Автопарк президента: какие машины есть у Владимира Путина
Коллекционирование автомобилей — одно из многочисленных увлечений Владимира Путина. Российский президент не гонится за модными новинками и суперкарами, в его коллекции — экземпляры раритетных советских автомобилей, прошедших реставрацию.
ГАЗ-21 1956 года
Одним из тех, кто имел возможность увидеть автоколлекцию Путина , был 43-й президент США Джордж Буш-младший во время саммита в Москве в мае 2005 года. Тогда Владимир Владимирович проехал вместе с американским коллегой перед журналистами на раритетной Волге.
Подвергшийся реставрации автомобиль «ГАЗ-21» цвета слоновой кости 1956 года выпуска находится в личной собственности президента. Пройдя через полную реновацию, авто получило новый, более мощный двигатель и автоматическую коробку передач, на колеса установлены литые хромированные диски. Салон машины также подвергся изменениям — сиденья авто заново обшиты светлой кожей в цвет кузова. Реставрация автомобиля производилась на заводе «ГАЗ».
ЗАЗ-966 1972 года
Первым автомобилем Владимира Владимировича был «Запорожец». Машину, по счастливому стечению обстоятельств, выиграла в лотерею мама будущего главы государства, Мария Ивановна. Путин тогда был студентом третьего курса Ленинградского государственного университета и ездил на этой машине на учебу.
Сегодня ЗАЗ-966 не используется в повседневной жизни. Но он дорог президенту как память. «Запорожец» был полностью отреставрирован, после чего перемещен в коллекционный гараж в качестве семейной реликвии.
ВАЗ 2121 Нива
В президентском автопарке имеется российский внедорожник Lada «Нива». Это лимитированная серия автомобиля ВАЗ-2121. Машина окрашена в оригинальный цвет «под камуфляж» и модифицирована дополнительным оборудованием.
В народе эта версия автомобиля получила название «Нива-Рысь», она обладает повышенной проходимостью и прекрасно справляется с ездой по бездорожью.
Lada Kalina Sport
В августе 2010 года Владимир Путин лично проехал за рулем Lada Kalina Sport около 350 км по федеральной трассе Чита-Хабаровск. Поездка имела широкий резонанс и освещалась во всех СМИ.
После поездки Владимир Владимирович дал хорошую оценку новенькому автомобилю и отметил, что для ценовой категории менее, чем в 10 тыс. долларов он вполне достойно справляется со своими функциями. Авто, на котором проводился тест-драйв, теперь находится в гараже российского президента.
Aurus Senat Limousine L700
В 2018 году в президентском гараже появился новый автомобиль представительского класса — роскошный лимузин отечественного производства Aurus Senat Limousine L700. Разработка Senat велась в институте НАМИ еще с 2012 года в рамках реализации правительственной программы «Кортеж» по созданию автомобилей специально для поездок первого лица страны.
Впервые Владимир Путин появился на новом лимузине с регистрационным номером В 776 УС 77 на своей инаугурации 7 мая 2018 года после переизбрания.
На сегодняшний день Aurus Senat используется как основной служебный автомобиль главы государства для празднично-церемониальных мероприятий и официальных визитов. Лимузин президента – автомобиль, обладающий уникальными характеристиками, оснащен специальной аппаратурой и имеет бронированные стекла и кузов.
Бронированный Mercedes-Maybach S-Class Pullman
Для передвижения по столице Владимир Путин часто использует служебный автомобиль Mercedes-Maybach Pullman S600 Guard, представляющий из себя целый VIP-кабинет на колесах. Роскошный бронированный 6,5-метровый лимузин экстра класса Pullman стоимостью более 1 млн долларов оснащен мощным мотором и передовыми опциями, имеет пулестойкие стекла и шины, позволяющие даже в спущенном состоянии продолжать движение не менее 30 км со скоростью 80 км/час.
В Петербурге продают «Волгу» Путина
Цена лота — 21 миллион рублей
В Санкт-Петербурге продают автомобиль ГАЗ-21 «Волга», который был выпущен специально для президента РФ Владимира Путина. Данные о раритетном авто раскрыли в КБ Смирнова. За президентскую «Волгу» нынешний владелец просит 21 млн рублей.
Владимир Путин и Джордж Буш возле ГАЗ-21 «Волга». Фото: kremlin.ru
Примечательно, что последние ГАЗ-21 были выпущены заводом ГАЗ в 2004 году в количестве 3 штук. И оба автомобиля президента, и «Волга» из данного проекта КБ Смирнова как раз из этой ограниченной спецсерии, сообщили в КБ Смиронва
В КБ пояснили, что две «Волги», находятся в ведении главы государства. На такой машине Путин катал президента Соединенных Штатов Джорджа Буша в своей загородной резиденции в Ново-Огарево, а затем открывал самый протяженный тоннель в России неподалеку от Сочи.
