Меню

Агрегаты трансмиссии автомобиля зил 131

Раздатка ЗИЛ-131: устройство, переключение скоростей, ремонт

Удачный мотор и надежная трансмиссия автомобиля ЗИЛ-131 во многом определили успех нового грузовика повышенной проходимости.

Основные особенности устройства силового агрегата и трансмиссии ЗИЛ-131

ЗИЛ-131- отечественный трехосный грузовой автомобиль повышенной проходимости. Выпускался заводом имени Лихачева с 1966 по 2002 г. Основная часть выпускаемых машин шла для армейских нужд. Автомобиль содержал много полезных и прогрессивных для того времени технических решений.

Порядок работы цилиндров ЗИЛ-131

На грузовике применялся карбюраторный V-образный, восьмицилиндровый двигатель, с зажиганием на основе электронного коммутатора.

Распределительный вал двигателя и система зажигания обеспечивают следующий порядок работы цилиндров ЗИЛ-131: 1-5-4-2-6-3-7-8. Отдача мощности двигателя не менее 150 л.с., при оборотах 3200 в минуту.

Схема переключения коробки передач ЗИЛ-131

На автомобиле применяется пятискоростная механическая коробка перемены передач (КПП).

На всех скоростях коробки кроме первой передачи и заднего хода имеют синхронизаторы. Переключение скоростей ЗИЛ-131 производится рычагом, расположенным на верхней крышке КПП.

Передаточные отношения КПП:

  • первая – 7,44;
  • вторая – 4,10;
  • третья – 2,29;
  • четвертая – 1,47;
  • пятая – 1,00;
  • задний ход – 7,09.

Первая передача коробки применяется только при начале движения в условиях бездорожья и находится на одном «плече» с задним ходом. Сделано это для «раскачки» автомобиля, завязшего в грязи или рыхлом снегу, путем быстрого попеременного включения первой скорости и заднего хода.

Схема переключения КПП ЗИЛ-131 представлена ниже.

Сухой вес коробки передач ЗИЛ-131 около 100 кг.

Сцепление

Сцепление ЗИЛ-131 однодисковое, сухое, герметизированное, надежно работающее в условиях преодоления бродов. Привод отключения и включения сцепления механический, рычажный от педали водителя в кабине.

КПП в трансмиссии ЗИЛ-131 через карданный вал передает поток мощности на раздаточную коробку (РК) или на профессиональном сленге «раздатку».

Устройство раздаточной коробки ЗИЛ-131

Раздаточная коробка ЗИЛ-131 преобразует и распределяет крутящий момент, получаемый от КПП к переднему и задним мостам, и, в конечном счете, к колесам грузовика.

Активация переднего привода возможна в ручном или автоматическом режиме. Раздатка ЗИЛ-131 также имеет возможность включения пониженной передачи с коэффициентом 2,08 при движении в особо тяжелых условиях – рыхлый снег, раскисшая почва, бездорожье. При этом крутящий момент, передаваемый раздаткой на приводы колес, увеличивается вдвое, что позволяет не перегружать мотор и агрегаты трансмиссии при движении в тяжелых дорожных условиях.

Раздаточная коробка двухвальная с косозубыми шестернями. Корпус раздатки отлит из чугуна. В конструкцию коробки входят задняя и верхняя крышки.

При необходимости на верхнюю плоскость раздатки монтируют коробку отбора мощности (КОМ). Она служит для подачи мощности от мотора автомобиля различным агрегатам и устройствам, входящим в состав специальных машин на базе ЗИЛ-131.

Внешний вид раздатки Зил-131:

  • сверху крышка, прижатая к корпусу 8 гайками, закрывающая посадочное место для установки ком;
  • в центре фланец ведущего вала раздатки;
  • внизу справа фланец привода переднего ведущего моста зил-131;
  • внизу слева пневматическая камера включения переднего привода;
  • справа на одном уровне с ведущим фланцем раздатки штоки управления прямой и пониженной передачами.

