Как перебрать рулевую рейку ВАЗ самостоятельно
При вождении автомобиля одну из важных ролей играет рулевое управление. Механизм обеспечивает точность движения, поломка может обернуться серьезными неприятностями. В устройстве основную роль играет рулевая рейка, у которой есть определенный ресурс. В статье будет рассмотрено, как проводится ремонт рулевой рейки ВАЗ своими руками. В автосервисах за подобную работу берут большие деньги.
Рейка — это своеобразный стержень с насадками и 2 отходящими деталями. Можно понять, что она сломалась, когда на повернутом руле слышны стуки с передней части авто. Если характерный звук слышен и когда машина стоит, механизм требует срочной замены, ездить дальше опасно.
Диагностика рулевой рейки
Сигнализировать о поломке детали будут такие факторы:
- Руль приходится вращать с большим усилием, чем раньше.
- Когда колеса направлены прямо, при повороте руля есть люфт (свободный ход).
- Как указывалось выше, на поворотах спереди слышны стуки.
Подобные проблемы не всегда связаны с поломкой рейки. Для полной диагностики деталь нужно снять (подробнее процесс будет описан ниже).
После снятия механизм должен быть установлен в среднее положение (от оси шестерни до торца 87 мм). После нужно дать нагрузку 500 Н. Тогда оптимальное расстояние — 84 мм.
Перемещение механизма, замеренное через относительное перемещение нажимного пуансона, допускается не более 0,12 мм.
Как разобрать и снять
Чтобы произвести ремонт, нужно демонтировать деталь из автомобиля. Процесс снятия следующий:
- Поставить машину на ровную поверхность, зафиксировать ручником.
- Поднять оба передних колеса при помощи домкрата и снять их.
- Отсоединить клемму АКБ (-).
- С водительской стороны в салоне, где педали, имеется стопорный болт, который нужно открутить.
Внимание! Если ВАЗ-2114 или 2115 оснащен адсорбером, нужно демонтировать, так как элемент мешает в процессе.
- Открутить гайки рулевых наконечников.
- Демонтировать наконечники. Рекомендуется использовать съемник, чтобы не повредить резьбу.
- При помощи специального средства очистить хомуты рейки от грязи и ржавчины, подождать.
- Открутить гайки хомутов.
- Направив механизм вправо, демонтировать его.
- При снятии наконечников нужно обратить внимание, на сколько витков завернуты гайки, чтобы при установке не было проблем.
Чтобы разобрать механизм, нужно:
- Демонтировать пыльник справа, а также стопорное кольцо.
- Аккуратно обрезать хомуты, которые крепят чехол (при сборке будут нужны новые).
- Снять чехол.
- С другого конца рейки демонтировать опору из металла и пыльник.
- При помощи ключа с 8 гранями выкрутить гайку упора, снять пружинку, стопорное кольцо (удобно использовать отвертку).
- Выпрессовать упор, демонтировать уплотнитель щитка, достать пыльник шестерни и шайбу.
- Из картера убрать шестерню с подшипниками, снять деталь с вала.
- Ключом с индексом «14» и рычагом к нему достать шестерню, ухватившись за лыску.
- Демонтировать рейку из картера, лишь наклонив последний элемент.
- Поменять старую втулку на новую, установить демпфирующие кольца (их остатки убрать).
- Демонтировать стопорное кольцо с червяка (удобно использовать плоскогубцы), выпрессовать подшипник.
- Снять игольчатый подшипник (нужен съемник).
Внимание! Некоторые подшипники вытаскиваются с трудом. Проще всего извлечь при помощи щипцов, предварительно разрубив, затем заменив новыми.
Переборка рулевой рейки
Для переборки рулевой рейки моделей ВАЗ необходимо обзавестись следующими деталями:
Эти элементы можно купить набором, выйдет дешевле. Если требуется замена вала, стоимость будет выше. Чтобы качественно перебрать рассматриваемый механизм, дополнительно нужно подготовить смазочные материалы ФИОЛ-1 и УНИОЛ-1.
- Промыть картер изнутри.
