7 автомобилей марки ГАЗ, которые могли спасти российский автопром
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1990-е годы были очень тяжелым периодом для российской промышленности. Худшие свои годы переживал и Горьковский автозавод. Но даже в тех непростых условиях работники предприятия ухитрились спроектировать ряд машин, которые могли стать лучшими в классе, если бы не стечение обстоятельств.
1. ГАЗ-2308 «Атаман»
В 1995 году на Горьковском автозаводе для расширения модельного ряда спроектировали семейство новых автомобилей. Пикап ГАЗ-2308 «Атаман» стал ее первой «ласточкой». Машина грузоподъемностью 800-1000 килограмм была построена на базе мощной рамы, получила кабину от грузовика ГАЗ-3307 и несколько двигателей на выбор.
Автомобиль стал серьезным внедорожником с понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала.
Следующими моделями семейства стал пикап с двухрядной кабиной и внедорожник. На ГАЗе планировали, что серийные машины получат современные дизельные двигатели Steyr. К сожалению, проект «Атаман» был остановлен в 2000 году, когда сменился собственник завода.
2. ГАЗ-3106 «Атаман-2»
На укороченном шасси «Атамана» в 1999 году был спроектирован новый внедорожник ГАЗ-3106. Автомобиль получил привлекательный дизайн, импортный двигатель, постоянный полный привод, автоматическую коробку передач, кондиционер, подушки безопасности, систему АБС.
Но вследствие сложной ситуации на автомобильном рынке машина в серию не пошла.
3. ГАЗ-3106
В 2003 году Горьковский автозавод представил новый внедорожник под старым названием ГАЗ-3106. Автомобиль был построена на базе «Атамана» и планировалось, что выпуск начнется в 2006 году и машина составит конкуренцию Chevrolet Niva и УАЗ-3162 «Симбир». Ожидаемая цена ГАЗ-3106 — 10 000$ – 12 000$. Более того, на заводе разработали VIP версию, которая получила кожаный салон с деревянными вставками и полный электропакет.
Как и предыдущие модели, по решению руководства ГАЗа модель 3106 в серию не пошла.
4. ГАЗ-2169 «Комбат»
Экспериментируя с внедорожниками 4х4, дизайнеры из Нижнего Новгорода создали интересный проект ретро-«джипа». Внешний вид ГАЗ-2169 «Комбат» явно перекликается со знаменитым ГАЗ-69. В 2000 году был построен единственный экземпляр, который получил стеклопластиковый кузов и отличный потенциал для поездок в сложных условиях. Машина участвовала в нескольких выставках, но в серию так и не попала.
5. ГАЗ-3105
После распада СССР Горьковский автозавод еще много лет выпускал устаревшие модели «Волги». Эти машины, когда-то считавшиеся престижными, потеряли свою привлекательность для водителей, в частности для госчиновников. Именно для них в начале 1990-х был спроектирован ГАЗ-3105. Автомобиль получился очень большой, сопоставимый с «Чайкой».
Машина получила бензиновый двигатель V8 мощностью до 170 л.с., полный электропакет, климатическую систему, руль с гидроусилителем, систему АБС.
Несмотря на передовую конструкцию, у машины была слабая сторона – ее стоимость. Из-за малых объемов выпуска цена достигла 50 000$ – 60 000$, и за пять лет было выпущено всего 55 автомобилей.
6. ГАЗ-3111
Следующей попыткой улучшить «Волгу» стала модель ГАЗ-3111. Седан бизнес-класса получил привлекательный кузов и множество комфортных функций, за которыми скрывалась старая конструкция и неважное качество сборки. С 1999 по 2004 гг. было выпущено около 500 экземпляров.
7. ГАЗ-3115
В 2003 году инженеры из Нижнего Новгорода создали новый перспективный автомобиль, который закрывал нишу автомобилей среднего класса. На тот момент автомобиль выглядел очень привлекательно как внешне, так и технически. Кроме того, при серийном выпуске ожидалась цена порядка 9000$. Тем не менее, в серию ГАЗ-3115 не пошел, так как на переоснащение производства требовалось около 1 миллиарда долларов.