Раздатка ЗИЛ-131, вид сзади:

  • вверху слева видны штоки управления включения прямой и пониженной скорости;
  • вверху справа крышка с восемью гайкам закрывает фланец подключения коробки отбора мощности зил-131;
  • внизу справа тормозной барабан стояночного тормоза, совмещенный с фланцем для крепления кардана привода задних мостов;
  • слева маслозаливное отверстие раздатки с четырехгранной резьбовой пробкой.
Читайте также:  Сколько да капремонта двигателя шкода октавия

Вид раздаточной коробки ЗИЛ-131 «в разрезе» можно увидеть на иллюстрации.

Режимы работы раздатки

Есть несколько основных режимов.

Активирована прямая (вторая) передача

Режим предназначен для движения грузовика по дорогам с твердым покрытием.

Рычаг управления РК переводится в заднее крайнее положение. При этом крутящий момент от карданного вала КПП через фланец (9) практически без механических потерь передается с ведущего вала (15) на вторичный вал привода задних мостов (22). Все шестерни коробки вращаются свободно. Передний мост отключен.

На опасных участках дороги водитель с помощью электрического тумблера (включателя на панели управления в кабине) может активировать привод переднего моста. При этом включится пневмоэлектроклапан, а сжатый воздух поступит в пневматическую камеру (8), которая выдвинет вперед шток управления. Шток, в свою очередь, сдвинет вилку (32) включения переднего моста и через ведущую (21) и ведомую (2) шестерни прямой передачи, каретку зубчатой муфты (35), крутящий момент поступит на фланец (6) раздатки, далее к переднему приводу грузовика. На панели приборов загорится лампа – индикатор включения привода.

Включение пониженной передачи

При езде по бездорожью шофер переводит рычаг управления раздаткой в крайнее переднее положение. При этом тяги от рычага воздействуют на штоки переключения режимов коробки. Верхний шток управления своей вилкой сдвигает каретку (18), разъединяя ведущий вал (15) и вал привода задних мостов (22).

Вилка нижнего штока передвигает зубчатую каретку (37), тем самым объединяя шестерни (3) и (2). Одновременно нижний шток нажатием на микровлючатель, расположенный внутри раздаточной коробки, подает напряжение на пневмоэлектроклапан. Тот, в свою очередь, сжатым воздухом с помощью пневматической камеры (8) и вилки (32) подключит кареткой (35) вал привода переднего моста (5). Таким образом, крутящий момент от КПП ЗИЛ-131 через кардан и фланец (9) поступит на первичный вал раздатки (15), пройдет через шестерни (17), (3), (2) и (21), поступит на выходной вал привода задних мостов (22). От шестерни (2) через зубчатую каретку (35) крутящий момент передастся через вал привода переднего моста (5) на фланец (6).

Следует отметить, что скорость вращения выходных валов (22) и (5) при включении пониженной (первой) скорости раздатки уменьшатся вдвое по сравнению с оборотами на прямой (второй) передаче. Зато крутящий момент на этих валах повысится так же вдвое, что позволит грузовику уверенно двигаться в условиях бездорожья.

Важно отметить, что при переходе РК на пониженную передачу включение переднего моста ЗИЛ-131 происходит автоматически, без вмешательства водителя.

Режим «нейтраль»

Третий вариант работы раздаточной коробки ЗИЛ-131 – нейтральное положение. Рычаг управления РК устанавливается в среднее положение. При этом происходит рассоединение валов (15), (22) и (5). Такое отключение всех мостов необходимо для подачи крутящего момента от первичного вала (15) и шестерни (17) на привод коробки отбора мощности. Автомобиль при этом не движется.

Вес раздатки ЗИЛ-131

«Сухой» вес раздаточной коробки 115 кг. При заправке трансмиссионным маслом вес РК увеличится на 2,5 кг.

Как включить передний мост ЗИЛ-131

Как уже упоминалось ранее, передний привод можно активировать электрическим тумблером из кабины при работе раздатки на первой (прямой) передаче.

Если же в РК установлена понижающая передача, то подключение переднего привода произойдет автоматически.

Читайте также:  Ремонт деталей двигателя презентация

Обслуживание раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ-131

Обслуживание раздатки состоит из:

  • ЕО – ежедневного обслуживания;
  • регламентных ТО – технических обслуживаний, ТО-1 и ТО-2, предусмотренных заводом изготовителем;
  • сезонного ТО – СО (сезонного обслуживания).

