Разборка и сборка двигателя — двигатель снят — (М50)
Общая последовательность по проведению работ на механизме клапанного газораспределения двигателя. Снятие силовой установки и ремонт навесного не рассматриваем.
Поместить двигатель на сборочный стенд.
Снять корпус термостата.
Снять крышку головки блока цилиндров
Снять головку блока цилиндров.
Порядок регулировки распределительного вала
Установить головку блока цилиндров на монтажное приспособление
Вынуть распределительный вал
Снять обратный клапан
Вынуть клапаны
Проверить на износ направляющие втулки клапанов
Обработать разверткой направляющие втулки клапанов
Проверить и притереть седла клапанов
Заменить маслоотражательные колпачки
Проверить головку блока цилиндров на герметичность
Проверить/ обработать уплотнительную плоскость головки блока цилиндров
Капитальный ремонт
Снять генератор трехфазного тока
Снять натяжной ролик с опорным кронштейном
Снять корпус масляного фильтра.
Снять водяную помпу
Снять демпфер крутильных колебаний.
Снять ступицу демпфера крутильных колебаний.
Снять масляный картер
Снять нижнюю крышку ГРМ
Снять нижнюю приводную цепь и направляющие
Снять масляный насос
Разобрать масляный насос
Снять корзину сцепления / маховик
Заменить упорный подшипник коленчатого вала
Снять шатуны с поршнями
Снять шатуны
Заменить вкладыши шатунных подшипников
Заменить / проверить поршни
Заменить / проверить поршневые кольца
Вынуть коленчатый вал
Заменить вкладыши коренных подшипников
Заменить форсунки охлаждения поршней
Разборка и сборка двигателя
Разборка
Вымытый и очищенный двигатель установите на поворотный стенд для разборки.
Снимите впускной и выпускной коллекторы.
Снимите датчик-распределитель зажигания и топливный насос.
Снимите датчик ВМТ, ремень привода генератора, шкив и генератор.
Снимите головку цилиндров, как указано выше.
Снимите масляный картер.
Снимите демпфер крутильных колебаний со ступицы.
Заблокируйте коленчатый вал от проворачивания ключом 11 2 150.
Отверните болт крепления ступицы демпфера крутильных колебаний и спрессуйте ее, например, с помощью съемника Kukko 00 7 501 с резьбовыми штифтами 11 2 132.
Снимите ремень привода распределительного вала и спрессуйте зубчатый шкив коленчатого вала, например, с помощью съемника Kukko 00 7 501 с резьбовыми штифтами 11 2 131.
Заблокируйте шкив промежуточного вала ключом 11 2 190, отверните болт его крепления и снимите шайбу.
Снимите шкив промежуточного вала.
Снимите переднюю крышку блока цилиндров.
Отсоедините кожух сцепления от маховика.
Замерьте индикатором осевой свободный ход коленчатого вала.
Снимите маховик, после чего снимите держатель заднего сальника коленчатого вала.
Проверьте маркировку крышек шатунов (счет крышек ведется со стороны привода распределительного вала). Отверните гайки шатунных болтов, снимите крышки шатунов и нижние вкладыши шатунных подшипников и положите их по порядку.
Нанесите метки на крышки коренных подшипников, снимите их вместе с нижними вкладышами и положите по порядку.
Выньте из гнезд подшипников коленчатый вал.
Выпрессуйте игольчатый подшипник съемником 11 2 010.
Сборка
Новые коленчатые валы маркируются на заводе красной или голубой краской на боковых поверхностях противовесов. Коленчатые валы с прошлифованными шейками маркируются краской на коренных и шатунных шейках: одна цветная риска соответствует 1-му ремонтному размеру, две цветовых риски обозначают 2-й ремонтный размер.
Предупреждение. Коленчатый вал подвергнут специальной обработке и может шлифоваться только в заводских условиях.
Тщательно очистите рабочие поверхности вкладышей подшипников коленчатого вала и коренных шеек. Положите отрезок пластмассовой калиброванной проволоки типа PGI на поверхность шейки. Установите на шейке крышку коренного подшипника и затяните болты крепления, не допуская проворачивания коленчатого вала. Снимите крышку и по шкале, нанесенной на упаковке, по сплющиванию проволоки определите величину зазора между коренной шейкой и вкладышем.
Запрессуйте оправкой игольчатый подшипник в задний фланец коленчатого вала, направив надпись на подшипнике в сторону маховика и выдержав глубину запрессовки, которая должна составить 5 мм.
Установите нижние вкладыши коренных подшипников и уложите в коренные подшипники коленчатый вал.
Установите крышки коренных подшипников, совместив канавки на вкладышах.
Вставьте в цилиндры поршни с шатунами. При каждой разборке двигателя заменяйте шатунные болты.
Установите держатель заднего сальника коленчатого вала.
Установите маховик. Проверьте осевой зазор коленчатого вала и при необходимости отрегулируйте его, заменив вкладыши с буртиками 6-го коренного подшипника.
Установите масляный насос.