- Смазать опорную втулку и установить.
- Поменять подшипники (предварительно смазать) на новые.
- Смазать зубья рейки и червяка ФИОЛ-1.
- Затем обработать полость над гайкой подшипника приводной шестерни другой смазкой.
После проведения этих действий нужно собрать механизм.
Обратная сборка
Чтобы совершить сборку своими руками, следует придерживаться обратной последовательности. Для установки потребуется помощь второго человека. Необходимо:
- Установить деталь, наживить все крепления.
- Завести рейку в шпицы.
- Разжать хомуты.
- Закрутить болты.
Если рейка работает исправно, рулевое управление в норме, то все было проделано правильно.
Заключение
Ремонт рулевой рейки ВАЗ можно произвести самостоятельно. Даже если нет специального инструмента, помогут подручные материалы. Но при недостатке опыта в подобных работах лучше доверить переборку профессионалам.
Ремонт рулевой рейки своими руками автомобиля ВАЗ2114
AutoOt.ru » Ремонт авто » Ремонт рулевой рейки своими руками автомобиля ВАЗ2114
Рулевая рейка – это элемент управления автомобилем, предназначенный для преобразования вращательного движения руля в поступательное движение рулевых тяг, которые, в свою очередь, осуществляют поворот колес.
Устройство рулевой рейки
На автомобиле ВАЗ 2114 установлена механическая рулевая рейка без усилителя. Крепится двумя хомутами и болтами, притягивающими корпус рейки к кузову автомобиля.
Тяги присоединены непосредственно к рейке при помощи каленых болтов с мелкой резьбой. Вал-шестерня рулевого механизма вращается на двух подшипниках.
Первый – игольчатого типа. Служит в качестве нижней опорной точки и одновременно направляющей.
Второй – радиальный шариковый подшипник. Служит в качестве верхней опорной точки и фиксирует валик рулевого механизма в верхней горловине корпуса рулевой рейки. На выходном хвостовике имеются шлицы и проточка под клин. Здесь валик соединяется с рулевой колонкой.
В корпус рейки уложена пластиковая втулка. Является второй опорной точкой при перемещении рейки. Есть несколько уплотнительных, стопорных и защитных элементов.
Как определить неисправность рулевой рейки? Видео:
Первичная диагностика рулевой рейки
Как правило, для первичной диагностики не требуется снятие или разборка. Основные признаки неисправности рулевой рейки проявляются в движении автомобиля. Рассмотрим самые распространенные из них.
1. Стук при проезде неровностей. Стук в рулевой рейке проявляется в звонких или глухих металлических ударах с передней стороны автомобиля, которые слышны при наезде на неровности дороги.
Не всегда указывает на неисправность именно в рейке. Причин может быть множество. Например, шаровая опора, наконечник, ступичный подшипник, стойка и так далее. Многие другие узлы автомобиля могут издавать подобные звуки.
2. Увеличенный люфт руля. Часто является следствием выработки в рулевой рейке. Также этот симптом проявляется при выработке в наконечниках или шаровых опорах.
Реже этот признак может явиться дефектом в хвостовике валика рулевого механизма. Происходит это тогда, когда слизываются шлицы и разбивается посадочный паз под клин в соединении с рулевой колонкой.
Люфт рулевой рейки нужно устранять еще в зачаточном состоянии, так как затягивание сроков ремонта приведет к неисправимым дефектам и покупке нового узла в сборе.
3. Подклинивание рулевого колеса, ступенчатость во вращении. При появлении этих симптомов в 90% случаев причина будет в рулевой рейке.
Чаще всего возникает подобный дефект при повреждении пыльников и попадании внутрь корпуса воды и загрязнителей. Смазка частично вымывается, частично забивается пылью.
Также неправильная регулировка рулевой рейки влияет на характер вращения руля . Перетяжка регулировочного винта неизбежно скажется на плавности движения рулевого колеса, а также на усилии, которое необходимо к нему прилагать.