Третью машину представители КБ Смирнова нашли в Ленинградской области. Она была подготовлена для частной коллекции.
«Легендарная „Волга“ была в превосходном состоянии и не требовала никаких доработок. Были лишь заменены все масла и технические жидкости, а также исправлен небольшой косметический дефект крышки багажника», — уверяют в КБ.
На официальном сайте бюро подчеркивается, что доказательством подлинности данного экземпляра является официальное письмо ГАЗ с поздравлением с днем рождения данным уникальным транспортным средством президента РФ Владимира Путина.
В технических характеристиках «Волги» Путина сообщается, что в машине установлен 2,7-литровый силовой агрегат мощностью 150 лошадиных сил. На авто стоит автоматическая трансмиссия, а его максимальная скорость может достигать 175 км/ч.
На электронной площадке за «Волгу» хотят получить 21 миллион рублей.
Напомним, что это не первое авто, внимание к продаже которого пытаются привлечь с помощью российского лидера. Ранее СМИ сообщали, что коллекционер из Москвы выставил на продажу Mercedes Бориса Ельцина за 500 тысяч евро.
В России продают «Волгу» ГАЗ-21 2004 года (её делали для Путина)
Как уверяет автор объявления, последние «Волги» ГАЗ-21 были выпущены Горьковским автозаводом относительно недавно — в 2004 году. Тираж из трёх штук создавался для президента России, однако один из автомобилей достался некоему коллекционеру из Ленинградской области, как «уникальная заводская модификация легендарного отечественного автомобиля, ставшего иконой стиля для многих поколений советских автолюбителей».
Технически «Волга» 2004 года выпуска здорово отличается от своих собратьев полувековой давности. На автомобиле установлен японский двигатель спецсборки, автоматическая коробка переключения передач и хромированные литые диски — всё это внедряли газовские специалисты. Все три изготовленных экземпляра отличались цветом и некоторыми деталями исполнения. Владимир Владимирович выбрал светлый вариант.
Два автомобиля (по словам автора объявления) принадлежат президенту, а третий, ленинградский, экземпляр выставлен на продажу. Машину из ограниченной серии посчастливилось отыскать сотрудникам КБ Смирнова, которое занимается реставрацией старины и созданием концептов. Цена лота — 21 миллион рублей ($337 000). Отмечается, что «Волга» — в превосходном состоянии: были лишь заменены технические жидкости, а также исправлен небольшой дефект крышки багажника.
Добавим, что, согласно опубликованной недавно декларации, в собственности Путина действительно находится пара раритетных седанов ГАЗ М21. Нет сомнений и в том, что ГАЗ может делать подобные автомобили: самое яркое доказательство — парадные кабриолеты, которые сегодня выезжают на Красную площадь. Это не техника марки ЗИЛ, а американские пикапы, кузова на которые делали и устанавливали специалисты из Нижнего Новгорода.
Путину такой ГАЗ понравится: Противник Aurus в лице новой «Волги» показан в Сети
С флагом России и закосом под лимузин.
Новая «Волга» для Путина. Концепт: Vtc-tm.top
Горьковский завод от легковушек отказался, но попытки воссоздания ГАЗ-3102 были. Потому дизайнеры портала VTC решили доработать нашумевший концепт «Волги» от «Колёса.ру» — получился автомобиль для чиновников.
Характерная особенность новой «Волги» кроется в удлинённом кузове. Авто увеличилось в длину за счёт вставки посреди дверей, совсем как на Aurus Senat, популярном среди правительственной элиты. Получил новый ГАЗ-3102 вертикальную хромированную решетку радиатора, в массивном исполнении. Также «Волгу» в противнике Aurus выдают зеркала заднего вида. А вот титаны на лимузине напротив в Сети изобразили абсолютно новыми, таких на ГАЗ ещё не ставили.
В Сети концепт ГАЗ-3102 сразу изобразили с флагом Российской Федерации и гербом на стекле. Очевидно, что президенту Путину такой ГАЗ понравится, ведь он до сих пор владеет «двадцать первой Волгой» в течение 21 года. В бытности же его возят на автомобилях представительского класса, среди которых также есть Aurus. Выпусти «ГАЗ» такую «Волгу», в автопарке президента она явно появилась бы.