Нанесите герметик типа Atmosit или Curil К 2 на блок цилиндров в местах расположения установочных штифтов и на соответствующие поверхности масляного картера.
Установите масляный картер, после чего поставьте на место головку цилиндров.
Порядок разборки двигателя при капитальном ремонте BMW 5 (Е28) 1981-1987
Порядок разборки двигателя при капитальном ремонте
Существенно проще разбирать двигатель и работать с ним на портативном стенде. Часто стенд можно недорого взять в аренду в бюро проката инструментов. Перед установкой двигателя на стенд необходимо снять маховик/ ведущий диск.
Если стенд недоступен, то двигатель можно разобрать, установив его на полу на деревянных брусках. Будьте особенно осторожны, чтобы не наклонить его или не уронить, работая без стенда.
Если Вы собираетесь приобрести восстановленный двигатель, то все указанные ниже компоненты должны быть сняты в первую очередь, чтобы установить их на новый двигатель, если требуется. Это также касается случая самостоятельного капитального ремонта двигателя.
Левый кронштейн крепления двигателя М40. |
- Генератор и кронштейны
- Компоненты систем снижения токсичности
- Распределитель зажигания, высоковольтные провода и свечи зажигания
- Термостат и крышка корпуса
- Водяной насос
- Компоненты топливной системы и система впрыска топлива/ карбюратор
- Впускной трубопровод и выпускной коллектор
- Масляный фильтр и датчик давления масла
- Кронштейны крепления двигателя
- Сцепление и маховик/ ведущий диск
- Задняя крышка двигателя (если применена)
Если приобретается малый набор с блоком цилиндров, состоит из собранных блока, коленчатого вала, поршней и шатунов, то также следует переставить головку цилиндров, поддон и масляный насос. За дополнительной информацией о разных возможных вариантах обращайтесь к Разделу Варианты капитального ремонта двигателя.
Если планируется полный капитальный ремонт, то двигатель должен быть разобран и внутренние компоненты следует снимать в следующей общей последовательности:
- Крышка головки цилиндров
- Впускной трубопровод и выпускной коллектор
- Крышки ремня или цепи газораспределения
- Цепь/ремень газораспределения
- Водяной насос
- Головка цилиндров
- Поддон
- Масляный насос
- Поршни/ атуны в сборе
- Коленчатый вал и коренные подшипники
- Распределительный вал
- Валы коромысел и коромысла (двигатели М10, М20 и М30)
- Толкатели и гидроподъемники (двигатель М40)
- Держатели пружин клапанов и пружины
- Клапаны
Перед началом разборки и операций по капитальному ремонту убедитесь в доступности следующих инструментов и принадлежностей. Также обратитесь к Разделу Последовательность сборки двигателя при капитальном ремонте за списком инструментов и материалов, необходимых для сборки двигателя.
- Ручные инструменты общего назначения
- Небольшие картонные коробки или пластиковые мешки для хранения частей
- Металлическая коробка с отделениями для хранения гидравлических подъемников (двигательМ40)
- Скребок для прокладок
- Зенкер для фасок цилиндров
- Съемник вибрационного демпфера
- Микрометры
- Телескопические измерители
- Циферблатный индикатор
- Сжиматель пружин клапанов
- Хон для поверхностей цилиндров
- Инструмент для прочистки канавок под поршневые кольца
- Электрическая дрель
- Набор лерок и метчиков
- Проволочные щетки
- Щетки для маслопроводов
- Очищающий растворитель
Разборка и сборка двигателя — двигатель снят — (М50)
Общая последовательность по проведению работ на механизме клапанного газораспределения двигателя. Снятие силовой установки и ремонт навесного не рассматриваем.
Поместить двигатель на сборочный стенд.
Снять корпус термостата.
Снять крышку головки блока цилиндров
Снять головку блока цилиндров.
Порядок регулировки распределительного вала
Установить головку блока цилиндров на монтажное приспособление
Вынуть распределительный вал
Снять обратный клапан
Вынуть клапаны
Проверить на износ направляющие втулки клапанов
Обработать разверткой направляющие втулки клапанов
Проверить и притереть седла клапанов
Заменить маслоотражательные колпачки
Проверить головку блока цилиндров на герметичность
Проверить/ обработать уплотнительную плоскость головки блока цилиндров
Капитальный ремонт
Снять генератор трехфазного тока
Снять натяжной ролик с опорным кронштейном
Снять корпус масляного фильтра.
Снять водяную помпу
Снять демпфер крутильных колебаний.
Снять ступицу демпфера крутильных колебаний.
Снять масляный картер
Снять нижнюю крышку ГРМ
Снять нижнюю приводную цепь и направляющие
Снять масляный насос
Разобрать масляный насос
Снять корзину сцепления / маховик
Заменить упорный подшипник коленчатого вала
Снять шатуны с поршнями
Снять шатуны
Заменить вкладыши шатунных подшипников
Заменить / проверить поршни
Заменить / проверить поршневые кольца
Вынуть коленчатый вал
Заменить вкладыши коренных подшипников
Заменить форсунки охлаждения поршней