4. Неустойчивость автомобиля на скорости. Если в движении автомобиль ведет себя неустойчиво, особенно на волнистом дорожном покрытии или при наезде на неровность, одной из причин такого поведения авто на дороге может быть проблема в рулевой рейке. Как правило, сопровождается люфтам рулевого колеса.
Проверить рулевую рейку, можно также выставив колеса прямо и немного повращав руль влево-вправо для снятия напряжения в рулевом механизме. После этого нужно рукой попробовать потянуть за место крепления рулевых тяг к рейке вверх-вниз. Если чувствуется люфт, то это указывает на износ во втулке или другой части рейки.
Как снять рулевую рейку?
Для демонтажа понадобятся следующие инструменты:
- рожковый или торцевой ключ на 22, 13, 10, 8;
- отвертка плоская;
- домкрат.
Демонтаж рулевой рейки можно произвести как снизу авто (с ямы или подъемника), так и сверху через капот. Как показала практика, сверху это делать ненамного сложнее. Рассмотрим вариант демонтажа без ямы или подъемника .
1. Подготовка. Ставим автомобиль на ровную площадку, затягиваем ручник. На всякий случай подкладываем под задник колеса противооткатные упоры.
2. Теперь нужно отсоединить абсорбер. Чтобы снять его, необходимо сначала отсоединить фишку питания и шланги. После этого открутить винт удерживающего хомута ключом на 8 и извлечь адсорбер. Доступ к рейке получен.
3. Отсоединяем рулевые тяги. Они крепятся двумя болтами на 22. Для предотвращения самопроизвольного откручивания фиксируются пластиной. Чтобы снять стопор с болтов, плоской отверткой подгибаем усы пластины.
Отсоединяем тяги. Если не снимаются руками, то можно помочь отверткой.
4. Здесь не будет лишним осмотреть резиновые втулки тяг. При наличии трещин или овальной выработки во втулке тяги нужно заменить, так как именно они могут быть причиной люфта или стука.
5. Из салона автомобиля, под педальным узлом, находим место соединения колонки и валика рулевого механизма. Приподнимаем ковер. Ключом на 10 отвинчивается гаечка. Молотком через небольшую наставку из мягкого металла выбивается фиксирующий болт.
6. Далее нужно отвинтить гайки хомутов, крепящих рейку к кузову. Ключом на 13 отвинчиваются 4 гайки, по две с каждой стороны. Снимаются хомуты. Рейка отсоединяется от рулевой колонки.
Рейка вынимается через просвет между правым или левым колесом и подкапотным пространством.
Ваз 2114, избавляемся от стука рулевой рейки. Видео:
Переборка рулевой рейки
1. При помощи бокорезов или любого другого подходящего инструмента перекусываются пластиковые хомуты по бокам защитного кожуха.
После этого кожух легко снимается. Осматриваем его на наличие повреждений. Наличие надрывов или трещин недопустимо, так как через них попадает вода и пыль внутрь реечного механизма.
2. Боковые защитные колпаки крепятся также пластиковыми хомутами. После перекусывания хомута колпаки легко стаскиваются. Проводится их визуальный осмотр на наличие повреждений.
3. Не будет лишним проверить рулевую рейку на износ в паре шестерня-река. Для этого рукой придерживаем рейку в месте крепления тяг и пробуем проворачивать валик механизма влево-вправо. Наличие люфта может означать износ или неправильную регулировку в этом узле.
4. Для дальнейшей работы понадобится специализированный ключ для автомобилей ВАЗ. Он обычно продается в варианте приспособления двойного назначения: с одной стороны – восьмигранник для регулировки рейки или выкручивания регулировочного винта, с другой – для натяжения ролика ГРМ.
Если регулировка рулевой рейки или ее разборка не проводилась, то провернуть регулировочный винт в первый раз достаточно сложно. В условиях завода-изготовителя после регулировки этот винт кернится.
5. После откручивания вынимаем уплотнительное и стопорное кольца, пружинку и упор. Упор – одна из двух точек опоры самой рейки в корпусе. Поэтому от его состояния напрямую зависит работоспособность всего механизма.
Рабочая поверхность должна быть гладкой, без задиров и прочих повреждений. Уплотнительное колечко также не должно иметь повреждений.