ГАЗ-21 пора бы заменить на новый. Фото: РИА Новости
Проект «Кортеж»: на чем поедет президент
Максим Валерьевич Нагайцев (45 лет) окончил МГТУ им. Н.Э. Баумана; прошел путь от инженера до гендиректора фирмы в сфере ремонта и обслуживания автомобилей. С 2001 по 2005 год работал в МГТУ ассистентом, а после защиты кандидатской диссертации — доцентом кафедры «Многоцелевые гусеничные машины». Руководил отделом НИИ специального машиностроения, выполняющим контракты Министерства обороны РФ.
С 2005 года — вице-президент по техническому развитию АО «АВТОВАЗ», с 2009-го — вице-президент по продажам и маркетингу. Руководил освоением производства автомобилей «Приора» и «Калина», разработкой новой платформы класса С. В июле 2011 года назначен генеральным директором Государственного научного центра Российской Федерации ФГУП «НАМИ».
Кортеж
ОТ ЗИСа ДО ЗАПРОСА
Начнем с новейшей истории автомобилей для первых лиц. Лет десять-двенадцать назад Гараж особого назначения использовал в основном «мерседесы» в варианте «Пульман» и докатывал прежние ЗИЛы. Это было неким отражением рынка, на который победно въехали иномарки. К тому времени ЗИЛ бесповоротно устарел, были проблемы с надежностью… Настроения в обществе — хотим ездить на современных, надежных, удобных машинах — нашли отражение и здесь.
Однако со временем вернулись и патриотические акценты. Мы великая держава, крупная экономика — отчего же нет собственного автомобильного флагмана? Логичный подход поддерживал и рынок, на котором обозначилась если не мода, то симпатия к российским продуктам, даже отчасти гордость. Возник запрос на отечественный представительский автомобиль.
Но если его возрождать, как обеспечить окупаемость? Что и для кого мы сделаем? Собрать для ГОНа две машины или даже два десятка? Такой подход экономически нецелесообразен.
Вспомним, что легендарный ЗИС-101, наш первенец в классе больших автомобилей, был выпущен тиражом больше 8000 экземпляров, эксплуатировался даже в такси и скорой помощи. После войны представительский класс освоил и ГАЗ со своим ЗИМом, который заменил московскую машину в массовом сегменте. ЗИС-110 тоже использовали в народном хозяйстве, но все последующие модели предназначались только для избранных.
Соответственно, объем выпуска представительских автомобилей резко ограничили, и для ЗИЛа это была технологическая катастрофа.
Подход каретной мастерской именно тогда и сложился: малый тираж, кустарное производство. Модели 114 и 4104 — яркий тому пример. Да и сам завод сегодня едва ли в силах принять такой вызов, как новая оригинальная модель высшего класса.
ИДЕИ ГАЗа И НАМИ
В ответ на запрос о необходимости создания отечественного легкового флагмана в 2012 году возникло предложение «Группы ГАЗ». Чтобы быстро сделать такую машину, предполагалось полностью заимствовать платформу, даже больше скажу — целиком автомобиль, тот же мерседесовский «Пульман», например, или фольксвагеновский «Фаэтон», или «Бентли», и сделать так называемый бейдж-инжиниринг, то есть небольшой фейслифтинг. Получили бы готовую, известную машину, но с внешними признаками новой, российской. Называли бы ее, допустим, «Чайка». Понятный и практикуемый сегодня вариант. Стоимость разработки относительно невелика, тираж — любой, хоть самый малый.
Это предложение уже было сформулировано и вынесено на рассмотрение правительства, когда в работу включились ГК «Ростехнологии» и НАМИ, куда я был назначен директором. Мы предлагали потратить в десять раз больше денег, но при этом отработать производство новой платформы. То есть речь шла о создании с нуля собственного проекта — в партнерстве с мировыми фирмами, конечно, но именно новой, российской машины. Причем мы с самого начала предлагали не единственный автомобиль, а семейство. Но давайте не будем забегать вперед.
«Кортеж» — это не только лимузин президента, но и семейство из четырех автомобилей, построенных на единой платформе отечественной разработки.
Свой доклад тогда я начал не с технических аспектов, а предложил посмотреть на рынок. После падения 2009 года он уже восстановился, причем наибольший рост показали машины дорогого сегмента, на 11–13% в год. Это тренд: наш рынок приближается к европейскому и американскому, где доля больших и дорогих машин высока, под 30%, — и здесь у нас хороший запас. Почему бы на этом не сыграть?
