Схемы Боевого развертывания на пожарной автоцистерне и пожарном автонасосе.
. Боевое развертывание — действия личного состава по приведению прибывших к месту вызова (пожара) пожарной техники в состояние готовности к выполнению боевых задач по тушению пожара.
Боевое развертывание не должно нарушать нормального хода работ по спасанию и эвакуации людей.
. Боевое развертывание состоит из следующих этапов:
— подготовки к развертыванию;
· . Подготовка к развертыванию проводится по прибытии подразделения на пожар одновременно с разведкой и включает в себя:
— установку пожарного автомобиля на водоисточник с присоединением всасывающих рукавов и забором воды в насос;
— снятие с креплений пожарно-технического вооружения;
— проведение других подготовительных мероприятий в зависимости от местных условий.
· . Подготовка к развертыванию автоцистерны (без установки ее на водоисточник) состоит:
— из приведения насоса в рабочее состояние;
— из подсоединения рукавной линии со стволом к напорному патрубку насоса.
· . Предварительное развертывание подразделения, прибывшего к месту вызова (пожара), производится в случае, когда по внешним признакам можно определить направление прокладки магистральных рукавных линий или это направление указано лицом, выделенным для встречи прибывших пожарных подразделений.
Предварительное развертывание включает:
— выполнение работ, предусмотренных ст. 61 настоящего Устава;
— прокладку магистральных рукавных линий и установку разветвлений, поднос к разветвлениям напорных рукавов, стволов, лестниц и другого пожарно-технического вооружения, необходимого для тушения пожара.
· . Полное развертывание на месте вызова (пожара) проводят по указанию РТП, а также в случаях очевидной необходимости подачи огнетушащих веществ.
При полном боевом развертывании:
— выполняют действия, предусмотренные ст. 59 настоящего Устава;
— определяют боевые позиции ствольщиков, к которым прокладывают рабочие рукавные линии;
— заполняют огнетушащими веществами магистральные и рабочие (при наличии перекрывных стволов) рукавные линии.
· Для прокладки рукавных линий и проникновения к очагу пожара необходимо использовать все входы, стационарные лестницы;
— по возможности не занимать основные пути эвакуации людей (до окончания эвакуации):
— выбирать кратчайшие, наиболее удобные пути к позициям ствольщиков, если пути преграждены, командир принимает меры к устранению преград (вскрытие, разборка конструкций) или обеспечивает выход на позиции другими путями с помощью пожарных лестниц, коленчатых автоподъемников и т.п.;
— обеспечить сохранность рукавных линий и защиту от повреждений, в том числе путем установки рукавных мостиков и использования рукавных задержек;
— устанавливать разветвления вне проезжей части дорог;
— создавать запас пожарных рукавов для использования на решающем направлении боевых действий.
Прокладку рукавных линий с использованием рукавного автомобиля необходимо проводить в соответствии с инструкцией по его эксплуатации.
· Боевое развертывание от первой прибывшей на место пожара пожарной автоцистерны осуществляется с подачей первого ствола на решающем направлении.
Боевое развертывание других пожарных автомобилей, в том числе специальных, проводится по указанию РТП согласно инструкции по их эксплуатации и рекомендациям.
· При боевом развертывании ствольщики выходят на свои позиции кратчайшими и наиболее безопасными путями.
Если пути преграждены, командир принимает меры к устранению преград (вскрытие, разборка конструкций) или обеспечивает выход на позиции другими путями с помощью пожарных лестниц, коленчатых автоподъемников и т.п.
· При боевом развертывании пожарные автомобили и пожарно-техническое вооружение должно быть расположено так, чтобы:
— не мешать расстановке прибывающих сил и средств;
— обеспечить быстрое сосредоточение сил и средств на необходимых участках;
— обеспечить сохранность рукавных линий, по возможности не препятствовать уличному движению около места пожара;
— обеспечить место стоянки резервной техники и беспрепятственный проезд на другой пожар по ходу движения.
· . Для обеспечения боевых действий в зависимости от обстановки на пожаре применяются ручные лестницы, автолестницы и автоподъемники.
Пожарные лестницы должны, устанавливаться, так, чтобы они не могли быть отрезаны огнем или не оказались в зоне горения при развитии пожара
Установка пожарных лестниц против окон, из которых выбивается пламя, допускается лишь с одновременной подачей стволов.
· . Перестановка лестниц на новую позицию производится только после того, как поднявшийся по ней личный состав извещен об этом и ему указаны пути возвращения или перехода на другую позицию.
· При боевом развертывании и последующих боевых действиях для обеспечения безопасности участников тушения пожара, возможности маневра прибывшей пожарной техники, установки резервной пожарной техники могут быть проведены необходимые действия по ограничению или запрещению доступа посторонних лиц к месту пожара, а также движения транспорта на прилегающей к нему территории. До прибытия соответствующих служб органов внутренних дел эти действия могут выполняться личным составом в порядке, определенном РТП.