Оптимисты предполагают, что если бы модели из данного обзора все же пошли в серию, то ГАЗ мог стать одной из 15 лучших автомобильных марок наших дней.
По материалам сайта pikabu.ru.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Неизвестные Волги: эти модели ГАЗ так и не запустили в широкую серию
Автомобили легендарной марки «Волга» не выпускаются с 2009 года, и решится ли Горьковский автозавод когда-нибудь возродить бренд — неизвестно. В любом случае, под «крылом» марки было выпущено немало крутых моделей, однако в этой статье речь пойдет об автомобилях, которые так и не добрались до массового рынка.
ГАЗ-2495
Разработка ГАЗ-2495 была инициирована после выхода на рынок базовой 24-ой модели в 1967 году. Такой автомобиль решено было построить на безрамной основе родного кузова от «Волги», при этом позаимствовав агрегаты от внедорожника УАЗ-469.
Хотя машина и считается легковой, однако у нее по-настоящему огромный клиренс, а на колесах установлены не менее внушительные «зубастые» колеса. Автомобиль получил мосты от УАЗ-469, от которого такой «Волге» также достались все блокировки, мотор и понижающая передача, так что модель обладает незаурядными внедорожными качествами и при этом может похвастать просторным и комфортабельным салоном.
В свое время было выпущено лишь 5 экземпляров ГАЗ-2495. Два из них (образца 1974 г.в.) сохранились вплоть до наших дней, причем одна из этих машин использовалась в качестве личного транспорта Леонида Ильича Брежнева. Ее генсек эксплуатировал в охотничьем хозяйстве Завидово.
ГАЗ-3105
Работая над моделью ГАЗ-3105, перед специалистами Горьковского автозавода стояла задача создать представительский автомобиль, который мог стать полноценным преемником снятой на тот момент с производства «Чайки».
С 1992 по 1996 гг было выпущено ограниченное количество экземпляров модели, причем ее популяризации на рынке, скорее всего, помешала цена — за машину просили 50-60 тысяч долларов. На тот момент за эти деньги можно было купить аналогичную по классу иномарку.
В результате ГАЗ-3105 канул в небытие, хотя изначально проект выглядел весьма амбициозным и даже был тепло принят публикой на нескольких международных автосалонах, включая мотор-шоу в Лейпциге 1992.
Из уникальных особенностей модели стоит отметить, что конструкторы предусмотрели возможность оснащения седана 3,4-литровым двигателем V8 мощностью 170 л.с., постоянным полным приводом с блокировкой, а также сухим однодисковым сцеплением.
Представительская четырехдверка могла похвастать наличием ABS, бесконтактным зажиганием, катализатором выхлопных газов и получавшим от него данные впрыском топлива.
ГАЗ-3106
Концепт ГАЗ-3106 представлял собой первый внедорожный универсал марки, построенный на базе классической «Волги». Согласно документации, товарная модель должна была иметь полный привод с блокировкой межосевого дифференциала и обладать серьезным внедорожным потенциалом. Также ее хотели оснащать опциональной электролебедкой.
На заводе подобную модель разрабатывали под кодовым названием «Атаман». Технически концепт полностью повторял вышедший в 2002 году УАЗ Патриот. У него была такая же рама, те же блокировки и большой однообъемный кузов, однако внешность прототипа была более современной.
Товарный ГАЗ-3106 планировали оснащать отечественными агрегатами на 2,4 и 2,7 литра, причем с последним «Атаман» должен был ускоряться вплоть до максимальных 150 км/ч, что с учетом неотключаемого полного привода вполне неплохо. К сожалению, на Горьковском автозаводе решили свернуть разработку такой модели, решив, что она будет неконкурентоспособной.