ЕО заключается в предрейсовом визуальном осмотре основных агрегатов грузовика. Также следует провести осмотр поверхности земли под двигателем, коробкой скоростей, раздаткой, передним и задними мостами на наличие пятен от течи смазки.

При ТО-2 происходит проверка надежности крепления раздатки к силовому каркасу автомобиля, прочистка сапуна вентиляции раздатки.

Смена масла в раздаточной коробке проводится согласно карте смазки. Масло, применяемое для РК – всесезонное ТСп-15. При эксплуатации автомобиля при температурах -30 0 С и ниже применяется смазка ТСп–10.

Слив масла из раздатки производится выворачиванием резьбовой пробки (38, см «разрез» РК). Заливка смазки ведется через маслоналивное отверстие, при вывернутой пробке (39).

Ремонт раздаточной коробки ЗИЛ-131

Раздаточная коробка ЗИЛ-131 надежный и долговечный агрегат. Однако при появлении признаков неправильной работы коробки – повышенный шум, скрежет при переключении режимов, «выбивание» скоростей, течь смазки, РК следует снять с автомобиля.

Затем на ремонтном участке коробку разбирают, обследуют. Неисправные детали и узлы заменяют новыми. Затем производят сборку коробки и установку ее на грузовик. После залива свежей смазки производят пробную поездку и определяют исправность отремонтированной раздатки.

Заключение

Трансмиссия автомобиля ЗИЛ-131 позволила этому трехосному грузовику стать надежным перевозчиком в различных отраслях народного хозяйства, стать базовой армейской машиной самого широкого профиля. К сожалению, отсутствие надежного, мощного, компактного и экономичного дизельного двигателя сократила срок существования этого знакового автомобиля.

Трансмиссия автомобиля

Трансмиссия автомобиля — совокупность механизмов и агрегатов для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам автомобиля.

В автомобиле ГАЗ-66 крутящий момент от коленчатого вала двигателя через сцепление, коробку передач и промежуточный карданный вал передается к раздаточной коробке.

От раздаточной коробки крутящий момент передается к переднему и заднему ведущим мостам.

В автомобиле ЗИЛ-131 крутящий момент от раздаточной коробки 2 ( рис. 56 ) передается к переднему 1 и среднему 3 ведущим мостам.

К заднему ведущему мосту 5 крутящий момент передается карданным валом 4 от среднего ведущего моста.

Рис. 56. Карданная передача трехосного автомобиля ЗИЛ-131

Основные механизмы и агрегаты трансмиссии автомобиля:

Сцепление автомобиля — наибольшее распространение получили простые по конструкции однодисковые сцепления (ГАЗ-66, ЗИЛ-131). Двухдисковые сцепления применяют на большегрузных грузовых автомобилях (КрАЗ-257, МАЗ- 516, Урал-377).

Привод сцеплений — может быть механическим (ЗИЛ-131. КрАЗ-257) и гидравлическим (ГАЗ-66). Для снижения усилия на педали при выключении сцепления параллельно механическому приводу включают пневматический усилитель (МАЗ-500).

Коробка передач — по числу передач (ступеней) переднего хода коробки передач подразделяются на трехступенчатые (ГАЗ-21 «Волга»), четырехступенчатые (ГАЗ-66) и пятиступенчатые (ЗИЛ-131, КрАЗ-257). Пятиступенчатая коробка передач автомобиля КрАЗ-257 (рис. 61) имеет пятую передачу с передаточным числом, меньшим единицы.

Гидромеханическая передача — состоит из гидротрансформатора и коробки передач. Гидротрансформатор — это гидравлическое устройство, обеспечивающее бесступенчатое изменение крутящего момента, подводимого к ведущим колесам, в зависимости от условий движения автомобиля.

Раздаточная коробка служит для распределения крутящего момента между ведущими мостами автомобиля повышенной проходимости, а также для включения и выключения переднего ведущего моста.

Карданная передача — карданы (карданные сочленения) подразделяются на жесткие и эластичные (упругие), жесткие в свою очередь — на вильчатые и карданы равных угловых скоростей, применяемые в приводе к передним ведущим колесам.