Отделения на автоцистернах, имея запас воды и пенообразователя, не устанавливая автоцистерну наводоисточник, могут подъехать непосредственно к месту пожара и ввести водяные или пенные стволы для тушения, а также принять меры по обеспечению спасательных работ, предотвращению взрывов или обрушений конструкций и аппаратов или сдерживать распространение огня на решающем направлении до введения сил и средств других подразделений. Время, в течение которого отделение обеспечит подачу огнетушащих средств, зависит от объема воды и пенообразователя в заправочных емкостях автоцистерны, а также от числа и типа подаваемых водяных и пенных стволов и пеногенераторов.При установке автоцистерн на водоисточники тактические возможности отделений увеличиваются. Тактические возможности отделений на автоцистернах возрастают при наличии кислородно-изолирующих противогазов для работы в задымленной и отравленной среде.Отделения, вооруженные автонасосами или насосно-рукавными автомобилями, в основном выполняют на пожарах те же боевые действия, что и отделения на автоцистернах. Однако объем работ, выполняемых отделением на автонасосе или насосно-рукавном автомобиле, значительно больше. Это обусловлено тем, что численность боевого расчета на автонасосе или насосно-рукавном автомобиле выше, чем на автоцистерне, у них больше пенообразователя, пожарных рукавов и другого пожарно-технического вооружения, необходимого для выполнения работ на пожарах.
Объем работ, выполняемых караулом, складывается из тактических возможностей отделений, входящих в его состав. При этом каждое отделение решает свою задачу, которая является частью общей задачи, стоящей перед караулом. Основные схемы взаимодействия отделений в карауле при подаче огнетушащих средств для тушения пожаров приведены на рис. 3.1.
Автомобиль пенного тушения схема развертывания
Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения
Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения предназначены для тушения пожаров на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях, тушения нефти и нефтепродуктов в резервуарах и при разливе их, а также для объемного тушения пожаров воздушно-механической пеной средней кратности в кабельных туннелях, полуэтажах и крупных подвалах производственных зданий. Они служат для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения, пенообразователя и технических средств для подачи воздушно-механической пены. Системы водо-пенных коммуникаций этих автомобилей позволяют производить:
· забор воды с открытого водоисточника или с гидранта при подпоре 30 м и подачу ее к стационарному лафетному стволу на кабине водителя или в напорные линии;
· забор воды из водоисточника для заполнения цистерны;
· забор воды из цистерны машины и подачу ее на стационарный лафетный ствол или в напорные линии;
· забор пенообразователя из пенобака, дозирование его и подачу во всасывающую полость насоса, а раствора пенообразователя в напорные линии или стационарный лафетный ствол, установленный на кабине водителя;
· забор пенообразователя из посторонней емкости, дозирование его и подачу во всасывающую полость насоса, а раствора пенообразователя в напорные линии или к стационарному лафетному стволу, установленному на кабине водителя.
Подразделения, вооруженные автомобилями воздушно-пенного тушения, работают на крупных пожарах совместно с подразделениями, вооруженными автонасосами, автоцистернами и пожарными насосными станциями.
ТАБЛИЦА 3.8. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОГНЕГАСИТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК СЖБ
Показатели
СЖБ-50 переносная
СЖБ-150 стационарная
Объем жидкостного состава, л
Емкость воздушного баллона, л
Давление воздуха в баллоне, МПа, (кгс/см 2 )
Рабочее давление в резервуаре, МПа, (кгс/см 2 )
Величина давления срабатывания предохранительного клапана, кгс/см 2
Резиновый рукав:
диаметр, мм
Длина струи со ствола распылителя, м
Ширина струи, м
Ствол-распылитель, шт.
Лом-распылитель, шт.
Примечание. Для зарядки установок СЖБ наиболее эффективными являются жидкостные составы БФ-1, БФ-2, хладон 114В2. Характеристику указанных составов см. в табл. 2.4.
Тактико-техническая характеристика передвижного порошкового огнетушителя ОП-100
Вместимость, л:
корпуса огнетушителя
баллона для хранения рабочего газа
Масса заряда, кг ,
Огнетушащий порошок
Минимальная длина порошковой струи
Продолжительность действия огнетушителя, с .
Длина рукава, м
Внутренний диаметр рукава, мм
Габаритные размеры, мм:
Масса заряженного огнетушителя
Примечания: 1. Огнетушитель ОП-100 предназначен для тушения загораний легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, лаков, красок, пластмасс и электроустановок под напряжением до 1000 В.
2. Огнетушитель заряжается огнетушащими порошками П-1А и ПС (кроме ПСБ-3).
Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения предназначены для тушения пожаров на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях, тушения нефти и нефтепродуктов в резервуарах и при разливе их, а также для объемного тушения пожаров воздушно-механической пеной средней кратности в кабельных туннелях, полуэтажах и крупных подвалах производственных зданий. Они служат для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения, пенообразователя и технических средств для подачи воздушно-механической пены. Системы водо-пенных коммуникаций этих автомобилей позволяют производить:
· забор воды с открытого водоисточника или с гидранта при подпоре 30 м и подачу ее к стационарному лафетному стволу на кабине водителя или в напорные линии;
· забор воды из водоисточника для заполнения цистерны;
· забор воды из цистерны машины и подачу ее на стационарный лафетный ствол или в напорные линии;
· забор пенообразователя из пенобака, дозирование его и подачу во всасывающую полость насоса, а раствора пенообразователя в напорные линии или стационарный лафетный ствол, установленный на кабине водителя;
· забор пенообразователя из посторонней емкости, дозирование его и подачу во всасывающую полость насоса, а раствора пенообразователя в напорные линии или к стационарному лафетному стволу, установленному на кабине водителя.