Предложение ГАЗа вовсе не предполагало свободной продажи флагмана, мы же считали по-другому: за рынок можно побороться.
Наш проект с самого начала подразумевал позиционирование в трех ценовых зонах: машины только для первых лиц государства, затем люксовые автомобили для продажи всем желающим (по цене от 5 млн рублей) и относительно доступные версии (ведь «большой» и «дорогой» не обязательно синонимы, за примерами обратитесь к американскому рынку). Что касается собственно типа автомобилей, то шли мы, конечно же, от потребностей основного заказчика. Каков обычный состав правительственного кортежа? Это собственно удлиненный лимузин, седан для сервисных функций, вседорожник для охраны, в котором иногда может поехать первое лицо, и микроавтобус, обеспечивающий связь, медицинскую поддержку, охрану, офисные функции… В ГОНе используют «мерседесы» (от бронированного «Пульмана» до ML-класса) и вэны «Фольксваген». Проблема в том, что все машины сопровождения заметно проигрывают лидеру. А ведь нужны автомобили, способные угнаться за лимузином и обладающие соответствующими устойчивостью и управляемостью.
Мы предложили создать одну платформу для всех автомобилей кортежа. Полноприводную, способную реализовать возможности самых мощных двигателей, рассчитанную и на кузов минивэна, и на удлиненный лимузин, и на седан люкс-класса, и на крупный вседорожник.
Отсюда хороший рыночный потенциал (у семейства он, понятно, куда больше, чем у одного лимузина), и технологические решения (речь уже о серийном выпуске агрегатов), и собственно название всего проекта — «Кортеж». Он в итоге и был одобрен правительством и президентом.
ПЯТЬ ТЕХНОЛОГИЙ И ПЯТЬ СТИЛЕЙ
Итак, модульная платформа будет использоваться не только для особых автомобилей, но и для рыночных моделей. При этом, понимая, что мы не можем быстро спроектировать весь автомобиль с нуля, выделяем несколько ключевых компетенций, которые будут характеризовать продукт как российский. Вот что будем делать мы: кузов, от дизайна до структуры; двигатель, который всегда является признаком марки; трансмиссию (еще раз подчеркну, что впервые в мировой практике президентский лимузин будет полноприводным); шасси, имея в виду в первую очередь настройку уже известных узлов и компонентов (никто не собирается заново разрабатывать тормозные механизмы или усилитель руля, они есть на рынке); наконец, электронику, отвечающую за движение, то есть управление двигателем, трансмиссией, шасси.
Впервые в мировой практике правительственный лимузин будет полноприводным
Мы проработаем пять этих направлений и там, где это потребуется, привлечем к работе партнеров. К концу проекта будем располагать не просто агрегатами, а технологиями, производством и сможем широко использовать созданную платформу.
Первый этап — поиск стиля, который НАМИ проводил на конкурсной основе. Мы оповестили буквально всех дизайнеров, поиск идей и концепции проходил максимально публично, в Интернете, с участием и российских, и зарубежных стилистов.
Три этапа конкурса прошли в довольно жестких временных рамках. Мы просили подготовить скетчи в течение трех недель. Потом примерно за месяц надо было перейти от скетча к 3D-модели, то есть от рисунка к поверхности. И после, на третьем этапе, предложили сделать оригинальные двухминутные ролики: автомобиль выезжает из ворот Спасской башни, спускается по Васильевскому на набережную; второй сюжет — скоростной проход кортежа по Новому Арбату.
Мы собрали больше 80 работ. Довольно четко определились пять направлений. Первое — вариации и современное прочтение темы ЗИСов. Второе — то же самое, но про ЗИЛ. Третье — заимствование стилистики классических европейских топ-моделей: «Бентли» и «Роллс-Ройса». Четвертое — мотивы современных представительских машин: «Мерседес-Бенца», БМВ, «Ауди». И наконец, пятое — некий футуризм, эпатаж, фантастика.
ЭТО НЕ РЕТРО
После первоначального отсева осталось 25 проектов, которые мы показали министру. Из них отобрали восемь скетчей для представления президенту — кстати, в подборку вошли все пять направлений.
По итогам его оценок (альбом был испещрен крестиками, плюсиками, единичками — надо его сохранить для истории) мы взяли в работу две концепции: одну — с историческими деталями, а вторую — современно-европейскую. То есть а-ля ЗИС и а-ля немецкая «большая тройка».
Наверное, я сделал бы такой же выбор. Знаете, самое удивительное, что оба этих скетча рисовал один и тот же человек — выпускник МАМИ 2007 года Алексей Чвокин, работавший на тот момент в центре стиля НАМИ.