ГАЗ-3111
Седан ГАЗ-3111 должен был стать своеобразным русским ответом японскому бизнес-классу, но не сложилось. Автомобиль выпускался с 1998 по 2002 гг, при этом за это время было собрано лишь 400 с небольшим экземпляров модели. Затем, уже в две тысячи четвертом из оставшихся машинокомплектов построили еще 9 авто, и на этом история модели подошла к концу…
Отличительной особенностью ГАЗ-3111 стал яркий обтекаемый дизайн. Машина соответствовала высоким стандартам безопасности по меркам EuroNCAP, а также отличалась богатым по тем временам оснащением. Седан был укомплектован подушками безопасности, климат-контролем и светодиодными стоп-сигналами.
Модель оснащалась множеством различных моторов. Некоторые экземпляры четырехдверки были укомплектованы родными двигателями ЗМЗ мощностью 136 и 150 л.с., а под капотом других размещался 170-сильный движок от ГАЗ-3105, либо 110-сильный дизель от ГАЗ-560.
На Горьковском автозаводе также предпринимались попытки установить на автомобили дизели Toyota: от 2,5-литрового двигателя мощностью 92 л.с. до его 3,0-литрового «собрата» на столько же «лошадок».
Отдельные экземпляры получили моторы от Land Cruiser. Речь идет о 2,5-литровом агрегате на 150 л.с. и 3,4-литровом движке на 205 сил. Оба этих мотора трудились в связке с четырехступенчатой АКПП. Ни одна из этих модификаций не оказалась по-настоящему массовой. Причина — недостаток финансирования.
ГАЗ-3115
Еще одной любопытной «Волгой» является ГАЗ-3115, который, к сожалению, тоже не был запущен в серию. Изначально, такая модель позиционировалась Горьковским автозаводом в качестве альтернативы снятому с конвейера «Москвичу», при этом новинка должна была получить современный дизайн и более техническую начинку.
В плане дизайна экстерьера ГАЗ-3115 был классической «Волгой» со строгими прямыми линиями, однако от острых углов, как у предшественниц, решено было отказаться.
Предполагалось, что автомобиль получит 2,2-литровый двигатель мощностью 150 л.с., работающий в связке с пятиступенчатой механикой, при этом в дальнейшем линейка силовых агрегатов должна была пополниться более скромными моторами на 1,7 и 2,0 л.
Было анонсировано, что ГАЗ-3115 оснастят задней многорычажной подвеской со стабилизатором поперечной устойчивости вместо устаревших рессор. Плюс модель планировали комплектовать исключительно дисковыми тормозами, а также более современной реечной системой рулевого управления с гидроусилителем.
Однако на разработку ГАЗ-3115 на заводе не оказалось денег. На выпуск товарного варианта предприятию требовался 1 млрд долларов. Найти спонсоров не удалось, поэтому в 2003 г разработка модели была официально свернута…
Автомобили «Волга». Почему умерла легенда?
Первая Волга М-21 сошла с конвейера в 1956 году, последняя Volga Siber в 2010 году, за это время было выпущено почти 3,5 миллиона легковых автомобилей Горьковского автозавода.
Почему ГАЗ свернул производство легковых автомобилей, которые десятилетиями считались признаком достатка и были недоступны простому человеку?
В советские годы на заводе было два подразделения по выпуску легковых автомобилей: первое, более продвинутое, выпускало автомобили для партийной номенклатуры — Чайки, второе — занималось выпуском более массовых Волг.
Первый гвоздь в крышку гроба вбил еще в 1988 году Михаил Сергеевич Горбачев. В рамках демократизации страны и лишения партэлиты «благ и регалий», было решено остановить выпуск ГАЗ-14 «Чайка». Такое решение для многих стало полной неожиданностью, особенно для сотрудников завода ГАЗ.