6. Чтобы дальше разобрать рулевую рейку, необходимо снять пыльник рулевого механизма. Он плотно посажен на корпусе, специальных креплений нет. Его так же осматриваем на наличие трещин или любых других повреждений.
7. Вынимаем стопорную шайбу. Отвинчиваем гайку подшипника. Для этого понадобится специальный восьмигранный ключ.
- Затем вынимаем уплотнительное кольцо и шайбу.
- Далее, нужно извлечь вал рулевого механизма. Он посажен не сильно плотно, поэтому хватает небольшого усилия.
- Проверяется состояние шарикового подшипника.
- Если подшипник изношен, его необходимо заменить. Он плотно посажен на вал.
- Старый можно сбить при помощи наставки или аккуратными ударами молотком по наружной обойме.
- Новый напрессовать через трубчатую наставку в тисках или на прессе.
- Забивать новый подшипник не рекомендуется, так как это негативно отразится на его ресурсе.
8. Вынимаем опорный игольчатый подшипник. Для этого отверткой или шилом аккуратно приподнимаем его и вытаскиваем из своего посадочного места. Если он также имеет признаки износа, закладываем в паз новый подшипник.
9. Вынимаем саму рейку. После разборки рулевого механизма и демонтажа упора она легко выходит из корпуса. Здесь ее нужно очистить от остатков старой смазки и внимательно осмотреть.
Зубья не должны иметь сколов и других повреждений. На самом валу рейки не должно быть задиров и участков, где происходило трение металла по металлу. При наличии подобных дефектов необходима замена рулевой рейки.
10. Демонтируется втулка. Для снятия нужно сначала сдвинуть ее с посадочного места. Подцепив ее плоской отверткой за край с одного из краев корпуса, нужно слегка надавить до отсоединения от посадочного паза.
После этого втулку можно аккуратно смять в корпусе и вытащить через отверстие для крепления тяг.
Втулка является одним из самых слабых мест в конструкции рулевой рейки. Пластиковый материал изнашивается интенсивнее металла, и появляются люфты.
11. Замена втулки рулевой рейки начинается с установки на новую втулку колец . После этого втулка просовывается через боковое отверстие в корпус до тех пор, пока не упирается в стопорный бортик.
Далее отверткой осторожно подворачивается втулка через отверстие для крепления тяг до установки в свое рабочее положение. Чаще всего рулевая рейка стучит именно по причине разбитой втулки.
12. После разборки все элементы промываются в растворителе или любом другом жидкостном составе для промывки замасленных деталей.
Смазка
Для автомобилей ВАЗ единственная смазка для рулевой рейки, которая рекомендуется заводом-изготовителем, – это ФИОЛ-1.
1. Смазка при сборке. Сначала смазывается рейка и внутренняя полость корпуса.
- Затем наносится обильный слой на пластиковую втулку.
- Закладывается смазочный материал в посадочное место для игольчатого подшипника.
- Рейка устанавливается в корпус.
- Смазывается вал-шестерня рулевого механизма.
- Смазка обильно забивается в подшипник.
- Смазывается упор.
- Устанавливаются винты и стопоры.
- Одевается кожух и пыльники.
2. Смазка без снятия рейки. После перекусывания пластиковых хомутов снимаются боковые защитные колпаки.
Для удобства и большей эффективности можно использовать шприц с насадкой из резинового шланга такого диаметра, чтобы можно было просунуть его между рейкой и корпусом. Шланг нужно проталкивать с той стороны, где крепятся болты тяг.
В этом месте на втулке имеется разрез, через который смазка пройдет в пространство за втулкой и смажется рулевой механизм.
Чем смазать рулевую рейку при отсутствии ФИОЛа:
- Литол. Является самой подходящей смазкой на замену рекомендуемой. Обладает хорошими смазочными свойствами и долговечностью.
- Солидол. Не рекомендуется ввиду его склонности к высыханию со временем и потерей смазочных свойств.
- Графитовая смазка. По той же причине, что и солидол, не совсем подходит для смазки рейки.