Главная передача автомобиля — подразделяются на одинарные с одной парой конических или гипоидных шестерен и двойные с одной парой конических и одной парой цилиндрических шестерен. У гипоидной главной передачи ось вала ведущей конической шестерни не пересекается с осью ведомой шестерни, а расположена ниже ее (у ГАЗ-66 на 32 мм). Такая передача бесшумна в работе и более долговечна, но требует применения масел, обладающих высокой прочностью пленки, и особо тщательного обслуживания.

Межколёсный дифференциал предназначен для распределения крутящего момента между ведущими колесами и позволяет правому и левому колесам при повороте автомобиля и при движении по неровной дороге вращаться с разными скоростями.

Межосевой дифференциал автомобиля КамАЗ-532 — устанавливается между ведущими задними мостами, предназначен для распределения вращательного движения между средним и задним ведущими мостами, а также для обеспечения различных частот вращения ведущих колес этих мостов.

Полуоси автомобиля — в зависимости от расположения подшипников полуоси воспринимают различные нагрузки и но условиям работы подразделяются на два основных типа: полностью разгруженные (ГАЗ-66, ЗИЛ-131 и другие грузовые автомобили) и полуразгруженные (ГАЗ-24 «Волга» и другие легковые автомобили).

Передний привод автомобиля. Когда передние колеса являются управляемыми и ведущими, между наружной и внутренней полуосями ставят кардан равных угловых скоростей. Внутренняя полуось шлицами соединена с полуосевой шестерней дифференциала, а наружная — фланцем со ступицей колеса. В картер переднего моста запрессованы кожуха полуосей, на которые посажены шаровые опоры; фланцы шаровых опор крепятся к фланцам картера переднего моста.

Раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ-131

Раздаточная коробка механическая, имеет две передачи.

Передаточное число первой передачи 2,08, второй передачи 1,0

Конструкция и ремонт коробки отбора мощности ЗИЛ-131

Конструкция и ремонт коробки отбора мощности ЗИЛ-131

Коробка отбора мощности (рис 1) реверсивная, служит для привода лебедки и устанавливается на фланец люка коробки передач.

Ведущий блок 16 зубчатых колес и промежуточное зубчатое колесо 13 установлены на неподвижных осях 11 и 14 на роликовых подшипниках 17

Техобслуживание мостов ЗИЛ-131

Техническое обслуживание мостов ЗИЛ-131

Необходимо регулярно добавлять смазку в мосты и заменять ее, как указано в карте смазки.

Сцепление автомобиля ЗИЛ-131

Конструкция сцепления автомобиля ЗИЛ-131

Сцепление автомобиля ЗИЛ-131 однодисковое, сухое, установлено в литом чугунном картере 8.

Кожух 9 сцепления закреплен на маховике 2 коленчатого вала 1 восемью центрирующими (специальными) болтами 23

Регулировка шкворней и ступиц ЗИЛ-131

Регулировка подшипников шкворней и ступиц колес автомобиля ЗИЛ-131

Регулировка подшипников шкворней

Подшипники шкворней поворотного кулака переднего ведущего моста регулируются с предварительным натягом

Конструкция и ремонт лебедки автомобиля ЗИЛ-131

Конструкция и ремонт лебедки автомобиля ЗИЛ-131

На автомобиле установлена лебедка, предназначенная для самовытаскивания автомобиля при преодолении труднопроходимых участков пути, а также для оказания помощи другим застрявшим в пути автомобилям

Коробка передач ЗИЛ-131

Коробка передач автомобиля ЗИЛ-131

Коробка передач механическая, трехходовая, имеет пять передач для движения вперед и одну — для движения назад. Пятая передача прямая. Коробка передач снабжена двумя синхронизаторами инерционного типа для включения второй и третьей, четвертой 11 пятой передач.

Регулировка шестерен редукторов ЗИЛ-131

Регулировка подшипников и шестерен редуктора ЗИЛ-131

Конические роликоподшипники вала ведущей конической шестерни редуктора регулируются с небольшим предварительным натягом; осевой зазор не допускается.

Авто © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector