузкой, то, учитывая технико-эксплуатационные условия организации перевозки, время, затрачиваемое на один транспортный цикл, определяется выражением
где: tц— время движения автомобиля, за один цикл, ч;
tпр — время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой, за один цикл, ч;
Ler — длина ездки с грузом, км;
βе — коэффициент использования пробега;
VT — техническая скорость, км/ч.
Учитывая, что за каждую ездку перевозится qФ= qγc тонн груза, производительность автомобиля:
где: q — номинальная грузоподъемность автомобиля, т;
γс — статический коэффициент использования грузоподъемности.
Часто подвижной состав выполняет перевозки по маршруту. Маршруты бывают маятниковые и кольцевые. На маятниковом маршруте подвижной состав проходит все погрузочно-разгрузочные пункты при движении по одной трассе в прямом и обратном направлениях. Прямым называется направление, по которому следует больший грузопоток, обратным — меньший грузопоток. Маятниковые маршруты бывают с использование пробега только прямого направления (рис. 4.7, а), с полным использованием пробега (рис. 4.7, б), с неполным использованием пробега прямого, или обратного, или обоих направлений (рис. 4.7, в).
На кольцевом маршруте подвижной состав проходит последовательно все погрузочно-разгрузочные пункты при движении по замкнутому контуру (рис. 4.8). Разновидностью этого маршрута является сборный маршрут (рис. 4.9), на котором подвижной состав, проходя последовательно погрузочные пункты, постепенно загружается и завозит груз в один пункт, и развозочный маршрут, на котором загруженный подвижной состав развозит груз партиями по пунктам, постепенно разгружаясь.
Другой разновидностью кольцевого маршрута является сборно-развозочный маршрут, когда одновременно развозится один груз и собирается другой. Например, развозка сырья, сбор готовой продукции; развозка торговых грузов, сбор тары и др.
Время оборота (ездки) подвижного состава на кольцевом маршруте
где: LM — общая длина кольцевого маршрута, км;
tпрi — простой под погрузкой-разгрузкой в каждом пункте, ч;
n — число пунктов на маршруте.
При работе подвижного состава на сборном (развозочном) маршруте за один оборот выполняется одна ездка, при этом на каждый заезд в последующие пункты маршрута добавляется дополнительное время на маневрирование, оформление документов и прием (сдачу) грузов.
Время оборота подвижного состава на сборном (развозочном) маршруте
где: LM — длина маршрута, км;
tпр — время на погрузку-разгрузку, ч;
t3 — время на каждый заезд, ч;
n3 — число заездов.
Число оборотов за один час работы на маршруте