Затем наступило время командной работы. При переходе к макетированию был сделан окончательный выбор: автомобиль с мотивами ЗИС-110. Подчеркну, это не ретро, а современное прочтение классики.
У таких машин помимо сугубо представительских есть другая важнейшая функция — обеспечить защиту. Чтобы сохранить внутренний объем, не меньший, чем сегодня, и разместить необходимую броню, надо делать машину максимальных габаритов. Наш автомобиль, пожалуй, самый большой в мире, даже крупнее «Фантома», — и это очень серьезный вызов для дизайнеров. Чтобы облик не был тяжеловесным, пошли на всякие уловки, изменение визуальных пропорций, сглаживание углов и т. д. — и добились: все, кто впервые видят лимузин, не верят в цифры его размеров.
ОСНОВНОЙ ЗАКАЗЧИК
Итак, 9 января 2013 года мы получили указание министерства прорабатывать проект; а уже в мае, накануне корректировки бюджета, предстояло получить одобрение проделанной работы, чтобы нам открыли финансирование.
К этому моменту помимо отработки стиля удалось подготовить и бизнес-план: мы предусмотрели механизм возврата государственных денег в бюджет! Это придавало проекту совсем другой тон: не просим подачку, а лишь одалживаем средства. Несколько совещаний, заседаний — и в бюджете страны, кажется, впервые появилась строчка: «Научно-исследовательские работы, автопром».
Правда, живые деньги мы увидели только в октябре, но главное — можно работать, заключать первые соглашения с иностранцами и т. п. Мы полным ходом делали макеты, которые были готовы в начале января 2014 года. Теперь, перед началом собственно проектирования, предстояло показать машину заказчикам, получить замечания, одобрение размеров и т. д. То есть, пройдя стадию подготовки, услышать команду «Марш!».
Поэтому 22 января все три макета «Кортежа» доставили в Ново-Огарево, где их осмотрел президент. Он, конечно, захотел сразу опробовать лимузин, сел за руль. Действительно, машина производила впечатление готового изделия, а не макета, — и впрямь хоть садись и езжай. Хорошо, что мы все выключатели за панель убрали. Рассказываю про стиль, а потом предлагаю: давайте, мол, перейдем на ваше рабочее место, а здесь ваш водитель уже все осмотрел.
Вопрос был только один, но, что называется, взявши за пуговицу: когда? Говорю, в соответствии с проектом — в 2017 году.
— Начало или конец?
— Даты мы уточним к концу этого года, когда уже будут контракты, утвержденная смета… Сделаем доклад обо всех сроках.
На фото — ходовой макет, утвержденный президентом; вы — практически первые зрители…
ПРОЕКТ ВТОРОЙ СЕРИИ
После того как были утверждены стиль и программа, настал черед проектирования.
По всем международным стандартам это сегодня выглядит так. Автомобиль полностью собирается, рассчитывается и испытывается в цифре — с помощью компьютерного моделирования. Иными словами, мы должны разложить всю машину, ее системы и узлы подетально, назначить ответственных за их проектирование и определить поставщиков по всем позициям.
Понимая, как важен инструмент, мы в НАМИ сразу начали взаимодействовать с компаниями «Дассо» и «Сименс» — закупали десятками рабочие места и учились. Пригодился опыт, который мы приобрели на АВТОВАЗе.
Сегодня мы работаем с тремя крупнейшими инжиниринговыми моторными фирмами, я уже знаю, где можно отливать блоки и головки в России.
Ясно представляю, как будем делать трансмиссию. Готов подтвердить, что сборка машин планируется в Ульяновске…
Но об этом — в следующих сериях проекта «Кортеж». Следите за публикациями в журнале «За рулем»!
СДЕЛАНО НАМИ
Научный автомобильный институт основан 16 октября 1918 года как база для развития автомобильной науки. Институт занимался также непосредственно проектированием автомобильной техники, создал прототипы ярославских дизелей, автоматические трансмиссии, грузовик «Урал» и много ярких экспериментальных автомобилей. Идея глубокой централизации едва не погубила НАМИ к началу 2000-х: на всех заводах работали собственные конструкторские службы, а чистая наука не была востребована. Институт превращался в скопище мелких фирмочек. С приходом нового руководства НАМИ вновь возвращается к серьезным автомобильным проектам. Институт принимает на работу молодых специалистов, сотрудничает с вузами, осваивает современные технологии проектирования (на фото — новый дизайн-центр). «Кортеж» — один из показателей возрождения НАМИ, научной базы с 95-летней историей.