Подразделения, вооруженные автомобилями воздушно-пенного тушения, работают на крупных пожарах совместно с подразделениями, вооруженными автонасосами, автоцистернами и пожарными насосными станциями.
После израсходования огнетушащих средств (пенообразователя) подразделения могут быть использованы для подвоза воды на пожар, забора ее из водоисточников с неудовлетворительными местами водозабора (заправив цистерну предварительно водой), а также для перекачки воды с удаленных водоисточников.
Основные схемы боевого использования подразделений на автомобиле воздушно-пенного тушения приведены на рис, 3.6 и 3.7, а тактико-технические характеристики и тактические возможности подразделений в табл. 3.9 и выводе.
Рис. 3.6. Схемы боевого развертывания от автомобилей воздушно-пенного тушения АВ-40 (375) Ц-60 (предельные расстояния на схемах указаны без учета местности)
Рис. 3.7. Схемы боевого использования автомобиля воздушно-пенного тушения
(напор на насосах принят 90 м, у генераторов 60 м, длина рабочих линий 40 м. высота пеноподъемников 12 м)
ТАБЛИЦА 3.9. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЕЙ ВОЗДУШНО-ПЕННОГО ТУШЕНИЯ
Показатели
АВ-40 (375) (модель Ц50)
АВ-40 (375Н) (модель Ц50А)
Максимальная скорость, км/ч
Число мест для боевого расчета
Габаритные размеры, мм:
Масса с полной нагрузкой, кг
Наименьший радиус поворота, м
Мощность двигателя, кВт (л. с.)
Контрольный расход топлива, л/100км
Запас хода по топливу, км
Марка насоса
Подача воды при высоте всасывания 3,5м, л/мин
Напор манометрический, м
Наибольшая геометрическая высота всасывания, м
Время всасывания воды из глубины 7 м, с
Ствол стационарный лафетный: марка
пропускная способность по воде, л/с
пропускная способность по пене, м 3 /мин
Производительность пеносмесителя, м 3 /мин
4; 8; 12; 24
4,7; 9,4; 14,1; 18,6; 23,5
Наибольший допустимый подпор во всасывающей линии насоса при подаче пены, м
Емкость, л:
цистерны для пенообразователя
бака для пенообразователя
топливного бака
Пеноподъемник, шт.:
высота подъема генераторов, м
Число пеногенераторовГПС-600, шт.
Давление воды или раствора пенообразователя, при котором идет автоматическое выдвижение, МПа (кгс/см 2 )
Число, шт.:
пеногеператоров ГПС-600
Рукава напорные длиной 20 м, диаметром 77 мм, шт.
Разветвление РТ-80, шт.
Основные тактические возможности подразделений на автомобилях воздушно-пенного тушения АВ-40(375)Ц50 И АВ-40(375Н)Ц50А
Время работы пенных стволов и генераторов, мин:
а) при установке автомобиля на водоисточник:
2-4 ГПС-600
1 ГПС-2000
б) при подаче ПО-1 в дозирующие вставки на всасывающих и напорных линиях:
8-12 СВП-4
8-16 ГПС-600
2-4 ГПС-2000
Возможная площадь тушения пенами, м 2 :
а) при установке автомобиля на водоисточник:
1 СВП-4 [Is= 0,1-0,15 л/(с ´ м 2 )]
2 СВП-4 [Is= 0,1-0,15 л/(с ´ м 2 )]
1 СВП-8 [ I s = 0,1-0,15 л/(с ´ м 2 )]
2 СВП-8 [ I s = 0,1-0,15 л/(с ´ м 2 )]
2 ГПС-600 [ I s = 0,05-0,08 л/(с ´ м 2 )]
ГПС-2000 [ I s = 0,05-0,08 л/(с ´ м 2 )]
б) при подаче ПО-1 в дозирующие вставки на всасывающих и напорных линиях:
8 СВП-4 [ I s = 0,1-0,15 л/(с ´ м 2 )]
4 СВП-8 [ I s = 0,1-0,15 л/(с ´ м 2 )]
8 ГПС-600 [Is= 0,05-0,08 л/(с ´ м 2 )]
2 ГПС-2000 [Is= 0,05-0,08 л/(с ´ м 2 )]
Возможный объем тушения пеной средней кратности Кз=3, м 3 :
а) при установке автомобиля на водоисточник:
1 ГПС-2000
б) при подаче ПО-1 в дозирующие вставки на всасывающих и напорных линиях:
2-4 ГПС-2000
Примечания: 1. Для получения пены низкой и средней кратности используют 6 %-ный водный раствор пенообразователя ПО-1.
2. Напор у стволов и генераторов пены средней кратности принят равным 60 м.
➤ Adblockdetector