На основном конвейере стояли ГАЗ-3102 и ГАЗ-24-10, которые к этому моменту уже безнадежно устарели и отставали практически по всем показателям от автомобилей остальных автозаводов. В те годы уже начали выпускать Лады Спутник (восьмерки и девятки), Оку, Таврию, Москвич 2141 Алеко. Конвейер был сильно изношен и нужно было принимать срочное решение: ремонтировать конвейер под уже выпускаемые автомобили или срочно разрабатывать новый автомобиль, который будет хоть как-то отвечать требованиям времени.
Рассматривались варианты купить за рубежом лицензию на производство Ford Scorpio или Peugeot 605, но от этой идеи отказались.
Было решено поставить на конвейер «временный» автомобиль, который обеспечит прибыль заводу, и параллельно разработать новый автомобиль — ГАЗ 3105. Это решение для Волги и стало фатальным.
ГАЗ 3105 создать так не удалось, хотя проект «мучили» почти 10 лет, он отнял у завода много сил и финансов, но к моменту выхода предсерийных образцов автомобиль был уже устаревшим. Причин несколько: и внутризаводское противостояние молодой и старой конструкторских школ, которое не смогло остановить слабое руководство , и непонимание того, каким должен быть автомобиль на выходе. Да и годы были не самые благополучные.
ГАЗ -3102 не стали выпускать массово по идейным соображениям — автомобилем, предназначенным для партработников и спецслужб, не мог обладать простой гражданин.
Поэтому «временным» автомобилем стал ГАЗ-31029, который представлял собой упрощенный и удешевленный вариант ГАЗ -24-10 с немного освеженным внешним видом. Запуск 29-й Волги в серию совпал с развалом СССР. Эта Волга стала, пожалуй, самой неудачной в истории завода. Главной бедой было плохое качество металла и отвратительная антикоррозийная обработка. Тем не менее автомобиль прочно занял свою нишу на рынке и пользовался стабильным спросом, марка ещё не утратила престиж, приобретенный в советское время.
В середине 90-х Горьковский автозавод пошел по проторенному пути и произвел очередной рестайлинг устаревшей платформы. Результатом стала Волга ГАЗ 3110, вставшая на конвейер в 1997 году. Автомобиль приобрел гидроусилитель руля, передние дисковые тормоза, новые технологии грунтовки окраски, улучшившие «живучесть» кузова, был полностью переработан салон в духе иномарок тех лет. Автомобиль в первые годы пользовался хорошим спросом и разошелся по стране большими тиражами. Но в начале нулевых спрос резко упал, и в 2005 году «десятку» сняли с конвейера.
Затем была ещё Волга ГАЗ 31105, которая выпускалась с 2003 по 2009 годы, эта «баржа» особым спросом не пользовалась, не спасли её даже «бодрый» крайслеровский двигатель и новая коробка передач. Покупатель уже устал от откровенно старого автомобиля, который не мог конкурировать с наводнившими рынок иномарками. А то, что покупатель стал более разборчивым, завод понял слишком поздно.
К тому времени ГАЗ уже крепко стоял на ногах, благодаря своей спасительнице — ГАЗели, которая стала бестселлером на рынке и расходилась сотнями тысяч экземпляров. Так что удержание на конвейере Волги уже не было необходимостью, а скорее вопросом престижа.
Тем не менее, завод сделал еще одну попытку — Volga Siber. Автомобиль имел абсолютно новую (для ГАЗа) платформу и представлял из себя адаптированный для России Chrysler Sebring, большинство деталей поставлялись из США. Автомобиль получился достаточно дорогим и не смог пережить кризис 2008 года. Из запланированных к продаже в 2008 году 3000 автомобилей, было реализовано только 427. В 2010 году проект решили закрыть.
С 2012 года на конвейере легковых автомобилей Горьковского Автозавода, с которого, начиная с 1946 года сходили Победы, а потом различные модели Волг, начали выпускать автомобили немецкого концерна Volkswagen AG. Так завершилась полувековая история автомобиля, который стал частью истории нашей страны.
Добро пожаловать на канал — Подписывайтесь , будет много всего жизненного, актуального и очень интересного!